Главная страница
Навигация по странице:

  • Необходимая начальная информация.

  • Анализ содержания.

  • Мотивы, тенденции и чувства героев.

  • Диагностика ТАТ. Tat manual Thematic Apperception Test руководство


    Скачать 151 Kb.
    НазваниеTat manual Thematic Apperception Test руководство
    АнкорДиагностика ТАТ
    Дата08.11.2020
    Размер151 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДиагностика ТАТ.doc
    ТипРуководство
    #148934
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Анализ и интерпретация историй





    • Подготовка исследователя. Непрофессионал, с утонченой интуицией и удачей новичка, зачастую, безо всякого опыта в тестировании, может сделать обоснованные умозаключения на основании прочувствованости им внутренней среды автора ТАТ историй. Человек опытный в этом деле должен руководствоваться теми же установками – эмпатией и интуицией, как “во-первых”, так и “во-вторых”, освобождаясь, как можно тщательнее, от личных установок. Ни один настоящий ученый, серьезно занимающийся своим делом, не может пренебречь этими качествами в своей работе. Конечно, использование только интуиции это малодостоверный метод. Требуется выработка критической интуиции.

    Кроме известного чутья в данном вопросе, требуется клинический опыт наблюдения, интревьюирования и тестирования пациентов различных типов у интерпретирующего ТАТ. Не помешают, также, более чем поверхностные знания психоанализа, некоторая практика в толковании сновидений и некоторое знание психологии. Необходимо иметь длительную практику использования специфических тестов, большую практику в анализе историй и выявлению умозаключений, противоречащих фактам тщательного изучения личности. Интерпретации которые делаются ради интерпретации часто приносят больше вреда чем пользы. Очевидная правдоподобность умных интерпретаций создает впечатление их убедительной объективности, которая, на самом деле, пригодна только для поддержания ошибочного мнения интерпретирующего. ТАТ истории создают безграничные возможности для проекции собственных комплексов или пестования собственных теорий. Психоаналитик-любитель, который с пренебрежением относится к общепринятым фактам, будет охотно дурачить сам себя, интерпретируя ТАТ, давая волю своим фантазиям. Смысл ТАТ в возможности дополнения уже полученного, значимого результата.

    • Необходимая начальная информация. Перед началом интерпретации набора историй психолог должен учитывать несколько важных фактов: пол, возраст субъекта, живы ли его родители и состоят ли в браке, пол и возраст братьев и сестер, профессия и материальное положение исследуемого. Без знания этой информации (которую ТАТ не выявляет) сложности при интерпретации обеспечены. Результаты слепого исследования, скорее всего, не будут удовлетворительными: для ТАТ данный метод не применим в клинической практике.

    • Анализ содержания. В обработке содержания полученных рассказов, способ, который мы предлагаем, разделяет всю анализируемую информацию на (а) действия осуществляемые героем и (б) действия осуществляемые средой. Действия среды названы нами давлением.

    1. Герой. Первая часть анализа истории направлена на выделение персонажа, с которым субъект идентифицирует себя. Это (1) персонаж, которым рассказчик очевидно заинтересован, чья точка зрения рассматривается, чьи чувства и мотивы наиболее тонко описываются. Он (или она), обычно, (2) единственный, кто подходит субъекту по своим индивидуальным качествам, полу, возрасту, положению или роли, кто разделяет некоторые чувства и цели субъекта. Персонаж, называемый героем (независимо от того мужчина это или женщина), обычно, (3)это персона (или одна из персон), изображенных на картинке и (4) играющая центральную роль в происходящей ситуации (главный герой в литературном понимании), которая появляется с самого начала и заинтересована в исходе происходящих событий.

    Если большинство историй имеют более одного персонажа (четко выделяемого по перечисленным критериям), интерпретирующий должен быть готов к некоторым осложнениям: (1) идентификация субъекта может иногда меняться в течение истории; так называемый ряд героев (sequence of heroes)(первый, второй третий и т.д.). (2) Две силы в личности субъекта могут быть представлены в качестве двух разных персонажей, например, антисоциальный мотив в качестве преступника, а благородные устремления в виде блюстителя закона. Здесь мы можем говорить об эндопсихической теме (внутренний конфликт) с двумя героями-составляющими (component heroes). (3) Субъект может придумать историю, в которой персонаж рассказывает или слышит о событиях, которые произошли с другим персонажем (к которому он испытывает симпатию). В этом случае мы будем говорить о первостепенном и второстепенном герое (primary/secondary heroes). Затем (4), субъект может идентифицироваться с персонажем противоположного пола и, таким образом, выражать часть своей личности. (В случаях с мужчинами это говорит о сильной женской составляющей, а в случаях с женщинами о сильной мужской составляющей). Наконец, может не быть очевидного героя, (5) каждый из персонажей выделен одинаково хорошо, тогда каждый из выделенных называется парциальным героем (partial hero) (например, группа людей) или (6) главный персонаж (главный герой в литературном понимании) очевидно выступает в качестве оппонента субъекта в ситуации. В этом случае он не является компонентом личности рассказчика, а является частью среды. Субъект, иными словами, не идентифицирует себя с главным персонажем. Описывает его как сторонний наблюдатель. Иногда, как неприятного человека с которым приходится иметь дело. В этом случае собственно субъект не представлен или представлен, но в качестве второстепенного персонажа (героя в нашем понимании).

