Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2Периодизация развития РЧП 1. Архаический

  • Задание 3 Предмет ЧП. Соотношение понятией «ЧП» и «ГП» в Риме

  • предметом римского частного

  • В основе теории гражданского права лежит римское частное право, оно является фундаментом современной теории

  • простота юридической техники

  • естественном праве

  • Дуализм частного права

  • Тема 2Источники РЧП Задание 1Деление РП на писанное и неписанное

  • Задание 2Неписанное право. Формы неписанного права Древнейшим источник ом права

  • Задание 3Закон как источник права. Эволюция понятия закон в процессе развития Римского государства. Форумы законодательной деятельности

  • Задание 4Правотворчество магистратов. Эдикты магистратов как источник права. Вечный эдикт

  • Задание 5Деятельность римских юристов и их труды (сочинения) как источник права

  • источник ом права

  • Задание 6Кодификация частного права в постклассический период « Corpus

  • Римское право темы 1-2 по практикуму Якушевой. Тема 1 Понятие, предмет, метод и периодизация развития римского частного права


    Скачать 39.53 Kb.
    НазваниеТема 1 Понятие, предмет, метод и периодизация развития римского частного права
    АнкорРимское право темы 1-2 по практикуму Якушевой
    Дата30.09.2021
    Размер39.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRimskoe_pravo_-_tema_1_2.docx
    ТипЗакон
    #239110

    Тема 1

    Понятие, предмет, метод и периодизация развития римского частного права
    Задание 1

    Деление права на публичное и частное
    В Риме еще в древние времена различались две отрасли права - публичное и частное право. Тит Ливий (I в. н.э) законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права. 

    (Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое (относится) к пользе отдельных лиц.) 

    под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов

    Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т.п.).

    Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав публичного права входят "святыни, жрецы, магистраты" Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев "публичное право" понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц.

    Частное же право - это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п. 

    содержание договора определяется соглашением сторон, - и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора. Еще законам XII таблиц приписывается выражение: cum nexum faciet mancipiumque uti lingua nuncupassit ita ius esto - когда лицо совершает договор займа или приобретает собственность, то его словесные распоряжения да будут правом. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы публичного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не могут быть изменены отдельными лицами. Применительно к соглашениям об этом говорит ПапинианIus publicum privatorum pactis mutari non potest - публичное право не может быть изменено соглашениями частных лиц (D. 2. 14. 38). Вообще характер норм публичного права имели нормы, защищавшие интересы класса рабовладельцев в целом. 

    Задание 2
    Периодизация развития РЧП


    1. Архаический (753г. до н.э. - 367 г. до н.э.).367 г до н.э. появляется должность ПРЕТОР (высшая власть). Господство обычного права как основного источника. Изначально источником права был обычай. Основными сделками являлись: мена, купля-продажа в форме мансипации, заем в форме нексум – сделка самозаклада т.е беру в долг, если не заплачу, стану твоим рабом. 1-й памятник – Законы 12 таблиц. Приняты народным собранием в 451г. до н.э., имели высшую юридическую силу. После их издания начинает формироваться jus civilis, а также появляется легисационный процесс. По содержанию являются кодификацией обычаев. Они были источником всего частного и публичного права (Тит Ливий). Формально эти законы сохраняли свою силу вплоть до эпохи Юстиниана. Сам текст законов до наших дней не дошел. Законы 12 таблиц не имели определенной системы расположения правовых норм. Начинался этот документ с процессуальных норм. Этот документ содержал следующие нормы: процессуальные, частные, публичные. В Архаический период появляются две должности: городской претор (рассматривал споры между римскими гражданами; был связан буквой цивильного закона) и претор по делам перегринов (рассматривал как споры между римлянами, так и споры с участием иностранцев). Римляне начали чеканить монету, что дало толчок развития торгового оборота. В этот период зарождается юриспруденция. Первые юристы – жрецы пантифики. Позднее появляется светская юриспруденция. Юристы – ветерес. Юристы пользовались большим авторитетом. Заканчивается Архаический период с момента введения формулярного процесса (17г. до н.э.). 

