Главная страница
Навигация по странице:

  • (1848 — 1892)

  • Придворная контора великого князя Константина Николаевича

  • Стрельнинского дворцового управления

  • Стрельнинской Спасо-Преображенской придворной церкви

  • Александр Афанасьевич Логиневский (1801 ‒ 1848)

  • Василий Иванович Добронравов (1824—1873)

  • Василий Антонович Макаровский (1827—1882)

  • Николай Никитич Кедров (1835 ‒ 1904)

  • Василий Иванович Вознесенский (1808 ‒ 1855)

  • Александр Алексеевич Лебедев (1833–1907)

  • Иван Григорьевич Пидьмозерский (1861—1931 ())

  • Духовенство в штате Придворной конторы великого князя Константина Николаевича. Алексеева_духовенство_Сборник_2017_ред. Т. А. Алексеева Государственный комплекс Дворец конгрессов


    Скачать 143.5 Kb.
    НазваниеТ. А. Алексеева Государственный комплекс Дворец конгрессов
    АнкорДуховенство в штате Придворной конторы великого князя Константина Николаевича
    Дата28.08.2021
    Размер143.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАлексеева_духовенство_Сборник_2017_ред.doc
    ТипДокументы
    #228187
    страница1 из 3
      1   2   3

    Т. А. Алексеева

    Государственный комплекс «Дворец конгрессов»
    Духовенство в штате Придворной конторы

    великого князя Константина Николаевича:

    Стрельнинское дворцовое управление

    (1848  1892)
    Изучение истории Министерства императорского двора1 и входивших в него учреждений (Кабинет Его Императорского Величества, Департамент уделов, придворные конторы и дворцовые правления и др.), которое началось еще в имперскую эпоху2 и было прервано в советский период, с 1990-х гг. стало одним из популярных направлений отечественной исторической науки. Детабуизация «придворной» тематики была вызвана огромным интересом российского общества к истории Дома Романовых и его окружения. За прошедшие четверть века появились интересные исследования русского императорского двора XVIII — начала ХХ вв., посвященных структуре, составу и функционированию МИДв, придворным праздникам, ритуалам, повседневной жизни и др.3 В то же время остается еще множество неизученных источников (камер-фурьерские журналы, придворные календари, адрес-календари, списки штатов, формулярные списки, ведомственные инструкции и другие документы из фондов МИДв)4, неисследованных тем и сюжетов. Так, отсутствуют специальные работы, посвященные великокняжеским («малым») дворам в составе российского императорского двора. Между тем, изучение повседневной жизни великокняжеских семей и их окружения видится необходимым для раскрытия роли отдельных ветвей императорской фамилии в истории России. В первую очередь это относится к наиболее видным представителям Российского императорского дома, в число которых входит и великий князь Константин Николаевич (18271892) — второй сын Николая I, младший брат Александра II, генерал-адмирал русского флота, глава Морского министерства (1855‒1881), председатель Государственного совета (1865‒1881), выдающийся государственный, военный и общественный деятель. Несмотря на то что в последние годы ему было посвящено множество глубоких и ценных исследований, в числе которых стоит особо упомянуть материалы научно-практической конференции «Константиновские чтения», которая ежегодно проводится с 2005 г. в Константиновском дворце в Стрельне, до сих пор не появлялись работы, анализирующие состав, структуру и функционирование Придворной конторы великого князя Константина Николаевича и повседневную жизнь его великокняжеских резиденций.

