Главная страница
Навигация по странице:

  • Театральная реформа Петра I

  • 1.2.Русский общедоступный театр.

  • Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова

  • реферат. Театральная реформа Петра I. Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова


    Скачать 36.12 Kb.
    НазваниеТеатральная реформа Петра I. Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова
    Анкорреферат
    Дата21.06.2021
    Размер36.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипДокументы
    #219769

    Титульник

    Театральная реформа Петра I. Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова.

    С

    одержание



    Введение 3

    1.Театральная реформа Петра I 5

    1.1.Школьный театр 5

    1.2.Русский общедоступный театр. 8

    2.Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова 12

    Заключение 13

    Список используемых источников и литературы 15


    Введение



    Общественное, национальное и культурное формирование России, возникнувшее вновь в XVII веке и подготовленное всем ходом истории, явно ускорилось в связи с преобразованиями Петра I. Оно знаменовало наступление нового исторического периода.

    В трудах по истории русского театра пора Петра I зачастую объединяется со временем царствования Алексея Михайловича. В неких вариантах - как "московский театр при царях Петре и Алексее", в других - покрывается наиболее обширным хронологическим мнением "старинного театра", "старинного спектакля". Однако отличия в данных двух периодах значительно больше, чем сходства. И в театральном отношении петровское время стоит особняком, так же как и во всех других.

    Петр вел активную наступательную войну против засилья религиозной средневековой идеологии и насаждал новую, светскую.

    Это ярко сказалось на всеобщем характере и содержании искусств и литературы. Оплотом давней идеологии была церковь - Петр подчинил ее государству, упразднил патриаршество, основал синод, состоящий из представителей верховного духовенства на царском жалование и возглавляемый чиновником. Петр упразднил литургические драмы, подчеркивавшие преимущество духовной власти над светской и содействовавшие возвеличению церкви. Он заложил начало светского образования, категорически рушил патриархальный быт, культивируя ассамблеи, а с ними "европейское обхождение", европейские танцы, и т.д. Встречая протест новизне, Петр вводил ее насильно. Итоги деятельности Петра в разных областях отразились в разное время, в театре, например, в абсолютной мере исключительно в середине XVIII века.

    Цель: Изучить Театральная реформа Петра I. Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова.

    Задачи:

    1. Рассмотреть школьный Театр

    2. Изучить русский общедоступный театр

    3. Рассмотреть Иоганна Христиана Кунста



    1. Театральная реформа Петра I



    1.1.Школьный театр



    Наиболее действенным способом общественного воспитания Петр находил театр. Бассевич, один из современников, приближенных к Петру, писал: "Царь находил, что в большом городе зрелища полезны". Театр царя Алексея Михайловича преследовал политические цели, однако ориентировался на весьма ограниченный круг придворных, между тем как петровский театр обязан был вести политическую пропаганду в широких слоях муниципального населения. Это обусловило создание общедоступного театра. Петр заботился о привлечении в Россию на первое время таких актеров, которые обладали бы если не русским, то хотя бы одним из близких к русскому языку. Так, в 1702 году в Россию пришли актеры немецкой труппы, им был задан вопрос, не могли бы они играть по-польски; когда в 1720 году Петр повторно приглашал труппу, то пытался завлечь чешских актеров. Но обе попытки Петра не увенчались успехом.

    При Петре так же формируются два основных вида театра: школьный и светский; в эту пору начинают появляться и пьесы городского драматического театра, обширно развивавшегося во второй четверти 18 века. Продолжает формироваться и устная народная драма.

    Впрочем, между задачами, которые Петр устанавливал перед светским театром, и интенсивный театральной практикой оказалось крупное расхождение. Немецкие труппы не могли выступать на понятном для горожан языке. Русский театр, как правило, был представлен театром школьным. Эстетические пути, которого к данному времени скоро отошли от традиций Симеона Полоцкого.

    С точностью установить, когда возникли спектакли в Московской славяно-греко-латинской академии, сейчас невозможно. Но можно предполагать. Что они вошли в учебный план академии вскоре после ее открытия. Предлогом к происхождению спектаклей было столкновение православной церкви с католической. Фактически с находившимися в Столице иезуитами, которые устраивали у себя в школе спектакли на религиозные темы. В ответ Лефорт отдал спектакль, направленный против католиков (1699 г.)

    По достоверным данным иезуитов, возможно пристрастных, академические спектакли не отличались огромными художественными достоинствами: "так как ничего особенного из этого не выходило", поэтому и обратились к иноземным актерам.

    История театра начала 18 века посчастливилось в том отношении, что старейшая дошедшая до нас драма 1701 года оснащена детальнейшими ремарками и перечнем исполнителей. Это позволяет достаточно ясно воссоздать картину спектакля Московской академии того времени. Школьная драма той поры отражала душевные тревоги и психологические колебания человека. Вместо бога, которого школьный театр естественно не выводил на сцене перед посетителями, появляется Суд божий. Постановка пьесы требовала достаточно непростых сценических приспособлений. Пьеса именовалась "Ужасная измена" сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным. Аллегорические персонажи были наделены атрибутами, которые традиционно сопутствовали данным фигурам в живописи.

