Экскурсия по Петропавловской крепости. Экскурсия ППК_часть 1. Текст экскурсии План Петропавловской крепости
Скачать 29.17 Kb.
|
Текст экскурсии План Петропавловской крепости Издавна приневские земли входили в состав российского государства и являлись частью владений древнего Новгорода. Еще в IX веке по ним проходила часть «великого пути из варяг в греки». Но в 1617 году в селе Столбово Россия и Швеция заключили мир, и в обмен Россия уступила шведам земли вдоль Финского залива, Невы и Ладожского озера. В историю это событие войдет, как Столбовский мир, который отрезал нашу страну от Балтийского моря и фактически затормозил дальнейшие экономические, культурные и политические связи с другими государствами. Но Петр I в начале своего правления ставит вопрос возврата северно-западных земель и выхода к морю. Решается подобный замысел не иначе, как Северной войной со Швецией, которая начнется в 1700 году и продлится 21 год. Но царь добьется своего, и вскоре армия Петра выйдет к Финскому заливу. Теперь предстояло защитить отвоеванные территории и дабы закрепить их за Россией, было необходимо возвести новое мощное укрепление. Петр выбирает маленький остров в дельте Невы, название которого по-фински звучит как «Янис саари», что в переводе означает «Заячий остров» (янис – заяц, саари – остров). Широко разлившаяся в этом месте Нева служила естественной преградой на пути неприятеля к крепости, а пушки, стоящие на острове, держали под контролем вход в реку, разделяющуюся здесь на два рукава. Здесь мы сейчас с вами и находимся. И именно на этом острове 27 мая 1703 для закрепления возвращенных земель была заложена Петропавловская (она же Санкт-Петербургская) крепость. В условиях войны работы велись спешно, и крепость строилась из земли и дерева, а уже к осени 1703 года основное строительство было завершено. Через три года стало ясно, что дерево-земляные оборонительные укрепления не надежды, поэтому начинается перестройка в камне. Закладка каменной крепости произвел лично Петр в день своего рождения, 30 мая 1706 года. Возведение всех постоянных фортификационных сооружений продолжалось вплоть до 1740 года. В основу плана крепости положена бастионная система, широко известная в Западной Европе XVI-XVII веков, она отличается от средневековых русских крепостей и позволяет вести массированный артиллерийский обстрел. Петропавловская крепость повторяет очертания Заячьего острова, имеет в плане форму вытянутого шестиугольника с выступающими на углах пятиугольными укреплениями – бастионами. За их строительством следили ближайшие сподвижники Петра. В их честь названы пять бастионов – А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Трубецкой, К.А. Нарышкин. За строительством шестого наблюдал сам царь, поэтому он получил название – Государев. Между собой бастионы соединялись куртинами, двойными прямыми стенами, получившими названия - Петровская, Кронверкская, Никольская, Васильевская, Невская и Екатерининская. Все они, за исключением последней, прорезаны воротами. Промежуток между стенами отводился под казематы. С суши крепость была по-прежнему уязвима, поэтому на противоположной стороне протоки было решено построить дополнительное укрепление в виде короны – Кронверк, система рвов и земляных валов, частично сохранившихся до наших дней. Территорию за ним очистили от леса и не возводили там никаких построек, дабы видеть неприятеля издалека. Для дополнительной защиты основных крепостных ворот уже в правлении Анны Иоанновны в 30-х годах XVIII века были построены равелины - треугольные сооружения, западный равелин был назван в честь деда императрицы, царя Алексея Михайловича, Алексеевским, а восточный, тот через который мы попали на остров - Иоанновским, в память ее родителя царя Иоанна Алексеевича. Равелины отделили от крепости дополнительными преградами – рвами с подъемными мостами. А для того, что оградить доступ судов с Невы и Кронверкской протоки были построены батардо, обратите внимание, находятся слева и справа от вас – каменные плотины с частоколами и башенками. Петропавловская крепость – важный стратегический объект своего времени, который должен был защитить город от нападения врага. И именно благодаря крепости мы обязаны появлению Санкт-Петербурга, день ее основания 23 мая 1703 года и является днем рождения города, вскоре ставшего столицей Российского государства. Но время шло и вскоре стало ясно, что перед силами природы и она