    Предлагаемая статья посвящена одному из аспектов этой проблемы: в ней анализируется структура и состав придворного духовенства в штате Стрельнинского дворцового управления — учреждения, подведомственного Придворной конторе великого князя. Основной корпус источников составляют документы из фондов РГИА: Канцелярии заведующего придворным духовенством МИДв (Ф. 805), Придворной конторы великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны (Ф. 537) и Стрельнинского дворцового управления (Ф. 495): формулярные списки духовенства, формулярные ведомости, материалы переписки по делам Придворной конторы и Стрельнинской придворной церкви и др. В качестве вспомогательного материала используются справочные издания, а также источники личного происхождения (см. Приложение 2). Большинство использованных архивных документов впервые вводится в научный оборот, что определяет, наряду с темой и кругом поставленных задач, актуальность и новизну исследования.
    30 августа 1848 г. в придворном соборе Зимнего дворца великий князь Константин Николаевич вступил в брак с принцессой Александрой Саксен-Альтенбурской, принявшей при православном миропомазании имя великой княгини Александры Иосифовны. В этот же день император издал два указа, которые определяли и упорядочивали повседневную жизнь молодой великокняжеской семьи. Первым из них была образована Придворная контора великого князя Константина Николаевича и высочайше утвержден штат его двора5.

    Вновь созданный великокняжеский двор, подчинявшийся МИДв, находился в заведовании управляющего (гофмейстера), делопроизводство было сосредоточено в Придворной конторе. При дворе находились также секретарь, библиотекарь, лейб-медик с помощниками, шталмейстер (заведующий конюшенной частью), гоффурьер (заведующий придворной прислугой) а также множество служителей (камер-лакеи, камердинеры, лакеи, истопники, швейцары, рейткнехты и мн. др.). Отдельно был выделен двор великой княгини — гофмейстерина, фрейлины, камер-фрау, камер-юнгферы, камер-медхен и др.6. Официальной великокняжеской резиденцией стал Мраморный дворец, пожалованный великому князю в декабре того же 1849 г. в вечное и потомственное владение и получивший с этого времени наименование Константиновский7.

    В числе свадебных подарков был и подписанный Николаем I указ, в соответствии с которым в полное распоряжение великого князя передавался Стрельнинский дворец «со всеми принадлежностями, кроме имений, к оному приписанных, которые оставить в Удельном заведовании, поступивший же с них доход доставлять Его Высочеству»8. В штат Стрельнинского дворцового управления9, подведомственного Придворной конторе великого князя Константина Николаевича, вошли чиновники, служащие дворца, полицейской и садовой части. Они обеспечивали повседневную жизнь Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля — загородной великокняжеской резиденции. Особое подразделение составляло духовенство, приписанное к дворцовым церквам, в том числе к Стрельнинской Спасо-Преображенской придворной церкви10.

    Основание в Стрельне деревянного храма во имя Преображения Господня (рис. 1–3) относится к Петровской эпохе (1717–1718 гг.; по другим данным —1707–1708 гг.)11. Как и все поселение, церковь полностью зависела от дворцово-паркового ансамбля. Такое положение было узаконено 12 февраля 1835 г., когда по Высочайшему повелению Спасо-Преображенская церковь была изъята из епархиального ведомства и причислена к придворному12. Однако она оставалась главным приходским храмом Стрельны, поэтому неоднократно перестраивалась и расширялась13 в соответствии с нуждами растущего прихода, который составляли обыватели мызы Стрельна, квартирующие воинских команд, крестьяне ближайших деревень14, а также стрельнинские дачники. К концу XIX в. в дачный сезон число живущих в Стрельне и окрестностях, по сведениям полиции, достигало 30–35 тыс.15. Как сообщал сам стрельнинский причт, «церковь более приходская, чем придворная, точнее — она существует собственно для нужд прихода»16.

    Во второй половине XIX в., когда Стрельнинская резиденция стала «родовым гнездом семьи Константиновичей»17, Спасо-Преображенская церковь была, наряду с дворцом, центром общественной жизни Стрелиной мызы. Автор одного из наиболее интересных путеводителей того времени А. П. Верландер сообщает: «Эта церковь постоянно посещается многими окрестными жителями; летом же, во время пребывания в Стрельне великой княгини Александры Иосифовны, храм не вмещает в себя всех желающих молиться. Прекрасное богослужение, при двух хорах певчих Константиновского дворца и Стрельнинской школы, находящейся под покровительством великой княгини Александры Иосифовны, много содействует привлечению прихожан»18.

