Главная страница

История социальной психологии 1. Тема 1 история зарубежной социальhой психологии


Скачать 146.5 Kb.
НазваниеТема 1 история зарубежной социальhой психологии
АнкорИстория социальной психологии 1
Дата18.12.2022
Размер146.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTema_1_Istoriya_social_noj_psihologii.doc
ТипДокументы
#851000

ТЕМА 1: ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ.


1. Описательный и эмпирический этапы становления социальной психологии.

2. Начальный этап развития экспериментальной социальной психологии.
1. Описательный и эмпирический этапы становления социальной психологии.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

1. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ (6 в. до н.э. - сер. ХIX в.)

Происходит накопление социально-психологических знаний в рамках философии.


2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ (60-е годы XIX в. - 20-е гг. 20 века)

Попытки выяснения отношения СПЯ к эксперименту, большое количество фактов. Появление первых соц.-псих. теорий.

3. НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (20-е гг. - н.вр.)

а)эксперимент; 2) применение количественных средств анализа; 3)переход от описания к выявлению тенденций, закономерностей и их использованию на практике.


ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (VI В. ДО Н.Э. - СЕРЕДИНА XIX В.)

- постепенное накопление социально-. психологических знаний в рамках философии

- попытки определить детерминанты человеческого поведения и развития личности в обществе.

Древневосточное учении даосизм - человеческое поведение предопределяется законом «дао». Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека - вырабатывать спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы врожденности или приобретенности различных социально-психологических свойств.
Античная философия - две линии анализа соотношения человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги «Государство» и «Законы»), где он высказал «коллективистское», общественно-центристское суждение: общество - это независимая переменная, а индивид - зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении стала впоследствии достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.

Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все 'соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по природе своей - животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.
В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм развивался в рамках христианства. При этом изучались вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества. Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения. Т. Гоббс («Левиафан»,1651) видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде.

Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни «симпатию» и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социального окружения, он задолго до современных исследователей писал («Теория моральных чувств», 1752), что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала,' функцию которого выполняет общество-

Социоцентризм находит выражение в представлениях Н, Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н. Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм («организм»), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке» он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

ХVIII век - Лафатер И.Г. (физиогномика) - социальная типология людей на основе анализа черт лица.

В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании - «духе народа».
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП

(этап становления социально-психологического знания) (60-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.)

Данный этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как:

«психология народов» М.Лацаруса и Г.Штейнталя

«психология масс» Г.Лебона и С.Сигеле

теория «инстинктов социального поведения» У.Мак-Дауголла.

Черты периода:

- прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющим непосредственное отношение к общественной жизни общества (в языкознании, антропологии, этнографии и археологии - (англ.антрополог Э.Тейлор - завершает работу о первобытной культуре; америк. археолог и этнограф Л.Морган исследует быт индейцев; фр. социолог и этнограф Леви Брюль изучает особенности пралогического мышления первобытного человека).

- бурное развитие капитализма, умножение экономических связей между государствами, что вызывало к жизни огромную миграцию населения.

- развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.

Потребность в возникновении социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии - социологии и психологии.

Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала строилась на объяснении социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в середине XIX в. и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического, знания.

Таким образом, можно выделить два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:

а) развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер

б) логика развития науки


По мнению американского социального психолога Сэрджента (S.St.Sargent) (цит. по Б.Д.Парыгину, с.21), социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ:

1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.);

2) пионерами антропологии (куда Сэрджент относит Лацаруса, Штейнталя и Вундта, положивших начало разработке проблем психологии народов);

3) представителями английского эволюционизма (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.);

4) ранними социологами (О.Конт и Э.Дюркгейм).

Ранний Маркс был психологически насыщен куда более, чем поздний, его социологическая теория скорее вытекала из законов экономики.
Психология народов - теория, утверждающая, что главная сила истории, - народ или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание есть лишь его продукт. Данная теория сложилась в середине XIX в. в Германии. Теоретическими источниками ее возникновения явились учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта, Вильгельм Гумбольдт .: «Введение о различии строя человеческих языков и его влиянии на умственное развитие человеческогорода» (внутренняя языковая форма) Гердер .»Голоса народов в песнях»....

