Главная страница
Навигация по странице:

  • «Связь мифологии и врачевания в древней Греции»

  • Оглавление

  • Цель работы

  • Асклепий

  • Вывод

  • история медицины реферат. реферат им. Связь мифологии и врачевания в древней Греции


    Скачать 31.27 Kb.
    НазваниеСвязь мифологии и врачевания в древней Греции
    Анкористория медицины реферат
    Дата05.10.2022
    Размер31.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат им.docx
    ТипРеферат
    #714750

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России)

    Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины.

    Реферат на тему:

    «Связь мифологии и врачевания в древней Греции»

    Выполнила:
    студентка 1 курса 12 группы
    педиатрического факультета
    Назарьян Анастасия Ашотовна


    Проверила:
    Веселова Д.В


    Краснодар 2017
    Оглавление




    Введение____________________________________________________________3

    Боги-покровители врачевания __________________________________________4

    Асклепий____________________________________________________________6

    Вывод_______________________________________________________________7

    Литература __________________________________________________________8



    2



    Древняя Греция – удивительная страна, оставившая след в истории развития многих наук. Греческая культура породила шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии. Одной из известнейших особенностей древнегреческого государства является его олимпийская религия. Жизнерадостная мифология Древней Греции отличается от хмурой мифологии стран Древнего Востока. Там боги — всемогущие властители, безжалостные вершители судеб, что является прямым отражением деспотизма восточных правителей (достаточно вспомнить жестоких царей Вавилонии и Ассирии). Греки не знали подобного деспотизма и, по определению К. Маркса, были «нормальными детьми».
    В цивилизованном мире едва ли найдется человек, воображение которого не увлекали мифы Древней Греции. Боги в древнегреческой мифологии обладали всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, как и плохими. Греки почитали своих богов, устраивали в их честь шумные празднества, олимпиады, пиры. Практически у каждого рода деятельности в Древней Греции был свой бог-покровитель, люди поклонялись «защитнику» их дела, ремесла; в трудные моменты молили богов о помощи, а в удачные дни благодарили, приносили дары к храмам.
    Медицина в древнегреческом государстве развивалась так же стремительно, как и другие сферы. Врачевание и мифология в Древней Греции были неразрывно связаны: врачеватели обращались за помощью к могущественных богам, больные вымаливали у покровителей медицины выздоровление. В самом начале своего пути античная медицина сочетала в себе магические формы врачевания с рациональными методами лечения. К божественным провидениям, что толковались жрецами, добавлялись знания врачей в области целебных свойств растений и различных ядов. Однако, в большинстве своем, вся слава доставалась именно богам.
    Медицинское знание существовало в Древней Греции на высоком уровне.

    3

    Оно было неразрывно связано с религией и философией. Греки знали большое количество заболеваний и способов их лечения, также процветала храмовая медицина. Многие термины, предложенные в то время, активно используются по нынешний день. А символ бога Асклепия – чаша со змеей – одна из наиболее известных медицинских эмблем.
    Цель работы : рассмотреть влияние древнегреческой мифологии на развитие врачевания.

    Боги-покровители врачевания

    Значительное место в греческой мифологии уделялось врачеванию и богам-врачевателям. Первым среди них был один из важнейших божеств олимпийского пантеона, сын Зевса и богини Лето бог Аполлон. Аполлон — брат-близнец богини Артемиды и отец бога Асклепия. Его изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках. Он олицетворяет солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он — бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемические заболевания и другие бедствия. Так, в одном из мифов он ниспослал мировую (так называли в то время эпидемии чумы) язву на греков (ахейцев), воевавших под Троей, в наказание за то, что они оскорбили его жреца Хриса:

    «Царем раздраженный, наслал он

    Злую болезнь на ахейскую рать. Погибали

    народы...».

    Аполлон — не только врач богов и бог врачей, он бог мудрости, поэзии, музыки и красоты. Артемида — сестра-близнец Аполлона — была богиней плодородия и луны, владычицей зверей и покровительницей охоты. Артемида изображалась в виде прекрасной девушки-охотницы, с луком и стрелами и скачущей рядом с ней ланью. Как богиня плодородия, она считалась
    4

