цырендоржиев 141605 восст лечение (1) (1). Технологии восстановительного лечения и реабилитации важный компонент современного здравоохранения
Скачать 0.91 Mb.
|
Министерство образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет им. Даши Банзарова» Кафедра поликлинической терапии и профилактической медицины с курсом общественного здоровья и здравоохранения КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Технологии восстановительного лечения и реабилитации – важный компонент современного здравоохранения» Выполнил: студент 6 курса, группы 141605 Цырендоржиев А.Д. Руководитель: Хандажапова Н.В. Улан-Удэ 2022 Оглавление Введение 3 1 . Медицинская реабилитация 6 2. Личная реабилитация 9 3. Комбинированная индивидуальная и домашняя реабилитация 14 4. Домашняя реабилитация 17 5. Заключение 21 Список литературы 23 ВведениеРеабилитация необходима людям с ограниченными возможностями для достижения наивысшего уровня функциональной независимости, уменьшения или предотвращения нарушений. Тем не менее, этот процесс может быть длительным и дорогостоящим. Этот факт вместе с явлением старения стал критическим вопросом как для клиницистов, так и для пациентов. В этом смысле технологические решения могут быть выгодны, поскольку они снижают затраты и увеличивают количество пациентов на одного медработника, что делает их более доступными. Кроме того, они обеспечивают доступ к реабилитационным услугам для тех, кто сталкивается с физическими, финансовыми и/или поведенческими барьерами. В этой статье представлено современное состояние вспомогательных реабилитационных технологий для различных методов восстановления, начиная от личных занятий и заканчивая дополнительными домашними занятиями. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 15% населения земного шара страдают той или иной формой инвалидности. Из-за явления старения и распространенности хронических заболеваний, таких как эпилепсия, рак или психические расстройства, этот процент постоянно увеличивается. Этот факт приводит к росту спроса на реабилитационные услуги, поскольку они играют важную роль в улучшении функционирования, укреплении автономии человека и улучшении качества жизни пациента [1, 2]. Этот спрос намного превышает доступность с точки зрения специалистов по реабилитации (т. е. эрготерапевтов, физиотерапевтов и логопедов), так что плотность этих специалистов значительно ниже порога, необходимого для предоставления адекватных услуг (примерно десятая часть от необходимого) [3, 4]. Кроме того, различные барьеры, такие как низкий доход, препятствуют доступу к реабилитационным услугам, необходимым для здоровой, комфортной и достойной жизни. Эти недостатки можно было бы преодолеть с помощью технологий, уменьшив потребность в официальных службах поддержки, время и физическую нагрузку на лиц, обеспечивающих уход, и, следовательно, их стоимость [5, 6]. В этом контексте ключ к успеху технологии зависит от ее функциональности и адаптивности к потребностям пользователя и среде. Однако реабилитация является широкой концепцией, охватывающей широкий спектр мер реагирования на инвалидность. Вообще говоря, реабилитацию можно определить как пошаговый процесс, направленный на снижение инвалидности и оптимизацию функционирования людей с нарушениями здоровья, что позволяет им лучше взаимодействовать с окружающей средой. Для этого реабилитация обычно включает три аспекта: 1) Физические, чтобы восстановить силу, подвижность и физическую форму 2) Профессиональные, для повторного изучения повседневной деятельности человека 3) Речь-язык для восстановления коммуникативных навыков (т. е. говорения, понимания, чтения или письма) Продолжительность реабилитации может варьироваться в зависимости от нескольких факторов, таких как степень нарушения здоровья пациента, интенсивность терапии или индивидуальная активность и участие. По этой причине были предложены новые способы без ущерба для здоровья пациентов. Итак, в литературе можно найти три различных модальности: (1) личная реабилитация, когда пациенты выполняют свою программу в присутствии терапевта в стационаре; (2) комбинированная личная и домашняя реабилитация, когда индивидуальная реабилитация проводится в амбулаторном учреждении и сопровождается домашними программами, когда пациенты выполняют некоторые лечебные упражнения, назначенные врачом, дома; и (3) домашняя реабилитация, подходящая для тех, кто нуждается в незначительной помощи или поддержке, когда индивидуальная терапия проводится полностью дома. Сосредоточив внимание на функционировании человека, технологические решения, разработанные на сегодняшний день, в основном направлены на физическое восстановление, поскольку мобильность играет главную роль в независимости и уверенности в себе людей с ограниченными возможностями. 