Непосредственными создателями психологии народов явились философ. М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). Они утверждали, что существует некая сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности. Эту целостность представляет народ или нация. Душа индивида является ее несамостоятельной частью, то есть она причастие к народной душе. В качестве программы и задачи психологии народов в своей статье «Вводные рассуждения о психологии народов» (1859) авторы предлагали «познать психологически сущность духа народа и его деяния, открыть законы, по которым... протекает... духовная деятельность народа... а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу».

Обширные материалы на тему психологии народов были собраны в течение последующих четырех десятилетий В.Вундтом (1832-1920), который считал, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. При этом психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, изучающая язык народов, особенности его мышления, традиции и обычаи, мифы. Однако Вундт так же, как М. Лацарус и Г. Штейнталь, не смог объединить довольно расплывчатые положения в удовлетворительную психологическую теорию. Вместе с тем, им был поставлен принципиальный вопрос о том, что существует нечто надиндивидуальное, характеризующее психологию группы и определяющее индивидуальное сознание людей.
Психология масс - теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием-психологических механизмов подражания и заражения. Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую трудность: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей «психологии масс» оказали влияние два положения работы Тарда («Законы подражания», 1890), а именно мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпой понимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Непосредственными создателями «психологии масс» являются, итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931). Специалист в области уголовного права Сигеле видел источники преступлений в иррациональной динамике действий, которая проявляется в массовых ситуациях («Преступление массы», 1895). Сигеле даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих, наказание, если преступление было совершено в массовых условиях.' Основным аргументом было то, что, действуя в массе, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно, все деяния совершаются в состоянии аффекта.

В это же время Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» (1895)' изложил суть концепции, сводившейся к следующему. Всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются:

1) обезличенность; индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охвативших всех, и' заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями;

2) резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к легкой подверженности различным влияниям;

3) утрата интеллекта и отказ от логической аргументации; интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц;

4) утрата личной ответственности, ведущая к отсутствию контроля над страстями.

Лебон делает вывод: масса всегда хаотична, неупорядочена, поэтому ей всегда нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Эти идеи были приняты на вооружение официальной идеологией в ее противостоянии набиравшему силу революционному движению масс на рубеже XIX - XX вв.. Не имея в дальнейшем прямого теоретического продолжения, психология масс, тем не менее представляет большой интерес для современной социальной психологии.
Теория инстинктов социального поведения (или «гормическая теория»). Основатель теории - английский психолог Уияльям Мак-Дауголл (1871-1938). Работа Мак-Дауголла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. - этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы «Исследования по социальной психологии» (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на «звание» первого систематического руководства по социальной психологии.

Мак-Дауголл в своем «Введении» ставил целью систематическое исследование движущих сил, которым должно подчиняться поведение человека, особенно его социальное поведение- По его мнению, общей причиной социального поведения выступает стремление человека к цели («гормэ»), которая реализуется в качестве инстинктов», имеющих врожденный характер.

С у т ь к о н ц е п ц и и : Причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Макдугалл постулирует свойственность стремления к цели и у животных и у человека. Гормэ (т.е. стремление, желание, порыв) выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение (у Макдугалла гормэ «реализуется в качестве инстинктов», а позднее в виде «рroрensities»,т.е. склонность, стремление). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных к а н а л о в для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают:

- аффективную (рецептивную), ответственную за то , к а к воспринимаются предметы и явления;

- центральную (эмоциональную), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии;

- афферентную (двигательную) часть, которая обуславливает характер нашей реакциии на эти предметы и явления.

Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.

Макдугалл перечислил 7 пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

- инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;

- инстинкт бегства и чувство самосохранения;

- инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

- инстинкт приобретения и чувство собственности;

- инстинкт строительства и чувство созидания;

- стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война).

