Главная страница

Школа педагогики и западной европы семинар. Семинар 4 тема. Тема iv. Школа и педагогика Западной Европы (xviixix вв.) Вопросы для обсуждения


Скачать 100.42 Kb.
НазваниеТема iv. Школа и педагогика Западной Европы (xviixix вв.) Вопросы для обсуждения
АнкорШкола педагогики и западной европы семинар
Дата03.11.2021
Размер100.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар 4 тема.docx
ТипДокументы
#262168
страница3 из 3
1   2   3

Задания к семинару:

  1. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала Нового времени на примере взглядов Ф.Бэкона, В. Ратке, Р.Декарта (оформить в таблицу).

Ф.Бэкон

В. Ратке

Р.Декарт

Целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

Бэкон включал педагогику (как одно из ответвлений более широкого учения о передаче знаний) и учение о воспитании души, составляющее часть этики, в свою классификацию наук, по которой все накопленные и возможные знания разделяются соответственно трём способностям "разумной души" - памяти, воображению и рассудку.

Бэкон отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека. Назначение воспитания в том, чтобы внести разумное, рациональное начало в природную стихию человека, обуздать страсти и пороки, подчинив их сознательно избранной линии поведения, к-рая призвана обеспечить жизненный успех индивида, согласующийся с "общественным благом".

Воспитание должно начинаться с раннего детства и постепенно дополняться элементами самовоспитания.


Отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.

 В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования.

Ратке создал новую науку - методологию образования. Ученый установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.

 В "Франкфуртском мемориале" (памятной записке) (1612) Ратке сформулировал педагогических требований в духе Нового времени и идеи объединения Германии: особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования.

 Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать дуализм человеческой сущности.

Декарт считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.

Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям (самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира).

Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Неравенство в возможностях образования определяет, по Д., неравенство интеллектуальное.





  1. Проанализируйте педагогическую концепцию Я.А. Каменского на основе работы «Великая дидактика».

В «Великой дидактике» Я.А. Коменский ставит целью представить не субъективное изложение своих взглядов, а «тщательно обдуманную», следовательно, научно обоснованную теорию обучения. В ней рассматривается «универсальная теория учить всех всему». Таким образом, впервые в истории педагогической мысли оформляется общая дидактика, в отличие от частной дидактики и методик преподавания отдельных предметов. В ней рассматривается «универсальная теория учить всех всему». Таким образом, впервые в истории педагогической мысли оформляется общая дидактика, в отличие от частной дидактики и методик преподавания отдельных предметов.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в основу названия указанного педагогического труда положено одно из ключевых положений концепции воспитания и образования, разработанной Я.А. Коменским: «…Создавать…такие школы, в которых бы все юношество могло обучаться наукам…и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Следовательно, процесс подготовки подрастающего поколения к жизни настоящей и будущей воплощен в гармоническом сочетании двух начал: духовного начала, отраженного в совокупности истинно христианских добродетелей, и начала общечеловеческого, отраженного в наличии развитых физических и духовных сил, всестороннего образования, высокой степени строгой нравственности и обширной всесторонней практической подготовки.

Он уверен, что каждый человек способен к образованию, лишь бы только были подобраны для этого правильные методы. Свою уверенность Я.А. Коменский обосновывает свойствами человеческого ума, который «отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну».

Я.А. Коменский обобщает свои размышления о пользе дидактики посредством указания на тот факт, что ее использование окажет помощь в важнейшем деле преобразования школ «для подлинной и универсальной культуры духа». Процесс данного преобразования рассматривается непосредственно в религиозном контексте, вновь подчеркиваются важность и значимость духовного начала в человеке, отраженном в усвоении религиозных догм, в сознательном следовании им.

  1. Сравните идеи Просвещения в Германии, Англии, США, Франции.

Германия

Англия

США

Франция

Немецкое Просвещение ведет борьбу за права разума и философии, опирающейся на разум. Оно также пытается решить конфликт между верой и разумом в пользу разума, отстаивает право научной критики тех вопросов, которые до того считались исключительным достоянием религии. Но в то же время немецкое Просвещение лишено того боевого духа, каким отличается Просвещение во Франции. Немецкое Просвещение не столько отвоевывает у религии права в пользу разума, сколько стремится к компромиссу между знанием и верой, между наукой и религией.

Вольф и его ученики стремились к разработке философии в форме науки, прибегали к «геометрическому методу» Декарта и Спинозы, развивали учение о причинной обусловленности всех явлений природы. В познании они подчеркивали роль разума, логических законов и форм мышления. 


В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений.

Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание.

 В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1732-1799), Б. Франклин (1706-1790), видевшие в просвещении общества важный путь его к преобразованию.

 Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования. Бенджамину Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры. Верой в образование проникнуты слова Джорджа Вашингтона: "Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия".

Развертывает резкую критику всех феодальных институтов, начиная с абсолютной монархии и кончая церковью как идеологическим оплотом феодализма. Просветители во Франции выступают против сословного неравенства, несправедливых привилегий аристократии и духовенства, против религиозной нетерпимости, догматизма, предрассудков и заблуждений, которые они находят в разного рода вероучениях. 

Интерес к проблемам общественного и политического устройства жизни. Это дает себя знать в многочисленных обобщающих трудах французских писателей и ученых по вопросам теории государства и права, форм политической власти и ее истории, проблеме равенства людей. В преддверии революции было особенно актуально разрабатывать вопросы, связанные с возможным будущим общественным переустройством.

Распространение идей Жан-Жака Руссо и его учением сентиментализма. Руссо выдвигает идеал свободного, естественного человека, ориентированного на разумные государственные и общественные институты, человека, в котором гармонично сочеталось бы личное и общественное, который мог бы быть одновременно и хорошим отцом, и человеком, способным в ответственный момент отечественной истории совершить гражданский подвиг. Не случайно, что именно в годы французской революции идеи Руссо были особенно популярны.




  1. Дайте сравнительный анализ отличия городских, грамматических школ, гимназии и учебных заведений нового типа.

Городская школа

  • Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно.

  • 4 – х недельные каникулы.

  • Инструменты церковного воспитания.

  • Возрастание доли естественных наук.

  • Уклон на языки и литературу.

Грамматическая школа

Гимназия

  • Инструменты церковного воспитания.

  • Возрастание доли естественных наук.

  • Уклон на языки и литературу.

  • Бывшие городские школы.

  • Управление перешло королевской власти.

Учебное заведение нового типа

  • Конфессиональная терпимость.

  • В учебный план входили немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, мораль, математика, естествознание, история, география, рисование, музыка, верховая езда; заметное место занимал ручной труд. Использовались активные методы, ориентирующие учащихся на самостоятельную деятельность.

  • Академия Франклина предлагала учебную программу современного образования. Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин.

  1. Дайте сравнительный анализ педагогических идей И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта.

Песталоцци

Дистервега

Гербарт

Считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека.

Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств».

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. 

Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан.

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность.

Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности.

Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. 

Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.

Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. 

Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.

Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека.

Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов.

Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии — в высшие учебные заведения.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. 
1   2   3


написать администратору сайта