    С I века н.э. императоры предоставляли выдающимся юристам привилегию – jus publicium respondere. Суть этой привилегии в том, что юрист наделён правом давать ответы от имени императора. Как следствие такие ответы получали силу закона. 

     

    2. Классический (4в.до н.э. - 232 г. н.э. (Модестин умер – последний юрист-классик)). Период наивысшего расцвета, которого РЧП достигло благодаря правотворческой деятельности римских юристов и преторов. В оригинале сохранились только иституции (элементарный учебник права) Гая (2 в. н.э.). Заслугой Гая стало то, что он предложил систему расположения правовых норм: лицавещииски. Текст разделён на 4 книги: 1 книга – правовое положение лиц, 2, 3 – регулирование имущественных отношений, т.е. нормы наследственного, вещного и обязательственного права, 4 книга – способы защиты нарушенных прав. Эта система – институционная.  

    (В пандектной системе, которая является усовершенствованной институционной системой, выделяются также общие положения) 

    Преторский эдикт – важнейший источник права классического периода. Фрагменты его включены в дигесты. 
    3. Постклассический (230г н.э. – 560г н.э.). Это период упадка юриспруденции. Период централизации --> нет ни деятельности юристов, ни свободного правотворчества. Заканчивается этот период кодификацией РЧП; император Юстиниан поставил задачу создать из древних источников РЧП единый кодифицированный документ, очищенный от всего устаревшего и противоречивого. Результатом стало создание Свода частного права Corpus juris Civilis (Дигесты Юстиниана). В 533г вступают в силу Дигесты Юстиниана (систематизированный сборник сочинений 38 римских юристов). Они состоят из 50 книг, делящихся на титулы и параграфы. 

    Складывается 2 системы: 

    -древнейшее право (наследие др. юристов)  

    -новейшее законотворчество (акты императора). 

    Проведена кодификация для устранения противоречий м\у этими системами. Рез-т - Дигесты Юстиниана (533г. н.э.) - самый объемный памятник РЧП. В него входят цитаты классических рим. юристов, систематизация по опред. темам. Дигесты состоят из 50 книг, книги разделены на титулы(каждый из которых имеет название), а титулы на параграфы. Интерполяция – дополнения в текст Дигестов. 

    по содержания дигесты представляют собой систематизированный сборник фрагментов юристов классиков. 

    Всего упомянуто 38 имен, древнейшее сочинение 30г до н.э., а самое позднее 230 г. н.э.                                                                                                                                                                       

    При составлении дигест, устаревшие термины, заменялись современными. 

    Манципация заменялась термином традиция. (традиция-неформальная передача вещи), а также вносились исправления в классические тексты (интерполяция). 

    Одна из главных заслуг РЧП – это наличие юр. терминологии. 
    Задание 3
    Предмет ЧП. Соотношение понятией «ЧП» и «ГП» в Риме

    Под термином «римское частное право» принято понимать систему правовых норм, регулировавших в Древнем Риме имущественные, а также личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Из этого определения следует, что предметом римского частного права является система правовых норм. И действительно, предметом изучения романистики выступают не реальные отношения, некогда складывавшиеся в определенном государстве, а сами нормы права, которые эти отношения регулировали. 

    В основе теории гражданского права лежит римское частное право, оно является фундаментом современной теории. Исходя из этого, может показаться, что римское частное право и современное гражданское право имеют много сходства. Нет, как раз наоборот, римское право существенно отличается от права современного. При изучении римского права следует учитывать, что оно развивалось эволюционным путем, без значительных законодательных реформ. Нормы римского права создавались применительно к жизненным казусам: римские юристы, прежде всего, были практиками, а не теоретиками. Кроме того, в те времена не существовало различия между законодательной, исполнительной и судебной властью. Этим объясняется тот факт, что претор не только играл важную роль в гражданском процессе, но и создавал новые нормы права. «Еще одной постоянной чертой римского права была простота юридической техники; это был один из фундаментальных принципов римской правовой системы»5. 