    Помимо совершения ежедневных богослужений и треб, причт церкви многое делал для жителей Стрельны, «прилагая все старания удовлетворять религиозно-нравственные нужды своего прихода»: законоучительствовал в школах, организовывал духовно-нравственные чтения в Дворцовом манеже и в Народном доме, распространял книги и брошюры и др.19.

    В период функционирования Придворной конторы великого князя Константина Николаевича в Стрельне возникло еще несколько храмов, которые были приписаны к Спасо-Преображенской придворной церкви и обслуживались ее причтом. Прежде всего, это домовая церковь в Стрельнинском дворце, которая появилась в 1849–1850 гг. при реконструкции здания под руководством Х. Мейера и А. Штакеншнейдера и была освящена 22 июня 1851 г. во имя св. равноап. царя Константина — небесного покровителя хозяина дворца; чин освящения возглавил духовник царской семьи протоиерей Василий Бажанов20. В 1850-х гг. в храме совершались регулярные богослужения, однако, поскольку «великокняжеская чета жила во дворце только в летнее время, зимой церковь практически никто не посещал»21, в 1860 г. церковь была упразднена22.

    В 1886 г. на Стрельнинском кладбище, «имевшем дотоле одну часовню, приписную к Стрельнинской Придворной церкви», была возведена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы23. В 1890–1892 гг. при Стрельнинском «Братстве для ближнего» (учреждено в 1879 г. под покровительством великой княгини Александры Иосифовны) в дер. Халузи была устроена и освящена домовая церковь во им. св. блгв. в. кн. Александра Невского24. Кроме того, в Стрельне были выстроены две часовни: во имя св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца. К концу XIX — началу ХХ в. все чаще и чаще поднимается вопрос о возведении в Стрельне нового каменного храма, земля для которого была выделена августейшими владельцами в центре поселения («на военном плацу, где уже устроена часовня во имя Св. Александра Невского»25), однако проект не был реализован.

    В середине — второй половине XIX столетия великокняжеская семья выезжала в Стрельнинскую резиденцию на отдых в теплое время года. В это время Спасо-Преображенская церковь выполняла придворные функции; хотя, как сообщал современник: «...Августейшая Семья живет лишь летом <...> причт никогда августейшими владельцами не отвлекается от приходских обязанностей. Если Их Высочества бывают в Стрельнинской придворной церкви, то стоят в отдельной комнате, и служба совершается в присутствии их без всяких изменений и сокращений»26. Если в это время случались дни рождений и тезоименитств членов великокняжеской семьи, то в праздничных богослужениях в Стрельнинской церкви участвовали хоры Придворной певческой капеллы27.

    В 1850-х гг., когда существовала домовая церковь в самом дворце, праздничные богослужения совершались и в ней. После 1860 г. для молебнов использовали временный иконостас, который устанавливали в одном из залов дворца (рис. 4). Так, 6 августа 1879 г. великая княгиня Александра Иосифовна «изволила выходить к молебну в Голубое зало»28, а 30 августа 1892 г. «изволила выходить к молебну в гостиную»29. На одной из фотографий этого времени (рис. 5) видно, что иконостас находился у южной стены Мраморного зала30. О «походной церкви в самом дворце, где служит братия Троице-Сергиевой пустыни», сообщали и современники31.

    Поскольку Стрельнинская церковь была подведомственной Стрельнинскому дворцовому управлению и Придворной конторы великого князя Константина Николаевича, ее клир составляли представители придворного духовенства. В XIX — начале ХХ в. оно оформилось как внутрисословная группа, занимавшая особое привилегированное положение в дворцовой иерархии. Руководил всеми церквами придворного ведомства, входившего в состав учреждений МИДв, протопресвитер, духовник императорской фамилии, который подчинялся не Синоду, а непосредственно императору и министру двора. Содержание придворных клириков финансировалось за счет дворцовой казны, причем кроме жалованья они имели казенные стол, отопление и освещение, а по выходу за штат — пенсии. Многие из них проживали «на казенных квартирах» при дворцах и учреждениях, в церквах которых служили32. Таким образом, придворное духовенство находилось в гораздо более благоприятных условиях, нежели основная масса священнослужителей.

