Тема10. Тема 10. Философия и искусство. Функции искусства. Субъект художественного творчества. Человек в мире искусства
Скачать 29.08 Kb.
|
Тема 10. 1. Философия и искусство. Функции искусства. Субъект художественного творчества. Человек в мире искусства. Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании экстенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит. При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство. В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира. Функции искусства: Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью Коммуникативная – средство общения в мире искусства Эстетическая – преобразование мира на основе красоты Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение его жизни Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов Субъект художественного творчества представляет собой совокупность, «ансамбль» определенных человеческих качеств, характеристик. Чтобы быть художником, необходимо самостоятельно ставить и решать общественно и духовно значимые проблемы. Человек в искусстве— это и творец искусства, в процессе его создания отражающийся в нем и выражающий себя как личность во всем богатстве человеческих творческих проявлений. 2. Философия искусства в античной философии. Философия искусства в традиции фалсафа. Художественно-эстетический мир христианского средневековья. Античная философия в полной мере поставила практически все основные проблемы искусства. Своего наивысшего уровня она достигает в трудах Платона и Аристотеля. Вопросы искусства Платон рассматривает через призму своей теории идей, согласно которой только идеи обладают действительным бытием и истиной. Окружающий нас мир чувственных вещей является лишь слабым подобием, тенью истинного мира идей. Произведения искусства еще дальше отстоят от царства идей, поскольку они оказываются лишь копиями с копий, тенями теней. Итогом развития античной философии искусства стала концепция Аристотеля. Аристотель рассматривает искусство через призму мимесиса (подражания). Он выступает с критикой Платона и отказывается от платоновского царства идей как источника искусства. Основу искусства, считает Аристотель, составляет не сверхчувственный мир идей, но реальный мир. Прекрасное находится в самих вещах, в их свойствах и отношениях. Античная философия искусства оказала огромное влияние на все последующее развитие художественной мысли и практики. ФАЛСАФА (араб. – философия) – философия мусульманского Средневековья, ориентированная на античную модель. В IX в. по инициативе халифов Харуна ар-Рашида и ал-Мамуна в Халифате начался перевод античных авторов. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим мыслителям, представители фалсафы главным достижением считали учение Аристотеля, поэтому их часто называют восточными перипатетиками. Основное содержание фалсафы составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на «земную» жизнь человека, фалсафа была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа получения ее обоснования. Наиболее крупными представителями фалсафы были аль-Кинди, аль-Фараби, ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Баджжа, Ибн Рушд. В лице аверроизма (учения Ибн Рушда) фалсафа оказала влияние на европейскую философию Средневековья. Реакция традиционной мусульманской мысли последовала в лице аль-Газали, который написал «Опровержение философов». Ибн Рушд в ответ на это полемическое сочинение написал «Опровержение опровержения». В отличие от мусульманской традиции, метод фалсафы был основан не на предании, а на философской рефлексии. Поэтому последний период ее развития характеризуется слиянием с каламом. Однако и от калама, который оперировал науками о предании, ее отличали рационалистические науки. Важную роль в становлении фалсафы сыграл рациональный метод мутазилитов. Их учеником был ал-Кинди, почти не имевший собственных оригинальных идей, но прославившийся как комментатор. На Западе, в мусульманской Андалусии второй этап в развитии фалсафы представлен трудами Ибн Баджжи, Ибн Туфайла, Ибн Рушда. Они утверждали, что истина должна быть выведена с помощью достоверных посылок, что благодаря логическим построениям человек, исходя из полученного опыта, способен познать весь универсум. Начиная с аль-Фараби, поднимается вопрос о соотношении философии и религии. Он считал, что религия – это знание для широких масс (ал-амма), между тем как философия предназначена для избранных (ал-хасса). Ибн Рушд окончательно развел религию и философию, а последним шагом стало сведение им Бога к перводвигателю, вращающему мироздание. Наивысшим благом обладает Первоначало, поэтому счастье обретается на пути к нему через познание доброго и злого. Человек, которому удалось осуществить это – совершенный (тамм, камил). Поскольку человек одновременно является политическим существом, для стремления к счастью ему необходимо знание гражданской науки. Общество подобно мирозданию и руководствуется своими законами. 