лекции. Лекции по компьютерной графике(ИСиТ-1 курс). Связь традиционной и компьютерной графики, с одной стороны, определяет
Скачать 0.87 Mb.
|
Заключение В данном пособии рассмотрены только вопросы, относящиеся к теоретической части дисциплины «Компьютерная графика». Работа в прикладных пакетах изучается в процессе лабораторных и практических занятий. В заключение, авторы выражают признательность рецензентам и редактору за внимательное прочтение рукописи и замечания, способствовавшие улучшению качества предлагаемого пособия. 87 Библиографический список 1. Бэйн С. Эффективная работа: CorelDRAW 10. – СПб.: Питер, 2002. -784 с. 2. Ганзбург А. Периферийные устройства. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с. 3. Гук М. Аппаратные средства IBM PC Энциклопедия.– СПб.: Питер, 2000. – 816 с. 4. Казанцев А. В. Основы компьютерной графики: В2ч. Ч 1. Математический аппарат компьютерной графики (электронная версия). – Казань, 2001. – 62 с. 5. Ким Ли. 3D Studio MAX 4/5. Для дизайнера. Искусство трехмерной анимации. – Киев: ООО «ТИД «ДС», 2002. – 848 с. 6. Панкратова Т. FreeHand 9: Учебный курс.– СПб.: Питер, 2001. – 448 с. 7. Петров М. Н., Молочков В. П. Компьютерная графика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 736 с. 8. Пономаренко С. И. Adobe Illustrator 10. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с. 9. Пономаренко С. И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. – СПб.: БХВ- Петербург, 2002. – 496 с. 10. Тайц А. М., Тайц А. А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002. – 688 с. 11. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. – М.: Издательский отдел «Русская Редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.», 1997. – 544 с. 12. Яцюк О. Г., Романычева Э. Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 432 с. 88 Глоссарий Bitmap ( битовая карта) – способ представления изображения, в котором каждому пикселю соответствует несколько двоичных разрядов, характеризующих его цветность. Brightness ( яркость) – характеристика цвета, определяющая интенсивность цвета. Используется в цветовой модели HSB. Измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м 2 ) и определяется при абсолютно белом изображении на экране (регулировки яркости и контраста настроены на максимум). Grayscale ( серая шкала, шкала серого и т.д.) – одноканальное представление изображения с 256 уровнями (градациями) серого цвета. На каждый пиксель изображения отводится 1 байт (8 бит). В этой модели различные оттенки серого задаются с помощью разного процентного содержания двух цветов: черного и белого. High Color –16- разрядное представление цвета (65 тысяч цветов). Hue ( цветовой тон, оттенок) – цвет, получаемый из любого исходного цвета путем незначительного добавления черного, белого или любого другого цвета. Основная характеристика цвета, отличающая его от других цветов, например, оранжевый от синего, фиолетовый от розового и т.д. Используется в модели HSB. NURBS (Non-Uniform Rational Basis-Splines) – математические поверхности, кривизна которых определяется положением контрольных точек, а положение любой точки поверхности вычисляется по математическим формулам. Большинство современных САПР и систем компьютерной анимации поддерживают моделирование с использованием NURBS. 89 PostScript – язык описания страниц (язык управления лазерными принтерами) фирмы Adobe. Saturation ( насыщенность) – характеристика цвета, определяющая чистоту цвета, т.е. степень видимого отличия хроматического (цветного) цвета от ахроматического (серого) цвета. Используется в цветовой модели HSB. True Color – 24- разрядное представление цвета (16,7 миллиона цветов). Анимация (animation) – искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике, путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов. Аддитивный цвет ( от англ. add — добавлять, складывать) – получается при соединении лучей света разных цветов. Безопасная палитра – состоит из всех возможных сочетаний 6 оттенков красного, зеленого и синего (RGB) с равномерным шагом. Таких оттенков 6 х6х6=216 (остальные 40 используются в качестве системных). При использовании цветов этой палитры можно быть уверенным в том, что каждый цвет будет передан без искажений. Основная область применения – web- дизайн. Векторная графика – вид компьютерной графики, в котором изображение представляется в виде совокупности отдельных объектов, описанных математически. Глубина цвета (color depth) – количество бит, приходящихся на один пиксель (bpp). Определяет количество бит, или разрядов, с помощью которых составляются коды потенциальных значений тона или цвета. 90 Двухмерная (2D) графика – изображение, имеющее два измерения, то есть лежащее на плоскости. Индексная палитра – табличный набор цветов (не более 256), который сформирован из исходного изображения либо из некоторой цветовой палитры и используется для окрашивания данного изображения с целью уменьшения размера его файла или создания художественного эффекта. Интерактивность (interactive) – свойство программного обеспечения, обеспечивающее реакции со стороны программы в ответ на какие-либо действия пользователя. Реализуется за счет применения графического интерфейса пользователя. Интерактивным называется приложение, результат работы которого зависит от пользователя, который может изменять как результат, так и представление результата. Обработка данных в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия пользователя и компьютера, обмена между ними последовательностью запросов (вопросов) и ответов (приглашений) с целью управления процессом обработки. Реализуется с помощью