1 . Медицинская реабилитация1.1 Определение По опᴘеделению ВОЗ: «ᴘеабилитация - это комбиниᴘованное и кооᴘдиниᴘованное пᴘименение социальных, медицинских, педагогических и пᴘофессиональных меᴘопᴘиятий с целью подготовки и пеᴘеподготовки индивидуума для достижения оптимальной его тᴘудоспособности». Реабилитация может включать меᴘы по обеспечению и (или) по восстановлению функции огᴘаничения. Пᴘоцесс ᴘеабилитации не пᴘедполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя шиᴘокий кᴘуг меᴘ и деятельности, начиная от начальной и более общей ᴘеабилитации и кончая целенапᴘавленной деятельностью, напᴘимеᴘ, восстановление пᴘофессиональной тᴘудоспособности. Необходимо изменить общество с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, чтобы пᴘиспособить его к жизни в обществе Реабилитация медицинская напᴘавлена на полное или частичное восстановление либо компенсацию утᴘаченных функций. В пᴘоцессе медицинской ᴘеабилитации используют медикаментозное лечение, физиотеᴘапию, лечебную физкультуᴘу, механотеᴘапию, тᴘудотеᴘапию, санатоᴘно-куᴘоᴘтное лечение и т. д. Медицинские меᴘы ᴘеабилитации многочисленны, имеют количественные и качественные хаᴘактеᴘистики, кᴘитеᴘии оценки и экспеᴘтизы. К этим методам относятся: методы восстановительного лечения, включающие в себя пᴘеемственное пᴘодолжение патогенетической медикаментозной теᴘапии, пᴘоводимые на пᴘедшествующих этапах, физические методы активизации больного, котоᴘые пᴘинято фоᴘмиᴘовать в пᴘогᴘаммах и осуществлять в стᴘогой последовательности. Использование медицинских меᴘ ᴘеабилитации пᴘи адекватном выбоᴘе методов позволяет добиваться успеха у подавляющего большинства инвалидов. Восстановительное лечение носит комплексный хаᴘактеᴘ и включает, наᴘяду с медицинскими, физическими, психологическими методами, меᴘы социальной и пᴘофессиональной ᴘеабилитации: 1) социально-бытовую адаптацию инвалидов; 2) адаптацию инвалидов к тᴘуду с использованием тᴘудотеᴘапии, вовлечением в тᴘудовую деятельность в условиях моделиᴘования пᴘоизводственных пᴘоцессов; 3) пᴘофессиональную оᴘиентацию и психокоᴘᴘекцию установок на тᴘуд. Основной пᴘинцип медицинской ᴘеабилитации - возможно ᴘаннее включение в комплекс лечебных меᴘопᴘиятий методов восстановительного лечения. Медицинская ᴘеабилитация пᴘоводится во всех лечебно-пᴘофилактических учᴘеждениях, включая санатоᴘии. Многообᴘазные санатоᴘно-куᴘоᴘтные фактоᴘы способствуют совеᴘшенствованию и закᴘеплению ᴘезультатов ᴘеабилитации. Большую ᴘоль в медицинской ᴘеабилитации игᴘает соответствующая подготовка и пᴘавильное использование медпеᴘсонала, ᴘаботающего в кабинетах и отделениях ЛФК, тᴘудо-, механо-, физиотеᴘапии. Добᴘосовестная и квалифициᴘованная ᴘабота медсестеᴘ и фельдшеᴘов, внимательное и теᴘпеливое отношение к больным, пᴘоходящим куᴘс ᴘеабилитации, во многом обеспечивают ее успех. Таким обᴘазом, к медицинским меᴘам ᴘеабилитации следует отнести: восстановительное лечение, санатоᴘно-куᴘоᴘтное лечение, диспансеᴘное наблюдение, медико-социальный экспеᴘтный контᴘоль. 1.2 Организация медицинской реабилитации в РФ В нашей стране основным приказом, регулирующим оказание реабилитационной помощи является Приказ Минздрава России от 31 июля 2020 г. № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых», в соответствии с которым медицинская реабилитация может быть осуществлена: амбулаторно в дневном стационаре стационарно Также согласно приказу за процессом реабилитации должна осуществляться Мультидисциплинарной реабилитационной командой (МДРК). МДРК необходимо выполнить ряд задач: оценить реабилитационный статус пациента и его динамики, установить реабилитационный диагноз, в соответствии с требованиями Международной классификации функционирования, оценить реабилитационный потенциал, составить и в дальнейшем реализовать индивидуальный план медицинской реабилитации пациента. 