В 1898 году участвует в антропологической экспедиции, доказывавшей «научно» превосходство нордической расы. Призывал к «замене демократии кастовой системой с законными ограничениями размножения низших каст и с правилами, когда возможны и невозможны браки между кастами»...

Итоги второго этапа определяются тем, что в течение этого времени были выделены и четко поставлены такие вопросы, как вопрос о соотношении индивидуального и группового сознания, о движущих силах социального поведения. Выделению социальной психологии в особую и самостоятельную область научного знания и практики, способствовало и то, что ни одна из существующих наук (прежде всего психология, и социология) не могли самостоятельно дать исчерпывающий ответ на данные проблемы. Вместе с тем, известная слабость позиций социальной психологии объяснялась отсутствием на тот момент сколько-нибудь значительного эмпирического материала. Поэтому следующий период в ее развитии не мог быть никаким другим, как экспериментальным.
2. Hачальный этап развития экспериментальной социальной психологии.

Развитие социальной психологии в России.

Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения 'социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:

1) безраздельное господство эксперимента (20 - 40-е гг.);

2) попытки пропорционального развития теоретического и экспериментального знания (50-е гг. по настоящее время).

Первый период. В начале XX в. социальная психология постепенно превращается в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие она получает в США, где она с самого начала была ориентированна на прикладное знание, на решение определенных социальных задач, в результате чего она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда. Востребованные в каждой из этих сфер рекомендации социальной психологии относительно «человеческого фактора» стимулировали прагматическую ориентацию данной науки.

Концептуальной базой социальной психологии стал неопозитивизм, отличавшийся абсолютизацией следующих принципов:

- уважение к точным данным; необходимость совершенствования математических процедур (когда не применявший их ученый не мог претендовать даже на научность своих взглядов и исследований);

- требование строгого построения эксперимента и возможности проверки гипотез и получаемых результатов.

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Мак-Дауголла, которая в наибольшей степени отражала все слабости «умозрительного» характера социальной психологии предшествующего периода. При этом выделялись три основных научных течения, идеи которых использовала социальная психология: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология. Под научными течениями в психологии понимаются относительно однородные по своим научным теориям, концепциям психологические школы. Данные направления возникли в период так называемого открытого кризиса в психологии - критического состояния в психологической науке, возникшего в начале XX в. и связанного с неспособностью удовлетворительно разрешить ряд актуальных теоретических и практических проблем.

Главное внимание с точки зрения объекта исследования начинает уделяться исследованию малых групп. В этом было отличие американского образца социальной психологии того периода от начала развития социальной психологии в Европе, где с самого начала в поле внимания были большие группы (народы, массы). Отражением данной тенденции социологии является возникновение микросоциологии (Г. Гурвич, Я, Морено, Э, Мэйо), одного из направлений социологии, возникшего в 20-х гг. XX,в. и ориентирующегося на изучение отношений в малых группах как основных моделях социальных отношений. Характерной чертой того периода был акцент на преимущественном развитии Экспериментальных методик, во многом опережавших предварительное теоретическое осмысление изучаемых социально-психологических явлений

В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить:

- первый шаг социальной психологии в лаборатории - исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);

- первый шаг в «поле» - исследование Е- Старбака «Психология религии» (1899);

- первая работа прикладного характера - работа Г. Джейла о психологии рекламы (1900).

Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30-40-х гг., со своими сотрудниками Курт Левин, эмигрировавший в 1933 г. из Германии, в основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетсом университете.

РОССИЯ

Среди мыслителей ХVIII века следует упомянуть В.H.Татищева (1686-1750) : понимал умственное развитие человека как продукт «соучаствования», т.е. общения людей. Периодизацию исторического и онтогенетического развития связывал с уровнями развития речи: устной, письменной, печатной.

_Радищев А.H.

Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям. само бессмертие человека возможно через его деяния и речь, через которые человек может сохраниться в памяти потомков.

Характер человека, развитие его духовных сил определяются не столько врожденными задатками, сколько особенностями обучения и воспитания и социальными условиями.

Революционные демократы: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, H.Г.Чернышевский, H.А.Добролюбов, Д.И.Писарев.