    Вместе с пьесами типа моралите русский школьный театр знал большое количество пасхальных пьес, новогодних драм-мистерий. В рождественских драмах приметно влияние народных драм, игрищ, выслеживается и связь с бытом.

    В антрактах спектакля разыгрывались интермедии, однако содержание их, как не прискорбно, не известно.

    Пьесы такого рода по своей поэтике не сильно отличались от современной им панегирической литературы в целом и от "потех". Для этой драматургии свойственно обширное использование аллегорий и обилие схоластических украшений. Тенденцию автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях. Действующие лица и сценические расположения переходили из одного произведения в другое. И сами пьесы маялись однообразием. Тексты панегирических школьных действ начала XVIII века не сохранились, однако до нас дошли их детальные программы, сочиненные высокопарным, архаизированным языком.
    1.2.Русский общедоступный театр.
    Петр был не доволен школьным театром. Благочестивый по своему содержанию, данный театр в эстетическом отношении был чрезвычайно замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр стремился организовать театр светский, доступный муниципальным массам. Учрежденный им театр, невзирая на кратковременность своего существования, сыграл главную роль в формировании русской театральной культуры.

    В 1698 - 1699 годах в Столице находилась труппа артистов - кукольников. Руководил ими венгр Ян Сплавский. Кукольники давали представления не только в столице, однако и в провинции часто бывали. Известно, что в начале сентября 1700 года некоторые из них были отправлены " для показания камедиальных штук" на Украину а Ян Сплавский - в волжские города, включая Астрахань. И тут в 1701 году царь дает этому Сплавскому задание отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов.

    В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой артистом Иоганном Кунстом и непосредственно объединенной с знаменитым реформатором немецкого театра Фельтеном. Соглашение было достигнуто, однако труппа побоялась отправиться в Россию. Пришлось за актерами отправлять вторично. На этот раз , летом 1702 года, Кунст и его артистам в количестве восьми человек приехали в Москву.

    Временно проводились переговоры с труппой, продолжительно обсуждался вопрос про то, где и как устроить театральное здание. Планировалось оборудовать под театр старое место во дворце над аптекой.

    Предварительно под спектакли был приспособлен огромный зал в Лефортовом доме в Немецкой слободе. В конце 1702 г. постройка комедийной хоромины на Красной площади была завершена. Она имела в длину 18 , ну а в ширину 10 сажен ( 36 х 20 м), освещалась грязными свечами. Промышленное оборудование было по тому времени роскошным: немало декораций, машин, костюмов.

    Так как в намерения Петра входило создание общедоступного театра на русском языке, то Кунсту 12 октября 1702 года отдали в подготовку русских юношей в количестве десяти человек из подъячих и купеческих детей. Впоследствии их было набрано уже двадцать. При всем при этом указывалось, чтобы их учили " со всяким прилежанием, чтоб им те комедии изучить в скорых числах". В том же году один из современников писал, что русские уже дали " немного небольших представлений" в доме в Немецкой слободе. По документам известно, что некая комедия шла 23 декабря 1702 года. Так начал свое существование русский общедоступный театр.

    Спектакли шли два раза в неделю, немецкие выступления менялись с русскими. Это продолжалось на протяжении года с лишним, то есть до кончины Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена домой, вдове Кунста и актеру Бендлеру доверили продолжить образование русских актеров. Впрочем они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становиться Отто Фюрст (Фиршт), по специальности золотых дел мастер. Но также он не смог совладать с делом. Между Фурстом и его русскими воспитанниками бесконечно появлялись недоразумения. Ученики, по существу, ратовали за национальный театр, и оттого жаловались на своего принципала, что он же "русского поведения не знает", "нерадив в комплиментах" и "за недознанием в речах" актеры "действуют не в твердости". За весь 1704 год поставлено было только три комедии. Артисты умоляли выбрать управляющего театра из их собственной среды и продолжать дело на новых началах, другими словами, хотели избавиться от зарубежной опеки. Но Фюрст оставался во главе дела до 1707 года.

    Чтобы повысить число зрителей, в 1705 году был издан указ: "Комедии на русском и немецком языках действовать, и при тех комедиях музыкантам на разных инструментах играть". Тем не менее на спектакли ходило немного народу; иногда в зал, созданный для 450 человек, собиралось лишь 25 зрителей. К 1707 году представления полностью прекратились.

    Причины неудачи театра Кунста - Фюрста и его временное существование, несмотря на поддержку Петра и правительства объясняются тем что спектакли не удовлетворяли зрителя.