    Согласно «Высочайше утвержденному штату Стрелинскому дворцу»33, к Стрельнинскому дворцовому управлению были приписаны следующие клирики:





    Число лиц

    Годовые оклады (руб. серебром)

    Итого одному

    Итого всем

    Жалованье

    Столовые

    Священник

    1

    429

    286

    715

    715

    Диакон

    1

    286

    286

    572

    572

    Псаломщиков

    2

    172

    172

    344

    688

    Просвирня

    1

    58




    58

    58

    Сторож

    1

    58




    58





    Т. о., штат духовенства состоял из двух священнослужителей — одного священника и одного диакона (псаломщики и просвирня, также входившие в состав клира, причислялись к церковнослужителям (причту)34). Обеспечение духовенства Спасо-Преображенской церкви было полностью возложено на Стрельнинское дворцовое управление: от него («из суммы, отпускаемой на содержание штата Стрельнинского дворца»35) выделялось жалованье причту. Кроме того, духовенству предоставлялись казенные квартиры — в домах, построенных в 1846 г.36 по проекту архитектора Х. Ф. Мейера к востоку от Почтового двора (рис. 6) — на земле, принадлежавшей Стрельнинскому дворцовому ведомству37; выделялись дрова для отопления домов («священнику по количеству печей 49 саж., диакону 35 саж.»38), а также «огородной земли 800 квадратных сажен»39.

    В год образования Придворной конторы великого князя Константина Николаевича священником Стрельнинской церкви был Александр Афанасьевич Логиневский (18011848) (в прошлом протодиакон собора Зимнего дворца), однако 4 ноября 1848 г. он скончался. Неделю спустя министр императорского двора князь П. М. Волконский поручил заведующему придворным духовенством протопресвитеру В. Б. Бажанову «избрать студента Духовной академии, который бы, обязавшись вступить в брак с дочерью умершего священника церкви Стрельнинского дворца Логиневского, мог вместе с тем занять священническое место при церкви»40. В этот период совершение богослужений и треб в Стрельнинской церкви было возложено на духовенство придворной Петергофской Петропавловской церкви священников Николая Орлова и Петра Сперанского41.

    28 июня 1849 г. прошение о поступлении на освободившееся священническое место с обязательством взять в замужество дочь бывшего священника Логиневского42 подал сын дьячка из Новгородской губернии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, магистр богословских наук Василий Иванович Добронравов (1824—1873)43. Согласие видеть его своим зятем изъявила и вдова Анна Логиневская. В результате В. Добронравов был уволен из духовно-учебного управления при Св. Синоде и перешел в придворное ведомство, обвенчался с Екатериной Александровной Логиневской44, а 22 сентября 1849 г. был рукоположен во священника к придворной Стрельнинской Спасо-Преображенской церкви с Высочайшего соизволения по представлению о. духовника В. Б. Бажанова. 17 октября 1849 г. МИДв пожаловало ему на обзаведение 286 руб. серебром.

    Во время служения в Стрельне священник В. И. Добронравов безвозмездно преподавал Закон Божий в Стрельнинской придворной школе (1850–1852) и в школе 3-й Гвардейской и Гренадерской артиллерийской бригад (1853–1861). Кроме того, во время Крымской войны с 20 июня по 1 ноября 1855 г. исправлял в Стрельнинском временном военном госпитале духовные требы для военных нижних чинов.