Социологи: H.К.Михайловский, П.Л.Лавров, М.М.Ковалевский и др.

- высказывания о различных социально-психологических явлениях (социальное настроение, общественное мнение, дух времени, нравы, обычаи, традиции).

В развитии отечественной социальной психологии конца Х!Х в. большая роль принадлежит Н.К. Михайловскому. Его неоспоримая заслуга - в постановке проблемы необходимости разработки особой науки (коллективной, массовой психологии), призванной исследовать массовую психологию, ее роль и место в социальных движениях. Михайловский всячески подчеркивал роль психологического фактора в историческом процессе, а в связи с этим и роль коллективной психологии в изучении массовых движений (прежде всего - крестьянского движения). Одной из проблем, рассматриваемых Н.К. Михайловским, была проблема соотношения толпы и героя (лидера). Естественно, данный вопрос имел и вполне определенный социальный контекст для своего рассмотрения. В воспроизводстве определенных форм социального поведения значительное место, по мнению Н.К. Михайловского, принадлежит подражанию как механизму массового поведения. Он различал внешние факторы подражания (поведение, пример другого человека) и внутренние (скудость, бедность внутреннего мира индивида, внушаемость, слабость воли, неспособность сознательного самоконтроля).

Неоспоримая заслуга постановки и творческого решения ряда проблем социальной психологии принадлежит Г.В. Плеханову, который не только: говорил о необходимости серьезного изучения общественной психологии, но и раскрыл ряд механизмов ее формирования, дал обобщенную характеристику психологических особенностей отдельных исторических периодов, настроений времени и духа эпохи.

В 20-30-е гг. развитие отечественной социальной психологии сопровождалось разработкой теоретических проблем психологии в целом основанной на перестройке ее философских оснований. В ходе дискуссии о предмете социальной психологии высказывались различные точки зрения об ее роли и задачах. Так, Г.И. Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную, которая должна разрабатываться в рамках марксизма, и собственно психологию, которая должна оставаться экспериментальной наукой. К.Н. Корнилов вопреки Г.И, Челпанову предлагал сохранить единство психологии, распространив на поведение человека в коллективе метод реактологии. При этом коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии предлагалось считать измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.

Другой видный отечественный психолог П.П. Блонский одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека. «Социальность» им рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и активность животных, поэтому предложение П.П. Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог В.М. Бехтерев. Рефлексология - естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Преодоление субъективистской социальной психологии он видел в том, что все проблемы коллективов понимались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе).

В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов. Однако в данном подходе, хотя и утверждалась мысль о возникновении качественно иных явлений в коллективе, а личность объявлялась продуктом общества, но в основу рассмотрения этой личности и ее поведения были положены все-таки биологические особенности, а групповая психология мыслилась производной от индивидуальной.

В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Леонтьев). Однако реальное воплощение этих принципов в практику исследований было затруднено особенностями общественно-политической обстановки тех лет.

В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредствует всю систему внутригрупповых процессов.
Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Вместе с тем, большинство теорий, возникших в социальной психологии после К. Левина, довольно единодушно называют теориями «среднего ранга». Если в•классический период развития науки школа практически совпадала с теорией, то отказ социальных психологов от общих теорий по новому ставит вопрос о традиционном делении социальной психологии на «школы».

Разные авторы выделяют различные направления в социальной психологии этого периода, в зависимости оттого, какие критерии применяются. Так, в работах Ф.Карпфа («Американская социальная психология») и Г.Олпорта, а также Д.Мартиндейла («Природа и типы социальных теорий») предложены два принципа, по которым следует различать позиции социальных психологов:

а) решение вопроса о природе человека;

б) преобладающая проблематика исследований.

В соответствии с этими принципами можно выделить следующие основные направления в современной социальной психологии:психоанализ, когнитивистская ориентация (объединяет теорию поля и гештальттеорию), необихевиоризм, интеракционизм.

