Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурный обмен и его роль в современном мире. Влияние процесса глобализации на культурный обмен

  • Технические средства культурного обмена

  • Культурный обмен в современной России

  • Международный культурный обмен

  • Из истории культурного обмена

  • Правовая среда культурной деятельности

  • Список использованной литературы

  • выыв. Технические средства культурного обмена


    Скачать 236.6 Kb.
    НазваниеТехнические средства культурного обмена
    Дата26.04.2022
    Размер236.6 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файла2.rtf
    ТипРеферат
    #497988

    АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

    САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


    Кафедра социально-экономических дисциплин

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Деловые коммуникации».

    На тему №4«Технические средства культурного обмена»
    Выполнила: студентка

    Миронова Е.А.

    Курс 1

    Форма: обучения заочная

    Факультет: Права и управления

    Специальность: 38.05.02

    Таможенное дело

    Группа № ТД(ТД)1-3/Сп/СР21

    Научный руководитель:

    Преподаватель Еремкина Н.В


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..3

    Культурный обмен и его роль в современном мире. Влияние процесса глобализации на культурный обмен……………………….........................7

    Технические средства культурного обмена………………...…………………..10

    Культурный обмен в современной России…..............................................12

    Международный культурный обмен……………………...………………………16

    Из истории культурного обмена…………………………...……………………..19

    Правовая среда культурной деятельности………………...………………….….25

    Заключение……………………………………………………………….….30

    Литература…………………………………………………………………...32

    Введение

    Получивший большое развитие в современном обществе культурный обмен между странами дает возможность представить уникальную характеристику страны в рамках развития мировой культуры, поскольку раскрывает, с одной стороны, многогранность национальной культуры, ее интеграцию в общемировой культурный процесс, с другой дает возможность ознакомления с достижениями культурного богатства других стан. В статье 27 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

    Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах в статье 15 признает право каждого человека на участие в культурной жизни. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу от поощрения и развития международных контактов к сотрудничества в научной и культурной областях. В преамбуле Устава ЮНЕСКО подчеркивается, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира.

    В Декларации принципов международного сотрудничества, принятой четырнадцатой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г., в частности, в статьях 1 и подчеркивается, что «каждая культура обладает достоинством и ценностью» и одной из целей международного культурного сотрудничества является «обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством содействовать обогащению культурной жизни». Аналогичные права человека нашли свое закрепление в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Соглашении о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 г., в соглашении о создании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств от 26 мая

    В статье 44, параграфа 2 Конституции Российской Федерации сказано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры на доступ к культурным ценностям». Этот принцип Конституции РФ необходимо понимать, как право гражданина на пользование достижениями мировой культуры, поскольку культурная политика и сама культура рассматривается в более широком контексте общей политики государств, представляя собой общественное явление, результат совместного действия людей в международном плане и воздействие, которое они оказывают друг на друга.

    Для обеспечения этого права и необходим культурный диалог, сотрудничество государств в области культуры, культурный обмен, который, ведет к росту взаимопонимания между народами, что, в свою очередь, не может не способствовать стабильности международных отношений. Существуют различные пути международного культурного сотрудничества - это и защита культурных ценностей в мирное и военное время, совместное создание, реконструкция и реставрация культурных ценностей, различные виды научно-исследовательской деятельности, совместное производство археологических раскопок, создание международных атрибуционных советов, проведение выставок, конкурсов и, наконец, культурный обмен, как наиболее значимое направление культурного сотрудничества, обусловленное интенсивностью развития культурных контактов, возрастанием интереса к мировому культурному достоянию.

    Актуальность дипломной работы определяется необходимостью правового регулирования международного и культурного обмена.

    Правовая регламентация культурного обмена на международном и национальном уровне может осуществляться путем заключения международных договоров, принятий решений, конвенций, рекомендаций и так далее. Причем, государства, осуществляющие культурное сотрудничество руководствуются не только специальными принципами, но и основными нормами международного права, которые нашли свое отражение в Декларации принципов международного права, одобренной Генеральной Ассоциацией ООН в 1970 г.

    Специальные принципы культурного сотрудничества определены в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, одобренной Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 4 ноября 1966 г.

    Особое место занимают договоры по конкретному направлению культурного сотрудничества, которые оговаривают взаимные обязательства государств именно по данному направлению.

    Как правило, в соответствии с этими договорами разрабатываются Программы, регламентирующие основные формы и направления контактов. Наибольшее значение в культурном сотрудничестве государств имеет ЮНЕСКО, которая занимается вопросами культуры практически во всех формах. ЮНЕСКО принимает постановления, директивы по тем или иным вопросам в области культуры.

    Культурный обмен является приоритетным направлением культурного сотрудничества. Открытость культурной политики приводит к возрастанию интереса по всем видам культурного обмена. Но здесь культуре общества не обойтись без основы на правовую политику как на международном, так и национальном уровнях.

