Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕМА №2 Поэзия группы ОБЭРИУ 1. История группы ОБЭРИУ.

  • 1.2. Охарактеризуйте следующие значимые этапы деятельности группы ОБЭРИУ: - создание ОБЭРИУ. Выступление в ленинградском Доме печати (24. 01. 1928)

  • - основные направления работы объединения

  • - преследование ОБЭРИУ со стороны официальной власти. Распад группы.

  • 2. Теоретическая декларация ОБЭРИУ. На основе анализа «Манифеста ОБЭРИУ» ответьте на следующие вопросы:- В чем ОБЭРИУ видели цель своей художественной деятельности

  • - Что ОБЭРИУ вкладывали в понятие «реальное искусство»

  • - Как реализовалась идея синтеза искусств в практике ОБЭРИУ

  • - Как в манифесте определяется творческая индивидуальность отдельных представителей объединения

  • 3. ОБЭРИУ как авангардная группа. 3.1. Дайте определения понятиям «авангард» и «абсурд». Что между ними общего и чем они различаются

  • 3.2. Каким образом соотносятся принципы авангардизма и абсурдизма в художественной практике ОБЭРИУтов

  • 3.3. В чем заключается своеобразие авангардного проекта Д. Хармса и Н. Олейникова

  • 4. Поэтика абсурда в творчестве ОБЭРИУ.

  • 4.3. Объясните значение понятия «пятое значение». Каким образом категория «пятого значения» реализуется в стихотворении А. Введенского «Мне жалко, что я не зверь» (1934)

  • 4.5. Охарактеризуйте технику создания абсурда на примере стихотворений Д. Хармса «Случай на железной дороге» (1926), «Стих Петра Яшина» (1927), «Мяч летел с тремя крестами» (1930).

  • 5. Поэтика абсурда и проблема языка поэзии. 5.1. Поэтика ошибки.

  • 5.2. Языковые и речевые аномалии.

  • контрольная работа по истории. К.р. по первой половине ХХ века. Тема 1 Поэтический мир С. Есенина образный строй, тематика, структура лирического субъекта Опираясь на теоретические статьи С. Есенина 2 3 и работу А. Марченко 9, дайте характеристику есенинской версии


    Скачать 46.56 Kb.
    НазваниеТема 1 Поэтический мир С. Есенина образный строй, тематика, структура лирического субъекта Опираясь на теоретические статьи С. Есенина 2 3 и работу А. Марченко 9, дайте характеристику есенинской версии
    Анкорконтрольная работа по истории
    Дата09.04.2022
    Размер46.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК.р. по первой половине ХХ века.docx
    ТипДокументы
    #456719

    ТЕМА №1

    Поэтический мир С. Есенина: образный строй, тематика,

    структура лирического субъекта
    1. Опираясь на теоретические статьи С. Есенина [2; 3] и работу А. Марченко [9], дайте характеристику «есенинской версии» имажинизма с точки зрения следующих аспектов: соотношение искусства и быта; статус и виды художественного образа (какие современные теоретико-литературные категории адекватны каждому из них?); понятие «климатического стиля» и «струение» образа; орнаментальность как главный конструктивный принцип лирики. Какие эстетические ориентиры Шершеневича – Мариенгофа дискредитируются и полемически переосмысляются Есениным (для подготовки ответа используйте также «Декларацию» В. Шершеневича [1]).
    Есенинский имажинизм утверждал в поэзии органический образ как средство выражения поэтического мироощущения, средство изображения действительности.

    Есенин не отрывал этот образ от выражаемого в нем содержания, не рассматривал его как самоцель творчества.

    Есенинское определение имажинизма «только образ и мощь порыва» близко паундовскому представлению о вортицизме как о вихре творческой энергии. Паунд опирался в своих экспериментах на мировую культуру, то Есенин основывал свое новаторство на фундаменте национальных традиций. И свою самобытность русский имажинизм отстоял и утвердил во многом благодаря именно этой есенинской установке.
    2. В стихотворении С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (1916) выделите «заставочные», «корабельные» и «ангелические» образы. Какую воспринимательную модель задает читателю использование архаических средств выразительности – прозопопеи и символа-приложения1 («изба-старуха»)? Насколько последовательно она реализуется? Проследите «движение» поэтического орнамента: какие семантические и ассоциативные связи делают возможным «сцепление» образов в единое целое? Чем обусловлен выбор композиционного завершения текста?
    Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни.

    Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен.

    Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.

    Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован:

    "Изба – старуха челюстью порога 

    Жуёт пахучий мякиш тишины".

    Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» — это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха.

    Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные.

    Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.
    3. Охарактеризуйте основные этапы творческой эволюции С. Есенина (философско-эстетические и тематические доминанты, развитие образной системы, стилевые константы). Для аргументации основных положений используйте стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Чую радуницу Божью…» (1914), «Пантократор» (1919), «По-осеннему кычет сова…» (1920), «Не жалею, не зову не плачу…» (1921), «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» (1922), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), а также статьи А.Н. Захарова [4; 5].
    «Что касается... биографических сведений, -- они в моих стихах» С. Есенин

    Сергей Александрович Есенин -- самобытный и очень национальный поэт. Он мог родиться только в России, среди ее обширных полей, синих рек, прекрасных берез, так любимых им.

    Выткался на озере алый свет зари.

    На бору со звонами плачут глухари.

    Плачет где-то иволга, схоронясъ в дупло.

    Только мне не плачется -- на душе светло.

    По признанию Есенина, писать стихи он начал рано, но сознательное творчество “относил к 16-17 годам”. В этом периоде его стихи светлы и безмятежны, они отражают спокойствие души и восторженное восприятие окружающего мира.

    Вот уж вечер.

    Роса блестит на крапиве.

    Я стою у дороги.

    Прислонившись к иве.

    Хорошо и тепло.

    Как зимой у печки.

    И березы стоят,

    Как большие свечки.

    Безмятежное детство плавно перешло в юность, еще не омраченную заботами и страданиями. Грусть и печаль, естественные для человека, поэт переживает легко. Они лишь на время затуманят взор, отвлекут от окружающей красоты, а потом душа вновь полна впечатлениями огромного мира. Поэт еще очень молод и наивен, оттого так восторженно воспринимает порой обычные вещи.

    Сыплет черемуха снегом,

    Зелень в цвету и росе.

    В поле склоняясь к побегам,

    Ходят грачи в полосе.

    Никнут шелковые травы,

    Пахнет смолистой сосной.

    Ой, вы луга и дубравы,

    Я одурманен весной.

    Необычайная нежность и лиричность в описании природы несколько приглушается со временем, но остается как манера и стиль Есенина на всю его жизнь.

    В том краю, где жёлтая крапива

    И сухой плетень,

    Приютились к вербам, сиротливо

    Избы деревень.

    Там в полях, за синей гущей лога,

    В зелени озер.

    Пролегла песчаная дорога

    До сибирских гор.

    Знакомство с городом, проблемами “взрослой Жизни” заставили по-новому взглянуть на окружающее. Поэт уже более критичен, ему не нравится убожество окружающей жизни. Он видит необходимость перемен, но душой не приемлет их.

    Я последний поэт деревни.

    Скромен в песнях дощатый мост.

    За прощальной стою обедней

    Кадящих листвою берез.

    Основным мотивом творчества Есенина остается необычный простор родных полей, неброская красота родной земли, убогой и бедной, но любимой. Ее поэт не променяет ни на какие сокровища мира. Эта преданность родине несколько наивна, но Есенин хранит и лелеет ее в своем сердце, как дорогое и трогательное чувство.

    Спит ковыль. Равнина дорогая,

    И свинцовой свежести полынь.

    Никакая родина другая

    Не вольет мне в грудь мою теплынь

    И теперь, когда вот новым светом

    И моей коснулась жизнь судьбы,

    Все равно остался я поэтом

    Золотой бревенчатой избы.

    Как-то очень быстро пролетела молодость поэта. В тридцать лет он ощущает себя “стариком”, много видавшим и пожившим. Кажется, автор устал от бурной жизни, хотя сам утверждает, что любит и ценит каждое мгновение происходящего;

    Жизнь -- обман с чарующей тоскою.