Отличительными чертами современного периода развития социальной психологии являются:

A) Двойственный характер статуса социальной психологии. Данное положение, отражающее особенности предмета социальной психологии как науки, закреплен в США, например, еще и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций,

Б) «Смешение» школ и направлений как по используемой ими терминологии, отражающей теоретическое понимание природы человека, так и по преобладающей проблематике исследований. Например, типичный термин бихевиоризма «научение» представлен и в других теориях, например, в когнитивизме. Термины психоанализа «агрессия» и «подражание» получили новую жизнь в работах Миллера и Долларда « представителей бихевиоризма.

B) Отказ от крупных (общих) теорий и переход к средним- Нечеткость решения основного вопроса, а именно проблемы понимания природы человека, характера его взаимоотношения с социальным окружением, влечет неясность в понимании места и значения получаемых экспериментальных данных. В итоге «конвертируемость» этих данных, получаемых представителями «средних» теорий, обеспечивается лишь в пределах узкого круга рассматриваемых проблем.

В последнее время наметились критические тенденции в развитии социальной психологии. Одной из причин является наличие большого количества эмпирических данных, но одновременно их низкая эффективность в решении острых социальных проблем. Поэтому возрастает интерес к теории и по-новому встает вопрос соотношения теоретического и эмпирического уровней знания. Этот интерес обусловлен в первую очередь сложностью объекта исследования социальной психологии, отсутствием хорошо разработанных моделей теоретического знания, поскольку психология долго существовала в недрах философии. Отмечается, в частности, что «социальная психология поздно пришла в бизнес развития теории. Ни одна из ее теорий не есть теория в строгом смысле слова. Но теоретическая точка зрения стимулирует и ведет исследование, и поэтому разработка теорий - важнейшая задача социальной психологии» (Шоу и Констанцо).

Рождение и фактическое нахождение социальной психологии на стыке двух наук (психологии и социологии) обусловливают большое внимание к критериям, определяющим лицо науки, и к научным теориям. В этом плане различными учеными предлагаются следующие критерии:

- экономичность теории, то есть ее способность подчинить многие наблюдаемые отношения одному единственному принципу;

- возможность теории использовать многочисленные переменные и принципы в различных комбинациях для предсказания явлений;

- теория должна быть настолько простой, насколько это возможно;

- экономичность в объяснении феноменов; теория не должна противоречить другим соотносящимся с ней теориям, которые имеют большую вероятность истинности;

- теория должна давать такие интерпретации, чтобы можно было установить «мост» между ними и реальной жизнью;

теория должна служить не только цели исследования, но и общему прогрессу науки.

Утверждается, что выдвигаемые в социально-психологической практике гипотезы должны быть релевантными не столько теориям, сколько социальной практике, а основным методом проверки гипотезы должен стать эксперимент не лабораторный, а полевой. По-новому ставится вопрос и о социальной роли науки. В этом плане преодоления «нейтрального» положения исследователя на самом деле будет выражаться в непосредственном включении методологических основ, связанных с пониманием природы человека, общества и их взаимоотношений в контекст экспериментального исследования, что позволит получать не «очищенные» лабораторными условиями данные, а исследовать полидетерминированную социально-психологическую реальность.

Одной из тенденций развития современной зарубежной психологии является определенная поляризация американской и европейской школ. Так, в 1972 году группа ведущих западноевропейских ученых выпустила сборник статей «Контекст социальной психологии: критическая оценка», которые по остроте критики превзошли всю предыдущую критику американской социальной психологии (П.Н. Шихирев). Основные доводы критиков американского образа социальной психологии сводились к следующему:

американская социальная психология - не наука в строгом понимании слова: ей пытаются придать наукообразный вид путем привлечения математических процедур и метода лабораторного эксперимента, однако каждая из школ имеет свои стандарты исследования;

отражением влияния позитивизма является то, что вся деятельность •социальных психологов сводится к экспериментальному подтверждению тривиальных истин и афоризмов здравого смысла; отсутствует теоретическая работа по обобщению данных;

сильное влияние американской идеологии, которое проявляется в принятых моделях человека, общества и взаимодействия между ними (человек предстает как мотивированное сугубо экономическими выгодами существо);

поверхностное понимание социального как множества или суммы отдельных единиц без учета опосредованности человеческого взаимодействия символическими системами, языком, общением; рассмотрение общения не как субъект-субъектного процесса, а как субъект-объектного.