    Деятельность двух видов театров начала 18 века - школьного и светского общедоступного - не миновали бесследно в истории театрального дела в России. Взамен закрывшемуся общедоступному театру в столицах стали один за другим появляться театры для всевозможных слоев населения. В 1707 году начались российские спектакли в селе Преображенском у медсестры повелителя Натальи Алексеевны, в 1713 году в селе Измайлове у вдовы Иоанна Алексеевича - Просковьи Федоровны. Костюмы с театра на Красной площади были отосланы в село Преображенское, туда же переслали и пьесы Кунстовского репертуара. У царевны Натальи образовалась целая театральная библиотека.


    1. Федор Волков и первые костюмы к пьесам Вольтера, Бомарше, Шекспира, Ломоносова, Сумарокова


    Волков был пасынком ярославского купца и промышленника. Детство Волкова прошло в Костроме. С 1735 семья проживает в Ярославле. В 40-х гг. Волков был отправлен Ф. Полушкиным в Москву, «в науки», чтобы изучить основы коммерческого дела. В столице Волков знакомится с итальянским оперно-балетным театром

    Первый биограф Ф. Волкова Н. Новиков говорит о том, что встреча Волкова с итальянским театром случилась в Петербурге в 1746, где Волков познакомился «с живописцами, музыкантами и прочими художниками, былыми тогда при Императорском итальянском театре… Приходил он пару раз на театр, чтобы основательно проанализировать оного архитектуру, махины и другие украшения; и как острый его ум все постигать был способен, ведь сделал он всему чертежи, картинки и модели…» Проживание в столице, посещение Петербурга существенно увеличило горизонт грядущего инициатора русского национального театра.

    После кончины отчима Волков становится наследником всего его состояния, получив в абсолютное владение его кожевенные и серно-купоросные заводы. Волков нехотя распоряжался заводами, все вдохновение и время он отдавал театру, к созданию которого приходит, имея талант, энергию и необходимые знания. С 1750 в Ярославле стартуют систематические представления труппы «охочих комедиантов», возглавляемой Волковым. В составе данной труппы были известные в будущем артисты И. Дмитревский (Нарыков), Я. Шумский, А. Попов и другие.

    Поначалу театр вмещался в т. «кожевенном амбаре» (помещении для хранения кож), оборудованном ради театральных представлений. Спектакли пользовались огромным триумфом у ярославской публики. Впрочем маленький театр стал тесный для умножающегося количества зрителей. Волков обращается к зрителям, к публике, чтобы собрать средства для строительства нового театра. Согласно заявлению Новикова, новое театральное здание, воздвигнутое под наблюдением Волкова, вмещало до тысячи зрителей.

    Волков выделялся привлекательной многогранностью: он был архитектором, живописцем, художником, машинистом сцены, а после директором, режиссером и основным актером. В репертуаре театра Волкова ярославской поры духовные драматические сочинения Дмитрия Ростовского, пьесы Сумарокова, Ломоносова, комедии Мольера. Обращение к русской драматургии имелось полноценным явлением — высококлассный общедоступный театр, реализованный в Ярославле, становился национальным театром.

    Оформление и костюмчики в изображениях школьного театра имели маленькое значение. Положительные, достойные герои являлись в белых одеждах, злые – в чёрных. Мир выходил на сцену с оливковой ветвью в руке, Изобилие – с рогом. Обман – в волчьей шкуре, Добродетель – в львиной и т.д. Школьный театр опирался, подобным образом, на христианскую и культурную символику.

    Заключение



    У самого Петра не получилось основать долговременного публичного театра. Обе попытки московская, и петербургская не приносят необходимых результатов. Тем не менее именно в петровскую эпоху закладывается нерушимый фундамент для дальнейшего формирования русского театра. При Петре I перед театром достаточно отчетливо устанавливается политическая и художественная задачи - служить делу государственного строительства России. В эту пору формируется ранняя русская драматургия - часть новейшей светской художественной литературы. Впервые театр становится средством просвещения обширных масс, правда, далеко не достигая в этом смысле цели, но все же функционируя как театр публичный и общедоступный. В петровскую эпоху возникают в России главные профессиональные антрепренеры, стабилизируется актерская профессия, появляются на сцене первые актрисы.

    Какое-то время после кончины Петра 1 русский театр продолжает формироваться в формах любительского театра, театра городских «низов». Но также тут постигается все то, что принесла петровская эпоха русской театральной культуре. И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее положение государственного русского театра.

    Список используемых источников и литературы





    1. www.feb-web.ru

    2. Хрестоматия по истории русского театра XVII и XIX вв., Н. С. Ашукин,

    3. В. Н. Всеволодский-Генгросс, Ю. В. Соболев, Издательство: Искусство

    4. История русского драматического театра. Том 1. От истоков до конца XVIII век Холодов Е.Г. Издательство: Искусство


    написать администратору сайта