    Однако анализ событий культурного обмена показывает, что организации, его осуществляющие, как правило, не знают ни законодательства, ни своих возможностей, прав и обязанностей.

    Сведения о правовых актах поверхностны и эклектичны, не дифференцируются различные формы и направления культурного обмена. Формально культурный обмен легитимирован, но чрезмерная масштабность законодательства, с одной стороны, и множество общих положений - с другой создают юридические трудности при его осуществлении.

    Цель данной работы заключается в следующем:

    Определить место культурного обмена в современном мире.

    • Выявить основные формы и направления культурного обмена в России.

    • Выявить основные российские и международные правовые акты, регламентирующие культурный обмен.

    Задачей работы является выявление основных международных и национальных правовых документов, регламентирующие культурный обмен.

    В работе произведен анализ государственного моделирования культурного обмена на примере США и Канады.

    Практическая значимость работы состоит в том, чтобы обеспечить сбор достаточной правовой информации, на основании которой возможен легитимный культурный обмен.


    Культурный обмен и его роль в современном мире. Влияние процесса глобализации на культурный обмен
    Глобализация - это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. В области экономических наук глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом. Возрастающая роль информатизации в жизни общества дает ученым основания говорить об «информационном пространстве», которое представляет собой сферу производства. передачи, усвоения и использования информации. Информационное пространство представляет собой физическое пространство, в котором циркулируют информационные потоки - перемещающиеся во времени (передача информации) и пространстве (хранение информации).

    Глобализацию культуры связывают с двумя феноменами. Первый представляет собой распространение западных индивидуалистических ценностей среди все большей части населения земли. Эти ценности пропагандируются социальными институтами, которые признают индивидуальные права человека и попытки защищать права человека на международном уровне. Второй тенденцией можно назвать заимствование западных «правил игры» во всем мире. Бюрократичная организация и рационализм, материалистические взгляды, ценности экономической эффективности и политической демократии распространяются в мире со времен европейского Просвещения. Вместе с тем, следует признать особую роль культурного консенсуса в мире. Хотя мировая система всегда была и есть многокультурной, нельзя закрывать глаза на растущее влияние западных ценностей: рациональности, индивидуализма, равенства, эффективности - в других частях света. Одним из последствий культурной глобализации как американизации является жесткое подавление и выхолащивание национальных культур, что, вне всякого сомнения, ведет к обеднению мировой цивилизации. Подобное положение в перспективе способно привести к установлению духовного тоталитаризма, где в одномерном унифицированном мире живут люди, лишенные ценностей национальной культурно-религиозной идентичности. Данные тенденции могут так же спровоцировать жесткую реакцию со стороны незападных наций и породить столкновение цивилизаций.

    Но если глобализация объективна и неизбежна, то, как человечеству преодолеть указанные угрозы? Ответ по нашему мнению следует искать в плоскости изменения характера глобализации. Так, А. Дугин выделил два варианта глобализации. Согласно первому, названному им «соборной моделью» глобализации, «в общую копилку человечества вносятся проекты и тезисы, обобщающие исторический, культурный, хозяйственный, социальный, политический, национальный, религиозный опыт различных народов и государств».

    Второй вариант, названный Дугиным «партикулярной» или «однополярной» глобализацией, предполагает, что «все человечество выбирает (добровольно или не совсем добровольно, под нажимом) в качестве универсальной схемы развития какую-то одну цивилизационную модель, которая становится общеобязательным эталоном в политике, общественном устройстве, экономике, культуре. Какая-то часть человечества, определенный народ или государство вырабатывают цивилизационную схему и предлагают ее в качестве универсальной всем остальным».

    Однако реализация первого варианта глобализации требует серьезных усилий от мирового сообщества, в том числе и от России, направленных на консолидацию национальных культур, построение полицентрического миропорядка на базе диалогического способа мышления. Обещмировая тенденция - внимание к национальным культурам. Национальная культура как защита от экспансии массовой культуры. Во многих регионах Европы возникло движение в защиту региональных ценностей, включающих в себя этнические и национальные культурные традиции и ценности, которые помогут человеку сохранить свою неповторимую идентичность перед угрозой обезличивающего воздействия интернациональной массовой культуры, урбанизации, глобализации и технического прогресса. Унификация культуры является последствием глобализации. Необходим равноправный культурный обмен вместо культурной глобализации. Культурный обмен, как глубоко диалектический процесс, в котором различие национальных культур не взаимно исключается, а воспринимается в неразрывном единстве.

    Технические средства культурного обмена
    В современном обществе культурный обмен во многом облегчается благодаря современным средствам связи, сети Интернет. Воздействие современной информационной технологии на искусство идет в двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов. С другой, современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной.