Все это привело к выдвижению общей платформы, воплотившей замысел европейских ученых относительно нового образа социальной психологии. По их мнению, это должна быть наука, реально учитывающая взаимосвязь человека с социальным окружением. В предлагаемом позитивном образе социальной психологии вычленяется три основных постулата (П.Н. Шихирев):

не методы, а теория диктует ход исследования;

социальная психология должна иметь своим предметом смысловой, знаковый аспект общения;

социальная психология зависит от мировоззренческих установок социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности.

Такой подход заложил основы нового понимания роли социального психолога как ответственного и компетентного субъекта социальных преобразований в обществе. В табл. 1 даны итоги сравнительного анализа западноевропейского и американского подходов в социальной психологии, сложившиеся к концу 70-х гг. нашего столетия.

К социально-психологическим теориям, реализующим новый подход к пониманию образа социальной психологии, относятся культурологические концепции С.Московичи («концепция социальных представлений»), Г. Тэджфела («концепция межгрупповых отношений» и «теория социальной идентичности»), а также «этогенетический подход» Р.Харре.

Сравнительный анализ западноевропейского и американского подходов в социальной психологии


Критерий для сравнения


США


Западная Европа


Подход

Микроанализ (поведенческий)

Макроанализ (структурный)

Сфера исследования

Психология организации; человек в организации

Социология организации; организация в обществе; организация в целом

Акцент

Люди: их потребности и установки, события внутри системы (организация)

Взаимодействие системы (организации) с окружающей средой

Ориентация

Функциональная (ориентация на процесс)

Структурная

Методы

Лабораторный эксперимент, опросы, наблюдение, лопгитюдные исследования, исследование отдельных (единичных) объектов

Сравнительной анализ исследований

Идеология

Представление об обществе как гармоничном, сохраняющем статус-кво (консерватизм)

Представление об обществе как о конфликтной динамичной системе

Основная ориентация ведущих исследователей

Практическая теория, связь со школами бизнеса, тесное взаимодействие с деловыми кругами, технический подход

Абстрактная теория, связь с факультетами социологии, эпизодические контакты с деловыми кругами, стремление развивать теорию

Примеры применения

подходов:

А) организация труда;

Б) развитие

Обогащение труда; неофициальное участие в управлении;

Процессуальный, «человеческий» фактор


Совершенствование социотехнической системы;

Демократия производственного управления; технологический структурный фактор


Так, по мнению С. Московичи, основу социального процесса составляют отношения производства, обмена и потребления, складывающиеся между социальными субъектами, а общество выступает как система с особыми качествами, не сводимыми к сумме индивидуальных отношений, оторванных от их предметной опосредованности. Само общество им понимается довольно широко - как система социальных субъектов, самоопределяющихся (через формирование и коррекцию социальных представлений) относительно друг друга. Развитие общества связывается с присутствием социальных конфликтов, выступающих в качестве движущей силы социального процесса.

Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, выступающая как совокупность социальных представлений субъекта относительно общественных отношений. Социальное представление трактуется как особая форма коллективного знания, усваиваемая отдельными индивидами. Структура социального представления включает три элемента:

информацию (сумма знаний о представляемом объекте);

поле представления (характеризует его содержание с качественной стороны);

установка субъекта по отношению к объекту представления.

Динамика социальных представлений («объективизация») включает ряд фаз:

персонификация (ассоциирование объекта представления с конкретными людьми);

образование «фигуративной схемы» представления - визуально-репрезентируемой ментальной конструкции;

«натурализация» (оперирование в обыденном сознании элементами «фигуративной схемы» как автономными сущностями).

На уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разряжающий напряженность, создаваемую расхождением между привычным (старым) и новым, непривычным содержанием и, таким образом адаптирующий новое содержание к имеющимся системам представлений. На уровне малой группы социальное представление выступает как феномен рефлексивной готовности во внутригрупповом взаимодействии. Социальные представления имеют иерархический характер, изменяющийся в зависимости от конкретной ситуации. В плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный общесоциальными факторами и ситуативными особенностями взаимодействия. На уровне больших групп выявлены особенности и тенденции современного массового сознания (например, о растущей индивидуализации личности, отсутствии истинного равноправия полов, фетишизации престижности и т.п.).

Г. Тэджфел рассматривает социальную психологию как дисциплину, изучающую «взаимодействие между социальным изменением и выбором», а ее центральной проблемой считал отношения между человеком и изменением социальной среды. Взаимодействие с социальной средой - процесс коллективный, где индивидуальные решения опосредствуются системой социального взаимодействия. Само общество изменяется через взаимодействие групп, в которые входит человек, и чьи социальные характеристики он учитывает и воплощает в процессе взаимодействия с другими людьми. В этом проявляется децентрированность в восприятии и мышлении отдельного человека относительно тех или иных событий, когда он мыслит с точки зрения норм и ценностей той общности, в которую включен, к которой принадлежит.

Процесс взаимодействия человека с миром сопровождается конфликтами, когда его индивидуальные ценности и установки входят в противоречие с ценностями той или иной группы. Снятие конфликта возможно двумя способами: либо человек адаптирует свою нормативно-ценностную систему к иным системам, либо, напротив, сам стремится переделать групповые и общественные нормы. Таким образом, конфликт выступает детерминантой трансформации самой социальной системы.

Отличие социальной психологии от социологии, по мнению Г. Тэджфела, состоит в том, что социальная психология исследует все объекты - группы, общение, социальное влияние и т.п. - через социальную установку, учитывая ее роль в опосредствовании широкомасштабных социальных процессов. Через социальную установку объясняются, в том числе, и складывающиеся социальные стереотипы (национальные, государственные, расовые).

Согласно взглядам Г. Тэджфела, «Я» - концепция личности может быть представлена в виде когнитивной системы, регулирующей все формы социального поведения. Она включает в себя две основные подсистемы:

личностную идентичность (определяется в терминах физических, интеллектуальных, личностных качеств человека) и групповую идентичность (самоопределение человека определяется в терминах суммы его групповых членств -этнической, профессиональной, социальной принадлежности). Групповая идентичность - это самоопределение индивида как члена определенной группы, применительно к межгрупповым отношениям. Сдвиг от личностной идентичности к групповой в сознании человека соответствует сдвигу от межличностных форм социального взаимодействия к межгрупповым формам и наоборот. Это результат и составная часть процесса социальной идентификации.

В чувстве групповой общности автор вычленяет три компонента:

когнитивный - осознание принадлежности к группе; эмоциональный - переживание факта принадлежности к группе и его оценки в форме любви или ненависти; ценностный - положительная или отрицательная оценка факта принадлежности. Условием возникновения и существования группы является высокий уровень совпадения, единообразия профиля данных компонентов у членов группы.

Важным моментом концепции Г. Тэджфела является анализ четырех взаимосвязанных когнитивных процессов, лежащих в основе личностной и групповой идентичностей, социальной категоризации (группировка объектов на основе их значения в системе действий и намерений индивида); социальной идентификации (процесс объединения себя с другими людьми); социального сравнения (сопоставление своей группы с другими по определенным основаниям, критериям); межгрупповой дискриминации (установление различий между собственной и другой группами).

По Г. Тэджфелу, логика социального поведения человека разворачивается с учетом существования двух полюсов межиндивидуального взаимодействия:

чисто межличностное отношение - чисто межгрупповое. Чисто межличностного отношения практически не существует, зато межгрупповое отношение находит отражение в многочисленных примерах недифференцированного делений на «мы» и «они» (например, солдаты двух воюющих сторон). Чем ближе социальная ситуация взаимодействия к межгрупповому полюсу континуума, тем больше вероятность более согласованных и единообразных действий членов группы по отношению к другой группе, а также больше склонность воспринимать членов другой группы как безликих ее представителей, то есть недифференцированно.

