Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Первые цивилизации на Древнем Востоке и их развитие.

  • 2. Формирование централизованных государств и мировых держав на Древнем Востоке.

  • 3. Развитие культуры, науки и дипломатии на Древнем Востоке.

  • Библиографический список

  • История_Баульчев_А_А. Тема древневосточные цивилизации


    Скачать 21.56 Kb.
    НазваниеТема древневосточные цивилизации
    Дата29.03.2022
    Размер21.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория_Баульчев_А_А.docx
    ТипДиплом
    #424310

    ТЕМА 1. Древневосточные цивилизации

    План:

    1. Первые цивилизации на Древнем Востоке и их развитие.

    2. Формирование централизованных государств и мировых держав на Древнем Востоке.

    3. Развитие культуры, науки и дипломатии на Древнем Востоке.


    1. Первые цивилизации на Древнем Востоке и их развитие.

    К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые историки называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный пласт первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

    Первые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже 5-4 тыс. до н.э.) и в долине Нила (в начале 4 тыс. до н.э.) — в областях с сухим и жарким климатом.

    В долинах «великих рек древности» основой земледелия была ирригация. Создание системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов отводили воду с полей.

    Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой.

    Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где была более суровая природа.

    Родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине Нила в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии, в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

    Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

    В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.
    2. Формирование централизованных государств и мировых держав на Древнем Востоке.

    Процесс централизации в каждой из стран имел свои особенности. В Японии централизация была проведена не монархом, а главой одной из феодальных группировок Токугава Иэясу, который в 1600 г. разбил войска конкурентов и стал полноправным правителем страны под титулом «сегун» («великий полководец»). Император реальной властью не обладал и занимался только вопросами религии. Клан Токугава бессменно правил Японией до 1868 г.

    Токугава не имели законных прав на верховенство, поэтому их главной заботой стало сохранение власти. В результате объединение Японии было неполным, поскольку умышленно сохранялись в стране внутренние перегородки. Страна делилась на княжества, сообщение между которыми затруднялось из-за целой системы препятствий: внутренних таможен, пришедших в негодность мостов и дорог, отсутствия единой монеты, единой системы мер и весов. Земли сегуна располагались таким образом, чтобы вклиниваться между владениями наиболее опасных князей.

    В стране установилась жесткая деспотическая власть. Сразу после объединения страны Токугава Иэясу уничтожил наиболее крупных соперников. В 1634 г. сегун заставил князей поселить их семьи в столице Эдо (ныне Токио). При малейшем подозрении в измене семья князя уничтожалась. Одновременно была создана широкая сеть осведомителей, которые следили за настроением простого населения.

    Самым крупным государством Востока в это время была Османская империя, возникшая в результате завоевательных походов турок-османов в XIV — XVI вв. В XVII в. в ее состав входили Балканский полуостров, Северное Причерноморье, Малая Азия, Сирия, Ирак, Аравия, вся Северная Африка.

    В основе османского общества лежала военно-ленная система. Все земли считались собственностью султана, который раздавал их феодалам (сипахам) при условии несения военной службы. Сипах был обязан содержать военный отряд, с которым по первому зову султана являлся в армию. На содержание отряда шла основная часть доходов от лена, а доходы сипаха составляла военная добыча.

    Османская империя была деспотическим государством, в котором султан обладал безграничной властью. Все подданные султана считались его рабами. Султан произвольно устанавливал сословное деление общества, дарил и отнимал земли и титул, считался верховным собственником имущества всех мусульман. Этнические турки были отстранены от управления страной и власть султана поддерживал янычарский корпус. Он формировался из детей христианских народов, отнятых у родителей, обращенных в ислам и воспитанных в духе рабской преданности султану. Янычары не имели предков, семьи, значительного имущества и были готовы послушно выполнить лю-бой приказ правителя. Из них формировался слой чиновников, они же составляли главную ударную силу турецкой армии. С помощью янычар правители империи полностью контролировали все стороны жизни своих подданных, сурово карая за нарушение установленных государством порядков.

    Своего расцвета Османская империя достигла при Сулеймане Великолепном (1520 — 1566). В это время наблюдались подъем сельского хозяйства, расцвет ремесла и торговли, велось активное градостроительство. Османы обладали мощной армией и наводили ужас на многих европейских правителей.

    Таким образом, создание централизованных государств укрепило Восток в экономическом и военном отношении. Казалось, восточные страны сумели найти способ, чтобы отвести угрозу колониальной экспансии.
    3. Развитие культуры, науки и дипломатии на Древнем Востоке.

    Дипломатия в Древние времена выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение. Ранее рабовладение лежало в основе гос.образований Древнего Востока. Дипломатические сношения велись самими царями. Дипломатия царств Востока разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее сильной её стороной являлась организация всепроникающей военно-политической разведки. Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, беспрерывном обмене посольствами, созыве совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров.

    Самым крупным государством Переднего Востока был Египет. В международной жизни Древнего Востока этого времени Египет играл первенствующую роль. Египтяне поддерживали оживленные торговые, культурные и политические связи со всем известным им миром перепиской в Египте заведывала особая государственная канцелярия по иностранным делам.

    Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наибольший интерес по объему и богатству содержания представляют Телль-Амарнская переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III,заключенный в 1278 г. до нашей эры. Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хеттского царя. После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамсесу проект договора, начертанный на серебряной доске . Рамсес принял условия мира, предложенные ему хеттским царем, и в знак согласия отправил Хаттушилю другую серебряную доску с начертанным на ней текстом мирного договора. Оба экземпляра скреплены были государственными печатями и подписями.

    Договор сохранился в трех редакциях (надписях) — двух египетских, в Карнаке и Рамессее, и одной хеттской, открытой в Богаз-Кёе. Сохранились как самый текст договора, так и описания предшествовавших его заключению переговоров. Договор состоит из трех частей:

    1) введения, 2) текста договорных статей и 3) заключения — обращения к богам, клятв и проклятий против нарушителя договора.

    . Между хеттами и Египтом заключался дружественный оборонительный и наступательный союз. Договор предусматривал поддержку против врага не только внешнего, но, по-видимому, также и внутреннего. Союзники гарантировали друг другу помощь на случай восстаний и мятежей в подвластных им областях. Имелись в виду, главным образом, азиатские (сиро-палестинские) области, в которых не прекращались войны, восстания, разбойничьи налеты и грабежи.

    Особой статьей предусматривалась обоюдная выдача политических перебежчиков знатного и незнатного происхождения. Вместе с перебежчиками возвращаются в целости также и все их имущество и люди.

    Обмен дипломатическими письмами и посольствами продолжался и после заключения «прекрасного договора». Обменивались письмами не только цари, но и царицы.
    Библиографический список

    1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 2005.

    2. Дедирикс Г.А. и др. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния.

    3. Древние цивилизации./ Под ред. Г. М. Бонгард-Левина – М.,2009.

    4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.,1992.

    5. Затерянный мир майя // Энциклопедия. Исчезнувшие цивилизации. М.,1997.

    6. Кристиан Ж. Египет великих фараонов. – М.,1992.

    7. Ко М. Майя: исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. - М.,2001.

    8. Меллприт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М.,2002.

    9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов на Дону, 2000.


    написать администратору сайта