программного обеспечения обладающего свойством интерактивности. Канал (channel) – компьютерная форма отображения каждой составляющей цветовой модели, аналог цветоделенной формы в полиграфическом процессе. Комплементарный , дополнительный (complementary color) цвет – два цвета называются комплементарными (дополняющими друг друга), если при смешении они дают белый цвет. Компьютерная графика – использование вычислительной техники для создания графических изображений, их отображения различными средствами и манипулирования ими. Контраст (contrast) – отношение яркости абсолютно белой и абсолютно 91 черной точек экрана. Степень тонового различия между областями изображения. Кривая Безье – полиномиальная кривая, задаваемая набором определяющих точек. Кривые Безье записываются в памяти компьютера в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с помощью этих кривых, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Масштабирование объекта – растяжение объекта вдоль соответствующих осей относительно начала координат. Мультимедиа – область компьютерной графики, связанная с созданием интерактивных приложений (дающих возможность активно влиять на содержимое и направленность), энциклопедий, справочных систем, обучающих программ и интерфейсов к ним. Настольная издательская система (Desktop Publishing) – понятие включает в себя все технические и программные аспекты компьютерной графики. Пиксель (pixel) – мельчайший элемент изображения, воспроизводимый компьютером. Отличительными особенностями пикселя являются его однородность (все пиксели по размеру одинаковы) и неделимость (внутри пикселя не может быть никаких более мелких элементов). Полигон ( от англ. рolygon – многоугольник) – плоская фигура, ограниченная со всех сторон ломаной линией. Треугольники, то есть простые трехсторонние многоугольники формируют основу, каркас объектов в трехмерной среде. Полигональные объекты – это полигональные примитивы, описываемые набором динамически изменяемых параметров (например, длин, радиусов), или полигональные сетки, определяемые как набор граней, ограниченных 92 ребрами, попарно соединяющими вершины. Полиграфия – совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. Разрешение (resolution) – количество дискретных элементов на единицу длинны. Растр – прямоугольная сетка точек, формирующих изображение на экране компьютера. Растровая графика – формат графического представления объекта в виде множества точек. Рендеринг (rendering) – процесс интерпретации всего объекта и данных о его освещении для создания завершенной картины в том виде, в каком она должна выглядеть на перспективе с выбранной точки зрения. Сплайн – гладкая кривая, которая проходит через две или более контрольных точек, управляющих формой сплайна. Субтрактивный цвет ( от англ. subtract — вычитать) – получается вычитанием цвета из общего луча отраженного света. Текстура – побитовое отображение поверхностей, отсканированное или нарисованное, придающее поверхности реалистичный вид. Текстурирование – основной метод моделирования поверхностей наложением на них изображений, называемых текстурой. Трехмерная (3D) графика – построение на компьютере с помощью специальных программ пространственной модели, состоящей из простых и сложных геометрических форм присвоение этой модели фактуры, цвета, степени прозрачности и матовости придание ей и условной камере движения в виртуальном пространстве расстановка в этом пространстве источников 93 света; и, наконец, просчет выстроенной сцены. Формат файла (file format) – определяет способ организации данных на носителях информации. Форматы файлов определяются разработчиками программ в процессе их создания, затем они, если находят широкое распространение и поддержку, подлежат стандартизации. Фрактал ( от латинского fractus – состоящий из фрагментов) – структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Чересстрочный (interlaced) – в настоящее время существует две наиболее распространенные системы вывода картинки на экран: «сплошная, нечересстрочная» (Non-interlaced) и «чересстрочная». В «чересстрочной» системе сначала отображаются все нечетные горизонтальные строки исходного изображения, а затем - все четные строки этого же изображения. Такой режим позволяет вдвое снизить нагрузку на электронику (частота обновления в два раза меньше), но создает эффект мерцания изображения. В « сплошной» системе наоборот все строки (нечетные и четные) отображаются в том порядке, в каком они идут в исходном изображении. Это дает более качественную картинку, но повышает требования к электронике. Цвет – набор определённых длин волн, отражённых от предмета или пропущенных сквозь прозрачный предмет. Цветовая модель – способ представления большого количества цветов посредством разложения их на простые составляющие. Цветовая палитра – это таблица данных, в которой хранится информация о том, каким кодом закодирован тот или иной цвет. Эта таблица создается и хранится вместе с графическим файлом. 94 Предметный указатель A Adobe ...45, 48, 50, 51, 57, 69, 70, 71, 72, 87, 89 Adobe Acrobat ................................................ 72 Adobe Acrobat Distiller .................................. 72 Adobe Acrobat Exchange................................ 72 Adobe Acrobat Reader .................................... 72 Adobe Illustrator ............... 69, 70, 71, 72, 73, 87 Adobe ImageReady ......................................... 51 Adobe PhotoShop...................................... 48, 52 AI (Adobe Illustrator Document) .................... 72 aliasing ............................................................ 