3. Эстетика и художественная практика эпохи Возрождения. Новоевропейская эстетика и художественная практика XVII-XVIII веков. В эпоху Возрождения формируется представление о человеке, как "земного Бога", которая является настоящим творцом своей сущности и всего, что создают человеческие руки и интеллект. Эта идея наиболее полно воплощается в фигуре художника, в своем творчестве объединяет человеческое (т.е. мастерство, исполнение) и божественное (идею, талант). Именно такой человек становится настоящим универсально развитой личностью. Именно художник, художник, объединяя в своей деятельности теорию и практику, создавая реальные предметы из "ничего", из идеи, замысла, уподобляется Богу. Поэтому искусство занимает такое важное место в культуре Возрождения, а художник из ремесленника, каким его считали средних веков, превращается в художника, пользуется общественным уважением. В эпоху Ренессанса формируется современное представление об искусстве, развивается теория искусства - эстетика. В центре искусства находятся человек и природа. Художники и скульпторы ищут средств приемов соответствующего воспроизводства жизни во всем его разнообразии богатстве. Для него художники обращаются к математике, анатомии, оптики. Опираясь на уровень знаний своего времени, гуманисты создают многочисленные трактаты о живописи, архитектуре, культуре вообще. Особенностью эстетики Возрождения было то, что она непосредственно связывалась с художественной практикой. Сущность искусства определялась как "подражание природе", поэтому именно живопись, как вид искусства, максимально точно отражает действительность, развивается наиболее интенсивно. Эстетика Возрождения, исходя из определения сущности искусства, большое внимание уделяет внешнему сходству. Мир, окружающий человека, прекрасный и гармоничный, а потому заслуживает воспроизведения всей его полноте. Поэтому такое большое внимание уделяется техническим проблемам искусства: линейной перспективе, светотени, тональном колорита, пропорциям. Но хотя художники пытаются точно воссоздать реальный мир, все же они не делают простых натуралистических копий природы. Подражание природе - это не слепое подчинение ей. Произведение искусства должен проявить всю красоту, собрать ее воедино. Поэтому в центре внимания эстетики Возрождения находятся и проблема красоты, героического, величественного. Следуя античность, гуманисты ищут объективные основы красоты. Красота не является чем-то сугубо идеальным, это не проявление божества, а качества вещей, воспринимаемых человеческими чувствами. То есть, красота укоренена в природе самих вещей (Альберти). Весь мир прекрасен, красота заложена в его законе. Итак, искусство должно открывать эти объективные законы красоты и руководствоваться ими. Одной из центральных фигур эпохи Возрождения был итальянский архитектор, теоретик искусства, литератор - Леон Батиета Альберти (1404-1472 гг.) Он разработал собственное этическое учение, в котором решал проблемы красоты и художественного творчества. В отличие от эстетики Средневековья отрицал божественную природу красоты, считая ее признаком самого предмета. "Красота, - пишет он, есть определенная согласие и созвучие частей в том, частями чего оно есть". Именно в гармонии, которая упорядочивает эти части, видел сущность прекрасного. Эта гармония царит во всем мире. Задачей искусства является открыть объективные основы красоты и руководствоваться ими. Гармония каждого искусства заключается в упорядочении определенных, присущих только ему элементов, например в музыке такими элементами являются ритм, мелодия, композиция. В объяснении феномена творчества, сделал акцент на новаторство и вымысел художника - обладателя безграничных творческих возможностей. Художники и теоретики эпохи Возрождения уделяли значительное внимание пропорциям, симметрии, перспективам. Формулируя правило "золотого сечения", пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства. Например, итальянский математик Л. Пачоли в работе "О божественной пропорции" писал, что "правилу золотого сечения" подчиняются все земные предметы, которые претендуют на звание красивых. А известный немецкий художник и мыслитель Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг), абсолютизируя роль пропорции считал, что с ее