бессильна. Дело в том, что стены крепости постоянно подвергались воздействию влаги, внешний вид стен страдал от бурь и ветров. Поэтому во второй половине XVIII века по велению Екатерины II на смену деревянным набережным пришли гранитные, и в этот момент «одеваются» натуральным камнем бастионы и куртины. Однако гранитная облицовка появилась только у парадного фасада, выходящего на Неву. Петропавловская крепость неоднократно называли городом в городе, поэтому она по праву считается первым архитектурным ансамблем Санкт-Петербурга. Ведь именно с ее основания и началось рождение Санкт-Петербурга, вскоре ставшего новой столицей Российского государства. Но за время своей долгой истории крепость использовалась как политическая тюрьма, первоначально местом заключения стали казематы и бастионы, позже Секретный дом Алексеевского равелина, а в 1872 году в строй вошла Тюрьма Трубецкого бастиона. Через ужасы заключения проходили участники дворцовых переворотов, сын Петра I царевич Алексей, небезызвестная княжна Тараканова, декабристы, Ф.М. Достоевский и многие другие. Сегодня на экскурсии мы пройдем через парадные Петровские ворота, пройдемся по главной аллее Петропавловской крепости, познакомимся с первыми постройками на ее территории, увидим памятник основателю нашего города, затем посетим Петропавловский собор с Великокняжеской усыпальницей, узнаем об устройстве работы Монетного двора в России и побываем в тюрьме Трубецкого бастиона, где своими глазами увидим, как содержались узники и так ли страшны застенки крепости. Закончится наша экскурсия у сигнальной пушки на стене Нарышкина бастиона. Петровские ворота В годы Северной войны появилась традиция в честь «преславных викторий» строить триумфальные ворота, прославляющие победителей. Таким сооружением и стал парадный вход в крепость – единственные сохранившиеся триумфальные ворота петровского времени. В 2007 году во время совместных российско-итальянских реставрационных работ было снято около 20 см штукатурного слоя, и Петровским воротам возвращен исторический облик, сегодня перед нами изначальная облицовка из доломита. Обратите внимание, раздробленный фасад с барельефными колоннами, сложный руст, дающий богатую светотень, и сложного рисунка валюты,, поддерживающие аттик с фронтоном – все это характерные черты петровского барокко, господствовавшего в русском зодчестве с конца XVII до середины XVIII века. Наверху во фронтоне в центре аттика помещён деревянный барельеф «Низвержение Апостолом Петром Симона-Волхва». На барельефе изображена трёхглавая церковь. Вокруг неё толпится народ, взоры людей обращены к небу, а с облаков стремительно низвергается кудесник Симон. По легенде кудесник силой волшебства вознёсся на небо, однако молитва апостола Петра низвергла его вновь на землю. Апостол Пётр, которому придано портретное сходство с Петром I, изображён стоящим в толпе и никак не выделен из группы. Религиозный сюжет отображает наиболее знаковые событий первой четверти XVIII века. Здесь раскрывается смысл преобразовательной деятельности Петра I, прославляется победоносное завершение Северной войны. В XVIII веке для изображения тех или иных политических событий часто прибегали к языку аллегории, чаще всего используя мифологические сюжеты. Содержание этого барельефа – аллегорическое изображение победы России над Швецией, Петра над Карлом XII. Центральная часть ворот прорезана аркой, над ней отлитый из свинца двуглавый орёл со скипетром и державой в когтях – герб России. В нишах по обеим сторонам ворот помещены статуи, созданные французским скульптором Н. Пино: в левой нише с зеркалом и змеей – статуя, символизирующая благоразумие, «будь мудр, как змея, и, глядя в зеркало думай, как есть на самом деле». В правой — храбрость, на шлеме которой изображена Саламандра. Эти богини олицетворяют государственную мудрость и полководческий талант Петра. Все убранство ворот прославляет победу России в Северной войне. Это первый триумфальный памятник Петербурга, сооруженный в честь побед русского оружия. И именно через них мы попадаем на территорию Петропавловской крепости к центральной аллее, откуда по замыслу архитектора Доменико Трезини открывается вид на восточный фасад Петропавловского собора, выполненный в том же стиле и практически повторяющий их композицию. На аллее Крепость является городом в миниатюре. Ее архитектурный облик складывается на протяжении десятилетий, поэтому помимо фортификационных объектов еще с начала ее основания здесь возводились так называемые цивильные, т.е. гражданские строения. Перед вами одноэтажное здание серого цвета – Артиллерийский цейхгауз, постройки 1801-1802 гг., – долгое время являлся военным складом оружия и снаряжения. Утилитарный характер здания объясняет его скромное архитектурное решение. Чтобы застройка крепости не была хаотичной, еще в 1706 была создана Канцелярия Городовых дел – учреждение, которое решало вопросы строительства, сначала на территории Петропавловской крепости, а потом и всего города. Так появляются «образцовые дома» петровского времени. Жители должны были возводить единообразные строения в соответствии со своим материальным и общественным положением. Один из них впереди ближе к нам – здание персикового цвета, расчлененное по вертикали белыми рустованными лопатками, построенное в 1749 году. Окна обрамлены белыми наличниками, сохранилась высокая кровля, покрашенная под черепицу. В здании размещались архив, кладовые и инженерная команда. Поэтому оно носит название Инженерный дом, и, что важно, постройка сохранилось до наших дней почти без изменений. Чуть поодаль еще один «образцовый дом», уже пример «дома для именитых». Постройка оранжевого цвета в два этажа, нижний этаж трактован как цокольный, расчленен рустом. Белые наличники окон и полосы контрастно выделяются на фоне стен. Это дом обер-коменданта. Представленные здания еще два прекрасных образца стиля петровского барокко, так характерного для сер. XVIII века. Они стоят в одну линию и по главной аллее крепости, а между ними ближе к Неве в 1749 году возводят еще одно здание, к нему мы и направимся. У памятника Петру I Здание желтого цвета с белыми колоннами чуть в глубине служило обер-офицерской гауптвахтой. Изначально в петровские времена оно было одноэтажным и деревянным, а современный вид приобретает в начале XX века – надстраивают второй этаж «для увеличения числа камер содержания под арестом офицеров Санкт-Петербургского гарнизона». Все в том же XX веке, но уже в 1991 году на месте бывшего плаца гаупвахты появляется памятнику основателю Санкт-Петербурга – Петру I, созданный известным ленинградским художником и скульптором Михаилом Шемякиным. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Сам Шемякин объясняет это тем, что так он передал передал исполинский рост Петра и масштабность его личности (как в физическом, так и в духовном смысле). Намеренное изменение пропорций тела императора до сих пор вызывает споры, но голова, ее форма и даже черты лица имеют абсолютную схожесть с Петром I. Создавая памятник, Михаил Шемякин взял за основу «восковую персону» работы Карло Растрелли и посмертную маску Петра Памятник вызывает у зрителя разную реакцию, так же как и сама личность Петра I являлась противоречивой и для современников и последующих поколений. Перед нами из последних памятников, посвященных основателю города. Но сегодня и тогда было ясно, что Петр I – человек, без которого не было бы Санкт-Петербурга и не было бы Петропавловской крепости. Он был первым человеком в городе, за ним был генерал-губернатор, а вот третьим был обер-комендант крепости. Это должность возникла одновременно с закладкой крепости – в 1703 году. Центральная аллея. Комендантский дом На должность коменданта назначались заслуженные высшие офицеры, которые пользовались особым доверием императора. По долгу службы комендант постоянно находился на территории остров, а жил с семьей в доме, который получил соответствующее название – Комендантский дом. Мы с вами его видели – двухэтажный дом оранжевого цвета с белыми наличниками на окнах. На первом этаже помещались различные службы и канцелярия коменданта, а на втором – просторная квартира. Помимо командования гарнизоном в обязанности входило поддерживать крепость в боевой готовности, любое строительство велось только после подписи коменданта. В этом доме велось следствие по делам многих узников крепости, так как в обязанности также входил надзор за заключенными, как «военно-подсудными», так и политическими. Здесь же находится мемориальный зал, где был оглашен приговор по делу о восстании на Сенатской площади 14 декабря 1925 г. Более чем два года в крепости существовал крепостной гарнизон, за это время на должности коменданта побывало 30 человек, из них 19 скончались на своем посту. Они нашли свой покой тут же в стенах крепости и захоронены на Комендантском кладбище. Это одно из старейших исторических кладбищ Санкт-Петербурга, и одним из первых в 1720 г. здесь похоронен сподвижник Петра I генерал-лейтенант Роберт Брюс. Комендантское кладбище находится у восточной стены Петропавловского собора – у архитектурной доминанты крепости и Санкт-Петербурга. Петропавловский собор Вокруг изначально деревянной церкви в 1712 году началось возведение нового каменного храма по проекту Д.