Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Классификация форм брака Основные формы брака

  • 2.2 Типология семей

  • В основе современной типологии

  • Лекци Брак и семь. Тема 1.2 Брак и семья как фактор стабильности общества. Тема 2 Брак и семья как фактор стабильности общества


    Скачать 47.35 Kb.
    НазваниеТема 2 Брак и семья как фактор стабильности общества
    АнкорЛекци Брак и семь
    Дата22.11.2022
    Размер47.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1.2 Брак и семья как фактор стабильности общества.docx
    ТипДокументы
    #804964

    Тема 1.2 Брак и семья как фактор стабильности общества

    Содержание

    1. Понятие «семья», «брак»

    2. Классификация форм брака

    3. Факторы, которые влияют на формирование брака

    4. Функции семьи

    5. Структура семьи

    6. Классификация семей

    7. Жизненный цикл семьи
    1. Понятие «семья», «брак»

    Семья—это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совмест­ным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

    Семьей также называется социаль­ный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, дето­рождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожи­лого возраста. Семья, кроме того,— это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благо­приятном случае обеспечивающий человеку поддержку, при­нятие, рекреацию.

    Основу семьи составляет брачный союз между женщиной и мужчиной. Брак—исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между. мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанно­сти по отношению друг к другу и к детям.,

    В последние десятилетия брак в социологическом, смысле рассматривался в России в основном как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе», или как «исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям». В современной отечественной энциклопеди­ческой литературе под браком, как правило, понимается семей­ный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

    Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семей­ного права, что вполне закономерно, поскольку отрицатель­ный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюцион­ного периода (1918, 1926 и 1969). Как подчеркивается в совре­менной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак явля­ется сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с право­вых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выво­дами известных правоведов Беляковой А. М., Орловой Н. В., Рясенцева В. А. и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права»2. В этой связи представляется целесообразным дать обзор­ный сравнительный анализ различных точек зрения на поня­тие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего обращает на себя вни­мание тот факт, что данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола при­обретает законный характер, т. е. влечет за собой все послед­ствия законного брака».

    Как известно, в советской юридической науке прослежива­лась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социали­стического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата. В современ­ных исследованиях отмечается, что одним из основных призна­ков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исто­рической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддерж­кой супругов и совместное воспитание детей, что фактиче­ски было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» муж­чины и женщины.

    В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изме­нения, с сохранением, однако, понимания его главной сущно­сти в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по дан­ному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому доста­точно часто применялся термин «социалистический брак», фор­мально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка. При этом в большинстве научных работ неизменно подчерки­валось, что брак не может быть сделкой или договором, а явля­ется юридически оформленным свободным и добровольным сою­зом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности.

    В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основыва­лась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. Такой подход к определению целей заключения брака и созда­ния мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законо­дательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер. Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала оче­видной и в связи с распространенностью в последние десяти­летия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership). Однако принцип пожизненности брака и во вре­мена «развитого социализма» в СССР носил скорее желаемый, чем: фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК.

    Таким образом, по очевидным причинам, не все из при­знававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака «социалистической форма­ции» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дис­куссионных вопросов, но и значительного усиления договор­ных начал в новом СК, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в РФ ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г. На этой почве воз­никают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения. Например, Антокольская М. В., последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имуще­ственная сделка». Однако сама же Антокольская М. В. отме­чает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязан­ности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака—не только возникновение брачного право­отношения, но и создание союза, основанного на любви, ува­жении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п.».

    С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов граж­данского состояния для создания семьи и порождающий вза­имные права и обязанности супругов.

    Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Васильев Е. А. выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство.

    Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: "Брак представляет собой важней­ший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и доброволь­ный союз мужчины и женщины, заключаемый в установлен­ном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкрет­ным правоотношением, порождающим у супругов определен­ные субъективные права и обязанности личного и имуще­ственного характера.

    Регистрация бракаакт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.

    Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и усло­вия заключения брака. Первое и самое главное условие—вза­имное согласие лиц, вступающих в брак, второе—достиже­ние брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон.

    В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, между одним мужчи­ной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

    Таким образом, брак—исторически изменяющаяся социаль­ная форма отношений между женщиной и мужчиной, посред­ством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Физическая близость выступает как следствие духовно-нравственного родства. Нравственный брак—это брак, основанный на любви. Вступление в брак и создание полноценной семьи—естественное состояние жиз­недеятельности человека. Немецкий философ Фихте писал, что не состоящий в браке индивид—лишь наполовину человек. Брак—не только выполнение гражданского долга, но и сохра­нение собственного здоровья.