    Характеристика героев интерпретирующим должна включать следующие аспекты: превосходство (силу, способности), ущербность, криминализованность, нарушения мышления, уединенность, принадлежность, лидерство и задиристость (качество на которое субъект опирается в межличностных конфликтах).

    1. Мотивы, тенденции и чувства героев. Следующая задача интерпретации - обзор большого количества деталей каждого из двадцати и более персонажей. Их чувства, мысли, действия, которые подтверждают выделенный тип личности или психическое расстройство так же хорошо, как все необычное: редко встречающееся или уникальное; или обычное, но необычно высокое или низкое по интенсивности или частоте. (Что бы достоверно различать что необычного можно встретить при анализе данных, надо изучить не менее 50 протоколов исследования, так как пока еще нет удовлетворительных данных о частоте встречаемости тех или иных фактов).

    Интерпретирующий свободен в выборе вариантов описания или определения реакции героев. Он может анализировать поведение используя исчерпывающие концептульные схемы, выявляющие значимые психологические вариации, а может обойтись выделением нескольких значимых черт. Это всегда зависит от того, что требуется узнать о субъекте. Его могут интересовать данные говорящие об интраверсии и экстраверсии, о мужественности и женственности, доминировании и подчинении; может быть он ищет знаки тревоги, вины или ущербности; или, возможно, его интересуют происхождение скрытых переживаний; или же он желает знать все перечисленное и более того. Все зависит от планов исследователя.

    В нашей практике мы использовали обширный список из 28 потребностей (или побуждений) классифицированных на основании направленности или мотивов поведения. Потребность может ощущаться субъективно, как импульс или объективно, как желание, как предпочтительная линия поведения. Потребности могут смешиваться, поэтому одно действие может удовлетворить две или более потребности. Иногда, одна потребность используется как вспомогательный инструмент для удовлетворения другой, доминирующей. Кроме потребностей, наш список возможных характеристик героя включает несколько внутренних состояний и эмоций.

    Выраженность каждого вида потребностей и каждого вида эмоций обнаруженных у героя оценивалась по пятибальной системе, где “5” это максимально возможная оценка для данного показателя во всех историях. Критерии выраженности: интенсивность, длительность, частота и значимость для сюжета. Легкий намек на признак (например легкая раздражительность) оценивается в один балл, тогда как выраженная форма (например неистовая ярость) и продолжающаяся или повторяющаяся средневыраженная форма (например постоянная придирчивость) оцениваются в пять баллов. Оценки два, три и четыре промежуточные. После подсчета баллов двадцати историй, суммы по разным качествам сравниваются со стандартным показателем (если таковые имеются в распоряжении) для субъектов данного возраста и пола. Переменные, которые превышают или наоборот, ниже стандартных показателей, выделяются и тщательно изучаются по отношению друг к другу.

    В данном руководстве не представляется возможным изложенить значения всех использованных переменных. Но и короткого приводимого ниже списка достаточно. После имени каждой описанной переменной приводится (в круглых скобках) стандартный показатель (Av) общей суммы и показатель данной переменной (R) для студентов колледжа мужского пола. Вычисления, в каждом случае из двадцати, проводились на материале состоящем, в среднем, из 300 слов. [Поправка должна быть сделана всякий раз, когда величина рассказа значительно отличается от стандарта (300 слов). Так как можно ожидать, что серия коротких рассказов даст относительно низкие показатели по всем переменным, так же как серия длинных рассказов даст относительно высокие показатели для этих же переменных. Следовательно, исследователь не сможет дать правильную оценку переменных данного субъекта, зависящих как от от содержания истории, так и от количества слов. После оценки средней величины историй в серии, мы умножили общую сумму по каждой переменной на коэффициент, данный для количественных переменных. В приводимой таблице даны коэффициенты, использованные в соединении со значением каждой переменной, значения переменной были выражены средним количеством слов в истории.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта