Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление

  • 1.2. Детство братьев Атантайя и Тайлака.

  • 1.3. Основные черты характера братьев.

  • Глава 2. История жизни братьев

  • 2.2. Подвиги братьев.

  • Глава 3. Заключение

  • Список использованной литературы и источников.

  • Приложения.

  • Тайлак и Атантай герои не рода, а герои нации


    Скачать 144.33 Kb.
    НазваниеТайлак и Атантай герои не рода, а герои нации
    Дата26.11.2022
    Размер144.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла123.docx
    ТипРеферат
    #813668

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. Ельцина

    Гуманитарный факультет

    Кафедра истории

    Реферат на тему:

    «Тайлак и Атантай – герои не рода, а герои нации»


    Выполнил:

    студент группы М-2-22

    Филимонов Антон Валерьевич

    Руководитель:

    ст. преподаватель Цой И.Б.

    Бишкек 2022 г.

    Оглавление


    «Тайлак и Атантай – герои не рода, а герои нации» 0

    Глава 1. Введение 1





    Глава 1. Введение


    По данным кыргызской генеалогии братья Атантай и Тайлак принадлежали к кыргызскому племени «саяк»1, носящему имя предводителя либо прародителя кыргызского рода из правого крыла, живущего в Нарынской области. Оба брата родились приблизительно в 1796 году в семье богатого и известного бая Ырыскула, сына Жанболот-баатыра, в селе Каргалы (старое название села) у реки Нарын, ныне село Тоголок Молдо, более точно - село Куртка Акталинского района. Их матерью была дочь Бишкек-баатыра по имени Наваткан. Кроме Атантая и Тайлака у Ырыскула было ещё три сына: Жакып, Чычкак и Бешуул.

    1.2. Детство братьев Атантайя и Тайлака.


    Согласно генеалогическим преданиям, Тайлак и его брат-близнец Атантай -выдающиеся борцы за свободу киргизского народа против китайских и кокандских феодалов. Их отец Рыскул не оставил никакого следа в истории, разве что побывал в плену у китайцев, а вот их дед Жамболот был заметной фигурой во второй половине XVIII столетия. Являясь крупным феодалом рода чирик из племени «саяк»1, он активно участвовал в межфеодальных родоплеменных усобицах, неоднократно организовывал захватнические походы в Ферганскую долину и в Талас, в бассейн р. Или. Потомки захваченных Жамболотом пленников, привезенных в Центральный Тянь-Шань, остались здесь, составив небольшие роды - осколки других киргизских племен кипчак, мундуз, саруу, кытай и даже других народов - таджиков, казахов, калмаков. Прославился Жамболот и как активный борец против китайской агрессии. Однако в конце XVIII в. его отряд превосходящими силами был все же разбит, сам Жамболот с сыном Рыскулом был взят в плен и увезен в рабство в Китай. Лишь через много лет им удалось возвратиться на родину. В начале XIX в. стали совершать свои завоевательные набеги на киргизские земли кокандские ханы. Борьбу народа и против китайцев, и против кокандцев возглавили внуки Жамболота - братья-близнецы Тайлак-батыр и Атантай.

    Детство Атантая и Тайлака проходило в обычной для того времени страшном месте.

    Время летело в минутах, часах,
        Дети росли как на пышных дрожжах.
        Но жить им спокойно враги не давали
        И на их род без конца нападали.
        Пришлось всем мужчинам оружие брать
        И землю свою от врагов защищать.

    Поэтому и их дети с самого раннего детства обучались военному делу: стрельбе из лука, умению скакать на лошади (джигитовке), владению копьём и мечом.

    1.3. Основные черты характера братьев.

    Несмотря на то, что Атантай родился на несколько минут раньше Тайлака и считался старшим, в воинских науках, более знающим, опытным и умелым был Тайлак. Он с юных лет славился храбростью, силой, умом и ловкостью. Собирал вокруг себя джигитов, устраивал кочевые игры на лошадях. Атантай же был более сведущим в интеллектуальных науках. Да и по характеру братья-близнецы были различными: Атантай был тихим и спокойным, а Тайлак, наоборот, бурным и эмоциональным. И именно эти черты характеров близнецов послужили в последующем основным факторам при выборе их родовых должностей. 

    Глава 2. История жизни братьев

    В 1818 году главой рода «черик» становится Атантай и получает титул бий, а более смелый и решительный его брат-близнец Тайлак был назначен предводителем военной дружины и в этой должности он на протяжении почти двадцати лет возглавлял борьбу кыргызских племён, населявших Центральный Тянь-Шань, против китайских и кокандских завоевателей.

    2.2. Подвиги братьев.