    Оттого так и сильна она,

    Что своею грубою рукой

    Роковые пишет письмена.

    Я всегда, когда глаза закрою, Говорю:

    “Лишь сердце потревожь,

    Жизнь -- обман, но и она порою

    Украшает радостяман, но и она порою

    Украшает радостями ложь”.

    В 1925 году все чаще звучат в поэзии Есенина мотивы скорой и неминуемой смерти. Порой поэт грустит, чаще же старается иронизировать или даже с сарказмом говорить о себе и том недолгом пути, которым пришлось пройти.

    Но, погребальной грусти внемля,

    Я для себя сложил бы так:

    Любил он родину и землю,

    Как любит пьяница кабак.

    Для нас же поэзия Есенина, озаренная немеркнущим светом любви ко всему живому, является примером искренней и беззаветной любви к России.

    Художественно-философская картина мира поэта со временем менялась, она эволюционировала: в самом начале 1910-х годов она проста и наивнореалистична, затем принимает религиозно-бытовой характер двоемирия, и, наконец, реалистически отражая жизнь, становится многогранной, глубокой и объемной - поэт приходит к гениальной простоте.

    Есенинская историософия выражена через сквозной концептуальный образ пути («путь мира» и «путь человека»). «Путь человека» - это, прежде всего, путь есенинского героя от рождения до смерти, из деревни в город, жизнь простого «природного» человека и поэта, проходящего, как и его творчество, те же сезонные циклы, как и сама Природа.

    В поэтическом мире Есенина 1910-х годов изба (один из концептуальных сквозных образов) постепенно превращается в «избяной космос». По образу и подобию земной деревни, реального мира, поэт создает «мир иной»: «нездешняя страна», небесная сторона», «царствие небес». Природа - божественный храм: ночные небеса - иконостас, звезды - «лампадки небесные».

    Особый смысл в есенинской поэзии имеют тоска и обездоленность, лишенность, которые носят не только социальный, но и психологический, метафорический характер.
    4. Прочитайте следующие произведения С. Есенина: «Пойду в скуфье смиренным иноком…» (1914), «Я пастух, мои палаты…» (1914), «Проплясал, проплакал дождь весенний…» (1917), «О Русь, взмахни крылами…» (1917), первую главку поэмы «Инония» (1918), «Хулиган» (1919), «Сторона ль ты моя, сторона!» (1921), «Мы теперь уходим понемногу…» (1924), «Не вернусь я в отчий дом…» (1925). Составьте сводный перечень автономинаций протагониста – в каких ипостасях видит себя лирический герой? Чем обусловлен отбор понятий для самоаттестации? Какие лексико-грамматические средства используются для репрезентации субъекта лирического высказывания? Какова их семантика в контексте творчества поэта?
    Лирический герой Есенина – это он сам, любящий окружающую природу, свою деревню и малую родину. Это образ «скандалиста и хулигана», простого русского человека.

    Лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного взросления самого поэта. Лирический герой его ранней поэзии -- веселый и бесшабашный парень, радостно и без страха взирающий в будущее. Прямо и просто он выражает свои чувства. Стихи Есенина этого периода изобилуют картинами природы родной Руси. Именно через них поэт раскрывает мир своих чувств; его лирический герой словно растворен в любимой природе.

    Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев.
    5. Прочитайте поэму С. Есенина «Черный человек» (1925).

    • Обрисуйте лирическую ситуацию, лежащую в основе поэмы. Какие читательские ожидания вызывает открывающее текст обращение к другу? Чем сюжетно мотивируется появление перед лирическим героем черного человека? Каков спектр коннотаций, связанных с этим образом?

    • Охарактеризуйте сферу интенций черного человека: какие характеристики получает в его речи лирический герой? Какую реакцию они вызывают у протагониста, и каково его самоощущение?

    • Чем обусловлена такая субъектная структура, при которой все наиболее негативные качества воплощаются в «другом», а «я» оказывается увиденным как бы «со стороны»? Какие художественные возможности она открывает перед поэтом? Дайте интерпретацию сюжетной развязки поэмы – каково символическое значение финальной акции лирического героя?