    Задание 4
    Метод частного права


    ……

    Задание 5
    Исторические системы РЧП. Дуализм частного права


    Древнейшая система – цивильное право (ius civile) – носила узконациональный характер и отличалась крайним консерватизмом. Основными источниками цивильного права являлись обычаи, Законы ХII таблиц, а также интерпретации юристов. Субъектами цивильного права за некоторыми исключениями признавались только римские граждане. Формально эта правовая система имела высшую юридическую силу. 

    В древнейшем цивильном праве главным источником обязательств был не договор, а деликт. Цивильные сделки заключались в устной форме, с соблюдением торжественных ритуалов (например, манципация, стипуляция). Кроме того, в цивильном праве господствовал формализм, т. е. такой порядок оценки юридических актов, при котором юридическое значение приобретает лишь форма акта: если она соблюдена, то юридический акт получает силу. Но со временем возникают отношения, которые основаны на взаимном доверии сторон (fiducia) в обход законной формы. 

    С развитием торговли появляется потребность в регулировании отношений с участием иностранцев (перегринов), которые не признавались субъектами ius civile. Для рассмотрения споров с участием иностранцев была учреждена должность претора по делам перегринов (242 г. до н. э.). Благодаря деятельности этого претора возникла новая система права – право народов (ius gentium). Нормы права народов заимствованы из торговых обычаев и практики. 

    Со временем нормы права народов стал применять и городской претор, благодаря чему право народов постепенно превращается в право, общее для римлян и иностранцев, оно становится частью цивильного права. Идет процесс взаимопроникновения норм этих двух систем. В частности, право народов заимствовало из цивильного права постановления о деликтах, и наоборот, цивильные иски применялись к перегринам посредством фикции. 
    Помимо цивильного права и права народов в источниках упоминается и о естественном праве (ius naturale). Естественное право – это не система правовых норм в отличие от цивильного права и права народов, это категория, возникшая под влиянием греческой философии, которая, безусловно, оказала влияние на развитие юриспруденции. Представление о существовании естественного права способствовало приспособлению существующих норм к новым условиям, позволило сформировать некоторые принципы, основанные на гуманизме. Ведь не только Древний Рим являлся рабовладельческим государством, рабство существовало повсеместно, поэтому римские юристы считали его институтом права народов. Вместе с тем они утверждали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. Со временем появились законы, ограничившие беспредельную власть господ над рабами. 

    Дуализм частного права заключается в противопоставлении цивильного и преторского права (ius praetorium или ius honorarium). Если право народов дополняло цивильное право, то преторское право зачастую ему противоречило. 

    Преторское право возникает благодаря деятельности особых должностных лиц: преторов городского и перегринского (со временем количество преторов достигло 18), курульных эдилов, правителей провинций. Источником этой системы норм является судебная практика. 

    Претор не мог изменять или отменять нормы цивильного права, которыми в большей степени был связан городской претор, поскольку именно цивильное право являлось правом римлян. В то же время претор перегринов, рассматривавший споры с участием иностранцев, опирался на принципы естественного права. Благодаря этому он стал создавать новые нормы права.  

    Не сразу за преторским правом была признана сила закона, этот процесс происходил постепенно. На это указывает следующее утверждение: «Не менее правильно в нашем государстве правом называется “ius honorarium”». (D.1.1.11. Павел).  

    Благодаря деятельности претора возникли целые правовые институты: бонитарная собственность, наследование по преторскому эдикту и т. д. В случае, если норма цивильного права противоречила преторскому, применялась норма преторского права. Претор регулировал многие отношения процессуальными средствами, формально не изменяя норм цивильного права. 

     

    Тема 2
    Источники РЧП


    Задание 1
    Деление РП на писанное и неписанное


    Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими. Неписаное право – это нормы, которые складываются в самой практике. Если правила поведения людей не получают признания и защиты от гос. власти, они остаются простыми обычаями. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда признаются гос. властью, придающей им форму закона.  