    Гораздо большую роль играет информационная техника в процессе приобщения людей к произведениям искусства благодаря чему высокая культура становится общедоступной. Именно она сделала массовым достоянием уникальные достижения мировой культуры. Чтобы увидеть Сикстинскую мадонну теперь не нужно посещать Дрезденскую картинную галерею, любоваться полотнами Рубенса и Крамского, операми Большого театра можно дома через телевизор. Посетить Лувр или Эрмитаж, побывать в театре или посмотреть балет, прослушать симфонии Бетховена, фуги Баха или лучших вокалистов мира можно включив видеоплеер или мультимедийный компьютер через систему Интернет. Возникает новая массовая культура. Вместе с тем, индивидуальная информационная система становится основой демассификации культуры, ее индивидуализации. Массификация и демассификация - две реальные тенденции в развитии современной культуры.

    Все больше осознается необходимость укрепления диалога между разными цивилизациями в нынешней международной ситуации. Человеческие цивилизации - многообразны, необходимо уважать цивилизации других народностей и укреплять взаимопонимание путем диалога. В этой ситуации роль культурного обмена трудно переоценить. В эпоху глобализации культурный обмен является чрезвычайно важным. Эпоха глобализации способствует распространению массовой культуры в ее американском варианте. Культурный обмен между странами препятствует унификации культуры, насыщая информационное пространство различными этнокультурными составляющими.


    Культурный обмен в современной России

    Отложенный во времени социальный эффект культурной деятельности, отсутствие зачастую сиюминутных результатов обязывает общество относиться к этим действительно стратегическим ресурсам с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал как одну из наивысших ценностей страны. При этом богатства российской культуры поистине огромны.

    Если говорить только о системе Министерства культуры Российской Федерации, то (на 01.01.99 г.) в 1868 государственных музеях насчитывается 55 млн. единиц хранения. Фонд 49 тыс. библиотек приближается к миллиарду книг. Миллионы историко-культурных документов хранятся в 15 тыс. архивах страны. На государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры и еще, по оценкам, примерно столько же остаются не учтенными. В системе Министерства культуры России функционируют более 50 тыс. клубных учреждений, свыше 500 театров и около 250 концертных организаций.

    Новый этап российской истории оказался сопряжен с трудностями государственного бюджета, кризисными явлениями в банковской системе, с устойчивой тенденцией снижения реальных доходов населения. Все это обусловило не очень благоприятную ситуацию и для функционирования отечественной культуры. Подобное положение предопределило культурную политику периода радикальных преобразований российской государственности: ее основной целью стало сохранение богатейшего культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. На достижение этой цели была направлена и федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» (1993-1995 гг.), продленная постановлением Правительства Российской Федерации на 1996 г. В последнем пятилетии уходящего века произошло изменение приоритетов государственной культурной политики и главные акценты были перенесены с задач сохранения культурного потенциала на его развитие.

    В 1996 г. Правительство России приняло федеральную целевую программу «Развитие и сохранение культуры и искусства» (1997-1999 гг.). При этом сама программа была направлена на решение следующих задач:

    - поддержка и развитие профессионального художественного творчества, создание условий для развития профессиональных организаций искусства и расширения их аудитории, поддержка индивидуальных талантов;

    - сохранение культурного наследия, консервация, реставрация и введение в культурный оборот недвижимых памятников культуры и истории, уникальных историко-культурных и природных территорий, сохранение и эффективное использование музейных и библиотечных фондов;

    • реализация принципов федерализма в культурном строительстве, сохранение и развитие национальных культур народов России, поддержка межрегионального культурного обмена;

    • международное культурное сотрудничество, интеграция со временного российского искусства в текущий мировой художественный процесс, поддержка культурной деятельности наших соотечественников за рубежом, развитие международного культурного сотрудничества в соответствии с общими геополитическими приоритетами России;

    • стимулирование народного творчества, возрождение и развитие народных художественных промыслов и историко-природной среды их обитания, поддержка новых форм культурнодосуговой деятельности;

    • поддержка молодых дарований и развитие системы художественного и культурологического образования, повышение качества подготовки специалистов, организационное переустройство сети образовательных учреждений и принципов их функционирования;

    - формирование отраслевой системы социальной поддержки работников культуры;

    - развитие материальной базы и техническое перевооружение отрасли, строительство и реконструкция объектов культуры и искусства, внедрение новых технологий в их деятельность;

    - правовое и информационное обеспечение сферы культуры;

    - развитие науки о культуре в области экономики, права и управления.

    Процесс формирования правовой базы культурной деятельности, начатый в 1992 г. принятием «Основ законодательства о культуре в Российской Федерации», был продолжен как на федеральном, так и на региональном уровнях. В 1996 году был принят Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который с ранее принятым Законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и Основами законодательства Российской Федерации «Об архивных фондах и архивах» стал частью общего законодательства по сохранению культурного наследия народов России. В соответствии с принятыми законами в 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о Музейном фонде Российской Федерации», «Положение о государственном Каталоге Российской Федерации» и «Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации», предусматривающие реальные механизмы государственного регулирования в этой сфере.