    Священник В. И. Добронравов служил в Стрельне до 1861 г., когда был перемещен на пресвитерскую вакансию к Большому собору Зимнего дворца, а в 1863 г. назначен его сакелларием45. 11 апреля 1866 г. произведен в сан протоиерея. 23 июля 1870 г. по прошению за болезнью уволен от должности сакеллария и вскоре оставил службу46. Скончался он в 1873 г. в Ливадии, похоронен в Ялте, на кладбище в Верхней Массандре. Надпись на надгробном кресте гласила: «Упокой, Господи, душу раба Твоего, протоиерея Зимнего дворца Василия Ивановича Добронравова. Скон. 25 ноября 1873 года»47.

    После перевода В. И. Добронравова штатное место священника Стрельнинской церкви занял Василий Антонович Макаровский (1827—1882). Как и его предшественник, он происходил из духовного звания и имел степень магистра богословских наук, поскольку в 1851 г. закончил курс в Киевской Духовной академии. С 1853 г. он служил в придворном ведомстве: был рукоположен во священника к Московскому придворному Верхоспасскому собору, и вскоре стал законоучителем в Дворцовом архитектурном училище.

    10 мая 1861 г. В. А. Макаровский был назначен к Стрельнинской придворной церкви и 7 июня принял от своего предшественника все церковные дела и имущество. В Стрельне он продолжил и законоучительную деятельность: в зимнее время по собственному желанию безвозмездно преподавал Закон Божий нижним чинам в Бригадной школе 3-й Гвардейской и Гренадерской артиллерийской бригады а также нижним чинам 2-й Конно-облегченной батареи; с 1863 г. обучал детей элементарным наукам в Стрельнинской школе, учрежденной на счет великой княгини Александры Иосифовны, а также законоучительствовал в Воспитательном доме в Стрельнинской колонии (1873‒1876). 9 апреля 1868 г. В. А. Макаровский был возведен в сан протоиерея. Следующим местом его служения стал также известный храм придворного ведомства — Конюшенная церковь, куда прот. В. Макаровский перешел в 1876 г. Скончался он 13 декабря 1882 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище (вместе с А. И. Успенским)48.

    Следующим стрельнинским священником стал Николай Никитич Кедров (18351904). По окончании курса в Санкт-Петербургской Духовной семинарии он был рукоположен 16 августа 1858 г. во диакона к Придворной Конюшенной церкви. По данным «Всеобщей адресной книги С.-Петербурга на 1867–1868 гг.», диакон Кедров с семьей жил на казенной квартире при храме (Конюшенная пл., д. 1, кв. 13)49. С 1867 г. он заведовал церковной разницей, в 1876 г. был произведен в протодиакона, а вскоре, 9 мая 1876 г., был рукоположен во священника к Придворной Стрельнинской церкви, где заступил на место перешедшего в Конюшенный храм В. А. Макаровского. В Стрельне о. Николай Кедров прослужил прочти тридцать лет. Как и его предшественники, он законоучительствовал: с 1876 г. преподавал Закон Божий и христианскую нравственность в Стрельнинской школе и в сельской школе в Халузях (школа Стрельнинского сельского общества). Многое сделал священник для попечения о больных и раненых воинах, находившихся на излечении в Стрельнинском госпитале50, за что был награжден 11 мая 1879 г. знаком «Красного креста»

    16 августа 1883 г. исполнилось 25 лет служения Н. Н. Кедрова в священном сане. По этому случаю Стрельнинское дворцовое управление, «принимая во внимание долговременную, усердную, ревностную и весьма полезную службу священника Кедрова», обратилось в придворное ведомство с прошением о возведении его в сан протоиерея, что и произошло 29 марта 1888 г.

    Протоиерей Н. Н. Кедров более чем на десять лет пережил августейшего владельца Стрельны — великого князя Константина Николаевича. Священник скончался 23 февраля 1904 г. в 9 часов утра51. Его могила на Стрельнинском кладбище сохранилась до наших дней52. Батюшка стал родоначальником знаменитой династии церковных музыкантов53.