помощью можно передавать не только различные типы человеческого тела, но и разные темпераменты, возраст и движения человека. С художественной практикой связана эстетика Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) Его эстетическая концепция основана на идее о приоритете опыта (чувств) над мышлением человека. Высшим из человеческих чувств, источником всех наук и искусств является зрение. Красоту он видит в первую очередь в цвете, форме, композиции, соотношении частей. Согласно самым высоким из всех видов искусств, наукой является живопись. Художник не только Использует Пропорции Для отражения реальных предметов и явлений, но и создает собственные образы. "Живописец не только спорит и соревнуется с природой ... Жалким есть мастер, произведение которого опережает его суждение; только тот мастер достигает совершенства, в произведениях которого доминирует суждения "- писал художник. Прекрасное в искусстве, не определяется внешней красивостью. Сущность прекрасного заключается в наличии противостоянии всей гаммы эстетических ценностей - возвышенного и низкого, прекрасного и безобразного. Художник, манипулируя ими, создает настоящее произведение искусства. XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека. Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Формирование новой европейской культуры было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII века большое значение имели Великие географические открытия и естественно-научные открытия. Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила прежние ренессансные принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Так возник новый стиль – барокко. Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») – жаргонное словечко португальских моряков для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы стало использоваться в значении «смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, живописной».Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. 4. Основы немецкой классической эстетики. Неклассическая философия искусства второй половины XIX - XX века. Немецкая классическая эстетика - период развития немецкой эстетики (конец XVIII-первая половина XIX в.), когда был создан преемственный ряд концепций Канта, Шиллера, Шеллинга и Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих философских систем. По Канту, искусство есть способность выражения эстетических идей. Эстетические учения более поздних этапов уже утрачивают это качество универсализма и всеохватности и обращаются к анализу отдельных аспектов философии искусства. Внимание к эстетике у каждого из перечисленных мыслителей было вызвано не столько специальным интересом к искусству, сколько стремлением разработать необходимые компоненты, придающие завершенность философской системе. Через оперирование максимально обобщенными понятиями, использование диалектического метода мышления применительно к анализу искусства, Кант, Шиллер, Шеллинг и Гегель смогли вывести обсуждение эстетической проблематики на принципиально новый уровень, поднять теоретическую планку эстетических доказательств и выводов. После немецкой классической эстетики уже нельзя было теоретизировать по поводу искусства так, как это делали, к примеру, представители эстетики классицизма или Просвещения, зачастую сближаясь с беллетристикой, опираясь на философию «здравого смысла». Достижения немецкой классической эстетики связаны с разработкой идеи самоценности и обоснованием уникальной духовной роли искусства в социальной истории «искусство как высший принцип человеческой деятельности». Отсюда и важный тезис, видящий ошибку всех предшествующих эстетических теорий в том, что они искали цель искусства вне самого искусства, т.е. искали его понятие в чём-то другом, чему искусство служит средством. Несмотря на различие систем и методологических подходов представителей немецкой классической эстетики, в их общей теории искусства много общего. Ключевые понятия, определяющие природу искусства и прекрасного - «целесообразность без цели» (Кант), «сущность в явлении» (Шиллер), «бесконечное, выраженное в конечном» (Шеллинг). «абсолютная идея в её внешнем инобытии» (Гегель) выражают взгляд на сферу эстетического как уникального средоточия и равновесия противоположных начал. Смысл этих определений - в трактовке искусства и красоты как некоей целостности, способной в силу своей интегративной природы разрешать всевозможные противоречия, быть отражением всей полноты универсума. Вместе с тем названные мыслители во весь голос говорят об угрожающих искусству социальных процессах, делающих проблематичной его судьбу как гармоничного