Трезини. Строительство продолжалось 21 год, а освещение собора состоялось в день первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня 1733 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Впоследствии собор стали называть Петропавловским, и это название перешло на всю крепость. Реформаторская деятельность Петра была связана с ориентацией на западные образцы, царь хотел видеть свою столицу новым европейским городом. Такой город нуждался в новом архитектурном стиле, который был создан и впоследствии получил название петровского или раннего петербургского барокко, примеры которого мы сегодня уже видели. Собор не стал исключением. Он представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Возведение собора началось с многоярусной колокольни. Обратите внимание на высокое строение желтого цвета с устремленным в небо золоченым шпилем и увенчанное ангелом. По замыслу Петра шпиль на колокольне должен был символизировать утверждение России на невских берегах. Она была построена к 1724 году, сам царь любил подниматься на нее вместе с гостями и осматривать с высоты строящийся город. По велению Петра на колокольне появились часы-куранты. С середины XIX века они настроению на мелодию гимнов: церковного – «Коль славен наш Господь в Сионе» и государственного – «Боже, царя храни!». Так продолжалось до марта 1917 года, когда куранты замолчали, и только в 1952 году они вновь начали звучать в крепости, но уже Гимн Советского союза. В мае 2002 г часам возвращены старые мелодии. Еще в Петровские времена на колокольне собора появился необычный для России музыкальный инструмент с клавиатурой и набором колоколов, настроенных на определенные ноты – карильон. К сожалению, пожар не пожалел и его, поэтому современный карильон стал подарком Санкт-Петербургу к 300-летию от бельгийской провинции Фландрия. Он состоит из 51 колокола, общим весом более 15 тонн, а вес всего инструмента составляет 25 тонн. В настоящее время в крепости проводятся концерты фламандского карильона и русской классической музыки. В середине XIX века в Петропавловском соборе проводились крупные ремонтные работы. Обветшалые деревянные конструкции шпиля заменили на металлические, созданные по проекту Д.И. Журавского на Воткинском заводе. Новый шпиль больше предыдущего, с его установкой высота колокольни собора увеличилась до 122,5 м. Тогда же был установлен новый, уже четвертый по счету ангел, венчающий шпиль. Нынешнему ангелу уже 160 лет. Петропавловский собор стал усыпальницей российских императоров, здесь похоронены все российские императоры русской истории, начиная с Петра. Но к концу XIX века в соборе практически не оставалось места для новых захоронений, поэтому рядом с ним была возведена Великокняжеская усыпальница, где упокоены Великие князья дома Романовых. Фасады усыпальницы украшены мозаичными иконами, и создается ощущение, что строительство велось одновременно с собором. Для создания единого архитектурного комплекса использовался стиль «эклектика», вобравший в себе черты различных архитектурных направлений. Сегодня Петропавловский собор – действующий храм, где проходят богослужения. Туда мы с вами и направимся. На Соборной площади На контрасте с величественным Петропавловским собором на площади стоит небольшое здание желтого цвета с парными колоннами, окнами мелкой расстекловки и высокой с переломом кровлей – Ботный дом. Крышу украшает установленная в XIX веке скульптура в виде девушки с веслом, олицетворяющая навигацию. А сам домик возводился архитектором А.