Философия_12. Тема 12. Философия иррационализма (немецкая неклассическая философия). Онтология и гносеология философии жизни
Скачать 179.31 Kb.
|
Тема 12. Философия иррационализма (немецкая неклассическая философия). 1. Онтология и гносеология «философии жизни». Представление об иррационализме как философском течении XIX-XX вв. К концу XIX столетия в ряде европейских стран получил широкое распространение иррационализм («философия неразумности») как важное и многогранное течение философской мысли, представленное в ряде школ и учений. Он сформировался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Эту философию стали интересовать прежде всего такие пласты Духа человека, как инстинкты и воля, интуиция и иные бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. нерациональное. Культ разума и активности человека, проявивший себя ранее в некоторых крупных течениях философии Нового времени (просветительство, немецкая классика, марксизм), стал вытесняться его резкой критикой, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса заменяться неверием в него. По сути дела, иррационализм выступил в качестве критики гордого и высокомерного разума, альтернативы философскому рационализму Нового времени. С точки зрения иррационализма, мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. Действительность якобы хаотична и лишена закономерных связей, в ней преобладают слепая воля и случайность. К проявлениям иррационализма можно отнести также и те течения, которые в той или иной мере принижают познавательные возможности Разума. В этом смысле современный иррационализм — это как бы философская реакция на классический рационализм Нового времени, или «неклассическая» философия. Значительное место в иррационализме заняла «философия жизни», одним из предшественников которой был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 — 1860 гг.). В работе «Мир как воля и представление» он утверждал, что весь окружающий человека органический мир пронизан некоей темной и таинственной слепой «волей к жизни». Сама жизнь рассматривалась философом как антипод ставшему и застывшему, как труднодоступная для познания первичная реальность космоса. Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, которая побуждает их развиваться и взаимодействовать друг с другом. Она беспричинна и непознаваема, абсолютно свободна и являет собой стремление к жизни. Шопенгауэр отмечал, что воля как тайная сила живой природы открывается лишь гениальным творцам произведений искусства. По убеждению философа, только они способны с помощью чистого созерцания и огромной силы фантазии познать вечные идеи и выразить их в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве. Вот почему особое место в искусстве должна занимать музыка как непосредственное обнаружение и выражение «мировой воли». Шопенгауэр подчеркивал, что стремление к жизни не имеет никаких границ и конечных целей. Воля являет собой «свободное хотение», и это делает ее Неподвластной разуму. Сущностью человек тоже является воля. Она побуждает его жить несмотря ни на что и| идти к желаемому (тоже несмотря ни на что). Однако жизнь человека в любом случае есть движение к неминуемой смерти. Она ведь во равно победит, ибо все мы — ее заложники со дня рождения. В такой ситуации быть оптимистом означает всего лишь насмехаться над страданиями людей. Тема воли как сущности и начала мира более подробно был; развита немецким философом Фридрихом Ницше (1844 —1900 гг.) ряде работ («Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»), написанных нередко в форме афоризмов и мифологических повествований. Этот мыслитель также явился одним из основателей «философии жизни» как альтернативы традиционным рационалистическим учениям Нового времени. Он рассматривал жизнь как вечное движение и становление, созидание и самовыражение человека в различных формах культуры. По Ницше, окружающий человека мир — это поток жизни, бесконечная и безбрежная река событий и изменений. Нет бытия —- подчеркивал философа есть лишь вечное становление. В истории философии Ницше известен как автор концепции волюнтаризма. Центральным в творчестве мыслителя выступает понятие «воля к власти». При его осмыслении немецкий философ опирался на учение А.Шопенгауэра и закон Ч.Дарвина о борьбе живых существ за свое существование в природе. Основным законом мироздания является, по убеждению Ницше, неисчерпаемая воля к власти, к влиянию и господству. Он действует и в растительном, и в животном мирах. Воля к власти — это как бы «душа» мира, укорененная в его глубинных недрах. Мир — это арена борьбы за власть, за превосходство над другими. Властолюбие органично присуще также и всем людям, хотя и в разной степени. Подлинным бытием человека является лишь постоянное движение и становление, неустанное творчество. Всякое действие человека есть, по мнению философа, «род властолюбия». Несправедливость и притеснение в обществе вполне естественны, поскольку они порождены пересечением различных устремлений к власти и расширению своего могущества. Стремление к власти