    Регулирование семейно-брачных отношений осуществля­ется на основе семейного права. Семейное право—самосто­ятельная отрасль права, которая регулирует личные и свя­занные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиоз­ными установлениями, но и нормами семейного законодатель­ства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ не слива­ется со сферой гражданской кодификации, а регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессу­альным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. С 1 марта 1996 г. всту­пил в действие новый Семейный кодекс РФ, отличающийся вни­манием к детям (с четырех лет ребенок уже может пойти в суд и выразить желание с кем ему жить при разводе родителей). Семейный кодекс РФ заменил Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. и основы законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 28.06.1968 г. Новый кодекс предполагает заключение брачного договора по поводу финан­совых и имущественных отношений семьи.

    Само понятие семьи неопределенно, и Семейный кодекс не дает определения семьи, однако с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные признаки:

    • совместное проживание ее членов;

    • общность имущества;

    • наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством.

    Таким образом, Семейное право призвано осмысливать про­исходящие в семье процессы, попадающие под регулирование правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные спо­собы управления действиями, поступками людей в сфере их личной жизни.

    2. Классификация форм брака

    Основные формы брака

    Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

    Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах. В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.

    Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

    По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

    Во всем мире, во всех известных культурах, наиболее распространенной формой является моногамный брак - устойчивый союз одного мужчины и одной женщины. На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния - форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает ислам. Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

    Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава - не может быть общества, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

    Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

    Полиандрия - наличие нескольких мужей у одной жены - возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

    В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок . Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению .

    Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

    В XIX веке бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак - между несколькими мужчинами и женщинами (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных в традиционных обществах обычаев - левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной. Левират - обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат - обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода.

    Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все - но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака - скорее наоборот.

    2.2 Типология семей

    Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

    Исторические типыв зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства :

    1) традиционная семья (ее признаки : совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина );

    2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);

    3) эгалитарная семья (семья равных ) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).

    Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

    1) патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая : совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

    2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей , подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

    3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего .

    Типологии по различным основаниям:

    1) в зависимости от состава семьи : нуклеарная – родители и дети; расширенная – родители, дети и другие родственники; неполная – один из родителей отсутствует;

    2) по этапу жизненного цикла : молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);

    3) по социальному составу : семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.

    В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

    - нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;

    - расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

    - неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

    Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

    Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

    Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

    Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.

    У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

    Следует отметить, что род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.

    Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».

    Факторы, влияющие на брачные отношения

    Массив данных о факторах, влияющих на характер супружеских отношений, накопленных на сегодняшний день отечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. При этом следует заметить, что эти факторы рассматриваются в тесной связи с такими деятельностными характеристиками семьи, как воспитание детей, спецификой взаимоотношений в семьях с различной профессиональной, социальной принадлежностью супругов и т.д. [7], [22], [28].

    Так, например, данные об отрицательном влиянии раннего или наоборот слишком позднего возраста вступления в брак на стабильность брака подтверждаются целым рядом исследований, проведенных на разных популяциях респондентов [22].

    Ряд работ был посвящен проблемам молодой семьи [10], [13], [16]. В них выделены факторы нестабильности молодой городской семьи: кратковременность добрачного знакомства супругов, ранний (до 21 года) возраст вступления в брак, негативное отношение к супругу, неуспешность брака родителей одного или обоих супругов, добрачная беременность, разные мнения супругов на вопросы быта и досуга и др. Были интересны, полученные в результате исследования, данные о том, что фактор экономического благосостояния влияет на успешность брака, в зависимости от того, какое место в иерархии ценностей занимает оно у супругов и в зависимости от того, насколько сходными являются ожидания супругов в этом плане [16], [28].

    Огромный пласт работ посвящен проблеме связи сходства установок супругов в сфере семейных ролей и удовлетворенности браком [2], [18], [23], [24], [28]. Значимый вклад в разработку этой проблемы был внесен И.Н. Обозовым и А.Н. Обозовой (Волковой). Полученные ими данные свидетельствуют о том, что несовпадение мнений супругов по поводу функций семьи, характера распределения основных семейных ролей приводит к дезорганизации семьи [32]. Ими так же было показано, что совпадение мнений супругов по этим вопросам влияет на их совместимость и успешность брака. Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова (1981) выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторы стабильности. К внешним объективным факторам они относят стабильность социальной системы и материальные условия существования семьи. К внешним субъективным - силу социального контроля, эффективность правовых норм, национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутренним субъективным относят эмоциональные связи и к внутренним объективным - показатели супружеской совместимости.

    Сходные результаты были получены в целом ряде других работ. Так, в исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Данные, полученные в работе Н.Ф. Федотовой (1981), свидетельствуют о том, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают [45].

    Важность ролевого взаимодействия как фактора, влияющего на успешность брака подтверждают данные исследования [3]: уровень совпадения оценок супругов относительно выполнения семейных ролей коррелирует со стабильностью брака в большей степени, чем показатель уровня сходства и различия ориентаций супругов в различных сферах семейной жизни.