Ф. Вистом в 1761-1765 гг как своеобразное музейное здание для одного экспоната – ботика Петра I. Это небольшое парусно-гребное судно, на котором царь еще подростком плавал по подмосковной реке Яузе, приобретая первые навыки практической навигации. Впоследствии, построив флот, Петр назвал ботик «дедушкой русского флота» и почитал его как национальную реликвию. По высочайшему приказу кораблик был доставлен из Москвы и направлен на хранение сюда, в Петропавловскую крепость. Но в середине прошлого столетия его передали в фонды Центрально-морского музея. Здесь в Ботном домике сегодня хранится точная копия ботика Петра, изготовленная в преддверии празднования 300-летия Российского флота в 1996 году. Ботик спустили на воду и после окончания парада вновь поместили в Ботный дом. После экскурсии вы можете самостоятельно с ним познакомиться, посетив Ботный домик совершенно бесплатно. Еще одно здание, выходящее главным фасадом на Соборную площадь - Монетный двор - единственное промышленное здание на территории Петропавловской крепости. Практически вся реформаторская деятельность Петра проходила в условиях Северной войны, но царь никогда не забывал, что «деньги – суть артерии войны». Поэтому в 1724 году производство и чеканка монет переносится из Москвы в новую столицу. Здание, которое мы видим, построено в 1800-1805 гг архитектором Антонио Порта. Центральный выступающий ризалит обработан рустом и увенчан треугольным фронтоном, в тимпане которого помещен двуглавый орел эпохи правления Павла I, подписавшего закон о строительстве. Это один из первых памятников промышленной архитектуры эпохи классицизма. С момента своего основания Монетный двор является крупнейшим предприятием такого рода в нашей стране. В XIX веке тут работали величайшие художники, во время Великой Отечественной войны здесь чеканилась медаль «За оборону Ленинграда» для награждения жителей блокадного города. Сегодня Монетный двор – действующее предприятие, филиал акционерного общества «Гознак». Он продолжает работу на территории крепости, выпускает изделия любой сложности: разменные монеты всех номиналов, памятные и инвестиционные монеты из золота, серебра и недрагоценных металлов, государственные и ведомственные награды и нагрудные знаки, памятные медали и сувениры, а с 2004 года еще и ювелирную продукцию от простых колец до сложных брошей. Наличие Монетного двора способствовало формированию крепости как модели не просто города, даже государства, здесь было представлено все необходимое для жизнедеятельности, включая духовный, культурный, финансовый аспект. И никакое государство не может обойтись без правовой сферы, здесь же на территории крепости находилась тюрьма. В нее мы сейчас и направимся. У Нарышкина бастиона Петропавловская крепость – первоклассное военно-инженерное сооружение I четверти XVIII века бастионного типа. Невысокие крепостные стены поднимаются на 9-12 метров, а их общая толщина достигает 20 метров, они состоят из 2 стен: внешней – 3-4 метра кирпича, в отдельных местах и до 8 метров, и внутренней – толщиной до двух метров. Промежуток между стенами отводился под казематы. Прямые участки стен, соединяющие бастионы, называются куртинами, мимо одной из них мы сейчас шли после посещения тюрьмы. Казематы в них были охранительными, их использовали под казармы крепостного гарнизона, склады и прочие нужды. В фасах (сторонах бастионов, направленных на неприятеля) промежуток между стенами засыпали песком щебнем. Казематы во фланках (боковых сторонах бастионов, соединенных с куртинами) использовали как оборонительные: размещали в них артиллерию. Мы сейчас находимся у центрального, выходящего на Неву, Нарышкина бастиона. В начале 1730-х годов тут была построена Флагшточная башня, ставшая местом подъема крепостного флага. На каждый день был предусмотрен «вседневный» крепостной флаг – гюйс, рисунок которого ввел Петр I по голландскому образцу – это красное полотнище с синим косым Андреевским крестом, окаймленным белыми полосами, и с белыми прямым поперечным крестом. Летопись крепости сообщает, что уже в 1703г. на бастионе развевался в будние дни гюйс, а в праздничные и торжественные – штандарт с двуглавым орлом. Традиция подъема флага вседневного крепостного флага после революции прервалась и была возрождена только 30 мая в 200 года. Подъем и спуск флага служили сигналом к открытию и прекращению работ и сопровождались пушечным выстрелом. Пушки и сегодня совершают свой выстрел. Его можно услышать ежедневно в полдень. Традиция полуденного выстрела восходит к времена Петра, когда пушка считалась вестовой и сообщала о событиях в городе. Выстрел пушки отмечал начало и конец рабочего дня, «адмиральский час» - т.е. перерыв на обед, который начинался в 11 часов дня. Выстрел сопровождал радостные и печальные события в императорской семье: рождение детей, свадебные торжества и похоронные мероприятия. С 2001 года выстрел пушки Нарышкина бастиона открывает городские праздники и фестивали. |