является неизменной внутренней сущностью человека. В силу этого он всегда непредсказуем в своих действиях, он — нигилист, свободно отрицающий существующий порядок вещей и предрассудки общества. Человек свободен и поэтому всегда непредсказуем. Идеальным образцом для Ницше был сверхчеловек, освободившийся от слабых сторон своей природы. Идея сверхчеловека как «смысла земли» явилась своеобразной реакцией немецкого философа на догматическое христианство, которое, по убеждению Ницше, сделало человека слабым, покорным и униженным. Все лучшее в человеке — писал философ — было погублено христианством. Оно всегда было на стороне слабых, оно настойчиво культивировало в людях слабость и убивало в них силу, воспитывало чувство страха. По убеждению Ницше, христианство есть «порча» и несмываемое «позорное пятно» на теле человечества. Оно разрушило высший тип человека с его естественной волей к власти. Следовательно, человечество деградирует: сильные погибают, а остаются лишь слабые, бессильные. «...Больше силы, больше власти! — призывал немецкий философ. — Да здравствует личность, способная встать по ту сторону добра и зла и возвыситься над слабыми и больными». Идея «сверхчеловека» оказалась естественной для исторических условий своего времени (конец XIX века) с присущими им бездуховностью и распадом морали, упадком и даже катастрофой человека. Именно эти обстоятельства подпитывали учение Ф.Ницше о воле к власти и сверхчеловеке. Знаменитое ницшеанское выражение: «Бог умер» — зафиксировало глубокий кризис крайне рационализированных и оптимистических концепций человека и истории, которые вступили в резкое несоответствие с практикой эпохи индустриального общества (конец XIX — начало XX вв.). Требовалось оживить человека, и это стремление выразилось в идее сверхчеловека как антипода слабого человека. В этом смысле идея сверхчеловека есть, конечно же, нигилизм (отрицание, противопоставление), но все же восстанавливающий человека и потому это оправданный нигилизм. «Обретение свободы через индивидуальное творчество» — таков, пожалуй, основной смысл ницшеанской идеи. «От рабства — к свободе через волю к творчеству» — призыв немецкого философа к человеку. «Смерть Бога» должна побуждать человека энергично проделать этот путь. Философия Ф.Ницше весьма многослойна и неоднозначна, чему способствует и метафоричный стиль ее изложения. Неудивительно, что и истолковывалась она по-разному. Так, в прежней советской! философии ницшеанство всегда относилось к числу идейных источников фашизма и характеризовалось как «антидемократическая! идеология», которой присущи волюнтаризм и аморальные идеи. Но, по-видимому, крайние оценки творчества Ф.Ницше всегда будут необъективными. На самом деле его взгляды представляют собой! вполне естественное выражение духа разлома исторических эпох тревожное предчувствие грядущих социальных катастроф и бездны падения человечества, его духовной деградации и распада. Дело ведь не в Ницше самом, а в кризисе культуры и ее институтов, что стало достаточно очевидным к концу прошлого столетия. Наступит. XX век, и грехопадение человеческого рода стало еще более мае штабным и разнообразным. Кроме А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, «философия жизни» была представлена также в творчестве их соотечественников — В.Дильтея и Г.Зиммеля. Так же как и Ницше, Дильтей считал основной задачей философии постижение «жизни» как таковой. Он рассмотрел историю Духа, начиная с древнейших времен. В его понимании, Дух — это не только индивидуальное сознание, но и сами философские системы (материализм, идеализм, дуализм и другие). Дух не может быть объяснен лишь с помощью средств науки. «Не объяснить, а понять с помощью средств интуитивного проникновения» — таков подход Дильтея. «Понимающая» психология должна быть основана на самонаблюдении, «вживании», «сопереживании» и других подобных методах исследования. «Последняя тайна жизни» не может быть познана до конца, к ней можно лишь бесконечно приближаться. Г.Зиммель раскрывал понятие жизни, обращаясь к истории культуры и взаимоотношений человека с ней. Жизнь — это непрестанная борьба со смертью, вечная текучесть и изменчивость форм культуры. История культуры представляет собой неумолимое порождение «жизнью» все новых и новых культурных форм, которые рано или поздно окостеневают и становятся тормозом жизни. Судьба культуры поэтому всегда трагична, как трагична и вся история человеческого рода. Во Франции «философию жизни» развивал Анри Бергсон (1859 — 1941 гг.), представитель интуитивизма как философского течения. Как и предшественники, он призывал рассматривать жизнь не как нечто закостенелое и завершенное, а как непрерывный поток становления, «жизненный порыв». Развитие мира — это некая «творческая эволюция», длительность, в ходе которой рождаются все новые и новые формы бытия. Косная материя уступает порыву «жизненной силы» и постоянно изменяется. Эволюция мира включает в себя три направления: жизнь растительная, инстинктивная и разумная. Бергсон доказывал, что жизнь как поток становления и исчезновения не может быть «схвачена» разумом и выражена с помощью его понятий. Логические понятия как бы огрубляют живую картину мира и делят ее на механические части, лишь внешне связанные друг с другом. Разум разрывает мир на части, вещи, тела и т.