Процесс социального сравнения детерминирован межгрупповыми отношениями, поскольку любая социальная идентификация предполагает межгрупповое сравнение. Осознание межгрупповых различий как несправедливых выступает важным фактором возникновения социального движения (движение больших групп по изменению своего статуса; движения индивида в социальной системе общества путем перехода в другие группы).

Попыткой построения общей теории в социальной психологии считается «этогенетический подход» Р. Харре («Социальное бытие: теория для социальной психологии», 1979).. Особое внимание автор уделяет модели человека. В этой связи, главным мотивом человека является уважение других людей, а вся его жизнь - борьба за это уважение, признание. Инструментом для достижения уважения выступает символическая активность человека- При помощи самовыражения (экспрессии) человек производит определенное впечатление на окружающих (импрессия). Продуктом функционирования экспрессивной системы является репутация человека.

Человек одновременно выступает в двух качествах - потребителя уважения и его производителя. В обоих случаях он должен уметь «читать текст» социального взаимодействия, интерпретировать социальное окружение. Символическая активность является важнейшим фактором развития сознания и самосознания людей, а в конечном итоге - и самого общества, так как оно придумано, «воображено» людьми в ходе символической активности, Социальный процесс рассматривается как результат взаимодействия двух Систем: практической (в ней производятся средства существования) и символической (производятся почести и репутации). Счастье человека определяется его положением не в практической, а в экспрессивной системе (так, например, человек достаточно богатый может быть несчастным, занимая низкое место в экспрессивной системе).

Степень автономности индивида - относительна. Будучи ведомой, несвободной стороной в системе социальных институтов, он, тем не менее, может сам определять свои действия, борясь за свою репутацию, и тем самым в конечном итоге - способствовать развитию общества. По мнению Р. Харре, социальный психолог должен найти ту матрицу (шаблон), в которой наподобие генетической программы была бы записана программа поведения людей, включенных во взаимодействие. Шаблоны различны - одни действуют постоянно и пригодны на все случаи, другие создаются под конкретную ситуацию. Харре также различает два типа регуляторов человеческого поведения - правило (фиксированный в знаковой форме социокультурный нормативный шаблон поведения) и план (шаблон поведения, созданный самим человеком). В отличие от правила, план может быть изменен.

Социально-психологический анализ должен заключаться в том, чтобы выяснить, каким социальным ресурсом (репертуаром определений ситуаций, систем правил, масок, арбитр, то есть референтных групп) обладает человек. Выяснить это можно, наблюдая паттерны поведения человека в определенных эпизодах ситуаций (формальные, биологические и проблемные эпизоды). В проблемных эпизодах человек должен:

А. Проинтерпретировать ситуацию («в какой пьесе я играю?»).

Б. Выбрать адекватную ситуации маску (этому предшествует мысленное проигрывание ситуации перед каким-либо, значимым лицом, объясняя ему уместность своих действий). Проигрывая одну и ту же ситуацию, человек соотносит свои действия, движения и поступки с различными системами координат оценки движения - системой биологических проявлений, действия - с системой смыслов и значений, поступки - с системой социальных. институтов. Все совершаемые ритуальные движения и действия имеют смысл лишь в рамках данного поступка.

Развитие общества видится Р. Харре как структурирование системы социального взаимодействия, усовершенствование экспрессивной системы, обеспечивающей возможность реализации индивидом норм «приличного поведения». Тем самым, поведение человека регулируется не столько, заявленным Р. Харре, главным мотивом, сколько принятыми в обществе правилами.
Таким образом, социальная психология начиная с 20-х гг. нашего столетия набрала силу как научная дисциплина, проведены многочисленные исследования малых групп, аттитюдов (30-40-е гг.), проблемы социальной перцепции (60-е гг.). Вместе с тем, проблема больших групп выпала из внимания социальных психологов и практически исключена из их исследований. Наметившиеся критические тенденции в социальной психологии направлены на поиск новых форм взаимоотношения теории и эксперимента, уточнение предметной сферы социально-психологической науки и практики.


написать администратору сайта