    • С помощью каких художественных средств моделируются центральные образы поэмы и оформляется ее эмоциональный фон? В какой мере арсенал этих средств отвечает требованиям имажинистской поэтики?

    • Объясните функции лексических и ритмических повторов в поэме.



    Приход «черного человека» к лирическому герою можно истолковать двояко. Это и выражение душевного нездоровья, и символический образ больной совести. Жизнь лирического героя в интерпретации черного человека бессмысленна, «прекраснейшие мысли и планы», присутствующие в его «книге жизни» не воплотились в реальность. Возвращение героя в действительность из мира кошмара не приносит облегчения, мир вокруг него мертв: снег – известка, деревья – всадники, крик ночной зловещей птицы. Новое явление черного человека связано с еще более болезненным осознанием того, что и как поэт он не сумел воплотиться до конца. 149 Жест героя, разбивающего зеркало, символический. Это стремление уничтожить темного двойника, и попытка уйти от мук больной совести.

    Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка. ... С одной стороны, в нём описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в поэме тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать своё настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

    Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.
    Литература:

      1. Декларация // Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aptechka.agava.ru/statyi/teoriya/manifest/imaginism1.html

      2. Есенин, С.А. Быт и искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75-214-.htm

      3. Есенин, С.А. Ключи Марии [Электронный ресурс]. ­– Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75-186-.htm

      4. Захаров, А.Н. Художественно-философский мир Есенина // Литература в школе. – 2004. – №2.

      5. Захаров, А.Н. Эволюция есенинского имажинизма («органической образности») // Литература в школе. – 2005. – №11.

      6. Лейдерман, Н.Л. Совестной суд (о поэме С. Есенина «Черный человек») // Филологический класс. – 2007. – № 17.

      7. Магомедова, Д.М. «Я один… и разбитое зеркало…»: литературные маски Сергея Есенина. (Статья первая) // Новый филологический вестник. – 2005. – № 1.

      8. Магомедова, Д.М. «Я один… и разбитое зеркало…»: литературные маски Сергея Есенина. (Статья вторая) // Новый филологический вестник. – 2006. – № 2.

      9. Марченко, А. Поэтический мир Есенина. – М., 1989. – С. 135-145, 287.


    ТЕМА №2

    Поэзия группы ОБЭРИУ
    1. История группы ОБЭРИУ.

    1.1. Объясните, в чем заключается взаимосвязь между такими объединениями как «Чинари», «Левый фланг», «ОБЭРИУ».

    «Чинари», «обэриуты», русские экзистенциалисты 20 века, все это родственные понятия, которые формировались в один из непростых периодов нашей страны. Первая мировая война, Революция 1917 года, а затем и Вторая мировая война оказали существенное влияние на весь мир.

    В 1925 году образовалось объединение под названием «Чинари», которое состояло из Друскина, Введенского, супругов Липавских и Хармса. У них проходили встречи, все вместе собирались на частной квартире и обсуждали творчество, литературные течения, личные вещи и практически все, что не касалось политики. Сами члены союза себя «чинарями» называли редко, как вспоминает философ Друскин, это понятие всплывало всего несколько раз за годы существования объединения, в подтверждение чему приводил пример подписи совместных произведений, на которых красовались две фамилии Хармс и Введенский.

    К 1927 году «Чинари» были уже не так актуальны, а Хармс желал сделать нечто большее, поэтому он пытался объединить левых художников и литературных творцов. Так родились объединения «Левый фланг», «Академия левых классиков», но самым знаменитым и запоминающимся стал ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). В рамках объединения давались публичные выступления, среди официальных членов были Хармс, Введенский, Заболоцкий, Вагинов, Бахтерев, Минц, Левин и другие.

    Как только объединение обрело некую популярность, появились критики, которые не очень лестно отзывались о деятельности общества, а именно попрекали в бессмыслице творческих замыслов, заумном жонглерстве. Позднее обэриуты были публично обвинены в протестах против диктатуры пролетариата. Последнее выступление состоялось в 1930 году, а в 1931 году объединение прекратило свое существование.

