Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Социализация личности

  • 4. Девиантное поведение и социальный контроль

  • Эмилем Дюркгеймом

  • Роберт Мертон

  • Тема Личность и общество


    Скачать 319.46 Kb.
    НазваниеТема Личность и общество
    Дата10.04.2023
    Размер319.46 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTema_9._Lichnost_i_obshchestvo.pdf
    ТипДокументы
    #1052334

    1
    Тема 9. Личность и общество.
    Основные вопросы
    1.
    Личность в системе социальных взаимосвязей.
    2.
    Социологические теории личности.
    3.
    Социализации личности.
    4.
    Девиантное поведение и социальный контроль.
    1. Личность в системе социальных взаимосвязей
    Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид.
    Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален, ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что
    личность это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. К социальным качествам личности относятся: самосознание, ценностные ориентации, ответственность, цели деятельности, социальный статус, социальные роли, нормы и ценности, уровень образования, активность, самостоятельность в принятии решении и др. Для социологии важен
    социальный тип личности это совокупность часто повторяющихся социальных качеств людей, входящих в определенную социальную группу.
    Ценностные ориентации это социальные, моральные ценности важные для человека, это ориентация на определенные ценности, такие как: материальное благосостояние, здоровье, семья, знания, уважение окружающих, вера, свободное время, удовольствия, свобода и др. В зависимости от типа

    2 значимых ценностей человек организует и направляет свою деятельность.
    Люди различаются по ценностным ориентациям. Другой важной чертой личности является самооценка, самосознание. Если мнение человека о самом себе совпадает с мнением окружающих, то это адекватная самооценка, что говорит о нормальном социальном развитии человека. Если человек считает себя лучше, чем думают о нем окружающие, то это завышенная самооценка.
    Если такое различие очень сильное, человек выглядит смешным в глазах других людей, его притязания неоправданны, он постоянно терпит неудачу в своих делах. Если человек думает о себе хуже, чем считают его окружающие, то это заниженная самооценка. В этом случае человек не берет на себя ответственность, действует ниже своих возможностей и не добивается в жизни того, что мог бы достичь исходя из его способностей. Как заниженная, так и завышенная самооценки затрудняют социальное взаимодействие человека.
    Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью. Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли. Итак, личность – это система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, более широко – в социальной жизни.
    2. Социологические теории личности
    Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. В социологии наиболее известны следующие теории личности:
    Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества.
    Сфера психики человека включает в себя:
    1) Ид–Оно: бессознательное (природные инстинкты);
    2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций;

    3 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
    1) бессознательное - ид;
    2) сознание индивида - эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций;
    3) супер-эго - законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
    Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
    Особое место занимает ролевая теория личности: в символическом интеракционизме теория зеркального «Я» (Ч. Кули), концепция «обобщенного
    другого» (Дж. Мид). Личность понимается как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект; в структурном функционализме
    (Р.Мертон, Т. Парсонс) социальное поведение личности описывается двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
    Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач – лечить, педагог
    – преподавать, предприниматель – организовывать производство и управлять им и т.д. Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаи- модействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию – он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).

    4
    Статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.
    Статус это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
    Человек может иметь несколько статусов (статусный набор), но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции.
    Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Различают статус
    прирожденный и достигаемый. Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми
    (аскриптивными). Например, статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д. Главный статус, прежде всего, определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
    Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный, с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.
    Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.
    Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.
    Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Престиж (иерархия) статусов, который охраняют культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят подвижки, подчас немалые. Они обусловленны изменением общественных связей, функций, которые, в конечном счете, порождены изменением ценностей, общественных приоритетов и целей.
    Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности молодежи. Это своеобразный магнит. В