37 Animation Shop .............................................. 51 anti-aliasing ............................................... 37, 38 B bitmap.................................................. 37, 40, 54 BMP .......................................................... 54, 85 bpp (bit per pixel)...................................... 43, 89 brainware level ( пользовательский уровень настольной издательской системы)............... 8 brightness ( яркость)............................ 34, 35, 88 C CDR (CorelDRAW Document) ...................... 73 CMYK ( цветовая модель)30, 31, 32, 33, 35, 57 color depth ( глубина цвета) ..................... 43, 89 control point ( управляющая точка)............... 64 Corel.............................................. 52, 53, 66, 70 Corel Graphics Suite ....................................... 53 Corel PHOTO-PAINT .............................. 52, 70 CorelDRAW.............................................. 66, 70 CorelTRACE................................................... 70 D Desktop Publishing ( настольная издательская система).......................................................7, 91 DjVu.................................................................59 dpi (dot per inch)........................................38, 39 E end point ( конечная точка).............................64 EPS (Encapsulated PostScript) ............71, 73, 85 F FH (FreeHand Document) ...............................73 G GIF (Graphics Interchange Format).....55, 56, 57 GIF89a (Graphics Interchange Format) ...........55 GIMP (GNU Manipulation Image Program) ..48, 49 grayscale ..............................................30, 44, 88 H hardware level ( аппаратный уровень настольной издательской системы)................7 High Color .................................................47, 88 HSB ( цветовая модель)................33, 35, 88, 89 hue ( цветовой тон)..............................33, 34, 88 I inch ( дюйм) .....................................................38 input devices ( устройства ввода информации) ...........................................................................8 95 interlacing.................................................. 55, 56 J JPEG (Joint Photographic Experts Group) 56, 57 L lpi (line per inch) ............................................. 38 M Macromedia............................. 53, 69, 70, 71, 73 Macromedia Dreamweaver ............................. 53 Macromedia Fireworks ................................... 53 Macromedia Flash ..................................... 53, 70 Macromedia FreeHand 68, 69, 70, 71, 72, 73, 87 Maya................................................................ 79 N NURBS ......................................... 64, 81, 82, 88 O output devices ( устройства вывода информации).................................................... 8 P Paint Shop Pro................................................. 51 Paintbrush........................................................ 54 PCX ................................................................. 54 PDF (Portable Document Format) .................. 72 PhotoImpact .................................................... 52 pixel (picture element) ........................ 37, 38, 91 PNG (Portable Network Graphics) ................. 56 PNG24 (Portable Network Graphics 24 bit) ... 56 PNG8 (Portable Network Graphics 8 bit) ....... 56 polygon............................................................ 82 PostScript ...................................... 71, 72, 73, 89 ppi (pixel per inch) .......................................... 38 process, storage and transfer devices ( устройства обработки, хранения и передачи информации).....................................................8 PSD (Photoshop Document) ......................51, 57 R RAW ................................................................58 rendering ....................................................86, 92 resolution ( разрешение)............................38, 92 RGB ( цветовая модель) ..28, 29, 30, 32, 33, 35, 54, 89 S saturation ( насыщенность) .................34, 35, 89 software level ( программный уровень настольной издательской системы)................7 spi (sample per inch) ........................................38 start point ( начальная точка) ..........................64 T TIFF (Tagged Image File Format) .............58, 59 transparency ( прозрачность)...........................56 True Color............................................46, 47, 89 U Ulead Systems..................................................52 UVW- параметрическое пространство..........81 W web- дизайн......................................7, 56, 73, 89 X XFig .................................................................69 XPaint ..............................................................49 96 А аддитивная цветовая модель ........................ 29 алгебраические фракталы............................. 76 анимация .................................................. 85, 89 аппаратный уровень настольной издательской системы................................. 7, 8 аппроксимирующий многочлен................... 63 Б безопасная палитра ................................. 47, 89 битовая карта ............................... 40, 43, 44, 88 В вектор переноса ................................. 15, 20, 26 векторная графика.5, 10, 48, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 69, 70 видовое пространство ................................... 80 восьмибитовое изображение........................ 44 вращение точки ....................................... 17, 18 |