    1.2. Охарактеризуйте следующие значимые этапы деятельности группы ОБЭРИУ:

    - создание ОБЭРИУ. Выступление в ленинградском Доме печати (24. 01. 1928)

    Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 г., когда в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа». Именно на нем обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей «отряд левого искусства». В ОБЭРИУ вошли И. Бахтерев, А. Введенский, Д. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, писатель Б. Левин. Состав группы менялся: после ухода К. Вагинова к ней присоединились Ю. Владимиров и Н. Тювелев. К обэриутам были близки Н. Олейников, Е. Шварц, а также художники К. Малевич и П. Филонов.

    - основные направления работы объединения

    В своём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особенности В. Хлебникова), А. Кручёных и И. Терентьева; выступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве. Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях, необычное противопоставление отдельных частей произведений, которые сами по себе реалистичны. В своих пьесах Хармс и Введенский почти отказываются от последовательности действия и идентичности персонажей; действие калейдоскопично и раздроблено, вплоть до отдельных реплик в диалогах. Персонажи, действующие как марионетки, служат отражением разношёрстности людей и бездуховности их существования.

    - преследование ОБЭРИУ со стороны официальной власти. Распад группы.

    Чрезвычайно проблематичными были отношения ОБЭРИУтов с властью. Неприятие авангардного искусства было частью официальной установки (вспомним постановления 1925 и 1932 гг. о писателях-попутчиках и роспуске литературных организаций соответственно). В таком ключе написана рецензия Л. Нильвича: «Их (обэриутов – А. К.) уход от жизни, их бессмысленная поэзия, их заумное жонглерство -

    Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета это протест против диктатуры пролетариата. Поэзия их потому контрреволюционна. Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага...»

    Последним годом существования ОБЭРИУ был 1931 год, когда Введенский, Хармс и Бахтерев были арестованы по политическому делу и сосланы. Позже бывшие члены группы продолжали поддерживать личные дружеские отношения.

    Из участников ОБЭРИУ и близких им писателей только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг. (если не считать обильно издававшихся сочинений для детей).

    Репрессии (Хармс и Введенский умерли в заключении в 1941-42 гг., Олейников был расстрелян в 1937 году), война (Л.Липавский и Д.Левин погибли на фронте) и ленинградская блокада, во время которой были утрачены многие архивы, привели к тому, что значительное число произведений обэриутов не сохранилось.

    2. Теоретическая декларация ОБЭРИУ.

    На основе анализа «Манифеста ОБЭРИУ» ответьте на следующие вопросы:

    - В чем ОБЭРИУ видели цель своей художественной деятельности?

    В своей декларации, написанной в 1928 году, участники ОБЭРИУ писали: «Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты, – честные работники своего искусства. Мы – поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов. Наша воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон… Мы расширяем смысл предмета, слова и действия. Эта работа идет по разным направлениям, у каждого из нас есть свое творческое лицо, и это обстоятельство кое-кого часто сбивает с толку".

    - Что ОБЭРИУ вкладывали в понятие «реальное искусство»?

    Слово ОБЭРИУ означает «Объединение реального искусства». «У» в конце, по легенде, было добавлено только шутки ради, как элемент игры. Термин «реальное искусство» не имеет ничего общего с реализмом, напротив, группа близка к сюрреализму.

    - Как реализовалась идея синтеза искусств в практике ОБЭРИУ?

    Философия искусства реализовывалась несколькими художественными методами. Первым, и, пожалуй, основным, становится семантическое очищение слова. Идея была достаточно амбициозной: избавить конкретное слово от его смысловых наслоений (привитых обществом, бытом, временем), чтобы в итоге вывернуть его наизнанку, демонстрируя суть самого понятия, какая она есть. .

    - Как в манифесте определяется творческая индивидуальность отдельных представителей объединения?

    А. ВВЕДЕНСКИЙ (крайняя левая нашего объединения), разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности.

    К. ВАГИНОВ, чья фантасмагория мира проходит перед глазами как бы облеченная в туман и дрожание. Однако через этот туман вы чувствуете близость предмета и его теплоту, вы чувствуете наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски, ибо художник вылепил их своими руками и согрел их своим дыханием.