2. Личная реабилитацияОдно применение технологии можно найти в качестве инструмента поддержки в процессе реабилитации. Они помогают клиницистам количественно оценивать эффективность и прогресс пациента, обеспечивая последовательное обучение, особенно в течение длительных периодов времени. Это приводит к расширению доступа к терапии и снижению затрат на здравоохранение. В этом смысле робототехнология удовлетворяет этот спрос, представив широкий спектр вспомогательных продуктов. Например, Andago [14] представляет собой инструмент для обучения ходьбе над землей, устраняющий разрыв между ходьбой на беговой дорожке и свободной ходьбой. С помощью этой технологии страх пациента перед падением значительно снижается, в то время как терапевты сосредотачиваются на терапии, поскольку им не нужно обеспечивать безопасность пациента. Аналогичным образом, Система G-EO [15] помогает терапевтам в восстановлении моторики пациента и, в частности, в повторном обучении пациентов ходьбе. В отличие от предыдущей системы, G-EO перемещает ноги пациента, когда это необходимо, чтобы помочь мозгу пациента сформировать новые пути нейропластичности, чтобы заменить пути, поврежденные травмой или болезнью. Ким и Дешпанде представили в [16] HARMONY роботизированный экзоскелет для верхней части тела для реабилитации. Этот экзоскелет обеспечивает естественные скоординированные движения на плече у пациентов с травмами позвоночника и неврологическими травмами, включая широкий диапазон движений и возможность контроля силы и импеданса. Хотя эти роботизированные устройства помогают терапевтам проводить эффективные повторные тренировки и количественную оценку прогресса пациента, необходимо интегрировать любой механизм, который сделает реабилитационные упражнения веселыми, сложными и увлекательными. В этом контексте виртуальная реальность (VR) и видеоигры могут заполнить пробел. То есть компьютерные программы, предназначенные для имитации реальных объектов и событий в привлекательной среде, могут вовлекать пациентов в процесс. На самом деле было показано, что использование систем такого типа является эффективным средством реабилитационного лечения, поскольку они дают клиницистам возможность контролировать и оценивать задачи, чтобы бросить вызов пользователю, предоставляя им обогащенную среду для достижения высокой вовлеченности пользователя [21]. , 22]. С этой отправной точки беговую дорожку можно комбинировать с технологией VR. Это случай C-Mill [23], беговой дорожки, разработанной для тренировки и оценки походки и равновесия пациента для безопасной ежедневной ходьбы. Он поставляется в трех моделях: C-Mill, C-Mill VR и C-Mill VR+ (рис. 1). Хотя модели VR и VR + используют элементы VR для стимуляции и стимулирования пациентов, их конечная цель различна. То есть C-Mill VR предназначен для тренировки автоматизированных движений и выполнения двух задач, в то время как C-Mill VR+ представляет собой комплексное решение для ранней и поздней реабилитации с поддержкой баланса и веса тела. (рис.1) Другой пример — Локомат [24], экзоскелетный робот с VR - технологиями, предназначенный для высокоинтенсивной физиологической реабилитации походки у пациентов с тяжелыми неврологическими нарушениями. Как обсуждалось ранее, некоторые параметры (например, скорость, нагрузка или роботизированная поддержка) можно регулировать для оптимального формирования интенсивности терапии. Еще одним устройством, использующим эту комбинацию, является Riablo [25]. В отличие от предыдущих систем, в Riablo используются игры с беговой дорожкой. Итак, эта ортопедическая реабилитационная платформа позволяет пациентам играть в видеоигры, одновременно выполняя упражнения, рекомендованные их физиотерапевтом. В этом случае пациенты должны носить высокоточные датчики, чтобы правильно измерять движения своего тела. Кроме того, веб-приложение помогает клиницистам планировать реабилитационные упражнения, а также терапевтические видеоигры, чтобы поддерживать мотивацию пациента и постоянно улучшать его. Сделав еще один шаг вперед, компания GestureTek разработала IREX (Immersive Rehabilitation EXercise) [26], систему терапии виртуальной реальностью, в которой используется камера, подключенная к компьютеру с технологией иммерсивного управления видеожестами, для помещения пациентов в виртуальную среду, как показано на рисунке 2. более 20 приложений на выбор, врачи могут настроить программу терапии для текущего уровня способностей и восстановления пациента. Это разнообразие вместе со слуховой и визуальной обратной связью в режиме реального времени поддерживает мотивацию пациента, что приводит к лучшему участию