Главная страница
Навигация по странице:

  • Театральная игра как средство нравственного воспитания школьников

  • Список используемой литературы

  • статья. Театральная игра как средство нравственного воспитания школьников


    Скачать 21.33 Kb.
    НазваниеТеатральная игра как средство нравственного воспитания школьников
    Анкорстатья
    Дата19.12.2022
    Размер21.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластатья.docx
    ТипДокументы
    #853427

    Д.С. Коваленко,2 курс
    Научный руководитель

    Оренбургский государственный педагогический университет
    Театральная игра как средство нравственного воспитания школьников
    Одной из актуальных проблем в современном мире является нравственное воспитание подрастающего поколения. Это длительный процесс приобретения моральных качеств человека, проходящий на протяжении всей жизни, он напрямую связан с взаимодействием людей. С раннего детства ребенок познает мир, принятые в обществе нормы, правила поведения и взаимопонимания через наблюдение и подражание действиям взрослых. Все это, при воспитании ребенка, проще преподнести через ролевую игру, которая будет являться методом познания действительности. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. В ролевой игре дети воспроизводят действия и ситуации, происходящие в обществе. Это позволит овладеть первоначальными знаниями о основах человеческой культуры.

    Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания, в том числе нравственного и духовного развития личности. Она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, но и в дальнейшем в средних и старших классах она, хоть и отходит на второй план, все равно продолжает удерживать интерес. В ролевой игре совместно с получением знаний о законах и правилах поведения, принятых в обществе, о человеческих взаимоотношениях, происходит обучение жизни в этом мире и отношениям с окружающими его людьми, благодаря творческой активности. В игровых ситуациях воспроизводятся отношения в обществе, развивается эмоциональная сфера, любознательность, внимание, а самое главное, закладываются основы нравственных качеств человека.

    Описание видов ролевых игр и их классификации необходимо для того, чтобы определить каким образом педагогически грамотно использовать определенный вид ролевой игры в образовательном и воспитательном процессе. В основном выделяют такие виды ролевых игр:

    1) сюжетно-ролевая игра;

    2) театральная игра;

    3) ситуационная игра.

    В процессе игры ребенок так или иначе показывает действия, слова и поступки своих родителей, персонажей любимых сказок, брата или сестры и пытается им подражать. Такие игры похожи на театр. Театральная игра – игра ликами литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни - сюжетом игры, где деятельность во многом предопределена текстом произведения.

    В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

    Театр - это синтез музыки, танца и живописи. Он является одним из самых красочных и доступных для детей областей искусства и объединяет в себе все средства выразительности отдельных искусств, которые способствуют воспитанию целостной творческой личности, осуществлению цели современного образования, приносит детям радость, развивает их воображение и фантазию, формирует их творческие способности и культуру. Театральная игра или драматизация является одним из важнейших видов детского творчества, поскольку она является тесным и непосредственным взаимодействием художественного творчества с личным переживанием. Когда ребенок выполняет игровое задание, ему дают свободу, и он пробует себя в разных ролях – примеряет "маски", у него создаться новая модель поведения, которой он следует в процессе игры. Совершенствование языка также тесно связано с театральной деятельностью, расширяется словарный запас детей, их вокальная и интонационная звуковая культура, развивается умение передавать реплики персонажей и собственную речь.

    Театрализовано-игровая деятельность разнообразна, в ней существуют такие направления, как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое, что можно интегрировать в учебный процесс. В школьном возрасте театральная игра будет являться самым эффективным источником нравственного воспитания, поскольку она потребует особой подготовки от обучающегося. Необходимо проанализировать поведение героя, понять его чувства, использовать воображение, чтобы справиться с поставленной ролью.

    Для того чтобы эффективно использовать театральную игру в учебном процессе важно понимать ее классификацию:

    1. По количеству участников можно разделить на индивидуальные, групповые или коллективные.

    Индивидуальные представляют собой самостоятельное творческое проявление обучающегося, его режиссёрские и актерские способности.

    Групповая работа является один из самых ободных видов работы, в которой происходит деление класса на группы, разделение обязанностей, выявление лидера. Так же присевает дух соперничества, благодаря которому каждая группа старается сделать свою работу еще лучше.

    Коллективная, в которой в работе принимает участие весь класс. Удобство данного вида заключается в сплочении коллектива. Класс делиться на группы по специфике своих обязанностей для достижения общей цели.

    2. По месту проведения выделяют внеклассную и игру в классе:

    Внеклассная представляет из себя вид домашнего задания, в ходе которого у обучающегося есть возможность разобрать поставленную роль, подготовить реквизит, отрепетировать свое выступление.

    Игра в классе представляет собой вид самостоятельной, групповой или коллективной работы в зависимости от особенности задания или ограничении по времени. Импровизация –игра без заготовок и сценариев, время для подготовки отсутствует. Творческий потенциал школьников совершенно не огранен, важно только задать направление действия. Если отводиться время для подготовки, то возможно использование готового сценария.

    3. По подбору основного материала для постановки.

    Учитель самостоятельно подбирает несколько вариантов для постановок, которые будут охватывать изучаемую тему. Эффективнее всего будет использоваться групповая работа, в ходе которой у каждой из групп будет определенный сценарий, подобранный учителем заранее, непосредственно связанный с темой.

    Или же предоставление обучающимся возможности самим выбрать интересующий их материал, подготовить сценарий. Такой способ целесообразнее использовать для подготовки к обобщающему уроку по какому-либо разделу. Обучающиеся ограничены темой, но не ограничены в выборе и подготовки постановки.

    Учитывая различные факторы при подготовке выступления и самой инсценировки не стоит забывать, что в театральной деятельности не все бывает идеально. Во время выступления могут возникнуть трудности, в некоторых случаях актер выходит на сцену не вовремя, например, не смог найти свой костюм или потерял одежду. Иногда возникают такие моменты в диалоге, когда партнёр забыл свои слова, либо партнер забывает свое слово. У детей формируется дисциплина и чувство ответственности за себя, а также ответственность перед своими товарищами.

    Таким образом, наибольшая ценность театральной игры заключается в том, что она дает почву для самых разнообразных видов творчества. С помощью театральной деятельности дети могут познакомиться с прекрасным, проявить сострадание к другим людям, активизировать мышление и воображение. Главное – нравственно обогатиться. Во время театральной игры школьники могут сформировать правильные модели поведения и адаптироваться к современному миру, развивается чувство прекрасного, интерес к литературе, музыки, изобразительному искусстве, обогащается внутренний мир ребенка, прививается культура, совершенствуется воображение и мысленные процессы.
    Список используемой литературы:

    1. Недайвода О.В. Методическая разработка «Театрализация и инсценировка на уроках литературы» Калининград 2016-2017

    2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991

    3. 20. Терский В.Н. Ролевая игра в жизни дошкольника / В.Н. Терский // Ярославль, 2002. - 329с.

    4. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. Москва: Владос, 1999

    5. Игровые технологии в образовании, Емельянова Т.В., Медяник Г.А., 2015.

    6. Касьян Н.И. Театральное искусство в школе. Учебно-методическое пособие по курсу. Орел: Орловский государственный университет, 2006. - 35 с.


    написать администратору сайта