Главная страница
Навигация по странице:

  • Инвентарь

  • Алгоритм работы

  • Техника «Завтрак - обед - ужин».

  • Техника «Карта моего тела» (модификация Е. Тарариной)

  • Возрастные рамки применения

  • методики для ОВЗ. Техника Живой дом. Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной) Цель


    Скачать 46.15 Kb.
    НазваниеТехника Живой дом. Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной) Цель
    Дата13.03.2018
    Размер46.15 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файламетодики для ОВЗ.rtf
    ТипДокументы
    #38310

    Техника «Живой дом». Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной)

    Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического

    пространства семейных отношений.

    Задачи:

    > выявление перспектив консультационной работы;

    > определение роли близких людей в окружении клиента;

    У прояснение в сознании клиента его реальных отношений с близкими;

    > выявление конфликтной ситуации в семье.

    Инвентарь: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш,

    ручка.

    Время работы: 15-25 минут.

    Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет и далее.

    Алгоритм работы

    Вступление. Письменно (устно) перечислите людей, с которыми вы

    проживаете вместе под одной крышей.

    Основная часть

    Напишите (назовите) имена 7-8 человек из числа ваших родственников,

    друзей, которые влияют па ваше развитие в данный момент.

    На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский домик,

    в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба,

    двери, порог.

    Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То

    есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть

    крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

    Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.

    Возможные интерпретации:

    фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный

    «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, на

    которого все давят;

    стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и

    автора рисунка непосредственно;

    окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает

    надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

    крыша человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт

    чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;

    27

    чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента

    иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может

    обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а

    на данный момент менее активны;

    труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать

    особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое

    обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать

    эмоции;

    двери информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с

    миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;

    порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в

    будущем.

    Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить

    роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей

    семейной системе он отводит себе.

    Техника «Завтрак - обед - ужин».

    А. Кокоренко (модификация Е. Тарариной)

    Цель: диагностика и коррекция восприятия человеком себя в окружении

    других людей.

    Задачи:

    > стабилизация самооценки;

    ^ развитие эмоционального и социального интеллекта;

    > принятие собственных ресурсных и проблемных сторон личности.

    Инвентарь: кисти, краски, баночка для воды, белый лист бумаги (А-1).

    Время работы: 40-45 минут.

    Возрастные рамки применения: клиенты от 10 лет и старше.

    Алгоритм работы

    Вступление. Участникам необходимо объединиться в группы по 5- 7

    человек. Тренер предлагает группам договориться о том, что они будут рисовать:

    завтрак, обед или ужин. Когда выбор сделан, даётся более конкретная

    завтрак, обед или ужин. Когда выбор сделан, даётся более конкретная

    инструкция.

    Основная часть

    Как только группы выбрали объекты для рисования, участники не имеют

    права обсуждать, совещаться с помощью вербальных и других средств о том, кто,

    что и где будет рисовать.
    Задание: каждому участнику необходимо представить себя в виде блюда на

    завтраке (обеде или ужине). Время на работу - 1 5 - 2 0 минут.

    После завершения работы обсуждение обычно начинается с

    эмоционального реагирования группы в целом, а затем анализируется

    индивидуальная работа каждого.

    Предлагаемые вопросы:

    - Что это за блюдо? Какое оно? Давно ли было приготовлено? Как долго

    готовилось?

    -Как часто этот продукт должен появляться на столе?

    -Это блюдо привычно для нашей культуры или относится к экзотическим?

    -Как оно оформлено при подаче?

    -Это первое, второе или третье блюдо?

    -Какие температурные и эстетические характеристики имеет блюдо?

    -В каком месте на столе оно находится?

    -Как «чувствует себя» блюдо в окружении других блюд?

    -Для кого оно было приготовлено?

    Выводы. Техника позволяет увидеть социометрический срез группы;
    проследить характер отношений человека к себе и восприятие себя в группе;

    обращает внимание на то, какую роль в группе выбирает для себя человек.

    Техника «Карта моего тела» (модификация Е. Тарариной)

    Цель: выявление отношения человека к своему физическому облику; поиск

    ресурсов принятия своего тела.

    Задачи:

    > научить клиента слушать и слышать внутреннее «Я»;

    30

    > повысить самооценку;

    > помочь клиенту в осознании актуальных потребностей собственного тела.

    Инвентарь: обои, кисти, краски, баночка для воды, простой карандаш,

    фотоаппарат.

    Время работы: 60-90 минут.

    Возрастные рамки применения: клиенты от 12 лет и старше.

    Алгоритм работы

    Вступление.

    Клиентам предлагается обвести контур своего тела, отразив его на обоях,

    которые расположены на полу. Для этого каждый просит, чтобы его тело обвёл

    кто-нибудь из членов группы. Хорошо, если свое тело человек обводит не сам.

    Основная часть. В течение 60 минут участники создают карту своего тела

    в полученном контуре, используя природные ландшафты. На карте могут

    располагаться моря, реки, озёра, водопады, пустыни, леса, посадки, сады, поляны,

    равнины, ледники и т.д.

    Затем происходит обсуждение в парах процесса рисования и его

    результатов по следующим вопросам:

    -Какие чувства у вас возникали, когда вы создавали образ?

    - Как вы сейчас к нему относитесь?

    -Как себя чувствует образ?

    -О каком вашем внутреннем ресурсе он говорит?

    -Какие части образа вам особенно приятны?

    - Какое послание он несёт?

    -Принимаете ли вы свой образ?

    -Насколько искренним, в вашем восприятии, он получился?

    - Думали ли вы о внешней привлекательности образа в момент создания?

    - Как полученный образ соотносится с вашей жизнью?

    -Что образ может рассказать о ваших взаимоотношениях с самим собой?

    Возможная интерпретация:

    - чем больше человек использовал ландшафтов, тем больше ему знакомо и

    лучше освоено им собственное тело;

    - ноги - сила воли, мысли человека, внутренний стержень;

    - руки - сила конкретных действий, приоритет действий над словами;

    - горы - будущие перспективы; они же - пока ещё недоступные для человека

    части собственного тела, работа над которыми ему предстоит в будущем;

    - вода: море, озеро, тихая река - интуитивный ресурс человека, который

    непосредственно связан с отдыхом;

    водопад - интуитивно-чувственный ресурс человека, который

    подкрепляется и функционирует при публичной демонстрации этого элемента

    тела окружающим;

    - луга, поляны, зелень, цветы - энергетически самые богатые места, которые

    являются «мотором» человеческого тела; это ресурсы, подаренные человеку

    природой;

    пустыни — места, которые, по мнению человека, являются

    невостребованными, энергетически малоёмкими; это неисхоженная земля, где не

    хватает любви к своему телу, принятия его особенностей;

    - ледники - ресурсы, но очень потенциально далёкие; они могут быть

    использованы человеком в будущем, а могут отражать его неуверенность или

    нерешительность. Отсутствие эмоций говорит о «заледенении»;

    - леса - чем гуще лес, тем больше человек старается скрыть за его

    глубинами недовольство собственным телом, его отдельными элементами,

    стремится вытеснить эти негативные чувства в сферу бессознательного.

    Работа может поднять глубокие чувства, - как положительные, так и

    отрицательные; важно быть готовым к работе с ними, поддержать клиента и дать

    ему возможность реализовать свой ресурс.

    Выводы. Выполнение техники поможет актуализировать значимые для

    человека отношения с теми аспектами собственной телесности, которые требуют

    особого внимания в данный момент времени.


    написать администратору сайта