    Вместе с тем принятые в последние годы законы далеко не в полной мере обеспечивают правовые гарантии сохранения и развития отечественной культуры, воспроизводства ее стратегических ресурсов. Работа эта продолжается. На стадии подготовки находятся законы об охране и использовании памятников истории и культуры, о музеях-заповедниках, о театре и театральной деятельности, о творческих союзах и творческих работниках, новая редакция Основ законодательства о культуре и ряд других важнейших законодательных актов.

    С другой стороны, многие российские деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь. На крупнейших музыкальных сценах мира выступают певцы, ансамбли. На западные рынки проникли наши фильмы. Пользуется спросом живопись. Режиссеры, дирижеры, музыканты. Частыми гостями в России стали представители отечественной музыкальной культуры, живущие за рубежом.

    Формами сплочения работников культуры, культурного обмена стали фестивали, конкурсы, выставки. Появились покровители. Политические и экономические преобразования в России делают все более заметным культурное сотрудничество - культурный обмен. Это явление представляет чрезвычайную важность для развития страны не только в культурном, но и в социальном, и экономическом смысле.

    Коммерческие структуры активно включаются в процесс международных культурных обменов. Примером служит подписанное 19 июня 2004 года министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым и президентом "Альфа-Банка" Петром Авеном соглашение об общих условиях сотрудничества в сфере международных культурных обменов между МИД России и "Альфа-Банком". Соглашение предусматривает широкие возможности взаимодействия российского внешнеполитического ведомства и одного из крупнейших отечественных банков в интересах развития внешних культурных связей Российской Федерации. Со стороны "Альфа-Банка" выражена готовность оказывать спонсорское содействие реализации отдельных проектов международного культурного сотрудничества, имеющих внешнеполитическое звучание
    Международный культурный обмен
    «Каждый человек имеет право на свободу убеждений. И на свободное выражения; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»

    Международная Декларация Прав Человека

    Сегодня международный культурный обмен приобретает качественно новые черты и характеризуется резко возросшими масштабами, небывалой интенсивностью. Впервые интеллектуальное и художественное творчество на уровне международных связей перерастает национальные рамки и приобретает интернациональный характер. Свидетельством этого нового качества культурного обмена явилось создание значительного числа международных научных объединений, появление международных ассоциаций творческой интеллигенции и организация международного интеллектуального сотрудничества. Впервые международный культурный обмен становится предметом целенаправленной политики. Это во многом предопределяет его более высокий уровень организации и возросшие материальные возможности сотрудничества в сфере духовного творчества.

    Пристальное внимание общественности приковано к процессу создания интеллектуальных и художественных ценностей. Наиболее выдающиеся достижения в этой области становятся событием не только для специалистов, но и приобретают характер мировой сенсации, Крупные ученые, инженеры, писатели и художники привлекают внимание международной общественности как выдающиеся личности. Наука, литература и искусство стали восприниматься не только как сферы индивидуального творчества, но и как явления общественного характера, в силу их влияния на ускорение процессов изменения условий жизни человека.

    Впервые широкое распространение получили представления о том, что жизнь людей, да и судьба человечества в целом, зависят не только от «сильных мира сего», но и от способности интеллектуальной элиты достойно решать возникающие в обществе проблемы. Отражением этого процесса стало осознание частью творческой интеллигенции моральной ответственности за результаты своей деятельности. Международное сотрудничество в сфере культуры приобрело характер общественной деятельности, а некоторые видные представители науки и искусства видят в этом свой общественный долг.

    Равноправное взаимодействие национальных культур всегда носит плодотворный характер, способствует их взаимообогащению, а сотрудничеству их представителей, как правило, более присущи лояльность и терпимость, нежели контактам представителей политических элит.

    Нельзя не отметить, что международный культурный обмен способствует и прогрессу человеческой цивилизации в интеллектуальной сфере. Особенно зримо это проявляется в области науки и техники. Что позволяет определять наиболее перспективные направления исследований, выявлять нерешенные проблемы, устанавливатъ междисциплинарные связи.

    Международные конгрессы, конференции, другие формы обмена информацией приобрели систематический характер. Координация усилий на мировом уровне в научной деятельности стала регулярной практикой.

    С ростом требований к практической значимости результатов исследований активизировались международные формы сотрудничества в области опытно-конструкторских, медицинских и других прикладных отраслей знаний. Характерным становится проведение международных форумов для обмена информацией и организация на коммерческой основе передачи передового опыта, приглашение для работы иностранных специалистов. Все это способствует значительному ускорению научно-технического прогресса в индустриальном развитии, во многом определяя высокий уровень вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов планеты и обеспечивая массовое производство сложной техники.

    Большое значение международный культурный обмен приобретает в области гуманитарных знаний. Его содержание определяется стремлением гуманизировать человечество, объединить людей на основе общечеловеческих ценностей.