    Отдельное направление представляют работы, посвященные проблеме влияния эмоциональных факторов на отношения в браке. Эти исследования показали, что основным мотивом вступления в брак в нашей стране является любовь, что характер супружеских отношений определяет представление о том, какую роль в жизни людей играет любовь. Так, люди, оценивающие свой брак как благополучный, оценивают любовь выше, чем остальные [18].

    Важным вкладом в изучение психологических факторов, влияющих на успешность брака, является ряд работ, проведенных в центре по исследованию проблем семьи при Тартуском университете [25]. Так, в одном из исследований были выделены три блока факторов, влияющих на качество семейных отношений: первый блок факторов связан с личностью супругов, их происхождением и семейным воспитанием, второй блок - связан с предысторией брака и условиями его заключения, третий блок - факторы, проявляющиеся в процессе совместной жизни супругов (характер внутрисемейных отношений, организация быта).

    По результатам исследования, среди факторов первого блока неблагоприятно влияют на успешность брака воспитание в неполной семье, ранний возраст вступления в брак, а так же возражения родителей супругов против заключения данного брака.

    К числу факторов второго блока, негативно влияющих на стабильность брака, была отнесена кратковременность добрачного знакомства, а так же значительная разница в возрасте между супругами.

    Наиболее обширной оказалась третья группа факторов, отражающих специфику отношений в семье разводящихся супругов. Эти семьи характеризовались несправедливым распределением домашних обязанностей, часто встречалась сексуальная дисгармония, чрезмерное употребление алкоголя одним из супругов [25].

    Анализируя факторы, влияющие на качество семейного союза, нельзя пройти мимо проблемы взаимной адаптации, которая наиболее полно была рассмотрена С.И. Голодом (1984). Отечественной наукой выработано фундаментальное понятие, которое наиболее образно выражает общий брачный потенциал семьи. Эта теория носит название «теория брачного клиринга» (англ. clear - ясный, чистый, свободный). В ее основе лежит разработка наибольшего соответствия потребностей двух участников поиска с целью обеспечения оптимального обоюдовыгодного союза. Данная теория основывается на исходном положении о полуфункциональности брачного союза, призванного удовлетворить разнообразные потребности партнеров в условиях тесного и длительного контакта [12].

    По мнению Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняка (1978), общий брачный потенциал состоит из физического, материального, культурного, сексуального и психологического факторов.

    Физический фактор имеет сугубо интуитивный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого человека безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глубоко личностная реакция определяется всем физическим обликом, тембром голоса, манерой поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, наконец, запахом, свойственным данному человеку. Определяясь на первых этапах общения, физический фактор отличается исключительной устойчивостью.

    Материальный фактор определяется соотношением вклада партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера [12, с. 76].

    Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов. Выраженность этого фактора, по мнению В.И. Косачевой (1990.), весьма изменчива на протяжение жизни даже одной пары.

    Сексуальный фактор определяется соответствием реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе влияниям возраста и состояния здоровья, с которыми он и должен, прежде всего, соотноситься [17].

    Все рассмотренные выше факторы тесно спаяны друг с другом. И, все-таки, особое положение занимает психологический фактор. Этот фактор - коллектор, на котором фокусируются все другие, и в то же время он определяет единство и целостность человеческого поведения. В общей структуре брачного взаимодействия психологический фактор подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характеров и ролевых притязаний.

    При всей мозаичности проблем и широты исследований факторов стабильности брака, особого внимания заслуживает попытка Л.С. Шилова (1978) определить наиболее существенные признаки успешного брака. Он пишет: «Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил» [51, c. 132].

    К внутренним силам относятся:

    1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга.

    2) чувство долга по отношению к супругам и детям;

    3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности;

    4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях;

    5) осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп;

    6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения;

    7) возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности.

    Внешние силы это:

    1) магические санкции, делающие иногда невозможным развод;

    2) давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей;

    3) давление экономических условий;

    4) предъявляемые средой требования заботы о детях [35].

    Множество аналогичных исследований было проведено и за рубежом. Схема стабильности брака была впервые предложена Дж. Левинджером (1965). Он предлагал рассматривать стабильность брака как результат баланса трех видов сил: внутреннего притяжения, связанного с привлекательностью индивидов друг для друга, внешней поддержки брака и противодействующих ему сил. В качестве внутренних сил притяжения он рассматривает любовь, дружеские отношения, финансовую поддержку, высокий социальный статус супруга, престижность положения семейного человека, его большие возможности в разных сферах. К силам внешней поддержки Дж. Левинджер относил моральные обязательства по отношению к браку, опасение повредить карьере разводом, обязательства по отношению к детям, трудности, связанные с социальной ролью одинокого человека, правовые барьеры, позор развода. Под внешними силами противодействия браку подразумевались другой партнер, конфликт карьеры и брачных обязательств, противоречие между привязанностью к родителям и отношением к супругу, привлекательность свободы от внешних обязанностей, стремление жить на свои средства. Внешние силы, поддерживающие брак, Дж. Левинджер называл «социальными барьерами», противодействующими разводу.