духовного мира. Идеализация в искусстве делает его ложным. Типизация замыкает художественное творчество рамками негативных образов и также ведет в тупик. Мысль Гегеля о том, что предметом художественного изображения может быть не всякое содержание, а лишь то, которое мысль фиксирует как сущность обнажила дефицит адекватных мировоззренческих ориентиров; дефицит, всю остроту которого было дано испытать художественному творчеству последующих эпох. Возникшая еще в классической Греции, теория искусства не только отражала эту деятельность, но и чутко реагировала на изменения, происходящие в ней. Теория с необходимостью следует за фактами; так и должно быть. Однако эстетика часто отставала от современного состояния художественной деятельности и говорила о нем на языке архаизмов. Интенсивная деятельность, которая концентрируется в настоящее время вокруг искусства, является примером этого несоответствия между философией искусства и эстетикой. С одной стороны, мы имеем столетие необыкновенной инновации и экспериментирования в искусстве, распространяющихся во всех отношениях, от метода и материала до обстоятельств восприятия объектов. С другой стороны, преобладающими являются суждения теоретиков эстетики, характерным образом отражающие мнения, которые берут начало в XVIII в. Возникает вопрос: куда указывают векторы современного искусства? И самый важный - каким образом мы можем развивать теоретическую позицию, способную отражать и поддерживать жизненную творческую активность в настоящее время, и вместе с тем дать пристальное понимание эстетики других периодов? Когда в XVIII в. была заявлена автономия эстетики, оказалось, что значительная сила социальной активности получила интеллектуальное признание. С того времени эстетика пользуется независимостью как дисциплина, которой, как представляется, дает право на существование отчетливости определения искусства и важность эстетического опыта. Работы А. Э. К. Шефгсбери (1671-1713), Ф. Хатчесона (1694— 1747) и др. авторов Британской школы развивали понятие незаинтересованности, чтобы обозначить восприятие объекта «ради него самого». Эта центральная идея становится признаком нового и определенного типа опыта, называемого эстетическим, отличного от инструментального, когнитивного, морального и религиозного. В итоге во второй половине века, и особенно в Германии, общая теория изящных искусств получила статус отдельной дисциплины, и в работах Канта заняла интегральное место в философской системе. XX столетие стало основой для великих сдвигов во всех сферах культуры, включая искусство. Здесь следует отметить два момента. Один касается постоянного присутствия идей XVIII в. в современной философии искусства; другой - их неадекватности по отношению к искусству нашего времени. 5. Стратегии исследования искусства в современной философии. Основные категории философии искусства. Отвлекаясь на время от того, что философия искусства представляет собой множество различных направлений и школ, по- разному трактующих едва ли не все ключевые вопросы, касающиеся искусства, можно попытаться перечислить некоторые из основных вызывающих наиболее острые споры тем современной философии искусства: — определение понятия искусства, отграничение искусства от других способов понятийного и образного представления- мира (идеология, философия, религия, наука и т.д.) и от того, что ошибочно принимается или принималось за искусство; установление связи философии искусства с эстетикой и искусствознанием; — выявление смысла искусства, его предназначения или цели. Долгое время искусству придавался объективный, не зависящий ни от воли людей, ни от их деятельности смысл. Другой альтернативой является идея, что искусство имеет только субъективный, определяемый самими людьми смысл, и то, будут ли достигнуты цели, которые искусство ставит перед собой, зависит не от каких-то внешних факторов, а от разумности и настойчивости в реализации этих целей; выявление и анализ тех категорий, которые лежат в основе искусства как специфической области человеческой деятельности, включающей как создание произведений искусства, так и их восприятие аудиторией. Исследование задач, или функций, искусства и его значения для человеческой жизни и деятельности. Описание механизма связи искусства с культурой своего времени, выявление динамики детерминации искусства культурой. Исследование тех идеалов, или ценностей, которыми руководствуется в своей деятельности художник, создающий произведение искусства. Анализ самого феномена эстетического восприятия, или видения, мира и связь такого видения с другими специфическими особенностями природы человека; периодизация истории искусства, деление ее на основные этапы, выделение особых, отличающихся внутренним единством стилей в рамках каждого из таких этапов и т.