Тема маленького человека сочинение. Тема маленького человека в творчестве Л. Н. Толстого
Скачать 9.02 Kb.
|
Тема маленького человека в творчестве Л. Н. Толстого. Жижин Никита, 10 «А» В русской литературе существовала необычная трактовка маленького человека, особенно ярко проявившаяся в творчестве Льва Николаевича Толстого. В творчестве писателя в маленьком, незаметном на первый взгляд человеке выявляются скрытые достоинства, но они вызывают не жалость и сострадание, а скорее мысль о скромном и неброском величии “маленького” человека. Иначе говоря, при ближайшем и более пристальном рассмотрении маленький человек оказывается вовсе не маленьким. На маленьких, незаметных людях, собственно, и держится мир, именно они – настоящие творцы жизни и истории. В творчестве Толстого эта мысль проявилась еще в самом начале, в так называемых “Севастопольских рассказах”. Примечательно, что Толстой несколько изменил общественный взор на маленького человека – это уже не какой-то мелкий чиновник, а человек, близкий к народу, или вообще представитель народа. Таковы в “Севастопольских рассказах” простые солдаты и офицеры, благодаря которым так долго длилась героическая оборона Севастополя. Эту же традицию продолжает Толстой и в “Войне и мире”. В этом романе Толстой рисует несколько образов простых людей, от которых тем не менее зависит все – и исход сражения, и судьба армии, и, в конечном счете, развитие исторических событий. Таковы, например, капитан Тушин и капитан Тимохин – обыкновенные, средние, ничем внешне не примечательные русские офицеры, которые не думали ни о славе, ни о подвигах, ни о судьбе России, ни о прочих высоких материях и, уж конечно, не говорили высоких слов, а просто и честно делали свое дело. Именно они, говорит Толстой, и есть настоящие герои войны. Образы маленьких людей у Толстого противопоставлены образам высшего офицерства, генералитета – эти люди на виду, они, кажется, распоряжаются судьбами людей и решают исход сражений, но это ложное и обманчивое впечатление. На самом деле они ничего не решают и не определяют, они, в сущности, совершенно бесполезны и даже вредны. Так называемых великих людей (или людей, стремящихся казаться таковыми) – ничтожное меньшинство, а сила маленького человека, между прочим, и в его многочисленности, в том, что из маленьких людей составляется народ, нация, то есть то общее, что противопоставлено в этической системе Толстого индивидуальному, индивидуалистическому. |