    Кроме того, там было сделано несколько попыток систематизировать накопленные по этой проблеме данные, объединив в одну схему все то, что было получено при изучении семьи представителями разных наук и в русле различных подходов. Особенно широкую известность получила модель факторов, влияющих на качество брака, созданная американскими авторами R.A. Lewis, G.B. Spanier (1980). Авторами была проделана огромная работа, включающая в себя сбор данных о коррелятах качества брака, а затем их группировку с целью создания всеобъемлющей модели. На основании 300 проанализированных работ ими было сформулировано 40 утверждений о факторах, влияющих на качество брака. Эти 40 утверждений были разбиты на три основные группы факторов, влияющих на качество брака:

    1. «Добрачные факторы»;

    2. «Социальные и экономические факторы»;

    3. «Личностные и внутрисупружеские факторы».

    К первой группе факторов, положительно влияющих на качество брака, были отнесены такие характеристики, как «однородность» по социально - экономическим параметрам, расовой и религиозной принадлежности, интеллектуальное и возрастное сходство, а так же однородность по статусу.

    В первой группе была выделена подгруппа факторов, получившая название «Личностные средства», куда вошли следующие факторы, положительно влияющие на успешность брака: высокий уровень образования, низкий уровень невротизма, более зрелый возраст при вступлении в брак, эмоциональное здоровье, высокий уровень развития навыков межличностного общения, адекватная самооценка, достаточно длительное знакомство супругов пред вступлением в брак.

    В подгруппе «Особенности родительской модели» авторы выделили такие факторы, положительно влияющие на качество семейного союза, как положительная оценка собственного детства супругами, их хорошие отношения с родителями, благополучие в родительской семье.

    Другая подгруппа добрачных факторов «Одобрение брака со стороны значимых других» говорит сама за себя и подразумевает положительное отношение к браку со стороны других как положительную характеристику.

    Несколько характеристик, относящихся к добрачным факторам, не вошли ни в одну из выделенных авторами подгрупп. К их числу относятся следующие факторы, положительно влияющие на качество брака: отсутствие добрачной беременности, наличие мотивации к вступлению в брак, соответствие поведения респондента в области секса его собственным представлениям о допустимом поведении.

    Группа «Социальные и экономические факторы» объединила в себе следующие подгруппы: «Социально-экономические показатели, характеризующие хорошее социально-экономическое положение семьи» - высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи, положительное отношение мужа к работе жены, удовлетворенность жены работой; «Включенность супругов в более широкую сеть социальных взаимоотношений» - наличие у супругов общих друзей, участие пары в работе общественных организаций.

    Наиболее обширная группа факторов, положительно влияющих на качество брака, была отнесена R.A. Lewis, G.B. Spanier в рубрику «Личностные и внутрисупружеские факторы». К числу подгрупп факторов, объединенных здесь, относятся «Позитивное отношение к партнеру», которое выражается в легкости общения, сексуальной, физической и интеллектуальной привлекательности партнера, совпадение ценностных ориентаций партнеров.

    К другой подгруппе были отнесены параметры «Эмоциональной удовлетворенности отношениями с партнером»: выражение любви с его стороны, уважение, взаимная помощь супругов личностному росту каждого, удовлетворенность тем, насколько хорошо партнер исполняет предписываемую ему респондентом социально-эмоциональную роль, насколько равноправными являются его отношения с партнером, наличие сексуальной удовлетворенности, любовь к партнеру, соответствие образа супруга образу идеального мужа (жены), ощущение супругами себя единым целым - супружеской парой.

    Отдельную подгруппу факторов образовали «Параметры эффективности общения в супружеской паре»: глубина самораскрытия партнеров, точность невербальной коммуникации, наличие у супругов общих символов, общность ожиданий, частота успешного общения в паре, сходство восприятия супружеских ролей, взаимопонимание и эмпатия в общении.

    Другая подгруппа факторов «Ролевое соответствие супругов» включает в себя комплиментарность потребностей, комплиментарность ролей, соответствие ролевого исполнения и ролевых ожиданий, личностное сходство, четкость разделения ролей в семье, сексуальное соответствие супругов друг другу.

    И завершает схему подгруппа «Взаимодействие», объединяющая такие факторы успешности брака, как дружба супругов, общность их деятельности, эффективность взаимодействия (в том числе при решении проблем), физическая близость при взаимодействии, совместное посещение церкви [50].

    Несмотря на то, что в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, осталась за кадром проблема влияния психологических характеристик личности.


    написать администратору сайта