    5 зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «я».
    Статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе, функции, права и обязанности. Социальная роль это ожидание поведения типичного для людей данного статуса (Р. Мертон), совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется
    ролевым набором (Р. Линтон). Иными словами, концепция социальной роли проста. Каждый человек в различных группах и коллективах занимает какое-то положение, с которым связаны образцы поведения, и группа ожидает от своих членов, что, занимая данное положение, они будут вести себя в соответствии с этим образцом, определяющим поведение, признанное идеальным. С любым социальным положением связаны определенные права и обязанности. Права основываются на ожидании индивида того, что другие будут вести себя по отношению к нему так, как это принято в группе, обязанности состоят в том, что другие ожидают от индивида поведения, соответствующего его положению. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент.
    Многообразие социальных ролей, выполняемых нами, становится причиной, порождающей различные явления индивидуальной жизни. Прежде всего отметим, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность же сочетания социальных функций и ролей выступает как один из аспектов индивидуальной личности, особенностей ее духовных свойств и качеств. Но самое главное – это то, что многообразие ролей порождает внутренние ролевые конфликты личности.
    Выделим основные типы ролевых конфликтов:
    1.Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными особенностями ролевых стандартов. Например, внутриролевой конфликт нередко проявляется у работников средств массовой информации (конфликт между необходимостью предоставлять обществу объективную информацию и обычаем выполнять чей- то заказ).

    6 2. Конфликт экспектаций (ожиданий), т.е. конфликт, вызванный различиями интерпретаций одной и той же роли, может проявляться в различ- ных вариациях.
    • Конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Например, Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а ее муж и дети — низкой самоотдачи на работе, с тем, чтобы она могла больше сил и времени уделять семье.
    • Конфликт между ролевыми стандартами, выработанными в различных социальных общностях, социальных средах, который особенно ярко проявляется при смене личностью социокультурной среды.
    3.Межролевой конфликт. Ориентация на две при синхронизации противоречащие друг другу социальные роли приводит к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и т.д. Например, очень часто возникает несоответствие между ролью «заботливого отца, хорошего семьянина» и
    «влюбленного в свое дело ученого, самоотверженного исследователя».
    Укажем, что и та, и другая роль «выпестованы» обществом, столкновение про- изошло по причине противоречий между самими стандартами, которые не возникали до тех пор, пока не пересеклись в конкретной личности.
    Ролевые напряжения довольно многообразны:
    1)
    внутриличностные – внутреннее напряжение в ходе выполнения ролей, ролевых конфликтов;
    2)
    неадекватная
    ролевая
    подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптированности исполнителя к требованиям той или иной роли;
    3)
    существенное изменение ролевого стандарта поведения;
    4)
    физическом, интеллектуальном и другом несоответствии человека данному статусу и роли, что приводит к систематическому психологическому напряжению, формированию комплекса неполноценности, депрессии.
    Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Очевидно, что напряжения, связанные с неадекватностью ролевой подготовки, преодолеваются по мере преодоления этого несоответствия в ходе получения необходимых знаний, жизненного опыта, наблюдений и т.д.
    Если же напряжение вызвано физическим, интеллектуальным несоответствием личности статусу и роли, на которые она претендует, может

    7 быть применен метод, рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач. Например, молодому певцу, которому его природные задатки не дают надежд на блестящую карьеру на этом поприще, внушается мысль, что гораздо интереснее карьера композитора, дирижера и т.д. Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).
    Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, — осознанная дифференциация правил, приѐмов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.
    В нем реализован известный принцип: «Богу – богово, Кесарю –кесарево».
    Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее — дети, семья, или наука?»: выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. В конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.
    Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых — преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.
    Например, конфликт между воинской присягой, которая повелевает выполнять приказы, в том числе связанные с уничтожением других людей и принципами человеколюбия, гуманизма. Регулирование ролей может быть связано с
    утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения. (Подобное регулирование ролей могло бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа.)
    Итак, личность это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. Социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры. Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.