    Кроме священника, в штате Стрельнинской придворной церкви полагался диакон. В год вступления великого князя Константина Николаевича во владение Стрельнинским имением диаконом служил Василий Иванович Вознесенский (18081855). Сын священника, окончившийся Кирилловское уездное училище, в 1823 г. он поступил послушником в Новгородский первоклассный Юрьев монастырь, а через несколько лет начал придворную карьеру: в 1828 г. был определен псаломщиком к домовой церкви обер-священника армии и флотов, а в 1829 г. переведен псаломщиком к церкви Собственного Его Величества (Аничкова) дворца (в этом храме служил духовник императорской фамилии Н. В. Музовский). В 1837 г. В. И. Вознесенский был рукоположен во диакона к Введенской церкви в лейб-гвардии Семеновском полку, где служил почти десять лет, а 13 сентября 1846 г. переведен диаконом к Стрельнинской придворной церкви.

    29 июля 1855 г. диакон В. И. Вознесенский был уволен в отставку по причине тяжкой болезни54. Для получения пенсии необходимо было прослужить в Придворном ведомстве не менее последних 10 лет, однако «Его Величество, не в пример другим, повелел назначить диакону Вознесенскому пенсион в той мере, какая следовала бы ему, если бы время службы его по Придворному ведомству не было прервано службой при церкви л.-гв. Семеновского полка <…>»55.

    8 декабря 1855 г. настоятель Стрельнинский церкви протоиерей В. Добронравов сообщил о. духовнику В. Б. Бажанову: «Находящийся в отставке Стрельнинской церкви диакон В. Вознесенский, после болезни, продолжавшейся год и 5 месяцев, волею Божиею скончался 7 сего декабря <…>»56. Его вдова Елизавета Тимофеевна впоследствии много лет служила просвирней при Стрельнинской церкви57.

    Незадолго до выхода в отставку и кончины диакон В. Вознесенский позаботился преемнике. 14 июня 1855 г. дьячок Покровско-Коломенской церкви, воспитанник Санкт-Петербугской Духовной семинарии Александр Алексеевич Лебедев (1833–1907) подал о.духовнику  В. Б. Бажанову прошение об определении диаконом к Стрельнинской придворной церкви «с взятием дочери диакона Василия Вознесенского девицы Параскевы». 5 августа 1855 г. он был утвержден на диаконскую вакансию, 9 сентября обвенчался с Параскевой Вознесенской, а 25 сентября 1855 г. был рукоположен в сан диакона в Митрофаньевской церкви на Синодальном подворье. 7 октября, по окончании обучения в Большом Придворном соборе, он был направлен к месту служения58.

    В Стрельне о. Александр Лебедев прожил долгую и добродетельную жизнь. Многие годы он безвозмездно обучал детей в школе, устроенной для крестьянских детей на счет церкви, а также в школе, учрежденной великой княгиней Александрой Иосифовной, и был сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени «в награду 25-летних усердных трудов по образованию крестьянских детей»59. 28 сентября 1880 г. «во внимание к 25-летней отлично-усердной службе рукоположен в сан протодиакона еп. Ладожским Гермогеном»60. От почетных граждан мызы Стрельна он получил «внимательный и прочувствованный адрес», а от августейших владельцев — памятные подарки и икону Спасителя61.

    12 октября 1891 г. «протодиакон Стрельнинской церкви Александр Лебедев вследствие его прошения, по расстроенному здоровью и преклонности лет, <…> уволен в отставку, а на его место того же числа определен окончивший курс в Олонецкой духовной семинарии Иван Пидьмозерский». Как и его предшественники, Иван Григорьевич Пидьмозерский (1861—1931 (?)) получил место «со взятием», вступив 11 октября 1891 г. в брак с дочерью А. А. Лебедева Анной. Все изменения в штате церкви состоялись с согласия великой княгини Александры Иосифовны62.