    В течении долгого времени писаных законов вообще не было. В этом не было необходимости, можно было обойтись обычным правом. Мнение о том, что в царский (дореспубликанский) период издавались «легес реджиа» - царские законы (Сервий Туллий издал 50 законов о договорах и деликтах) недостоверно. Даже законы 12 таблиц представляли собой кодификацию обычаев. 

    По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право уступает место закону и другим формам правообразования. Императоры вели борьбу с обычаями, устранявшими действие закона, когда говорили,что закон «ин десъютудинем эбит» т.е. перестал применяться (нома закона 12 таблиц о штрафе утратила силу). Оюычай значителен, но он не может быть сильнее закона. 

    В республиканский период законы  проходили через народное собрание и назывались «легес». Этот источник права был на первом месте, но законов в республиканском праве издавалось не так много. Огромное распространение получили такие формы римского правообразования как эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Кроме законов 12 таблиц важное место имеют: «лекс поетелиа» (Пэтелиев закон) отменивший продажу в рабство; «лекс Аквилиа» (Аквилиев закон) об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей. 

    В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и законы стали издаваться сенатом. Это были распоряжения принцепсов. 

    Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские законы носили название конституций и существовали в виде: 1) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению. 2)рескрипты – распоряжения по отдельным делам. 3)мандаты – инструкции для чиновников. 4) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.  

    Задание 2
    Неписанное право. Формы неписанного права


    Древнейшим источником права является обычай – правовая норма, не получившая закрепления в том порядке, который необходим для принятия законов. В архаический период, до принятия Законов ХII таблиц, обычай был единственным источником права.  

    Поскольку обычай не зафиксирован, возникает проблема с установлением его содержания. Содержание обычая может быть выявлено из судебных решений, из частных сборников обычного права, а также из свидетельских показаний. 

    • Обычное право

    • С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права. 

    • Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика. 

    • В эпоху принципата значение обычая как живого источника права с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом. 

    Задание 3
    Закон как источник права. Эволюция понятия закон в процессе развития Римского государства. Форумы законодательной деятельности


    В республиканский период высшим законодательным органом Древнего Рима были Народные собрания. Законы (leges) принимались Народным собранием путем голосования по предложенному законопроекту, причем законопроект либо принимался, либо отклонялся, а название акта определялось именем того, кто инициировал принятие закона (например, lex Poetelia, по которому отменялось долговое рабство; lex Aquilia, регулировавший деликтные обязательства).  

    За всю историю Народных собраний законов было принято немного, последний из них датируется I в. до н. э. «Затем трудно стало собирать плебс, а собирать весь народ еще труднее. При таком множестве людей сама необходимость возложила заботу о государстве на сенат» (D.1.2.2.9. Помпоний).  

    С упадком народных собраний законодательная власть сосредоточилась у Сената, а акты, исходившие от этого органа, стали называться сенатусконсультами. «Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и установляет, оно имеет силу закона, хотя это было спорно» (Инст. Гая. 1.4). В Дигестах о сенатусконсультах сказано: «Нет сомнений, что сенат может творить право» (D.1.3.9. Ульпиан). Дело в том, что до начала II в. сенатусконсульты не имели силы закона, но оказывали воздействие на развитие преторского права, позднее они стали источником цивильного права. В республиканский же период законодательная функция Сената сводилась к ратификации законов, принятых Народным собранием. 

    Постепенно власть концентрируется в руках принцепса, а его акты приобретают силу закона. «То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь» (D.1.4.1.Ульпиан). Документы, исходившие от императора, касались различных вопросов и имели различные названия: рескрипты, мандаты, эдикты. «Настоящим источником права рескрипты стали при Адриане, который повысил уровень юридической техники рескриптов тем, что стал привлекать к их составлению юристов и новых чиновников»9. В юстиниановский период конституции императоров были также кодифицированы – в Кодексе Юстиниана и в Новеллах. 

     Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: 

    (1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона. 

    (2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas или "стою на старом законе" - antiquo legem). 

    (3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). 

     

    Виды законов по санкции их. Формулировка принятых законов распадалась на три части: а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона; б) rogatio - содержание самого закона и в) санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Со стороны этих гарантий различались: leges perfectaeminus quam perfectae и leges imperfectae. Первыми считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, вторая категория боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самих актов. 