    ИГОРЬ БАХТЕРЕВ — поэт, осознающий свое лицо в лирической окраске своего предметного материала.

    Н. ЗАБОЛОЦКИЙ — поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя.

    ДАНИИЛ ХАРМС — поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях.

    БОР. ЛЕВИН — прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем.

    3. ОБЭРИУ как авангардная группа.

    3.1. Дайте определения понятиям «авангард» и «абсурд». Что между ними общего и чем они различаются?

    Авангард - это прежде всего реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом (НТП) последнего столетия.

    Абсурд - особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия.

    Таким образом различие в том, что авангард это реакция, а абсурд стиль написания текста.

    3.2. Каким образом соотносятся принципы авангардизма и абсурдизма в художественной практике ОБЭРИУтов?

    Авангардные принципы абсурдизма гармонично вписались в поэтику постмодернизма.

    Художественные принципы ОБЭРИУ, прежде всего Д. Хармса, на стороне авангардного искусства, но тем немее в поэтике ОБЭРИУ применялся и абсурдизм.

    3.3. В чем заключается своеобразие авангардного проекта Д. Хармса и Н. Олейникова?

    Именно творчество Д.И.Хармса является яркой иллюстрацией эволюции русского авангарда. Начавшись с мистической метафизики декаденства и символизма, пройдя через горнило буйствующего футуризма, отрицавшего метафизику и утверждавшего «нового» человека, русский модернизм пришел к необходимости объединить метафизику и экзистенцию человека Именно эту тенденцию мы наблюдаем у Д. Хармса, А. Введенского, Я. Друскина, Л. Липавско-го, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого, И. Бахтерева.

    4. Поэтика абсурда в творчестве ОБЭРИУ.

    4.1. На примере цикла Д. Хармса «Случаи» (1939) и стихотворения Н. Олейникова «Таракан» (1934) охарактеризуйте своеобразие образа человека в абсурдистской литературе.

    Образ человека представляется как человек, который мало значимый в жизни, жестокий, требовательный со своими четко разграниченными принципами.

    4.2. Объясните, какой смысл ОБЭРИУ вкладывали в понятие «цисфинитная логика»? Поясните свой ответ, обратившись к анализу стихотворений Д. Хармса «Звонить - лететь (логика бесконечного небытия)» (1830), «Окно» (1831), «Вода и Хню» (1831).

    Логика заумного искусства, того, что возвращает к детству человека, связывает прошлое и будущее, абсолютная свобода в обращении с реальным миром, внимание к смеху и жонглирование смыслами.

    4.3. Объясните значение понятия «пятое значение». Каким образом категория «пятого значения» реализуется в стихотворении А. Введенского «Мне жалко, что я не зверь» (1934)?

    Главным образом Введенский работает со структурой самого языка. Его творения имеют привычные размеры (как у Пушкина, например), в них нет сложной рифмы, оборванных фраз и заумных терминов. Лексика простая, речевые структуры весьма распространенные, слова рифмуются до боли просто, и это легко запоминается.

    В стихах Александра Введенского все прозрачно, грамотно и понятно, но что-то неуловимое не дает читателю окончательно осознать суть происходящего.

    Пятое значение - общество вообще определенного типа.

    4.4. Обратившись к анализу стихотворений Н. Олейникова «Перемена фамилии» (1934) и А. Введенского «Пять или шесть» (1929), объясните, каким образом в произведениях ОБЭРИУтов проявляется принцип релятивности. Охарактеризуйте функции этого приема.

    Эта релятивность характеризуется тем, что значимые элементы текста существуют в нестабильном состоянии, они не могут быть однозначно зафиксированы и определены, а те определения, которые к ним применяются, сосуществуя в тексте, носят взаимоисключающий характер.

    Наиболее часто встречающийся в обэриутской поэтике прием, с помощью которого создается релятивность, — это нестабильность персонажа.

    4.5. Охарактеризуйте технику создания абсурда на примере стихотворений Д. Хармса «Случай на железной дороге» (1926), «Стих Петра Яшина» (1927), «Мяч летел с тремя крестами» (1930).