    8
    3. Социализация личности
    Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, ценностям, установкам, образцам поведения общества и групп, статусам, ролям данного общества. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями.
    1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они скорее устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.
    2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других.
    Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
    В ходе социализации реализуются следующие цели:
    1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

    9 2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.
    Этапы социализации совпадают с этапами возрастного развития индивида:
    1) первичная (ранняя) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Первичная социализация происходит в семье. На этом этапе родители играют решающую роль. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;
    2) вторичная социализация. В период вторичной социализации, важную роль играет социальная среда, окружение: а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре.
    На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей; б) включение индивида в систему общественного разделения труда.
    Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость
    ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления; в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.
    Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты.
    Основными институтами социализации являются: семья, образование, средства массовой информации, литература и искусство, религия и др. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты
    социализации это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
    Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам – это фаза социальной адаптации, на которой осуществляется

    10
    идентификации, т. е. ощущение себя частью какого-либо сообщества, семьи, страны, нации и пр. Идентичность позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Потеря идентичности серьезная проблема, которая в массовом масштабе характерна для социального кризиса. Такое состояние снижает активность личности и является причиной отклоняющегося поведения, роста преступности, потери смысла жизни. На высшей ступени социализации фазе интериоризации, т. е. такое состояние, когда человек внутренне ощущает важность социальных норм поведения и не может поступать иначе, чем это требуется для социально ответственной личности.
    Формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека, происходит индивидуализация. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.
    Следовательно, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.
    4. Девиантное поведение и социальный контроль
    Социализация нацелена на развитие человека, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам.
    Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. В обществе существует множество разнообразных норм – от уголовного законодательства до требований моды или профессиональной этики. Кроме того, главной особенностью норм является их изменчивость: они различны в различных регионах, в различных социальных общностях и т.д. Эта их относительность (релятивизм) порождает трудности в определении девиации. Более того, девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или иное наказание нарушителя. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

    11
    Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в
    теории аномии одним из классиков социологии Эмилем Дюркгеймом, который использовал эту теорию в своѐм исследованиисущности
    самоубийства. Одной из ключевых причин самоубийств он считал явление, названное им аномия, которое в буквальном смысле означает
    разрегулированность. Э.Дюркгейм считал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей (их удовольствия и разочарования) более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных перемен, например в связи с экономическим спадом, снижением деловой активности, инфляцией, жизненный опыт перестаѐт соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояниезапутанности и дезориентации.
    Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
    Роберт Мертон внѐс некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э.Дюркгеймом. Он считал, что причиной девиации является
    разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми
    средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с вос- хищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью.Согласно Р.Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к
    незаконным способам, например рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотикам.
    Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием
    «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.
    Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения определенных ролей, не только предписывают (предлагают), им образцы соответствующего ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с определенными ролевыми нормами. Жесткость социального контроля зависит, в первую очередь, от следующих факторов:

    12
    •степень формализованности роли (военные, работники пра- воохранительных органов). Например, дружба всегда реализуется через неформализованные социальные роли, поэтому и санкции здесь достаточно условны, кроме одной – резкий разрыв связи;
    •важность того или иного компонента ролевого поведения;
    •престижность статуса: роль, связанная с более престижным статусом, подвергается более серьезному и тщательному внешнему контролю и самоконтролю;
    •сплоченность группы, в рамках которой осуществляется ролевое поведение, а значит, и силы группового контроля;
    •степень референтности группы, ее авторитетности для исполнителя роли.
    Контроль осуществляется в самых разных формах от воздействия общественного мнения, проявления недоверия, избегания контактов до репрессий. Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.
    Выделяют четыре основных типа неформального контроля: социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценка норм. Социальное вознаграждение выражается в улыбках, одобрительных кивках и более высо- ких проявлениях (например, повышение в должности) и служит для поощрения конформности и косвенного осуждения девианта. Наказание – недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы –
    непосредственно направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить. Убеждение – ещѐ один способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму.
    Последним, более сложным, типом социального контроля является переоценка норм: при этом поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным. В настоящее время
    (главным образом, благодаря борьбе женщин за свои права) роли в семье постепенно перераспределяются, выполнение домашней работы перестало считаться предосудительным и позорным для мужчины.


    написать администратору сайта