|
Задача философии и права Формы философии и права Особенности философии и права
Номер
| Автор\Статья
| Вопросы по статье
| Ответы
| Общий вывод
| 1
| «Философия. Право. Философия права»
Делокаров Кадырбеч Хаджумарович
| Задача философии и права?
Формы философии и права
Особенности философии и права
| Задачи философии и права пересекаются в «человеке», который живет в обществе и должен считаться с другими людьми. Философия и право
генетически связаны, поскольку и философия и право занимаются познанием человека, его природы и норм жизнедеятельности. Естественно, что
у каждой из этих форм общественного сознания — философии и права —
есть свои особенности, свои специальные задачи. Необходимость философии права осознали еще в древности.
| ставит больше проблем, чем решает, осложняя реальную ситуацию.
Завершая размышления о философии, праве и философии права, приведем два, на мой взгляд, интересных тезиса, имеющих отношение
к приведенным мыслям. Первый принадлежит широко известному М. Монтеню, который, оппонируя Платону, считавшему, что правители, защищая
государственные интересы, могут лгать своим согражданам, писал: «Меня часто охватывала досада, когда я видел, как судьи, стараясь вынудить
у обвиняемого признание, морочили его ложными надеждами на снисхождение или помилование, прибегая при этом к бесстыдному надувательству… Злобой и коварством своим такое правосудие, по-моему, подрывает
себя не меньше, чем его подрывают другие» 1
. Вторая мысль принадлежит
Лао-цзы — одному из классиков китайской философской мысли: «Там, где
великий мудрец имеет власть, подданные не замечают его существования,
там, где властвуют невеликие люди, народ бывает к ним привязан и хвалит
их. Там, где властвуют меньшие люди, народ боится их, а где еще меньше — презирает».
| 2
| Право и справедливость как ценности социального процесса Черных С.Н.
| Современная наука о морали заключается?
Соотношение права и справедливости
Суть «бытия мира»
| Современная наука о морали приходит к
убеждению, что совокупность переживаемых
людьми моральных чувств и признаваемых ими
ценностей не поддается сведению в единую теорию.
По мнению С.Л. Франка «задача науки о морали
может заключаться только в том, чтобы отделить
каждую из этих нитей от других и показать, каким
образом они сплетаются в живую ткань моральной
жизни». Право и справедливость как
феномены социальной действительности, подобно
нравственности, любви, также являются, теми
«нитями» которые образуют общую картину
реальности.
Осмысление источников формирования
представлений о праве и справедливости логически
подразумевает необходимость анализа их
онтологических, гносеологических и
аксиологических составляющих. Потребность
человека в подтверждении собственной значимости
наряду с осознанной необходимостью в свободе
самопроявления, создает условия для переноса
экзистенции человека во внешнее бытие.
Переживание субъектом своего «бытия в мире» и
есть существование, экзистенция. Индивид в
процессе социального взаимодействия осознает себя
как «личность», при этом ощущая себя частицей
бытия конкретного коллектива, нации,
человечества. Одним из таких «состояний сознания
является переживание несправедливости.
| Повсюду в истории политических идей
можно обнаружить поиски принципов
объединяющих государство и право в единое целое.
В процессе социализации, человек познавая
окружающий мир и формируя свое отношение к
предметам и явлениям, одновременно определяет
смысл и содержание права и справедливости,
трактуя их в зависимости от того, насколько они для
него значимы. Однако в независимости от
субъективной оценки со стороны индивида,
справедливость являются общезначимой ценностью,
практическая реализация которой происходит в
рамках права. И право здесь, подобно
справедливости, также является той ценностью,
значимость которой определяется необходимостью
фиксирования гражданских прав и свобод.
| 3
| Право и справедливость: источники противоречия Черных С.Н.
| В чем заключается идеалистическая диалектика?
Способы формирования представлений о справедливости
Особенности формирований представлений о справедливости
| В идеалистической диалектике Фихте
указывается на то, что право является одним из
средств проявления «Я» человека. Согласно
утверждению Фихте «... первый принцип учения о
праве состоит в том, что конечное разумное
существо не может полагать себя, не полагая своей
свободной деятельности. Второй — конечное
разумное существо не может полагать себя
свободно действующим в этом мире, не
приписывая ее также другим, подобным себе
существам». Т.е. по Фихте, осознание
наличия свободы, возможно только при сравнении
таковой со свободой других людей.
Одной из проблем которую не заметил
Фихте, как полагал Шеллинг, является то, что
любая оценка, любой вклад сознания человека,
будет субъективным по своим составляющим.
| Повсюду в истории политических идей можно обнаружить поиски принципов объединяющих государство и право в единое целое. В процессе социализации, человек познавая окружающий мир и формируя свое отношение к предметам и явлениям, одновременно определяет смысл и содержание права и справедливости, трактуя их в зависимости от того, насколько они для него значимы. Однако в независимости от субъективной оценки со стороны индивида, справедливость являются общезначимой ценностью, практическая реализация которой происходит в рамках права. И право здесь, подобно справедливости, также является той ценностью, значимость которой определяется необходимостью фиксирования гражданских прав и свобод.
| |
|
|