Главная страница

Тема 1 Социальная антропология как научная и учебная дисциплина. Тема 1 Социальная антропология как научная и учебная


Скачать 65.83 Kb.
НазваниеТема 1 Социальная антропология как научная и учебная
Дата27.04.2022
Размер65.83 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаТема 1 Социальная антропология как научная и учебная дисциплина.pptx
ТипДокументы
#501023

Тема 1 Социальная антропология как научная и учебная дисциплина.

План: 1.Предпосылки формирования научной социальной антропологии. 2.Объект исследования и предметное поле социальной антропологии. 3.Образ жизни. Матрица анализа образа жизни.

  • В качестве предпосылок становления социокультурной антропологии выступает тот огромный эмпирический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий, — описания конкретных культур, народов и их быта в этнографическом аспекте.
  • Некоторые этнографические наблюдения зафиксированы, в частности, в победных надписях и иконографическом материале вавилонских, ассирийских, персидских царей о покоренных ими странах с разноязычным населением.
  • Геродот (484—425 до н.э.), которого называют "отцом истории", с таким же правом может быть назван и "отцом этнографии". Ксенофонт (V—IV вв. до н.э.) оставил описание народов Малой Азии и Закавказья; у Мегасфена (конец IV — начало III в. до н.э.) находим сведения о народах Индии. Описание древних галлов и германцев дано в труде Юлия Цезаря "Записки о галльской войне" (I в. до н.э.); у Тацита (I в. н.э.) имеются сведения о быте и нравах древнегерманских племен.
  • Мнение специалиста
  • "Свебы — самый большой и самый воинственный народ во всей Германии. Говорят, что их страна состоит из ста пагов, каждый из которых ежегодно высылает за границу по тысяче вооруженных людей па войну. Остающиеся дома прокармливают и себя, и их; эти в свою очередь через год становятся под оружие, а те остаются дома. Таким образом, у них нет перерыва ни в обработке полей, ни в приобретении военных знаний и опытности. У них вовсе нет земельной собственности, и никому не позволяется больше года оставаться на одном месте для обработки земли. Питаются они сравнительно мало хлебом, а главным образом молоком и мясом своего скота. Кроме того, они проводят много времени на охоте. Она развивает их физические силы и сообщает им огромный рост, благодаря особой пище, ежедневным упражнениям и полной свободе, так как их с самого детства не приучают к повиновению и дисциплине, и они делают только то, что им нравится. В конце концов они так себя закалили, что даже в самых холодных местностях надевают на себя только короткие шкуры, оставляющие значительную часть тела открытой, и купаются в реках" [1].
  • Исторические, этнографические и географические сведения оказываются взаимосвязанными в трудах Страбона "География" (начало I в.), Плиния Старшего "Естественная история" (I в.), Птолемея "География" (II в.). В трудах римского историка Публия Корнелия Тацита (около 54 — около 123) упомянуты более 150 этнических наименований пародов, расселенных в большей части известной в ту пору ойкумены и дан их этнический "портрет" [2]. Многие античные мыслители пытались дать объяснения различий и сходств между народами: Гиппократ, Аристотель, Посидоний ссылаются на действие географической среды, Геродот, Страбон указывают на взаимные культурные влияния, а Демокрит и Лукреций показывают ступени культурного развития.
  • В условиях феодализирующейся Европы основным носителем образованности стало христианское духовенство, поэтому этнографические сведения можно найти именно у церковных хронистов XI—XII вв. Так, в хрониках Адама Бременского (? — после 1081), Титмара Мерзебургского (975—1018) содержатся сведения о германо-славянских отношениях. Традиции античной литературы сохраняют и развивают в этот период только историки и географы Византии: Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и другие — обобщили обширный этнографический материал о многих народах Европы и Азии.
  • Этнографические материалы на персидском и арабском языках содержатся в трудах Ибн-Хордадбеха (820 912), Ибн-Русты (конец IX — начало X в.), Аль-Масуди (896—956), И.-А. Якута (1179—1229), Ибн-Баттуты (1304—1377), выдающегося филолога-тюрколога Махмуда Кашгари, Ибн- Фадлана (1 половина X в.), многих других.
  • Богатейшим этнографическим источником о многих древних народах Восточной, Южной и Средней Азии являются китайские хроники и описания китайских историков и путешественников: историка Сыма Цяня (около 145 — около 86 до н.э.), Чжана Цяня, совершившего в 138—126 гг. до н.э. путешествие в Среднюю Азию, Сюань-цзана (около 600 664), странствовавшего в 629—645 гг. по Средней и Центральной Азии, Индии и др.
  • К XIII в. относятся материалы европейских путешественников Плано Карпини (1182—1252), Виллема Рубрука (Рубруквиса) (1220—1293), Марко Поло (1254—1323) о народах Восточной и Центральной Азии. В арабо- мусульманской средневековой культуре также появились труды выдающихся путешественников. Ахмад Ибн Фадлан описывает наблюдения в ходе поездки в составе посольства из Багдада через Среднюю Азию на Волгу в Булгар Великий (X в.). Шейх Абу Абдаллах Ибн Батутта (XIV в.) проехал около 120 тыс. км по суше и по морю через многие регионы Европы, Африки, Азии. В его записях сообщаются сведения о народах, их языках и быте.
  • Великие географические открытия конца XV и XVI вв. расширили этнографический горизонт европейцев. Монументальный труд Пьера Мартира "О Новом Свете", сочинение Бартоломе де Лас Касаса (1474— 1566) "История Индий", книга Диего де Ланды (1524—1579) "Сообщение о делах в Юкатане" и другие, в которых достаточно объективно описывались быт и нравы американских индейцев.
  • Еще встречались фантастические рассказы об одноглазых людях с собачьими мордами, о безголовых людях с глазами и ртами на груди и т.д., однако век Просвещения содействовал тому, что путевые описания становились все более объективными. Именно таковы сочинения Дж. Кука (1728—1779) "Путешествие к Южному полюсу и вокруг света", Л.-А. Бугенвиля "Кругосветное путешествие на фрегате "Будeз”", ученого спутника Кука — Георга Форстера — "Путешествие вокруг света".