и концентрации на реабилитационных упражнениях. Более того, данные, собранные в результате выполнения физических задач (например, равновесие, вращение, усилие, синхронизация или отведение), предоставляют клиницистам информацию о диапазоне движений пациента, частоте успешных упражнений и количестве выполненных повторений, количественно измеряя физическую активность пациента. прогресс. Эффективность АЙРЕКС доказана при различных нарушениях [27, 28, 29, 30]. IREX [26] образец терапевтического сеанса с монитором для клиницистов и монитором для пациента. Аналогичным образом был разработан SeeMe [31]. Эта платформа на базе ПК также была разработана для облегчения процесса реабилитации и отслеживания прогресса пациента. Для этого серия терапевтических задач с различными уровнями и параметрами (например, частотой и интенсивностью) обеспечивает мотивирующую среду для оценки диапазона движений пациента, качества движений, постурального контроля, силы, проприоцепции, восприятия, выносливости, памяти и разделенное внимание. Таким образом, терапевт может планировать индивидуальный набор задач, адаптируя их к потребностям пациента в режиме реального времени. Кроме того, терапевту доступен предварительный просмотр всей собранной статистики, чтобы он мог объективно оценивать ход реабилитации и принимать правильные клинические решения. В приведенной выше диаграмме отражены результаты исследования эффективности роботизированной механотерапии комплексом “Lokomat”. У пациентов, прошедших лечение с помощью локомоторной терапии зарегистрированы достоверно лучшие результаты, нежели в контрольной группе, что может говорить об эффективности использования робот-терапии в практике МДРК. 3. Комбинированная индивидуальная и домашняя реабилитацияПравильное восстановление состоит из двух основных компонентов: контролируемого обучения в клинике и рекомендуемых домашних упражнений. Таким образом, программа домашних упражнений может увеличить терапевтический эффект. Обратите внимание, что эта программа упражнений должна быть разработана так, чтобы быть практичной, доступной, осуществимой и простой в выполнении, чтобы максимизировать усилия пациента без инструкций. С этой целью разработаны технологические решения для оказания помощи пациентам как в очной, так и в домашней реабилитации. Таким образом, контролируемое обучение в клинике облегчает домашнюю терапию, которая постоянно сообщает о прогрессе пациента своему специалисту по уходу. Одним из первых приближений было включение Nintendo Wii в процесс реабилитации [32, 33]. Несмотря на успех, это устройство не было направлено на реабилитацию. Тем не менее, он открыл новое направление исследований. Это случай реабилитационной системы jintronix (JRS), виртуальной реабилитационной платформы для физиотерапии. Из своей первой попытки в качестве адаптивной игры, состоящей из пульта Nintendo Wii и веб-приложения, JRS превратилась в увлекательный инструмент виртуальной реальности для упражнений, мониторинга и отслеживания прогресса пациента от сеанса к сеансу посредством их физиотерапии. С этой целью были реализованы три различные функции (рис. 2): 1) Стандартизированные оценки: эта функция предлагает точное измерение движений пользователя на основе его библиотеки движений с параметризованными измерениями и реализацией компенсации тела для уменьшения ошибок оценки. 2) Платформа для упражнений: эта функция показывает виртуальный тренажерный зал, где монитор выполняет упражнение, указанное в нижней части экрана, вместе с изображением цифрового пользователя, который постоянно получает визуальную обратную связь о своей работе. 3) Действия: эта функция включает в себя широкий спектр сред виртуальной реальности, представляющих сценарии реальной жизни, чтобы заставить пользователя работать над своими двигательными навыками, равновесием и умственными способностями. (рис.2) Эти функции превращают JRS в дополнительный инструмент для личной терапии, а также виртуальный терапевт для домашней реабилитации. В обоих случаях терапевт выписывает набор упражнений и занятий (оцененных в зависимости от уровня пациента), чтобы стимулировать его выздоровление. Удаленный мониторинг пациента возможен благодаря регистру JRS, который предоставляет специалистам по уходу подробный прогресс пациента с точки зрения продолжительности сеанса, точности движений и прогресса по сравнению с предыдущими действиями и временем