    Третья категория законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta (C. 1. 14. 5). 

    Задание 4
    Правотворчество магистратов. Эдикты магистратов как источник права. Вечный эдикт


    Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов. первоначально обозначал устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.  

    Правом издавать эдикты пользовались преторы (городской и перегринский), и правители провинций. Городская претура не была совершенно обособлена от претуры по делам перегринов, одни и те же лица поочередно занимали пост перегринского и городского претора. 

    Эдикты приобрели особое значение с ведением формулярного процесса (иск). До этого момента сущ-на замкнутая система исков, а иные отношения могли защищаться экстроординарных средств ( рестетуции и интердикты). После введения формулярного процесса претор получил возможность защищать отношения не урегулированные цивильным правом, с помощью создания новых исков. В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобного рода годовую программу деятельности магистрата, называли постоянным в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium). 

    Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавал новые нормы права. 

    В превой половине нового века (131г.) по указанию юриста Юлиана бала проведена кодификация Римского права. Таким образом появился «Вечный эдикт». Текст эдикта растворен в тексте дегест. Эдикт состоял из 4-х частей: 1. права сторон до начала судебного разбирательства. 2. формулы исков. 3. нормы об исполнении решений. 4. особые средства преторской защиты.  

    Эдикт – процессуальный документ, единственный кодифицированный акт классического периода. Юристы писали обширные комментарии к преторскому Эдикту. 


    Важнейшим источником римского права являлся преторский эдикт. Правом издавать эдикт обладали претор городской и претор по делам перегринов, правители провинций, а также курульные эдилы. Первоначально эдикт принимался на один год, только на период пребывания в должности принявшего его магистрата. В первой половине II в. была проведена кодификация преторского права, которую по поручению императора Адриана произвел юрист Юлиан. В результате был создан «Вечный эдикт» («Edictum perpetuum»). 

    Текст «Вечного эдикта» до наших дней целиком не дошел, попытки его восстановления начались только в ХVI в. Частично положения эдикта включены в Дигесты, например, из него взята следующая норма: «Претор говорит: “Пусть банкиры предъявляют счет, который к ним имеет отношение, с указанием даты”» (D.2.13.4. Ульпиан). 

    Комментарии преторского эдикта были весьма обширны, поскольку эдикт являлся основным кодифицированным источником права классического периода. 

    Следует учитывать, что эдикт является, прежде всего, процессуальным документом, ведь именно претор долгое время играл важнейшую роль при рассмотрении споров между частными лицами

    Городской претор и претор по делам перегринов взаимодействовали между собой, поскольку одни и те же лица поочередно занимали то одну, то другую должность. Это привело к тому, что строгая грань между юрисдикциями обоих преторов постепенно стиралась и, как следствие, происходило взаимное влияние цивильного и преторского права. 

    Особое значение эдикты магистратов приобретают с введением формулярного процесса, поскольку с этого момента претор мог защищать отношения, не предусмотренные цивильным правом, обычными, а не экстраординарными средствами. Иными словами, он получил возможность предоставлять иски для защиты тех отношений, которые не регулировались цивильным правом, тогда как ранее он мог повлиять на эти отношения только путем предоставления реституции или интердикта. 

    Эдикт состоял из четырех частей: 1) права сторон до начала судебного разбирательства; 2) формулы исков; 3) нормы об исполнении судебного решения; 4) особые средства преторской защиты. Особую роль в развитии права сыграли именно формулы исков, помещенные во второй части эдикта, поскольку в нее включались типичные, применявшиеся неоднократно формулы, которые по сути являлись абстрактными правилами поведения, т. е. нормами права. 

    Параллельно с эдиктом действовала таблица судебных формул – примеры, поясняющие постановления эдикта. 

    Таким образом, до 40-х годов н.э. источником права являлись leges (законы, принятые на народных собраниях), после - сенатусконсульты, а с Ш в. – конституции императора. 