    Организации международных культурных связей в России придан статус государственной политики, что определяется необходимостью обеспечить благоприятные условия для ускоренного экономического и культурного развития страны. Участие в международном культурном обмене рассматривается и как средство реализации внешней политики государства, которое позволяет оказывать влияние на формирование мирового общественного мнения, поскольку содержание отечественной культуры а конечном итоге определяет и содержание международной политики нашей страны. Все это позволяет утверждать, что в главном, международные связи России в области культуры обеспечивают прогресс страны, позволяют представителям отечественной науки, литературы, искусства плодотворно сотрудничать с представителями мировой интеллектуальной и художественной элиты.
    Из истории культурного обмена
    Международный культурный обмен - важнейший процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов мира, способствующий прогрессу человеческой цивилизации на протяжении многих веков. В прошлом обмен информацией в сфере культуры носил случайный характер, приобретая в ходе завоеваний зачастую варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, исчезновение целых культурных пластов. Человечество в целом, таким образом, теряло бесценный опыт, накопленный за века творческого поиска и упорного труда.

    На заре истории человечества более цивилизованные формы культурного обмена были связаны с развитием торговых отношений. Но они нередко зависели от воли случая, еще чаще ограничивались узким регионом и были весьма неустойчивы. Отдельные народы развивались как замкнутые культурные системы. С течением времени отношения в мире приобретали все более систематический и широкий характер. Успехи мореплавания, географические открытия европейцев, развитие торговли - все это создавало условия для распространения знаний о культуре различных народов. Этот процесс сопровождался европейской колонизацией и созданием колониальных империй, что привело к безудержному грабежу и разрушению культуры подвластных европейцам народов.

    Лишь с созданием крупной промышленности в Европе и усилением вывоза капитала в зависимые страны их народы познакомились с элементами индустриальной цивилизации, отчасти приобщились к европейскому образованию. Возникли условия для развития устойчиво, культурного обмена: вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества стала приобретать всё более интернациональный характер появились новые стимулы для обмена в области культуры и усвоения передового опыта.

    Разрушительные последствия мировых войн, появление оружия массового поражения в XX веке привели к усилению антивоенного движения и развитию широкого общения народов на базе понимания необходимости перестройки всей системы международных отношений. В ходе международного сотрудничества в этой области возросло осознание целостности современного мира, опасности его деления на замкнутые этнокультурные и военно-политические группировки. Преодоление барьеров, созданных в ходе исторического развития, стало насущной потребностью нашего времени.

    Международный культурный обмен не только продолжает демонстрировать устойчивую тенденцию к расширению масштабов и форм взаимовлияния культур народов мира, но и становится необходимым условием всякого движения по пути прогресса. Широкие контакты между народами и развитие современных средств коммуникации в значительной степени упрощают возможности обмена информацией. Ныне трудно представить себе хотя бы маленький уголок Земли, который был бы полностью отделен от общения с окружающим миром, в той или иной степени не испытывал бы на себе влияния мировой культуры. Благодаря тому, что достижения человеческой мысли и духа могут быть использованы для блага всего человечества, возможно разрешение самых сложных проблем мирового сообщества. Реализация такой возможности зависит от того, насколько быстро будет налажено международное сотрудничество в интеллектуальной сфере.

    Международный культурный обмен приобрел глобальный, взаимосвязанный, поступательный характер, он обладает глубокой внутренней мотивировкой к развитию. Однако и в конце XX века он все еще зависит от целого ряда внешних факторов, которые оказывают огромное влияние на все стороны нашей жизни.

    В современных условиях интеграция в интеллектуальной и духовной сфере значительно ускоряет процесс решения жизненно важных проблем, встающих перед человечеством. Более того, международное сотрудничество, как правило, ведет к интенсивному и широкому внедрению результатов научного поиска, других общепризнанных проявлений творчества в повседневную жизнь народов. Международный культурный обмен способствует интенсификации творческих процессов, обеспечивая включение значительного духовного потенциала представителей многих народов, повышая уровень соревновательности между ними, усиливая роль моральных стимулов. В исторической перспективе, благодаря международному культурному обмену, появляется возможность преодолеть раскол мира на так называемые «цивилизованные» и «нецивилизованные» народы, обеспечить подлинное разрешение проблем человеческой цивилизации на истинно демократической основе, что позволяет надеяться на устойчивый характер прогресса в мире.

    Во второй половине XX в. в значительной степени усложнился процесс творчества. Деятельность в этой сфере иногда требует крупных капиталовложений и сложной организации, затрагивающей общественные структуры в национальном и межнациональном масштабах. Это и эффективная организация экономической жизни общества, которая позволит неуклонно увеличивать инвестиции в сферу культуры, и организация современного образования, обеспечивающего высокий уровень подготовки на всех его стадиях, и непрерывность повышения квалификации, и организация культурной жизни, регулирующая гармоничное развитие всех элементов духовной жизни человека. Все это неизбежно требует сложения усилий специалистов различных областей знаний и представителей различных слоев и направлений науки и культуры, зачастую из разных стран. Организация такой работы сопряжена с необходимостью координации усилий на международном уровне, преодолением узконациональных интересов, привлечением значительных ресурсов мирового сообщества.