  • Продолжение колониальной экспансии в XVIII в. стало стимулом появления более полной информации о покоренных народах. Так, в 1724 г. вышла книга французского миссионера Ж.-Ф. Лафито (1670—1740) "Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен". Век Просвещения стремился теоретически осмыслить разнообразие народов и культур, в частности, посредством идеи географического детерминизма. Так, французский просветитель Монтескье утверждал, что человек, народы, обычаи есть продукты воздействия окружающей природной среды. В работах Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других мыслителей этого времени обсуждалась теория "благородного дикаря", живущего по простым законам природы. С их точки зрения такие народы находились в "естественном состоянии", а нравы европейцев характеризуются ими как результат разрушения этого состояния цивилизацией. В этнологической науке такая тенденция получила название "руссоизм".
  • В первой половине XIX в. все более упрочивается представление о закономерной эволюции человеческого общества. Формируется родиноведение, ширится собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях. Синтез теоретических воззрений с осмыслением эмпирического этнографического материала приводит к оформлению этнографии, социальной и культурной антропологии в качестве самостоятельной дисциплины. Этот процесс относится к середине XIX в., когда в разных странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. По мнению ряда исследователей, первое профессиональное этнографическое описание "Лига ирокезов" (1851) принадлежало американскому
  • исследователю Л. Г. Моргану [3], который детально описал систему родства, политическую жизнь, ритуалы, материальную культуру ирокезов.
  • Она возникла как отрасль естественнонаучного знания, изучающая первобытного человека и все, что с ним связано. Термин «антропология» появился в 18 в., и в 1770-е годы он использовался для обозначения особой отрасли биологии. Постепенно антропология стала заниматься сравнительным исследованием образа жизни людей. Цель – глубокое познание потенциала человека, основ и форм его жизнедеятельности. В течение 19в. СА оформляется как научный предмет, ориентированный на изучение других культур (не западных, не европейских). И антропология становится близнецом, двойником социологии. Разграничение СА с социологией и её институционализация проходит во второй половине 19в. Принципиальными различиями социологии и антропологии становится то, что: социология изучает современное западное и европейское общество, а СА – изучает примитивные (традиционные) общества (это в конце 19 в.). ^ Традиционное общество (в понимании 19в.) – условная форма обществ, обладающих рядом характеристик: кровное родство и кровнородственные группы – основа социальных связей; основные элементы – клан, род; основная социальная норма – экзогамия (запрещены браки м-ду родственниками); тотемизм, шаманизм и культ предков. Такое положение сохранялось до середины 20в. (то есть сохранялся взгляд на другое через призму своего). В середине 20в. происходит переосмысление термина «примитивное, традиционное общество». Выделяются направления: 1. естественнонаучное направление (основные объяснительные концепции основываются на эволюции, основоположник – Ч.Дарвин). 2. культурная антропология (изучает человека в контексте культуры) 3. социальная антропология (термин вводит Джеймс Фрезер, возглавлявший первую кафедру СА в Ливерпульском университете). В настоящее время СА – одна из самых развивающихся дисциплин. Под не принято понимать: ^ Социальная антропология – наука о культурных контактах, о взаимоотношениях индивидов, принадлежащих к разным культурам. Она изучает культурно детерминированные социальные процессы и взаимодействия, осуществляемые как на индивидуальном, так и на межгрупповом уровне. Важнейшими принципами СА являются: 1. холизм – культуры понимаются и изучаются как интегрированные целостности. 2. контекстуальность исследования и интерпретации – любой эл-т культуры объясняется и интерпретируется исходя из культурно-семантического и исторического контекста. 3. релятивность – западная культура- лишь одна из множества других, нельзя противопоставлять «нас» и «их». 4. толерантность – следствие принципа релятивности. Признается возможность существования множества культур, каждая из которых – самоценна.
  • Образ жизни — это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности). Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования (по нашей терминологии — характером, потенциалами и ресурсами полей и сфер жизнедеятельности) и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.
  • Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что на личностном уровне структурные элементы образа жизни соответствуют основным составляющим социокультурной среды, сохраняя при этом специфическое содержание. Если среда — это совокупность внешних по отношению к человеку условий его развития и жизнедеятельности, потенциальное поле самореализации личности (вот почему здесь прежде всего важна предметная и инфраструктурная составляющая среды), то образ жизни — это процесс жизнедеятельности. Активность субъекта в данном случае является основным условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности становится объектом его деятельности и условием развития. Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и свою жизнедеятельность — в соответствии с ценностями, потребностями, установками (как известно, в одной и той же среде один человек становится преступником или наркоманом, другой — ученым, священником или просто добропорядочным гражданином).
  • Следовательно, образ жизни — это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни — художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.
  • При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.


написать администратору сайта