    Задание 5
    Деятельность римских юристов и их труды (сочинения) как источник права


    Пантификальная юриспруденция. Пантифики – жрецы. После издания законов 12 таблиц развитие цивильного права осуществляется 2-мя путями:  

    1.Через принятие законов народными собраниями. Воздействие законодательства на цивильное право ограничилось следующими областями:  договор займа, растовщичество, поручительство, реформирование порядка судопроизводства, деликтные обязательства, закон Авилия о возмещении вреда.  

    2. Юриспруденция. Все остальные институты развивались благодаря юриспруденции. Развитие цивильного права привело к следующему: 

    1) отчуждение вещей освобождалось из под жесткого контроля (более широкое применение находит традиция, как способ передачи права собственности.  

    2) ослабевает формализм.  

    3) расширение гражданского оборота приводит к увеличению договорных и судопроизводственных форм. 

    Пантифики являлись носителями всего знания своего времени, в том числе и юридического. Они были знакомы с судебной практикой, исками и договорными формулами. Пантифики писали книги, в которых содержались записи судебных решений. Пантифики установили твердую юридическую терминологию и создали первую правовую классификацию. Иски делились на вещные и обязательственные («акцио ин рем», «акцио ин персонэм»). Сделки делились на «манципиум», которые снабжались вещными исками и «нексум», которые снабжались обязательственными исками. Одной сделкой нельзя установить 2-х прав; одним иском нельзя защитить два права. 

    Пантифики заложили основы юридического анализа и юридического формализма. Предметом исследования служили слова формул и слова законов. Пантифики занимались интерпритацией закона и широко использовали аналогию закона. 

    Юристов республиканского периода называли «Ветерос». На мнения Ветерос опирались юристы классики. (Законодательная власть (с упадком народного собрания) переходит к сенату и принцепсу). 

    Правотворческий характер деятельности юристов получил в эпоху принципата (первые три века н.э.) В этот период римская юриспруденция достигла особого расцвета ( эпоха классических юристов). Желая сделать юриста непосредственным орудием своей политики, принципсы, начиная с Августа, стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации («юс паблис респонденди»). Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике обязательное значение для судьи: эти заключения стали опираться на авторитет принцепса. Юристы, получившие это право, давали ответы не от собственного имени, а от имени императора. Следовательно такое мнение имело силу закона. Масурий Сабин – первый юрист получивший эту привелегю. Мнения юристов по одному вопросу могли не совпадать, отсюда появились контроверсы (противоположные мнения). 426г – Закон о цитировании юристов. Силу закона получили высказывания 5-ти юристов: Гай, Павел, Ульпиан, Мадестин, Папиниан, а также тех юристов, на которых ссылаются эти 5. При разногласии силу закона имело мнение большинства, а при равенстве голосов – мнение Папиниана. Папиниан – царь сената мертвых. Мадестин – ученик ульпиана. После 533г. (когда дегесты вступили в силу) силу закона сохранили только те мнения юристов, которые получили закрепление в дегестах. 

    Еще одним важным и вместе с тем специфическим источником права была деятельность римских юристов. Для того чтобы понять, почему мнения отдельных выдающихся юристов имели в Древнем Риме силу закона, необходимо рассмотреть развитие римской юриспруденции. 

    В классический период возникает новый источник права – деятельность юристов. По утверждению Помпония, первым юристом, чьи ответы по правовым вопросам приобрели силу закона, был Массурий Сабин. «Массурий Сабин… первый начал давать ответы по юридическим вопросам; позднее это (право) стало предоставляться как милость, а ему это право было дано цезарем Тиберием» (D.2.2.47. Помпоний). В этом фрагменте речь идет об особой привилегии – праве давать ответы по правовым вопросам (ius publice respondere). Она предоставлялась римскими императорами с I до III в. н. э. С этого времени юристы делятся на две группы: «творцы права» и обычные. Юрист, наделенный привилегией, давал ответы не от собственного имени, а от имени императора, и, как следствие, такое мнение приобретало силу закона. 