реакции. Таким образом, терапевт может видеть и оценивать прогресс пациента и адаптировать свою программу активности к его потребностям. Необходимость комбинированной терапии привела Gomez-Donoso et al. [37] разработать роботизированную мультисенсорную платформу для двигательной и когнитивной реабилитации. Таким образом, с использованием 3D-сенсоров, цветных камер, микрофонов, айтрекера и тактильного интерфейса интерактивное взаимодействие предоставляет пациенту инструмент для выполнения реабилитационных задач, таких как игры памяти и мозга, физические нагрузки или другие терапевтические программы. Таким образом, первые реабилитационные занятия проводятся с помощью терапевта, а затем уже домашняя реабилитация. 48 ранее независимых людей в возрасте 65 лет и старше, выписанных домой после консультации с отделением неотложной помощи для лечения легких травм, были рандомизированы в две группы: 1) группа использующая реабилитационную систему jintronix(JRC) 2) контрольная группа. По истечению исследования стало известно, что группа вмешательства продемонстрировала улучшение функциональных возможностей (например, СППБ, скорость ходьбы, баланс) после трех месяцев использования JRC по сравнению с контрольной группой, которая только поддерживала свои способности. [16.] 4. Домашняя реабилитацияЕсли пойти еще дальше, автономные реабилитационные системы могут поощрять и контролировать реабилитацию дома, всегда под наблюдением удаленного терапевта. Таким образом, такие системы подходят для сохранения улучшения после завершения визитов к специалисту, дополняя личные сеансы и/или избегая перемещения проблемных пациентов в медицинские учреждения. Исходя из предположения, что повторение является ключом к успешному восстановлению после инсульта, был предложен инструмент домашней терапии FitMi [38]. Это решение состоит из двух беспроводных шайб и терапевтического приложения с 40 упражнениями для всего тела (рис. 3). Каждое упражнение можно выполнять на 10 уровнях сложности. Это вместе с выбором части тела для работы (например, кисти, руки, корпуса или ног) позволяет FitMi постепенно адаптировать программу упражнений, которая будет выполняться в соответствии со стадией выздоровления пациента. Для этого измеряются полные повторения и сравниваются с предыдущими выступлениями. Эти измерения также используются для предоставления пациенту немедленной визуальной, слуховой и тактильной обратной связи, а также ежедневных сводок и долгосрочных тенденций производительности. рис.3 рис.4 От их имени Saebo Inc. предложила SaeboVR [39] — реабилитационную систему без погружения в виртуальную реальность, включающую повседневную функциональную деятельность. Как обсуждалось ранее, на экран проецируется виртуальный мир, имитирующий реальные проблемы, в то время как датчик Microsoft Kinect отслеживает движения рук пациента с нарушениями для захвата, манипулирования и/или перемещения различных виртуальных объектов (рис. 5). Для этого были разработаны четыре острова, основанные на видах ежедневных занятий: развлечения с едой, игры с щенками, щедрость в саду и финишная прямой. Каждый остров включает в себя от двух до трех последовательных действий, которые следует повторить в общей сложности четыре раза, прежде чем перейти к следующему острову. Кроме того, в начале и в конце каждого острова выполняется упражнение с мячами и коробками для отслеживания прогресса пользователя. Все эти задачи могут быть адаптированы для проверки и тренировки когнитивных и двигательных навыков пользователя, таких как выносливость, скорость, диапазон движений, координация, синхронизация и когнитивные потребности (например, зрительно-пространственное планирование, внимание или память). Этот прогресс отображается графически, а также регистрируется на панели мониторинга поставщика медицинских услуг для дальнейшего анализа. Обратите внимание, что дополнительные технологии, такие как SaeboMas, SaeboReJoyce или SaeboGlove, могут быть интегрированы в эту виртуальную среду для лечения плеч и/или рук (рис. 6). рис. 6 5. ЗаключениеПочти шестая часть населения мира страдает той или иной формой инвалидности. Этот факт привел к непрекращающемуся спросу на реабилитационные услуги, который невозможно удовлетворить с помощью ограниченного количества медицинских работников. В этом контексте технологии реабилитации можгу быть решением. Начиная с трудоемких реабилитационных процессов, технология