    Вступление кыргызов племени «саяк»1 на борьбу с цинскими войсками, по существу, было вынужденным. Так, в 1820 году карательный отряд китайцев в состае 1000 человек под командованием генерала Баян-Бату, под предлогом поиска группы кашгарских повстанцев во главе с Джахангиром, скрытно продвигаясь к кочевьям саяков, ночью напал на айыл Ак-Талаа, которым правили Атантай и Тайлак и полностью разграбил его и уничтожил около ста жителей, не щадя ни стариков, ни женщин с детьми. Тайлака в это время в родных кочевьях не было, но узнав об этом нападении, он быстро собрал своих дружинников и устроил погоню за карателями. В узком ущелье Кароо между реками Арпой и Нарыном китайцы оказались в окружении и в течение трёх дней были уничтожены, а их предводитель покончил с собой, в живых кыргызы оставили только одного пленного. С цинским режимом было покончено.Этот подвиг Тайлака получил среди кыргызов широкую известность, он получил славу и звание баатыра.

    В 1826 году, опираясь на кыргызских биев Атантая и Тайлака и на мусульман Восточного Туркестана, один из лидеров национально-освободительной борьбы коренного населения Восточного Туркестана Жангир-ходжа взял город Кашкар. После этого Атантай и Тайлак вошли в совет ходжи и имели там большое влияниие. Для укрепления родоплеменных связей Жангир-ходжа женил Атантай-бия на дочери бывшего хакимбека Кашгара, а Тайлак-баатыра – на второй дочери Кашгарского хакимбека по имени Бегимай.

    В сентябре 1826 года в Аксу пришла семидесятитысячная китайская армия. Кыргызы собрали своё ополчение и выступили объединёнными силами с коандцами. Но кокандцы первыми обратились в бегство, а за ними побежали все остальные, в том числе Тайлак и Атантай. Жангира преследовал большой отряд китайцев. В городе Ош он, собрав новое ополчение кыргызов, выступил против китайцев и разбил их. Это был последний подвиг Жангира-ходжи. Он был предательски захвачен и передан китайцам. В Пекине Жангира как мятежника казнили, изрезав на части.

    Тайлак-баатыр и Атантай лицемерно были «помилованы» китайским императором. Все бывшие выступления кыргызов против цинского Китая предавались забвению, а кыргызские бии вместо наказания получили императорские милости.

    В начале XIX века на кыргызские земли стали совершать свои завоевательные набеги кокандские ханы. Они построили в Центральном Тянь-Шане крепости Тогуз-Тороо, Куртка и Джумгал, надеясь на то, что крепостные укрепления помогут ханству удерживать контроль над местными племенами и будут защитой при их нападении. Соотношение сил внешне складывалось в пользу Коканда.

    Построенная в 1832 году по приказу кокандского хана крепость Куртка при слиянии рек Куртка и Нарын стала оплотом кокандского гнета. Здесь они взимали с киргизов непосильные налоги, отсюда угоняли в Коканд самых красивых девушек и в случае сопротивления жестоко расправлялись с непокорными.  Крепость служила для кокандских войск форпостом, из которого ханские отряды совершали набеги на мирных жителей, грабили и притесняли их при всяком удобном случае. Это вызвало резкое недовольство местного населения и выступление его против кокандского гнета. Поводом начала восстания стало заключение под стражу кокандским наместником Ташматом главы нарынских кыргызов Атантай-бия.  В это же время кокандский наместник готовил к угону в плен всех красивых киргизских девушек. К Тайлак-баатыру за помощью был срочно отправлен гонец, который сообщил ему эту новость. Возмущенный Тайлак собрал своих дружинников, устроил засаду на пути кокандцев и отбил пленных девушек. Конвоиров Тайлак отпустил, отобрав у них лишь лошадей. Возвратившись после этого сражения в свой айыл, Тайлак сказал отцу:

    • Я зрелый жигит, не могу смотреть на страдания своего народа. Кокандцы угоняют девушек, обирают народ налогами. Хватит нам жить под вечным страхом. Надо бороться.


    • Он рассказал отцу, как освободил девушек и отпустил кокандских пленников и попросил отца благословить его на ратные дела. Ырыскул был растроган и сказал своему сыну:


    • Защита Родины, своей земли, своего народа и своей семьи – священный долг каждого человека.  И поэтому я благословляю тебя на великие дела. Будь защитником своего народа от врагов любого рода.


    • Я всегда буду молиться и просить бога, чтобы он оградил тебя от всяких видимых и невидимых врагов; от всякой беды, зол, несчастий, предательств и плена.

    Пусть стрелы врагов не поранят тебя,
        Пусть конь тебя в битвах не сбросит.
        И чтобы живым возвращался всегда –
        Об этом народ тебя просит.