п., и в результате складывается упрощенная, механистическая по сути своей картина мира. По убеждению Бергсона, разум дает лишь знание относительного и всегда ускользающего, но не абсолютного, может познавать лишь твердые тела, но не саму жизнь. Он ориентирован на приспособление человека к обстоятельствам и не выходит за рамки этой установки. Бессильному и ограниченному разуму Бергсон противопоставил интуицию как нерациональный способ познания. Интуиция («внезапное озарение») — это непосредственное и безграничное созерцание истины посредством творческого вдохновения и силы воли. Она возникает не в результате размышления или же наблюдения, а путем внедрения в «интимную сущность» предметов. Интуиция представляет собой одно из проявлений «жизненного порыва», несущее в себе ясность и очевидность. Человеческий дух многомерен, и интуиция должна найти в нем подобающее ей место как выражение активности познающего субъекта и его творческого напряжения. В связи с этим особую роль в обществе призван играть его тонкий интеллектуальный слой, в первою очередь представители творческой элиты, которая якобы обладает «божественным даром». Этот слой ориентирован прежде всего на художественно-образное и философское постижение мира, в рамках которых создаются высокие духовные ценности. Потребность в творчестве определяет жизненный порыв в целом, а в человеке он достигает своего апогея. В связи с этим Бергсон ввел новое определение человека: «гомо фабер» («человек-ремесленник»), созидающий искусственные вещи и орудия. Творческие способности раздвигают рамки рационального мышления человека, и пределов этому практически нет. Критика философских основ рационализма содержится и в творчестве одного из основателей «философии культуры» Освальда Шпенглера (1880 — 1936 гг.). В своей книге «Закат Европы» он выдвинул теорию «локальных культур». Критикуя европоцентризм (Г.Гегель и другие) и иные учения о линейной однонаправленности исторического процесса, Шпенглер расчленил историю культуры на ряд типов. Он выделил египетскую и вавилонскую, китайскую и индийскую, арабскую, греко-римскую (античную), западноевропейскую, а также мексиканскую. По мнению ученого, все эти культуры не сообщаются и не взаимодействуют друг с другом, а представляют собой нечто индивидуальное и неповторимое. Каждая культура являет собой единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В своем развитии культура проходит периоды юности, расцвета и упадка. На этапе упадка возникает цивилизация, представляющая собой застывшую, окостеневшую культуру. Здесь происходит умирание культуры, ее затухание и вырождение. Гибель, или «небытие» культуры, проявляется в насилии человечества над природной средой, в войнах и иных конфликтах, в технизации общества. Учение Шпенглера выразило дух кризиса западноевропейского общества начала XX столетия, предчувствие грядущего апокалипсиса (конца мира, времени). Именно в это время стала очевидной уязвимость и даже несостоятельность культа разума и многочисленных концепций исторического прогресса, которые возникли в философии Нового времени на волне подъема индустриального общества и науки в Европе. Остро проявилась необходимость поиска новых способов и форм развития и существования человеческого рода, изменения самих основ образа жизни людей. Элементы иррационализма содержатся и в таком течении, как прагматизм. В нем человеческое знание стало рассматриваться не с точки зрения его объяснительной функции, а всего лишь как инструмент для достижения пользы, успеха в действиях человека. Наибольшее распространение данное течение получило в США (Ч.Пирс, У.Джеймс) на почве развития промышленности и передовых технологий. Так, Джеймс утверждал, что единственным «веществом» мира является опыт, некий «поток сознания» — чувственного, религиозного. Все попытки осмыслить нечто, находящееся за пределами опыта, являются лишь бесполезным и праздным умствованием. Значение и ценность научных знаний определяется в первую очередь их практическими возможностями и последствиями. Истинно лишь то, что полезно, что помогает получить желаемый успех и эффект на практике. Соответственно, такие действия оправданны и в нравственном смысле. Точное знание требуется не для приведения мысли в соответствие с внешним миром, а для подготовки человека к практическому действию. Научный метод призван выполнять лишь одну задачу — решать конкретные проблемы, возникающие в сфере практической деятельности людей и помочь привести человека к состоянию комфорта и удовлетворения. Что касается философии, то она должна быть не размышлением о всеобщих началах бытия, а средством для решения «жизненных» проблем. Если тот или иной метод приносит эффект, то он может считаться истинным. Общество обязано создавать все необходимые условия для социального, технического