ранней реабилитации была ориентирована на роботизированные устройства как на инструмент для тренировки повторяющихся движений. Кроме того, эти устройства позволяют клиницистам количественно измерять эффективность и прогресс пациента. Тем не менее монотонность реабилитационных занятий привела к потере интереса пациента и, как следствие, к слабому улучшению. Как следствие, новые механизмы, такие как виртуальная реальность или видеоигры, были интегрированы, чтобы сделать реабилитационные упражнения веселыми, сложными и увлекательными. С реабилитационной точки зрения важно проводить интенсивные и непрерывные лечебные упражнения для успешного выздоровления пациента. Это требование может быть удовлетворено, когда терапия проводится не только в больницах, но и дома. В этом направлении исследования ответили гибридными системами. Таким образом, очные сеансы позволяют пациентам ознакомиться с инструментом и при необходимости установить параметры конфигурации, а домашние сеансы предоставляют пациентам индивидуальную программу упражнений, установленную специалистом. В последнем случае пациенты обычно получают немедленную обратную связь о выполненных упражнениях и, в то же время, эти данные удаленно доступны для клиницистов в любое время. Оптимальное сочетание различных аспектов реабилитации позволяет добиться высокой эффективности проводимых мероприятий. Список литературыВальчук Э.А. Диспансеризация и медицинская реабилитация / Э.А. Вальчук // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2018. - № 2. - С. 16-21. A. Pollock, G. Baer, P. Campbell et al., “Physical rehabilitation approaches for the recovery of function and mobility after stroke,” Stroke, vol. 45, no. 10, p. e202, 2014. D. A. Scott, M. Mills, A. Black et al., “Multidimensional rehabilitation programmes for adult cancer survivors,” Cochrane Database of Systematic Reviews, vol. 3, no. 3, Article ID CD007730, 2013. N. Gupta, C. Castillo-Laborde, and M. D. Landry, “Health-related rehabilitation services: assessing the global supply of and need for human resources,” BMC Health Services Research, vol. 11, no. 1, p. 276, 2011. World Health Organization, “The need to scale up rehabilitation,” 2017 http://www.who.int/disabilities/care/NeedToScaleUpRehab.pdf. Hocoma, “Andago,” 2018, https://www.hocoma.com/solutions/andago/. REHA Technology, “G-eo system—an advanced robotic gait trainer,” 2017, https://www.rehatechnology.com/en/products/g-eo-system. B. Kim and A. D. Deshpande, “An upper-body rehabilitation exoskeleton harmony with an anatomical shoulder mechanism: design, modeling, control, and performance evaluation,” International Journal of Robotics Research, vol. 36, no. 4, pp. 414–435, 2017. P. Polygerinos, K. C. Galloway, E. Savage, M. Herman, K. O. Donnell, and C. J. Walsh, “Soft robotic glove for hand rehabilitation and task specific training,” in Proceedings of the 2015 IEEE International Conference on Robotics and Automation (ICRA), IEEE, Seattle, WA, USA, May 2015. IREX, “Immersive rehabilitation exercise,” 2001, http://www.gesturetekhealth.com/products/irex. B. R. Kim, M. H. Chun, L. S. Kim, and J. Y. Park, “Effect of virtual reality on cognition in stroke patients,” Annals of Rehabilitation Medicine, vol. 35, no. 4, pp. 450–459, 2011. V. Fung, A. Ho, J. Shaffer, E. Chung, and M. Gomez, “Use of Nintendo Wii fit™ in the rehabilitation of outpatients following total knee replacement: a preliminary randomised controlled trial,” Physiotherapy, vol. 98, no. 3, pp. 183–188, 2012. Jintronix Inc., “Jintronix rehabilitation system (JRS),” 2014, http://www.jintronix.com/. A. Costa, E. Martinez-Martin, M. Cazorla, and V. Julian, “PHAROS-physical assistant robot system,” Sensors, vol. 18, no. 8, p. 2633, 2018. ENRICHME, 2015, http://www.enrichme.eu/. Saebo Inc., “SaeboVR,” 2018, https://www.saebo.com/saebovr/. I. B. Abdallah, Y. Bouteraa, and C. Rekik, “Design and development of 3D printed myoelectric robotic exoskeleton for hand rehabilitation,” International Journal on Smart Sensing and Intelligent Systems, vol. 10, no. 2, pp. 341–366, 2017. Козлова Л.В. Основы реабилитации: учеб. пособие / Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко; Под общ. ред. Б.В.Кабарухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 475 с. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина и др.; под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 304 с. |