Главная страница

Татьяна Ниловна Яблонская. Татья́на Ни́ловна Ябло́нская. Татьяна Ниловна Яблонская (19172005) советский, украинский художникживописец, график, педагог. Народный художник ссср (1982)


Скачать 16.77 Kb.
НазваниеТатьяна Ниловна Яблонская (19172005) советский, украинский художникживописец, график, педагог. Народный художник ссср (1982)
АнкорТатьяна Ниловна Яблонская
Дата22.11.2021
Размер16.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТатья́на Ни́ловна Ябло́нская.docx
ТипДокументы
#279291

Татья́на Ни́ловна Ябло́нская (1917—2005) — советский, украинский художник-живописец, график, педагог. Народный художник СССР (1982). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951), Государственной премии СССР (1979) и Национальной премии им. Т. Шевченко (1998), Герой Украины (2001).

«Утро» (укр. Ранок) — картина советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1954 году в Киеве. На ней изображена девочка, делающая утреннюю зарядку (художница изобразила старшую дочь в интерьере своей киевской квартиры). Художественные критики отмечали радостную атмосферу утра, умело переданную автором, льющийся в окно солнечный свет. В изображённой девочке искусствовед увидела непосредственность ребёнка, а в самой картине человеческое тепло, душевность, ясность и свежесть восприятия мира.

Картина считается ярким явлением раннего периода хрущёвской оттепели. По мнению британского искусствоведа Майка О’Махоуни, картина символизировала в сознании людей своей эпохи переход «от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии», те надежды, которые пробудило в людях окончание сталинской эпохи. С его точки зрения, картина смело для своего времени подчёркивает национальную идентичность героини. Картина быстро завоевала высокую оценку художественных критиков, получила популярность среди зрителей, репродукции с неё были напечатаны в крупных советских периодических изданиях. Полотно входит в коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

В 1954 году советская художница Татьяна Ниловна Яблонская написала картину «Утро», которая получила высокие оценки критиков и была тепло принята простым народом. На полотне изображена старшая дочь Яблонской, тринадцатилетняя Лена. Девочка занималась балетом и гимнастикой, и каждое утро перед школой выполняла привычный комплекс упражнений. Именно за этим занятием Яблонская и запечатлела свою дочь на полотне. Действие происходит в коммунальной квартире в центре Киева, где семья художницы занимала две комнаты.

В процессе создания картины Яблонская создала большое количество эскизов, однако не была полностью удовлетворена результатом своей работы. Несмотря на это, картину ждала всесоюзная слава – ее репродукцию печатали в журналах, на почтовых открытках, которые расходились миллионными тиражами по всему Советскому Союзу. В том же 1954 году полотно приобрела Государственная Третьяковская галерея, в коллекции которой оно находится и по сей день.

К 1954 году Татьяна Яблонская была достаточно широко известна среди деятелей искусства и широкой аудитории зрителей; написанная ею в 1949 году картина «Хлеб» была представлена в основной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Репродукции с неё разошлись миллионными тиражами на открытках и плакатах. Молодая художница была удостоена Сталинской премии II степени.

На картине изображена тринадцатилетняя девочка Лена (старшая дочь Татьяны Яблонской от первого брака — с художником Сергеем Отрощенко). Действие происходит в квартире, которая находится в центре Киева, в доме № 46 по улице Красноармейской, где Елена Отрощенко жила в 1949—1955 годах. Помещение, на холсте выглядящее просторным, является одной из двух комнат киевской коммуналки, в которых ютились художница и её дочь. Впоследствии Елена рассказывала корреспонденту «Комсомольской правды»: «Жили мы небогато, даже подружек в гости стеснялись приводить. Хоть мамины картины и печатали в учебниках вместе с шедеврами Шишкина и Репина, ни денег, ни какой-то всенародной славы это не приносило. И уж конечно, никакие горы писем мне никогда не приходили. Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко и никому не хвасталась своим родством».

Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Сейчас старшая дочь Татьяны Яблонской Елена Бейсембинова живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником. Елена рассказывала, что увидеть вместе с мужем картину «Утро», которая стала для них талисманом, в зале Третьяковской галереи супругам так и не удалось: в молодости они не придавали этому значения, а в зрелом возрасте не совпадали графики.

Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 × 110 см. В процессе работы над композицией полотна художница создала большое количество эскизов. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской галереей, где находится в коллекции в настоящее время.

Сюжет и его трактовка художницей

На картине изображена комната, в которой девочка делает зарядку у ещё не заправленной постели. Обе двери на балкон распахнуты настежь. Длинноногая девочка в коротких шортах делает утреннюю зарядку. Дочь художницы Елена, которая позировала для картины, уточняла, что она запечатлена матерью во время разминки перед гимнастической позицией «ласточка». На столе её уже ждёт скромный завтрак, на стуле лежит аккуратно сложенная школьная форма, через его спинку перекинут отглаженный пионерский галстук. Кувшин на столе — чешский. Его Татьяна Яблонская привезла из первой командировки за границу. Полосатая скатерть, на которой стоит кувшин, служила семье многие годы.

О своём состоянии во время позирования матери Елена Бейсембинова рассказывает:

«Меня только что приняли в пионеры, я просто летала. Сама вскакивала поутру с первыми лучами солнца и жмурилась, ощущая, как нагрело весеннее солнце пол. И мама поймала это ощущение тёплого со сна ребенка… Я занималась балетом и гимнастикой, и то, как на картине в сторону отставлена ножка и вскинуты руки, — это часть хореографии, эти движения мама и подметила… Картина очень натуралистична»

— Александра Маянцева. «Утро». Продолжение. Интервью с Е. С. Бейсембиновой

Художественный образ полотна, по мнению Л. И. Поповой и В. П. Цельтнера (укр.)русск., строится на трёх планах:

Утро за окном, «где сизая дремотная дымка ещё клубится в непроснувшихся улицах и тает, уплывая в белёсое небо».

Утро в «синих длинных тенях, вошедших сквозь растворённую дверь балкона и вытянувшихся по полу, спрятавшихся в складках постели».

В своей героине художница ищет образ утра человеческой жизни: тонкая, стройная фигура словно бросается навстречу своему городу и новому дню.


написать администратору сайта