    покровительницей рожениц, защитницей детей и женского целомудрия. Поэтому при обряде бракосочетания и во время беременности было принято приносить ей всевозможные жертвы. В одном из мифов рассказано о том, что фессалийский герой и царь Адмет забыл при вступлении в брак принести жертву Артемиде и разгневанная богиня пустила ядовитую змею в его брачные покои. К счастью Адмета, вовремя подоспевший Аполлон спас его от гнева своей воинственной сестры.
    Афродита, рожденная из пены морской и вынесенная волнами на остров Кипр, была богиней-прародительницей. Кипр стал любимым местом ее пребывания, отсюда другое, имя Афродиты — Киприда. Самая красивая, вечно юная и пленительная, она была могущественной богиней, которая, заботясь о продолжении рода, покоряла всех силой своей прелести и женственности.
    Римский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н.э.— 17 год н.э.) так писал о могуществе Афродиты: «Она дает оплодотворенные семена растениям, она первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью, она научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Ей обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря ее могуществу живут и размножаютя рыбы и все живущее в безбрежных морях и других водах. Она первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботу о наружности.
    Если Афродита олицетворяла рождение всего живого, то в обязанности бога Гермеса входило провожать души умерших в царство мертвых. Гермес — посланник богов между небом и землей, воплощение прибыли, обмена и торговли. Вот почему на одной из дошедших до нас античных фресок он изображен в дорожной шляпе и сандалиях в момент передачи двух душ умерших богу подземного царства; в руках у Гермеса кадуцей, т. е. жезл с двумя крылышками, вокруг которого обвиваются две смотрящие друг на друга змеи. В Древней Греции кадуцей не был эмблемой медицины, но в настоящее время в ряде стран Америки он признан как официальная медицинская эмблема.

    5

    Гестия почиталась в Древней Греции как богиня домашнего очага. Она охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый бог Гипнос олицетворял сон (отсюда современное «гипноз»). Ему подчинялись не только люди, но и боги. Но самым важным медицинском богом олимпийского языческого пантеона был Асклепий. Греческая мифология донесла до нас повествование о его рождении, жизни, героических подвигах, гибели и воскрешении.[4]

    Асклепий
    В греческой мифологии Асклепий – сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел ᴇᴦο отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды – дочери огненного титана Флегия.
    Коронида обладала невероятной красотой, которой она и покорила Аполлона. Но, как ни странно, она не слишком долго уделяла внимание своему божественному поклоннику и предпочла простого смертного. Дурную весть об измене Корониды богу принес ворон, тогда еще – совершенно белый, с ослепительно белоснежным оперением. Аполлон же, в припадке гнева, совершив несправедливость, которую часто совершают разгневанные боги, наказал своего верного вестника, превратив его перья в совершенно черные. Конечно, Коронида была убита. По одной версии, бог сделал это сам, по другой – он попросил Артемиду послать одну из своих разящих без промаха стрел. Несмотря на всю свою жестокость, глядя на то, как девушка лежит на погребальном костре, уже охваченном пламенем, он почувствовал некоторое сожаление. «Я по меньшей мере могу спасти дитя», – сказал он себе и, подобно Зевсу, спасшему ребенка Семелы, выхватил из огня дитя, которому уже подходил срок родиться на свет.[3]
    Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни
    6

    умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.
    По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея – богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея – покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым
    военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. [1] Сыновей Асклепия также почитали как легендарных лекарей. Гиппократа, известного врачевателя и автора «Гиппократова сборника», считают одним из их потомков.[5]
    Одним из главных атрибутов и символов Асклепия являлась змея. Легенда говорит, что когда он был еще ребенком и сидел у постели больного, змея обвилась вокруг его палки. Мальчик убил ее, но вслед приползла еще одна с какими-то травами в пасти. Она «натерла» ими свою предшественницу, и та ожила. Позже Асклепий отыскал эти травы и стал успешно использовать их для лечения людей. С тех пор змея, а по некоторым источникам две, стали его постоянными спутницами. Считалось даже, что он мог превращаться в змей. Некоторые ученые проглядывали в этом своеобразные хтонические черты и связь с целительными свойствами земли. Святилища и жертвенники Асклепия можно найти по всей Греции. Наиболее известными и крупными были храмы в Эпидавре, в Трикке, на о. Кос и др.[2]
    Вывод
    Древнегреческая цивилизация внесла неоценимый вклад в развитие просвещения, науки, земледелия, искусства и, что особо важно, медицины. Врачи Древней Греции отличались высокой компетентностью для своей эпохи, пользовались уважением среди народа, внушали людям надежду на выздоровление.
    Тесная связь врачевания и мифологии в Древней Греции объясняется еще и
    7

    тем, что вера в «высшую силу» поднимала «боевой дух» больных, заставляла их бороться со своей болезнью, черпая силы из веры.
    Врачевателям же божественная помощь придавала уверенность в своих силах и действиях, они верили, что приношения и поклонение богам-покровителям принесет их делу успех, а больному выздоровление.

    Литература

    1. Сорокина Т.С «История Медицины», 9-е издание – 2009. – Издательский центр «Академия» - 560 с.

    2. Счастливая Д.Н. «Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции» // «Молодой ученый.» — 2014. — №7. — С. 580-583.

    3. Эдит Гамильтон «Мифы и легенды Греции и Рима» - 2009. – Издательство «Центрполиграф» - 480 с.

    4. http://doctorvic.ru/info/popular-about/grecheskaya-mifologiya-o-vrachevanii-i-vrachevatelyakh Дата обращения: 29.09.17

    5. http://www.letopis.info/themes/medicine/medicina_drevney_grecii.html
      Дата обращения: 01.10.17




    8


    написать администратору сайта