    После второй мировой войны задача содействия международному сотрудничеству в области науки и культуры была возложена на Организацию Объединенных Наций (ее устав прямо указывает на эту функцию). XIV сессия Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в ноябре 1966 г. приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой провозглашается, что «культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и наций, которые должны делиться друг с другом зияниями и искусством». Декларация определила основные направления сотрудничества государств в области культуры. Однако деятельность международных организаций в рамках ООН показывает, что до настоящего времени наладить эффективную систему международного сотрудничества в этой области не удается.

    В конце XX века все более очевидным становится то, что для многих народов мира (но далеко не для всех) оказалась пройденной та стадия развития, когда «национальная идея» являлась единственной творческой основой формирования национальной культуры.

    Современной альтернативой национальной замкнутости выступает процесс интеграции культурной среды народов. К сожалению, этот объективный процесс иногда приобретает характер «культурной интервенции» со стороны экономически более стабильных государств. Унификация неизбежно ведет к потере многими народами «своего лица», к размыванию глубинных корней национальной культуры и поверхностному, подражательному усвоению элементов массовой культуры. Все это приводит к обеднению культуры в целом. Нередко подобный процесс в качестве ответной реакции вызывает рост национализма и стремление к автаркии, а то и дестабилизирует международные отношения. Мировая культура развивается как целостная система только тогда, когда включает в свой арсенал многовековой опыт народов, обладающих гигантскими историческими пластами культуры и своеобразием духовных идеалов.

    Международный культурный обмен носит не только творческий, но и общественный характер. Это определяется тем, что в ходе обмена культурными ценностями происходит процесс общения представителей национальных культур, который с течением времени приобретает все более массовый характер. Для многих представителей творческой интеллигенции культурный обмен становится частью общественной деятельности, возникают их национальные и международные объединения, которые ставят своей целью расширение масштабов и углубление форм международного сотрудничества. Кроме того, в процесс организации культурного обмена вовлечены государственные и международные организации, которые также оказывают значительное влияние на характер международных культурных связей.

    Привлечение к обсуждению острейших межгосударственных проблем интеллектуальных кругов, обладающих разнообразными знаниями, широким взглядом на мировое сообщество в целом, позволяет иногда найти нетрадиционные решения проблем, устраивающие все стороны, втянутые в переговорный процесс. Авторитет международной интеллектуальной элиты может побудить государственных деятелей изменить систему приоритетов в политическом курсе отдельных стран и мирового сообщества в целом. Это обстоятельство делает международный культурный обмен фактором международной политики.

    Политический детерминизм, характеризующий исследования по истории международного культурного обмена в 20-30-е годы определялся главным образом обстоятельствами, при которых эти работы писались. В условиях «холодной войны» атмосфера противостояния двух военно-политических группировок неизбежно накладывала отпечаток и на сознание ученых. Кроме того, сам предмет исследования - международные культурные связи в период между двумя мировыми войнами - характеризовался высокой степенью политизированности. Наконец, культура в силу своей природы неизбежно отражает господствующие в обществе идейные и политические течения. Поэтому объективные основы для политического детерминизма в исследованиях по данной проблеме, безусловно, сохраняются и сегодня. Но наряду с этим все очевиднее становится более широкое понимание содержания международного культурного обмена в соответствии с многообразием самой культуры, а, следовательно, дальнейшее расширение проблематики исследований по данной теме. Это предполагает необходимость, опираясь на бесспорные достижения историографии, привлечения новых источников и осмысления происходящего с учетом объективного содержания процесса взаимовлияния национальных культур.

    Возрастание роли духовного взаимодействия народов является долговременной тенденцией мирового развития. Осознание значения и специфики международного культурного обмена становится необходимой предпосылкой стабилизации международных отношений и фактором использования этого весьма сложного и тонкого инструмента человеческого общения в интересах прогресса цивилизации.

    Правовая среда культурной деятельности
    Процесс формирования новой правовой базы культурной деятельности начатый в 1992 г. принятием базового закона «Основы законодательства с культуре в Российской Федерации», был продолжен в последующие годы как га федеральном, так и региональном уровнях. Постараемся систематизировать и дать анализ этим правовым актам.