    Прием «абсурд» реализуется различными способами создания комического эффекта: преувеличение, уменьшение, речевая избыточность и софизм.

    5. Поэтика абсурда и проблема языка поэзии.

    5.1. Поэтика ошибки.

    Проанализируйте стихотворения Д. Хармса «Ваньки встаньки (II)» (1926), «Скавка» (1930), «Наблюдение» (1933) и охарактеризуйте встречающиеся в них примеры орфографических девиаций. Объясните эстетическую функцию приема.

    Языковая девиация как средство выдвижения понимается как стилистическое явление, возникающее в результате намеренного нарушения норм языка. Свойство выделенности языковых девиаций определяется нестандартностью и необычностью их употребления и непосредственно обнаруживается на фоне языковых норм, речевых стандартов, правил речевой организации и структуры текста, художественных традиций и т.д.

    Строго говоря, орфографические девиации вообще создают невозможность адекватного прочтения текста.

    5.2. Языковые и речевые аномалии.

    На примере стихотворений Д. Хармса «Берег правый межнародный» (1926-1927), «В гостях у Заболоцкого» (1927), «Авиация превращений» (1927), «Шел мужчина в согнутых штанах» (1928), охарактеризуйте следующие разновидности речевых аномалий:

    - разрушение законов согласования и управления;

    - нарушение норм сочетаемости слов;

    - семантическая избыточность или недостаточность;

    - деконструкция категорий рода, числа, лица.

    Словосочетания управление и согласование из художественной литературы. Примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания. Приведем примеры словосочетаний с подчинительной связью согласования, управления и примыкания. ... управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию; примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

    Нарушение лексической сочетаемости может быть намеренным или случайным. Намеренное нарушение грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых стилистических фигур и тропов (например, метафоры, аллегории, гиперболы, оксюморона и др.).

    Семантическая избыточность в разговорной речи. Избыточностью в речи принято считать лишние слова, конструкции, обороты, содержание которых может быть передано более простым синонимическим оборотом, а недостаточность прямо обратное данному понятию.

    Деконструкция — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст.


    Список литературы

    1. Тексты стихотворений. Любое издание.

    2. Хармс Д. Случаи. Любое издание.

    3. Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литературы. 1988. №4.

    4. Гинзбург Л. Заболоцкий 20-х гг. // Л.Я. Гинзбург. О старом и новом. - Л., 1989. С. 339-350.

    5. Гинзбург Л. Николай Олейников // Перечитывая заново. - М., 1989. С.183-187.

    6. Друскин Я. С. Чинари // Аврора. 1989. №6. С. 27 – 131. Или URL: http://fege.narod.ru/librarium/druskin.htm

    7. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. Или URL: http://www.fedy-diary.ru/html/032011/18032011-03a.html

    8. История русской литературы ХХ века. В четырёх книгах. Кн. 1. 1910-1930-е годы / под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М., 2005.

    9. Кобринский А. Даниил Хармс и русский авангард: взгляд из Женевы // Русская литература. 1992. №2.

    10. Кобринский А. Даниил Хармс. М., 2008.

    11. Кобринский А., Леймах М., Эрль В. Даниил Хармс: к проблемам ОБЭРИУтского текста // Вопросы литературы. 1990. №6.

    12. Манифест ОБЭРИУ. Любое издание. Или URL: http://www.russofile.ru/articles/article_25.php

    13. Русская литература ХХ в.: Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь: в 3 т. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 2005. (статьи про К. Вагинова, Н. Заболоцкого, Н. Олейникова, Д. Хармса). Или URL: http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0010/index

    14. Русская литература ХХ в.: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.П. Кременцова. В 2-х томах. – М., 2005. Т.1: 1920–1930-е годы.

    15. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде в 2-х томах. – М., 1997.

    16. http://xarms.lipetsk.ru/

    17. http://vvedensky.by.ru/

    1 Согласно А.А. Потебне, семантика этого дотропеического образного средства предполагает, что его компоненты связаны не компаративными отношениями, а реально тождественны друг другу.


    написать администратору сайта