и иного экспериментирования и усовершенствования жизни людей. Прагматизм стоит как бы особняком среди других течений философской мысли XX столетия. Его отличительной особенностью стал отказ от «высоких» теорий Нового времени, и попытка как бы «упростить» разум, опустить его на «землю». В прагматизме дух рационализма заменен духом пользы и выгоды, а все богатство научного знания сводится лишь к голому практическому методу. Весьма заметное место в философском иррационализме XX столетия занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939 гг.). Основным понятием в его учении является «бессознательное» как специфический объект глубокого психологического и социально-философского исследования. Заслугой Фрейда стало то, что он постарался проникнуть в «темные» пласты и «закоулки» духовного мира человека, на что практически не обращал внимания философский рационализм Нового времени. Бессознательное невидимо, но оно присутствует в психике и играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. Фрейд полагал, что бессознательное представляет собой особую сферу психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании человека. Оно является могущественной иррациональной силой, которая противоположна сознанию, разуму. Бессознательное индивидуально, а его ядром выступает половой инстинкт человека, его сексуальная энергия, или либидо. Бессознательное — это как бы «кипящий котел инстинктов»,* стремлений и желаний, вытесненных из сознания, это как бы «преисподняя» сознания. По Фрейду, весь психический мир человека имеет три слоя («инстанции»). Во-первых, это само бессознательное, или «Оно». О наличии этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное «Я» («эго»), или собственно сознание, «окно» во внешний мир. Сознание — это память, мышление и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. И в-третьих, существует еще и «сверх-Я», которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. «Сверх-Я» выступает как некий строгий «адвокат» над всем духовным миром человека, «цензор» всех его поступков и действий. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, а в основе сознательного — принцип реальности. Неразряженные состояния и нереализованные идеи посредством механизмов вытеснения («сублимации») переводятся в сферу бессознательного. Этот потенциал реализуется в социально приемлемых формах и служит источником творческой деятельности человека. Теория Фрейда не является строго философской, однако она несет в себе значительный мировоззренческий потенциал. По сути дела, в психоанализе был раскрыт вопрос о взаимоотношениях между человеком и обществом, формах этих отношений. Основной в психоанализе является идея противоположности и несовместимости природного (бессознательного) и социального (сознательного) начал в жизнедеятельности человека. Противоречия между «Оно», «Я» и «сверх-Я», между желаниями и «цензурой» вечны и неискоренимы. Фрейд был убежден, что вся история культуры есть история ограничения желаний и подавления человека, уменьшения счастья и нарастания несчастья. В связи с этим возникают неврозы, т.е. болезненные состояния индивида и даже всего общества (например, в форме религии как «коллективном неврозе» человечества). Неврозы свидетельствуют о наличии конфликтов между личностью и обществом, что нередко проявляется даже и в форме агрессии. Фрейд сделал вывод о всегда «несчастном "Я"». Этот пласт психики неизменно находится в тисках между «Оно» и «Сверх-Я», испытывая их постоянные требования. Особую настойчивость и энергичность проявляют сексуальные влечения («либидо») человека, стремясь обойти предписания со стороны культурных норм и запретов. (В этом смысле первобытный дикарь, по убеждению Фрейда, наверняка был гораздо свободнее современного человека.) В представлении австрийского ученого, либидо является основным двигателем поведения людей и их творческой деятельности, развития всей истории и культуры. Сами же неврозы это как бы бегство от свободы, от всегда враждебного общества. Вражда между человеком и обществом есть непременный спутник их взаимоотношений. Давление культуры отнимает у человека огромную энергию и поэтому он неуклонно деградирует. В результате жажда свободы проявляется в форме агрессии, в иных формах деструктивного (разрушительного) поведения. Теория психоанализа позже была продолжена в работах швейцарского психолога и культуролога Карла Юнга (1875 — 1961 гг.). В частности, он подробно рассмотрел проблему «коллективного бессознательного», которое якобы содержится в истории народов. По Юнгу, оно представляет собой следы прошлого (в том числе и дочеловеческого состояния) и представлено в формах мифологии, народного эпоса и религиозных верований. Все это — отзвуки и первообразы совместных переживаний и опытов древних людей. Юнг назвал эти первообразы архетипами, подчеркивая их весьма древнее происхождение. Коллективное бессознательное являет собой некое море, по волнам которого плывет «корабль» индивидуального сознания. Представитель неофрейдизма, немецко-американский ученый |