Главная страница
Навигация по странице:

  • Яуширма

  • Просветительский период творчества

  • Презентация 3. Татарская литература Гаяз Исхаки Подготовила Макарова яна к19039


    Скачать 4.52 Mb.
    НазваниеТатарская литература Гаяз Исхаки Подготовила Макарова яна к19039
    Дата06.06.2022
    Размер4.52 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация 3.pptx
    ТипЛитература
    #573581

    Татарская литература: Гаяз Исхаки

    Подготовила: Макарова яна к1903/9

    Гаяз Исхаки (1878-1954)

    • Гаяз Исхаки (1878-1954)- выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик.

    Детство и юность

    • Гаяз Исхаки появился на свет в 1878 году в д. Яуширма (в настоящее время село Кутлушкино), которая располагается в Чистопольском уезде. Будущий писатель стал третьим ребёнком, родившимся в семье сельского муллы. Гаяз Исхаки рассказывал, что в течение трёх столетий представители их рода с головой уходили в служение религии. Автор также должен был пойти по стопам ближайших родственников.
    • Гаяз Исхаки рано проявил незаурядные способности и увлечение учёбой. Отец, бабушка активно занимались обучением юноши, что сказалось на его хорошем образовании и дальнейшем развитии.

    Образование

    • Сын муллы. До 12 лет обучался у отца в родной деревне, в 1890–1893 гг. – в медресе известного религиозного деятеля Закира Камалова в городе Чистополь, в 1893–1897 гг. – в медресе «Касимия» в Казани.
    • В 1898–1902 гг. учился в Казанской татарской учительской школе, проявлял большой интерес к достижениям русской и западноевропейской общественно-политической культуры, увлекался творчеством И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького; перевел на татарский язык повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (1899 г.), Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» (1902 г.).
    • В 1901 г. по его инициативе было создано нелегальное общество «Шакирдлик», печаталась на гектографе газеты «Таракки».
    • С осени 1902 г. преподавал в медресе «Хусаиния» в городе Оренбург. Летом 1903 г. вернулся в Казань, чтобы поступить в университет, однако по настоянию родителей уехал в родную деревню, где исполнял обязанности муллы.
    • С 1904 г. вновь в Казани, и с этого времени полностью посвятил себя общественно-политической и литературной деятельности.
    • В 1905–1907 гг.  Г.Исхаки принимал активное участие в национальном движении, выступил организатором тайного шакирдского общества «Берек»; являлся лидером нелегальной политической организации татарской молодежи в Казани «Хоррият», организации татарских эсеров «Тангисты»; представлял молодых татарских радикалов на съездах партии российских мусульман «Иттифак аль-муслимин»; был фактическим редактором газет «Тан юлдузы», «Тавыш», «Тан мажмугасы».
    • За революционную деятельность, антиправительственные выступления 18 раз подвергался арестам, сидел в тюрьмах городов Чистополь, Казань, Москва, Санкт-Петербург, находился в ссылке в Архангельской губернии.
    • В 1909–1911 гг., будучи ссыльным, дважды тайно посетил Турцию, где занимался литературным творчеством, сотрудничал в турецких изданиях «Сират аль-мустаким» («Верный путь»), «Тюрк дарнаги даргиси» («Журнал турецкого общества»).
    • По амнистии, объявленной в честь 300-летия Дома Романовых, 3 апреля 1913 г. получил освобождение (с запретом жить в Казани). Жил в Москве, Петербурге; издавал газету «Иль».
    • Г.Исхаки приветствовал Февральскую революцию 1917 г., одобрял национальную политику Временного правительства.
    • На I Всероссийском мусульманском съезде он выдвинул идею национально-культурной автономии для тюрко-татар Поволжья и Приуралья – создание Урало-Волжского Штата (Идел-Урал Штаты), которая была поддержана на II Всероссийском мусульманском съезде в Казани (1917 г.) и Миллэт Меджлиси в городе Уфа (1917–1918 гг.).
    • Был избран членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шура).
    • Г.Исхаки не принял советскую власть. Преследуемый большевиками, он оказался в Сибири (город Петропавловск), принимал участие в издании газеты «Маяк» (1918–1919 гг.).

    Творчество

    • Начало творческого пути Г.Исхаки пришлось на рубеж XIX–XX века, когда татарская литература вступила в эпоху ренессанса (см. Янарыш).
    • В развитии творческой деятельности Г.Исхаки условно можно выделить 4 периода:
    • просветительский (1897–1904 гг.);
    • «тангистский» – увлечения революционными идеями (1905–1910 гг.);
    • приоритета национальной идеи как высшей общечеловеческой ценности (1911–1918 гг.);
    • эмигрантский – отстаивания идеологии возрождения национальной государственности татар (1919–1954 гг.).

    Просветительский период творчества

    • В начальный период творчества Г.Исхаки выступил как прозаик, драматург, публицист.
    • Основной мотив его произведений – широко представленная в средневековой мусульманской литературе антиномия «знание–невежество». Он считал, что первоосновой воспитания человека, социально-экономического и духовного прогресса общества являются Разум, Знание, Слово.
    • Первое напечатанное произведение Г.Исхаки – дидактический рассказ «Тәгаллемдә – сәгадәт» («Счастье – в знании», 1897 г.), в котором автор показал торжество знания, приведшего героя – учащегося джадидистского медресе (см. Джадидизм) к служению нации, благополучию в личной жизни.

    Просветительский период творчества

    • Особое место среди произведений Г.Исхаки, посвященной этой тематике, занимает романтическая повесть «Очрашу, яки Гөлгыйзар» («Встреча, или Гульгизар», 1903 г.), в которой сопоставляются концепции любви, брака, семьи, принятые у мусульман и в европейской культуре. Герои повести Гульгизар и Габдулла рассуждают о материализме Запада, идеализме и духовности Востока, коранических понятиях предопределения и свободы человеческой воли, беседуют о теории естественного отбора Ч.Дарвина, об интуитивизме и философии жизни А.Бергсона.
    • В просветительской антиутопии «Ике йөз елдан соң инкыйраз» («Исчезновение через двести лет», 1904 г.), явившейся событием не только в творчестве Г.Исхаки, но и в общественной и литературной жизни татар начала ХХ века, повествуется о предках современных татар – булгарах, прошедших в Х–ХIII веках этап расцвета великой цивилизации, в ХIХ–ХХ веках переживших экономический и духовный спад (моральная распущенность, распространение заразных болезней), в конце ХХI века исчезнувших как народ с исторической арены.
    • Причины вымирания булгар интерпретируются как результат общественного застоя, вызванного деятельностью «класса священнослужителей» – кадимистов, враждебных национальному прогрессу, противников науки, просвещения, приобщения татар к европейской и русской культуре, обучения татарской молодежи в русских учебных заведениях.

    Вывод

    • Творческий путь писателя Гаяза Исхаки тернист. Он делал очень много для жителей родной страны, часто затрагивал в произведениях национальные темы, вопросы, касающиеся политики и несправедливости власти. Из всех испытаний, которые были уготованы судьбой, Гаяз Исхаки выходил достойно. Среди страхов и предательств он не потерял себя, нашёл призвание в области литературного творчества. Автор оставил важный творческий след в мировой истории.

    Список использованной лит-ры

    • https://kratkoebio.ru/biografiya-pisatelya-gayaza-isxaki/ 
    • https://isxaki.com/ru/biografiya/


    написать администратору сайта