    Федеральные нормативные правовые акты Государственная Дума 24.04.96 г. приняла Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Необходимость разработки и принятия этого закона была обусловлена коренным изменением в России отношений собственности, увеличением числа и изменением характера субъектов в сфере культурного наследия, беспрецедентной активизацией криминальных структур и их широкой интернационализацией. Вместе с ранее принятым законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», основами законодательства Российской Федерации, «Об архивном фонде и архивах» закон стал неотъемлемой составной частью законодательства России по сохранению культурного наследия народов нашей страны. В соответствии с законом Правительство Российской Федерации постановлением № 179 от 12.02.98 г. утвердило «Положение о Музейном фонде Российской Федерации», «Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации», «Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации». В положениях предусмотрены реальные механизмы практической реализации основных положений закона.

    Важное место в реализации государственной культурной политики занял Указ Президента от 01.07.96 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». Указом, проект которого был разработан Минкультуры России и одобрен Правительством страны, Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации (1997-1999 гг.)» был присвоен статус президентской, повышены размеры стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и талантливых, молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, учреждено 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

    Принятые в 2001 году Основы Законодательства РФ сохраняет основные концептуальные положения действующего Закона и обеспечивает тем самым преемственность законодательства в этой сфере. Законопроект закрепляет государственную политику в области культуры государственную ответственность за сохранение культурного наследия страны и государственную поддержку культуры и ее творцов. Основными задачами законопроекта являются:

    -обеспечение и защита прав граждан на культурную деятельность и участие в культурной жизни;

    создание правовых условий для сохранения исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, развития и воспроизведения творческого потенциала общества;

    определение принципов отношений субъектов культурной деятельности;

    определение принципов государственной культурной политики, государственной поддержки культуры и обеспечение гарантий невмешательства в творческие процессы.

    Основы исходят из принципа федерализма - последовательного, в рамках действующей Конституции, восстановления вертикали власти при определении прав и ответственности каждого уровня этой власти. Отсюда в законопроекте вытекает разграничение предметов ведения в области культуры на предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметы ведения органов местного самоуправления. Учитывая необходимость государственной поддержки культуры в современных социально-экономических условиях, в законопроекте сохранены ныне действующие нормы бюджетного финансирования культуры в размере 2% расходной части федерального бюджета и 6% расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, причем норма бюджетного финансирования культуры в субъектах Российской Федерации передана в ведение субъектов и вступает в силу в соответствии с законодательством субъектов. Сохранение указанных норм, имеющих стратегическое значение, создает условия для преодоления субъективизма при формировании расходов на культуру как на федеральном, так и на региональном уровнях и будет служить ориентиром при формировании и рассмотрении проектов федеральных бюджетов в части расходов, предусмотренных на культуру, искусство и кинематографию.

    В законопроекте определены финансовые ресурсы учреждений культуры, обеспечивающие их многоканальное финансирование:

    возможность учреждениям культуры самостоятельно распоряжаться доходами от предусмотренной их уставами собственной деятельности;

    направлять доходы от сдачи в аренду имущества учреждений культуры в качестве дополнительного источника финансирования для содержания и развития их материально-технической базы;

    устанавливаемое поступление средств из других источников не должно уменьшать размеров бюджетного финансирования учреждений культуры.

    В законопроекте определены виды деятельности некоммерческих организаций культуры, позволяющие развивать все формы экономической жизни в культуре:

    введено понятие «основной деятельности» некоммерческих организаций культуры, уже принятое в налоговом законодательстве;

    платные формы основной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от этих видов деятельности полностью направляется на содержание и развитие данных организаций культуры.

    Особое внимание уделено вопросу приватизации в сфере культуры. Культура не должна подчиняться общему порядку приватизации. Существует большой объем культурных ценностей и объектов культурного наследия, являющихся национальным достоянием, приватизация которых невозможна ни при каких условиях. Однако с определенными обязательствами могут быть приватизированы памятники истории и культуры местного значения. В новой редакции Основ указаны основополагающие принципы приватизации в сфере культуры, которые должны получить свое дальнейшее развитие в положениях приватизационного законодательства.

    В 2000 г. был принят закон «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», нацеленный на разрешение следующих задач в сфере театральной деятельности:

    • формирование механизмов защиты конституционных прав граждан на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

    • обеспечение правовых, экономических и социальных условий сохранения единого театрального пространства страны, развития межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;

    • создание правовых гарантий поддержки и сохранения стационарного государственного и муниципального театра, а также развитие театровиных организационных форм и форм собственности реализация инновационных проектов, касающихся организации театрального дела;

    • защита прав на театральную постановку ее создателей и участников;

    • последовательное утверждение политики государственного протекционизма в отношении театрального искусства, его творцов и театральных организаций;

    • обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, системы социальной защиты работников театров, создание условий для обновления творческих составов театров;


    Заключение
    Культурный обмен между странами является неотъемлемым условием мирового культурного процесса.

    В данной работе была сделана попытка определить место культурного обмена в современном мире, выявить основные формы и направления культурного обмена в России. В работе были выявлены основные международные и национальные правовые документы, регламентирующие культурный обмен. В работе произведен анализ государственного моделирования культурного обмена на примере США и Канады.

