Реферат криминалистика. Техника, тактика и методика изготовления субъективных портретов
Скачать 36.92 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная работа (7 семестра) РЕФЕРАТ Дисциплина: Криминалистика Тема: Техника, тактика и методика изготовления субъективных портретов Выполнила: Мозжерина Юлия Владимировна 40.03.01. «Юриспруденция» ЮНУ-319(2) Проверил(а):____________________ (Ф.И.О. преподавателя)_____________ Омск 2023 ОглавлениеВведение 3 1. Субъективный портрет 5 1.1 Изготовление субъективных портретов 5 1.2 Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретов 6 2.1 Техника изготовления субъективных портретов 11 2.2 Методика и тактика изготовления субъективных портретов 13 Заключение 16 Список использованной литературы 18 ВведениеОдной из наиболее сложных задач, возникающих в процессе расследования и раскрытия преступлений, в частности - при розыске преступников, - является установление личности подозреваемых, а также лиц, причастных к событию преступления. Важным средством фиксации информации о признаках внешности человека в целях розыска и установления преступника являются субъективные портреты, а также фотовидеоучеты лиц, задержанных за различные правонарушения и представляющих оперативный интерес. Субъективный портрет не является фотографией. Субъективные портреты создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете. Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности. Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления. Цель реферата: проанализировать и изучить с помощью научных статей и литературы технику, тактика и методика изготовления субъективных портретов. Задачи реферата: - Изучить технику изготовления субъективных портретов - Изучить методику изготовления субъективных портретов - Изучить тактику изготовления субъективных портретов 1. Субъективный портрет1.1 Изготовление субъективных портретовИзготовление субъективных портретов базируется на общих положениях тактики производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также правовой природе регламентации конкретного действия или мероприятия. Изготовление субъективных портретов осуществляется методами и средствами, применяемыми в определенной последовательности, поэтапно. Это означает, что наиболее полное решение задач каждого этапа осуществляется с привлечением результатов работы на предыдущем этапе; каждый этап является подготовительным для последующего. Основные этапы изготовления субъективного портрета: 1. Предварительное изучение мысленного образа (анализ факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа). 2. Создание условий для изготовления субъективного портрета. 3. Предварительная актуализация мысленного образа. Эксперимент. 4. Техническая подготовка к изготовлению портрета. 5. Изготовление портрета (получение первого варианта портрета - отработка первого варианта - оценка портрета - доработка под контролем очевидца - оценка портрета очевидцем). Основой субъективного портрета, как известно, является мысленный образ скрывшегося лица, сформировавшийся в сознании очевидца и сохранившийся в его памяти. В связи с этим специалисту, приступающему к изготовлению субъективного портрета, необходимо выяснить условия формирования и сохранения в памяти очевидца мысленного образа, т.е. провести предварительное изучение мысленного образа. Прежде всего следует как можно тщательнее изучить рассмотренные выше субъективные и объективные факторы, влияющие на возникновение, формирование и сохранение мысленного образа [1]. Выяснение всех этих обстоятельств является первым этапом изготовления субъективного портрета. Это выяснение производится как в ходе ознакомления с обстоятельствами дела - обычно это происходит в беседе с инициатором составления портрета (оперативным работником, следователем), реже путем ознакомления с материалами дела, так и в ходе беседы с очевидцем. Учитывая значение данного этапа процесса изготовления портрета, необходимо проводить беседу с очевидцем с максимальной эффективностью, а не сводить ее к формальному ознакомлению с его анкетными данными и выслушиванию краткого рассказа очевидца о происшествии. Целесообразно заранее готовиться к беседе, составляя план ее проведения, как и всех работ с очевидцем. Наряду с изучением факторов возникновения, формирования и сохранения мысленного образа беседа с инициатором изготовления портрета и самим очевидцем позволяет специалисту решить и задачу второго этапа изготовления субъективного портрета - выяснить, имеются ли условия изготовления портрета, т.е. проанализировать объективные и субъективные факторы воспроизведения мысленного образа. Если после беседы с очевидцем будет ясно, что он способен к правильному восприятию, имел возможность и условия для наблюдения, время, прошедшее с момента события не слишком велико, обстоятельства, происшедшие после формирования мысленного образа, его не разрушили, ему разъясняется содержание предстоящей работы по изготовлению субъективного портрета, возможности, которыми располагает для этого специалист, роль очевидца в создании портрета [2]. 