    Прихожане Стрельнинской придворной церкви пожелали преподнести о. Александру Лебедеву на память образ св. Александра Невского — его небесного покровителя. Узнав об этом, великая княгиня Александра Иосифовна вместе с сыновьями Константином и Дмитрием «пожелала присоединить и свою долю к сбору стрельнинских прихожан (300 р.)». От лица Стрельнинского дворцового управления было внесено 75 рублей63.

    Выйдя в отставку, протодиакон А. А. Лебедев поселился в Петербурге, в Доме призрения вдов и сирот придворного духовенства (Шпалерная, 36). Однако в 1892 г. к нему обратился совет Стрельнинского «Братства для ближнего» с просьбой стать священником во вновь устроенной домовой церкви братства. Выбор на о. Александра Лебедева пал не случайно: с момента учреждения этой благотворительной организации протодиакон был членом его совета, казначеем и распорядителем по Дому призрения бедных. Выбор одобрила августейшая хозяйка Стрельны: на протоколе заседания Стрельнинского «Братства для ближнего» от 29 апреля 1892 г. вверху стоит собственноручная резолюция великой княгини: «Была бы сердечно рада. Александра»64. 27 июля 1892 г. протодиакон А. Лебедев был рукоположен во священника, а 31 июля получил ставленническую грамоту65. Последние годы жизни священник А. Лебедев посвятил безвозмездному служению в Александро-Невском храме братства. Современник сообщает: «Храм этот довольно вместителен, т. к. во время службы для богомольцев открывается соседний зал. Служба здесь совершается весь год неопустительно. Священник о. А. А. Лебедев с ранней весны и до осени живет при храме и никогда не отказывается исполнять неотложные требы для окружающего населения»66.

    Иерей А. А. Лебедев скончался 11 апреля 1907 г. и был похоронен на кладбище у алтаря Спасо-Преображенской придворной церкви. На надгробном камне была надпись: «При этом храме служил диаконом 36 лет и священником при церкви Стрельнинского братства 14 л. 8½ м.»67.
    Итак, изученные источники — прежде всего документы из фондов РГИА (см. Приложение 2) — позволяют достаточно подробно охарактеризовать состав и структуру штатного духовенства Стрельнинского дворцового управления, а также сформулировать некоторые общие выводы о характерных особенностях придворно-духовного сословия.

    В 1848‒1892 гг. — период функционирования Придворной конторы великого князя Константина Николаевича — в штате Стрельнинского дворцового управления служили три священника и два диакона (см. Приложение 1)68. Все они — выходцы из духовного сословия (дети священников и церковнослужителей), получившие духовное образование (два магистра богословских наук, выпускники духовных академий; один воспитанник семинарии и два воспитанника духовных училищ). Назначение их к Стрельнинской церкви было произведено либо через перевод из других храмов придворного ведомства, либо «со взятием» — в результате вступления в брак с дочерьми уходящих на покой клириков. Священнослужители играли большую роль в социальной жизни поселения: законоучительствовали в школах и при расквартированных полках, вели многоплановую пастырско-попечительскую работу, занимались благотворительной деятельностью, за что были особо уважаемы жителями Стрельны.

    Представленное описание придворного духовенства Стрельнинского дворцового управления важно во многих аспектах: для изучения истории Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля и реконструкции повседневной жизни великокняжеской семьи и ее придворного окружения; для характеристики придворного духовенства в составе МИДв и его учреждений; для историографии Русской православной церкви синодальной эпохи69; для генеалогии духовного сословия, которая «в последние два десятилетия <...> вполне утвердилась в качестве полноправного направления в сфере отечественных родословных исследований»70. До сих пор отсутствуют специальные обобщающие работы, посвященные и «малым» (великокняжеским) дворам, и придворному духовенству (за исключением биографий придворных духовников71). Поэтому предложенное исследование представляется несомненно актуальным и перспективным в контексте современной исторической науки.


    Приложение 1
      1   2   3


    написать администратору сайта