    Культурный обмен - это одна из самых больших ценностей современного мира. В общую копилку человечества вносятся проекты и тезисы, обобщающие исторический, культурный, хозяйственный, социальный, политический, национальный, религиозный опыт различных народов и государств.

    Расширение культурного обмена обеспечивается тем, что граждане большинства государств имеют законодательно закреплённое право на пользование общедоступными культурными ценностями не только своей страны, но и других стран тоже.

    В работе даны основные характеристики культурного обмена, собраны и систематизированы правовые акты, направленные на легитимное осуществление культурного обмена.

    Вступление России в совет Европы имеет существенные последствия в части охраны культурных ценностей. Прежде всего, здесь могут быть решены задачи интеграции законодательства на международном, региональном и субрегиональном уровнях правового сотрудничества. Законы РФ дают общее определение памятников и лишь выделяют предметы, имеющие значительную ценность. Но четких критериев выделения категорий памятников истории и культуры, представляющих значительную ценность для национальной культуры и их научной классификации сегодня нет. Не приведены в соответствие с международными стандартами и некоторые правовые вопросы, связанные с вывозом и ввозом культурных ценностей, вопросы отчуждения культурных ценностей, имеющих особое значение, не смотря на то, что в соответствии с Конституцией РФ российское законодательство должно быть, приведено в соответствие с международными нормами. Культурный обмен - приоритетное направление культурного сотрудничества. Овладение необходимой правовой информацией - предпосылка и условие легитимности культурного обмена.

    Два процесса происходящие в мире культуры, требуют большого внимания и поддержки государственных структур, на уровне внутри и межгосударственных отношений. Первый - это развитие национальных культур, формирование национальной идентичности. Второй процесс - культурный обмен между странами, способствующий взаимному обогащению культур, мирному диалогу людей разных вероисповеданий и этносов, разрушению национальных стереотипов, и, в конечном итоге, гуманизации жизни на Земле


    Список использованной литературы


    1. Абсалямова И.А Глобализация и проблема сохранения национально - культурной самобытности России. М.., Наука 2016

    2. Агеева И. А. Канада: роль государства в сфере культуры. М.,2015

    3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. /Международно-правовые документы по вопросам культуры. СПб.: 2012

    4. .Приказ Мин. Культуры РФ «Об уточнении порядка оформления

    5. .документации на право вывоза культурных ценностей и предметов

    6. .культурного назначения с территории РФ» от 7 авг. 2001// Сбор.

    7. .Законодательства РФ. 2010

    8. .Художественная жизнь современного общества. Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв.ред Б. Ю. Сорочкин. СПб.: 2013. Т. 4 (книга 1 и 2).

    9. Бухарин Н. И. Практика с точки зрения диалектического материализма. / Н. И. Бухарин // Этюды. М., - 2005;

    10. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский // Век XX и мир. - 1987. - №9;

    11. Воробьева Д. Д. Образование и деятельность общества экономическо и культурного сближения с Новой Россией. (1925-1927 гг.) / Д. Д. Воробьева // Советское славяноведение. - 1965. - №2;

    12. Горбунов В. В. Критика В. И. Лениным Пролеткульта об отношении к культурному наследию / В. В. Горбунов// Вопросы истории КПСС. - 1968. - №5;

    13. 3лыднев В.И. Из истории установления советско-болгарских

    14. культурных связей / В. И. Злыднев//Советское славяноведение. - 1968 - №1;

    15. Иоффе А. Е. Международные научные и культурные связи Советского Союза в 1917-1932 гг. / А. Е. Иоффе // Вопросы истории. 1969. - №4;

    16. Кертман Л. Е. Некоторые вопросы методологии изучения истории культуры. / Л. Е. Кертман // Рабочий класс и элементы социалистической культуры в странах развитого капитализма. Пермь, - 2007;

    17. Кузьмин М. С. Деятельность бельгийско-советского общества

    18. культурных связей в 1925-1932 гг. / М. С. Кузьмин // Вестник ЛГУ. - 1969. - №20;

    19. Кузьмин М. С. Из истории советско-французских культурных связей./ М. С. Кузьмин // История СССР. - 1960. - №3;

    20. Кузьмин М. С. Образование в Германии общества Друзей Новой

    21. России. 1923-1924 гг. / М. С. Кузьмин // Вестник ЛГУ. - 2001 - №2;

    22. Кулешова В. В. Испанская интеллигенция и испано-советские

    23. культурные связи 20-х годов / В. В. Кулешова // Проблемы испанской истории. М., - 1971;

    24. Лебедкина Е. Д. Международные связи советских ученых в 1917-1924 гг. / Е. Д. Лебедкина // Вопросы истории. - 1971. - №2;

    25. Мировицкая Р. А. Из истории советско-китайской дружбы (1917-1924)/Р.А.Мировицкая//Краткие сообщения института востоковедения АН СССР. - Т. 2. М., - 2003;




    написать администратору сайта