1.2 Ошибки, допускаемые при изготовлении субъективных портретовПреступления принято подразделять на совершаемые в условиях очевидности и неочевидные. При этом ошибочно считать, что раскрытие и расследование очевидных преступлений требует меньших временных затрат и людских ресурсов. Несмотря на то, что они нередко совершаются лицами, известными потерпевшему или свидетелям, значительный объем составляют преступления, когда все участники события видят преступника, но личность его неизвестна. В подобных случаях его установление также может потребовать значительных усилий и времени. Данный вид преступлений является пограничным между очевидными и неочевидными и требует применения специальных технико-криминалистических средств и методов. Речь идет о методах и средствах, используемых при изготовлении субъективных портретов. Технология изготовления субъективных портретов подробно изложена в учебном пособии А.М. Зинина и И.Н. Подволоцкого. В частности, авторы выделяют пять этапов изготовления субъективного портрета: 1) предварительное изучение мысленного образа; 2) создание условий для изготовления субъективного портрета; 3) предварительная актуализация мысленного образа; 4) техническая подготовка к изготовлению субъективного портрета; 5) изготовление субъективного портрета. Не вдаваясь в подробное изложение содержания данных этапов, необходимо отметить следующее. На первом этапе выясняются обстоятельства события и условия формирования мысленного образа преступника в памяти очевидца, пострадавшего. Второй этап имеет целью установление возможности работы с лицом, в памяти которого запечатлен мысленный образ. В ходе третьего этапа специалист получает от очевидца (пострадавшего) произвольное описание внешности преступника. Содержанием четвертого и пятого этапов является непосредственная работа по изготовлению субъективного портрета. в территориальных подразделениях органов внутренних дел накоплен огромный опыт изготовления субъективных портретов. Однако, несмотря на это, а также на большое количество методических разработок, научных трудов, посвященных технологии составления субъективных портретов, сотрудники органов внутренних дел продолжают допускать ошибки, которые негативно сказываются на процессе раскрытия преступлений. Можно выделить пять разновидностей таких ошибок. К первой из них относится следующая ситуация. Члены следственно-оперативной группы в ходе осмотра места происшествия предлагают очевидцу (пострадавшему) проехать в отдел полиции для участия в изготовлении субъективного портрета. В случае получения отказа сотрудники полиции не считают необходимым продолжить общение с целью изменить позицию очевидца (пострадавшего), не предпринимают дополнительных попыток убедить последнего принять участие в указанной процедуре. Причем причины отказа со стороны очевидца (пострадавшего) могут быть самыми разными. Вторая довольно распространенная ошибка, допускаемая сотрудниками полиции (речь идет о сотрудниках уголовного розыска), заключается в том, что очевидца или пострадавшего привозят в отдел полиции и еще до процедуры изготовления субъективного портрета ведут в подразделение оперативно-розыскной информации для просмотра массива фотоснимков лиц, которые склонны к совершению данного вида преступлений [6]. Нередко в практической деятельности имеют место случаи, когда сотрудники уголовного розыска непосредственно на месте происшествия показывают очевидцам или пострадавшим фотоснимки преступников. Тем более, что современные мобильные телефоны обладают необходимыми для этого свойствами: они позволяют производить фотосъемку лиц хорошего качества и хранить полученные фотоснимки в необходимом количестве**. Подобные действия, по нашему мнению, негативно сказываются на качестве изготавливаемых субъективных портретов по следующей причине. При целенаправленном внимательном просмотре большого количества фотоснимков лиц разных людей у очевидца (пострадавшего) происходит вытеснение запечатленных в его памяти признаков и элементов внешнего облика преступника признаками и элементами внешнего облика других лиц. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в ходе просмотра фотоснимков у очевидца или пострадавшего может происходить забывание отдельных признаков и элементов внешнего облика преступника, особенно тех из них, которые он плохо рассмотрел или запомнил В качестве третьей ошибки, допускаемой сотрудниками органов внутренних дел, следует рассмотреть ситуацию, когда очевидцев (пострадавших) вынуждают длительное время ожидать окончания тех или иных действий (следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий). Примером может послужить случай, когда две девушки – очевидцы преступления в течение пяти часов (в ночное время) сидели в коридоре отдела МВД России, прежде чем их по очереди привели к эксперту-криминалисту для изготовления субъективного портрета лица, совершившего преступление*. Результат такого отношения к очевидцам сказался на качестве субъективных портретов. Девушки, несмотря на предпринятые попытки установить с ними психологический контакт, совершенно не желали кропотливо работать с экспертом-криминалистом. В итоге было получено два разных субъективных портрета одного преступника. Четвертая довольно распространенная ошибка имеет место непосредственно в процессе изготовления субъективного портрета. Ее совершают специалисты (эксперты-криминалисты) во время работы с очевидцем или пострадавшим. Причинами такой ошибки является нехватка времени либо недостаточный уровень квалификации. Так, не проводя предварительный опрос, эксперт-криминалист приступает к изготовлению субъективного портрета. Очевидцу (пострадавшему) в процессе работы демонстрируются отдельные элементы внешности и предлагается выбрать наиболее схожие с элементами внешнего облика преступника. При этом последовательно демонстрируются все элементы. В случае необходимости производится ретушь и на этом процесс изготовления субъективного портрета заканчивается. В заключение у очевидца (пострадавшего) уточняется степень сходства полученного субъективного портрета с преступником (типажного сходства). Пятая ошибка возникает вследствие того, что на эксперта-криминалиста также влияют субъективные факторы, которые сказываются на результатах его деятельности. И чем меньшим опытом он обладает, тем сильнее влияние этих факторов. Когда эксперт-криминалист занимается изготовлением субъективных портретов преступника, работая с несколькими очевидцами (пострадавшими), второй и последующие портреты могут быть схожи между собой вследствие его неосознанного стремления к такому сходству. Сам того не подозревая, он может влиять на выбор очевидцем (пострадавшим) элементов внешности. Для исключения возникновения такой ситуации следует рекомендовать каждый последующий субъективный портрет изготавливать другому эксперту-криминалисту (поскольку это не всегда возможно, то желательно в таких случаях привлекать наиболее опытных сотрудников), либо делать перерывы между указанными процедурами. Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. В процессе раскрытия очевидных преступлений, когда преступник неизвестен очевидцу или пострадавшему, сотрудники органов внутренних дел нередко допускают ошибки, негативно отражающиеся на результатах их деятельности [7]. Среди прочих следует выделять отрицательно сказывающиеся на качестве изготавливаемых экспертамикриминалистами субъективных портретов и в конечном итоге на возможности их использования в процессе раскрытия преступлений. Речь идет о таких ошибках, как отсутствие у сотрудников полиции, прибывших на место происшествия в составе следственно-оперативной группы, настойчивости и умения убедить очевидца или пострадавшего принять участие в изготовлении субъективного портрета преступника. Также отмечаются имеющие место нарушения технологии изготовления субъективных портретов, допускаемые как сотрудниками уголовного розыска, следственных подразделений либо подразделений дознания, так и самими сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений. 2. Тактика, техника, методика изготовления субъективных портретов 2.1 Техника изготовления субъективных портретовОтображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально фиксированном виде (описание, рисунок). К субъективным отображениям относятся: •мысленный образ- может использоваться непосредственно (при опознании нападавшего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета). • описание; • субъективный портрет. Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно изготовить субъективный портрет. Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности. Виды субъективных портретов: 1) рисованный; 2) композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков); 3) композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц); 4) комплексный, или «живой». Название последнего вида субъективного портрета связано с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку [8]. 2.2 Методика и тактика изготовления субъективных портретовОтображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально фиксированном виде (описание, рисунок). К субъективным отображениям относятся: •мысленный образ; • описание; • субъективный портрет. Мысленный образ может использоваться непосредственно (при опознании нападавшего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета). Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно изготовить субъективный портрет. Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности. Современной криминалистической практике известны четыре основных вида субъективных портретов: 1) рисованный; 2) композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков); 3) композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц); 4) комплексный, или «живой». Название последнего вида субъективного портрета связано с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку. Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления. В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению. Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем. На заключительном, оформительском , этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы. Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки [9] . Объективные отображения – это фотоснимки, особенно цветные, которые передают внешний облик человека с достаточной точностью и полнотой, видеоизображения, рентгеновские снимки, посмертные маски и т.д. ЗаключениеСубъективный портрет - это изображение лица или фигуры человека, изготовленное в соответствии с представление о его внешности в сознании другого человека. На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы и дать соответствующие рекомендации: 1. Изучение монографических источников, посвящённых криминалистическому исследованию признаков внешнего облика человека свидетельствует о том, что их авторы по разному трактуют как само название данного криминалистического учения, так и методику составления словесного портрета, терминология которого лежит в основе методов криминалистического исследования признаков внешности. По нашему мнению, наиболее удачными являются «криминалистическое учение о внешнем облике человека» (габитоскопия) и понятие «признаки внешности человека» у проф. В.А. Снеткова. 2. На основании изучения понятийного аппарата, можно дать следующие определения: а). Элемент внешности – это выделенная в процессе наблюдения или изучения часть внешнего облика человека. б). Признак внешности – это внешнее проявление свойств человеческого облика через конкретное выражение характеристик элементов внешности. 3. По нашему мнению необходимо различать описание внешности по объёму и степени детализации признаков для различных целей: а) самое подробное описание признаков внешности для производства портретных экспертиз; б) оптимальное (10-15 элементов и 30-40 признаков) для учётной регистрации, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (опросы, отождествление и т.д.); в) минимальное, состоящее из броских признаков – для целей наблюдения и личного сыска. 4. В связи со сложившейся криминогенной обстановкой в стране и крае, по нашему мнению, необходим более углубленный подход к использованию метода словесного портрета в аспекте приведённой классификационной схемы криминалистически значимых признаков внешности и особенно по составлению и использованию субъективно-композиционных портретов, который в значительной степени оптимизирует следственную, оперативно-розыскную и экспертную практику. 5. Современные достижения науки в области нейрофизиологии и психологии восприятия, запоминания и воспроизведения внешних образов человека свидетельствуют о достаточной ограниченности возможностей человека, о влиянии субъективных и объективных факторов на указанные процессы. 6. Принципиально важное значение в оперативно-розыскной деятельности имеет внедрение и использование субъективно-композиционных портретов, особенно в раскрытии серийных преступлений и в борьбе с организованной преступностью. 7. Предлагая исследовать субъективные портреты в рамках криминалистической портретной экспертизы, автор подразумевает проведение не идентификационных, а лишь диагностических исследований. Задача такого исследования заключается в установлении степени сходства признаков внешнего облика человека, изображенного на субъективном портрете и фотографическом снимке [10]. Список использованной литературы1. Зинин А. М. и др. Субъективные компьютерные портреты: Метод, рекомендации. М.: ЭКЦ МВД России, 2013. 2. Зуев Е. И. Формы участия специалиста-криминалиста в оперативнорозыскных мероприятиях. М.: ВНИИ МВД СССР, 1973. 3. Снетков В. А. Данные о внешнем облике человека и их использование в работе органов внутренних дел: Учеб, пособие. - М. :1975. 4. Снетков В. А, Зинин А. М. Современные технические средства изготовления композиционных портретов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1978. 5. Снетков В. А. Использование признаков внешности в работе органов внутренних дел (практикум) : Учеб, пособие. М.: ЭКЦ МВД РФ, 1993. 6. Снетков В. А. Габитоскопия: Учебник. Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1979. 7. Аверьянова, Т.В. Криминалистика [Текст] / Т.В. Аверьянова. - М.: НОРМА, 2023. - 487 с. 8. Белкин, Р.С. Эксперимент в следственной и экспертной практике [Текст] / Р.С. Белкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 388 с. 9. Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий [Текст] / А.Н. Васильев. - М.: Гардарики, 2021. - 388 с. 10. Белозеров, Ю.Н. Производство следственных действий [Текст] / Ю.Н. Белозеров. - М.: Владос, 2022. - 433 с |