    Тайлак, воодушевлённый благословением отца, собрал большое войско и двинулся на осаду кокандской крепости Куртка. Пройдя по долине Кара-Менде, повстанцы перешли вброд реку Ала-Бука, затем реку Нарын, и окружили крепость. Увидев знамя Тайлака, из крепости сбежали и присоединились к Тайлаку бывшие там пленные. Кокандский наместник Ташмат с 200 джигитами трусливо бежал. Атантай занял крепость и освободил своего брата Атантая и всех пленных.  Во время этого сражения погибло 400 кокандских сарбазов, взято в плен 60 чиновников. Троих из них он отправил в Коканд для передачи требований повстанцев хану. В своем послании Тайлак писал:

    «Ваши чиновники разорили кыргызов разными поборами: брали у нас лошадей и верблюдов, брали у нас зякет2 и улфан3. Забрали также наши драгоценные вещи, золото, серебро и ценные звериные шкуры. Кроме того, забрали красивых девушек. Просим возвратить перечисленные ценности. Если не вернете, то будут уничтожены все пленные кокандские чиновники».

    Частично требования восставших были выполнены. Были возвращены многие из кыргызских девушек.

    Тайлак обещал народу, что не будет раздавать отбитое у кокандцев добро, так как оно будет использовано для дальнейшей борьбы с кокандцами и призвал всех встать под свои знамена. Однако местные феодалы - представители разных родов - отметили, что кокандский хан очень силен: он может прийти с большим войском и всех уничтожить. Бывший ханский наместник Ташмат, прибыв в Коканд, упал в ноги Мадали-хана, умоляя о пощаде. Он просил дать ему войско, чтобы уничтожить Тайлака. Но разгневанный Мадали-хан приказал казнить Ташмата и послал новое войско против непокорных кыргызов, передовой отряд которых под командованием кокандского минбаши (тысячного) Как-Кулы в 1832 году двинулся из Ферганы через Кугартский перевал на завоевание Централь­ного Тянь-Шаня. Следует отметить, что силы, которыми располагали кыргызы и кокандцы были неравные. У кыргызов - плохо вооруженное, необученное, не имевшее боевого опыта малочисленное ополчение, а у минбаши Как-Кулы было 7 тысяч сипаев4, поднаторевших в карательных экспедициях. В решающем сражении пов­станцы были разбиты, их предводители - братья Тайлак и Атантай - взяты в плен и доставлены в Коканд. А киргизы были обложены тяжелым налогом.

    Однако кокандский хан не решился на расправу с ними. С целью умиротворить братьев он пожаловал им дворцовые титулы и отпустил домой. После пребывания некоторое время на казахских землях, в целях спасения от опасностей, братья вернулись в родные края и вновь вступили в борьбу за освобождение от кокандского гнета. Тайлак-баатыр не покорился кокандцам и вновь собрал народное войско и продолжал вести активную борьбу, периодически нападая на кокандских сарбазов5, расположившихся в ненавистной крепости Куртка. Для усмирения кыргызов и взятия в плен Тайлак-баатыра кокандский правитель Мадали-хан отправил специальный отряд из 500 сарбазов во главе с Арапом.

    Глава 3. Заключение


    Тайлак-баатыр своими действиями и храбростью показал кыргызам, что никакие кокандские крепостные стены не способны выдержать волю народа к свободе. В последующем это проявилось в штурмах кыргызами других крепостных укреплений Коканда. О жизни Тайлака сложено немало сказаний и былин, написаны книги, а в вузах и школах проводятся занятия на тему о его деятельности. Кыргызы не забывали и не забывают своих храбрых предков, боровшихся за независимость родного народа.

    В 2015 году 24 июля в г. Нарын, в селе Баетов в рамках празднования 220-летия Тайлак-баатыра установлены памятники национальному герою.

    Список использованной литературы и источников.


    Новая литература Кыргызстана: http://www.literatura.kg/articles/?aid=2390

    Allbest: https://revolution.allbest.ru/history/00734201_0.html

    ВикипедиЯ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайлак_баатыр

    История Кыргызстана: http://students.com.kg/archives/402

    Материалы для студентов: http://students.com.kg/archives/402

    Материалы для студентов: http://students.com.kg/archives/402

    Studwood: www.studwood.net

    Приложения.





    Памятник Тайлаку баатыру в Нарыне.

    В рамках празднования 200-летия Тайлак-баатыра в городе Нарын 24 июля прошла торжественная церемония открытия его памятника. Автор этого памятника всем известный скульптор Ж.Жамангулов.



    Тагай бий

    Автор: А.Доталиев

    1 Саяк - бродяга, бродящий одиноко.

    2 Зякет - налог на право пасти скот на ханской территории.

    3 Улфан - местный налог.

    4 Сипаи - наёмные солдаты.

    5 Сарбаз - кавалерист кокандской армии.


    написать администратору сайта