доклад. Святочные гадания
Скачать 14.55 Kb.
|
Сообщение по литературе Тема: «Святочные гадания» Выполнила: Ученица 6 «А» класса Нестеренко Наталья Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее. Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе. Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым. Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю. Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на нее смотрит девушка, в той стороне и суженый ее живет». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овес, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В рождественскую ночь брали в темноте полено из поленницы и по его виду заключали, каков будет жених: гладкое полено — муж достанется добрый (или бедный), суковатое — с дурным характером (по другой версии — богатый); длинное полено — к высокому жениху, тонкое — к худому и так далее. А в Новый год девицы подметали под столом, и те, кто находили там зерно, должны были вскоре выйти замуж. Существовало много способов увидеть суженого во сне. Например, «на ночь надо сделать из прутиков мостик, положить его под подушку, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост», — ну а потом только гляди, кто во сне приснится». Другой вариант этого гадания — положить под подушку колодец из спичек со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить». С той же целью иногда под подушку клали небольшое зеркало. Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее. Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных — на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев — обитель домашних духов. Самым «правдивым» временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. |