    В классический период ответы давались по конкретным делам и имели значение для разрешения отдельного спора, они были обязательны только для того судьи, которому адресованы. А после юстиниановской кодификации такие ответы, включенные в Дигесты, приобрели силу общеобязательных правил поведения, т. е. норм права. 

    В классический период существовали две юридические школы: прокулианская и сабинианская. Прокулианцы были более прогрессивными и чаще высказывались против формализма. Сохранилось более 20 контроверз, т. е. противоположных мнений, по одному и тому же правовому вопросу. 

    В постклассический период, а именно в 426 г., был издан закон «О цитировании юристов», согласно которому силу закона сохраняли мнения пяти юристов: Гая, Папиниана, Ульпиана, Павла и Модестина, а также тех юристов, на которых ссылались эти пятеро. При разногласиях силу закона имело мнение большинства, при равенстве голосов – мнение Папиниана. Поскольку к моменту принятия данного закона все названные в нем юристы были уже давно мертвы, то их образно стали называть «Сенатом мертвых», а Папиниана – царем «Сената мертвых». Из этих пяти юристов Гай не обладал правом давать публичные ответы, но он прославился благодаря своим Институциям. Павел и Ульпиан являлись учениками Папиниана, а Модестин, которого принято называть последним юристом-классиком, был учеником Ульпиана. 

    Задание 6
    Кодификация частного права в постклассический период «
    Corpus Iuris Civilis»

    36. Задачи кодификации. Устремления юстиниановского периода (первая половина VI в.) были направлены на осуществление грандиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. К этой цели сводилась политика и в области законодательства. 

    Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях.
    37. Объем кодификации. Предыдущие своды были сборниками только leges; вопрос о собирании материалов ius, поставленный при Феодосии II, не был реализован. Предварительные сборники и хрестоматии по ius были плодом работ и знаний беритской и константинопольской правовых школ, где еще в V в. н.э. укрепилось изучение римского права. Преподаватели стремились приспособить классические труды к новому порядку вещей, установленному абсолютной монархией. Эти-то труды и были использованы в кодификации Юстиниана. Кодификация имеет много недостатков, особенно в самой технике законодательства, но имеются и положительные стороны, в частности в области некоторых нововведений. 

    Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (например, цивильное и преторское право, цивильное и право народов Италии и провинций) и удалить отжившие институты (mancipatio, in iure cessio, fiducia) (см. пп. 196, 197, 407 и др.). В иных случаях ясно видны попытки придать новое содержание перешедшим от прошлого правовым понятиям и институтам и таким путем сохранить их жизненность (например, litterarum obligatio in ius vocatio, litis contestatio) (см. пп. 53, 74, 449). Новый законодательный труд стремился быть продолжением развития классического права и устранить недостатки его, выступавшие до того времени в трудах юристов и императорских конституциях. Составители уделяли внимание новым правовым воззрениям; в результате этого римское частное право сделалось более пригодным для восприятия его в дальнейшем новыми народами. 
    Конституции, изданные после второй редакции Кодекса, составили фактически четвертую часть собрания - Novellae (leges) - Новеллы, хотя официально они не были объединены. Это конституции Юстиниана, изданные между 535 - 565 гг. и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но некоторые содержат и гражданско-правовые определения из области семейного и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного издания большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме при преемниках Юстиниана. 

    Все издание, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрезвычайно важно для правильного толкования права этой эпохи. Для научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется "двойное толкование". Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очистить его от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обстановке времени своего написания. Это уже чисто исследовательская и научная задача. 

    39. Составные части Corpus iuris civilis. Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. Состоит оно из четырех основных частей: 

    (1) Institutiones - в четырех книгах; 

    (2) Digesta (Pandectae) в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов; 

    (3) Codex - в 12 книгах, представлявший свод важнейших императорских указов (constitutiones) от Адриана до Юстиниана; 

    (4) Novellae (leges) - 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса. 

    Древнейшими рукописями Corpus iuris civilis являются: а) Институций - Туринская (IX в.); б) Дигест - Флорентийская (VI - VII вв.) и "Vulgata" (XI в.); в) Кодекса - Веронская (VIII в.). 


    написать администратору сайта