д. Выявление динамики развития отдельных видов искусства, доминирования того или иного вида в конкретный исторический период. Критическое описание существующих, в том числе и предлагавшихся когда-то, философских концепций природы искусства и его развития; изучение внешних и внутренних причин, определяющих характер и динамику развития искусства, анализ проблемы преемственности и прогресса в искусстве. Когда-то считалось, что деятельность художника предопределена в конечном счете волей Бога, позднее была выдвинута идея общих законов развития искусства, неуклонно ведущих от первобытного искусства к современному. Были предложены философские теории, стержнем которых являлся «закон прогресса искусства», однако прошлый век, ознаменовавшийся резкими переменами в художественном освоении мира, развеял многие иллюзии, в том числе представление о «законах искусства» и неуклонном его прогрессе; — анализ особенностей современного искусства, его связей с современной культурой, общих тенденций его развития и основных этапов его эволюции. Исследование связей между традиционной и современной философией искусства. Изучение роли искусства в обществе и, прежде всего, в современном мире.Приведенный перечень задач философии искусства не является, конечно, исчерпывающим. Но он убедительно показывает, что философия искусства занимается теми вопросами, которые не способна исследовать сколько-нибудь полно и последовательно никакая другая научная дисциплина, занимающаяся исследованием искусства. К основным эстетическим категориям относят: прекрасное; безобразное; возвышенное; трагическое; комическое; низменное; ужасное. К этой группе можно добавить и дополнительные категории: мимезис (подражание), хаос и гармония, ирония, гротеск, аллегория, а также большое количество других. 6. Философия искусства казахского народа. Особенности традиционной музыки казахов. Кюй – феномен казахского искусства. Философия казахского народа начинается с возникновения у древнего народа протоказахов этнических задатков. Племена в своем историческом развитии дошли до общественного распределения труда (зародилось скотоводство), следствием которого стал кочевой образ жизни, казахи стали властителями бескрайних степных просторов. Передвигаясь на лошадях и кибитках в поисках сочных пастбищ для скота, кочевники научились особой житейской мудрости, умиротворенному спокойствию (чем-то похожему на состояние транса). Постепенно они пристрастились к естественной красоте природы. Любовь к жизни, сакрализация природы, патриотизм, вера в светлое будущее, открытость, естественность, необычное мировосприятие, некая евро-азиатская мировоззренческая направленность характеризуют казахский менталитет. Эти сущностные черты мобильных племен станут основой для будущего становления казахской философии. Восточная принадлежность кочевников наложила положительный отпечаток на этническую самобытность, сделав ее культурным стержнем уважение к обычаям, морально-этическим нормам, нравственности одинаково значимыми для всех слоев общества. Восточная исламская традиция сделала особенностью казахской духовности значимость межличностных отношений. Благоговение человека перед вселенскими мифическими законами, ощущения временного пространства сформировали национальный образ. Влияние древнегреческой философии на казахскую этническую культуру способствовало развитию в ней космоцентризма. Натурфилософское отношение к природе (космосу) привело к появлению тенгризма. Тенгри выступал образным божественным олицетворением, духовной обителью, прототипом Аллаха. Он этико-мифологическим мировосприятием послужил основой для казахской самобытности. Особо почитаемым у шаманов был культ огня и солнца, которые покровительствовали кочевникам. Если сделать вывод из вышесказанного, то сочетание тенгризма с кочевничеством обусловило специфику протоказахской философии. Казахская народная музыка основана на семиступенных диатоническом мажорном и минорном ладах, в которых большое место занимают элементы пентатоники. Как и музыка других народов, долгое время не испытывавшая влияния западной музыкальной культуры, она отличается развитой ритмикой и подвижной тональностью. Особенностью казахской музыки является синкретизация. В XX веке народная традиция становится основой для классических произведений. Кюй – это традиционная казахская инструментальная пьеса, которая рассказывает эпические истории, сказки и легенды казахского народа. |