Главная страница

Сочинение. Патриотизм. Тема мнимого и подлинного патриотизма в романе Л. Н. Толстого Война и мир


Скачать 14.94 Kb.
НазваниеТема мнимого и подлинного патриотизма в романе Л. Н. Толстого Война и мир
АнкорСочинение
Дата22.04.2022
Размер14.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПатриотизм.docx
ТипДокументы
#490878

Тема мнимого и подлинного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Война» и «мир» в романе-эпопее Л. Н. Толстого – это два универсальных состояния человеческого бытия. В ситуации «войны» люди теряют историческую память и общую цель, живут сегодняшним днём. Общество распадается на атомы, и жизнью начинает править эгоистический произвол». Мучительно переживают состояние всеобщего хаоса в период войны лучшие герои романа, которые находятся в постоянных нравственных исканиях.

Тема мнимого и подлинного патриотизма является одной из центральных в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Ключевое событие этого произведения – Бородинское сражение. Все сюжетные линии стягиваются именно к этому событию, раскрывающему патриотизм каждого. Автор показывает, что настоящий патриотизм ощущается не на словах, а в поступках. Настоящий патриот не говорит громких и красивых фраз о любви к Родине. «Скрытая теплота патриотизма» молчаливо присутствует в его душе и проявляется в минуту опасности для родной страны. Ложный патриот возвышенно и патетически провозглашает свои чувства к Отчизне, но истинная суть души обнажаются через поступки.

Примером подлинного патриота можно назвать Андрея Болконского. Накануне Бородинской битвы он убеждён, что русские одержат победу над французами, потому что успех сражения зависит не от позиции и вооружения, а от того чувства, которое есть в каждом солдате. Во время боя полк князя Андрея стоит в резерве. Не сходя с места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял треть людей. Не было необходимости возбуждать мужество солдат, слова о патриотизме не были нужны. Люди просто честно исполняли свой долг.

А в это время, 26 августа, в день Бородинского сражения, у Анны Павловны Шерер, фрейлины вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, происходит вечер, «цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного» царю. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия». Князь Василий славился «искусством чтения». Он «с отчаянным завыванием» и «нежным ропотом» переливает слова, чтобы «воодушевить к патриотическому настроению» светское общество. В Москве граф Растопчин писал лжепатриотические афишки, убеждая москвичей, что священная древняя столица не будет сдана французу, что покидать её не нужно. Но москвичи не доверяли этим лживым афишкам, написанным псевдонародным слогом. Все жители как один покинули свой город. Они уезжали, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве». Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Москвичи не думали о величественном значении своей столицы, они делали «просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Истинный патриотизм проявила и та «барыня, которая … со своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга». Граф же Растопчин, желая удивить кого-то, совершить что-то патриотически-геройское, «как мальчик, резвился над величайшим и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы», думая лишь о ложном призраке славы.

Москва с её искренним воодушевлением и патриотизмом противопоставлена светскому Петербургу, салону Шерер, где форма преобладала над содержанием, где по-прежнему велись светские игры и новой была игра в патриотизм.

Патриотом оказался не генерал Бенигсен, который на военном совете в Филях, «горячо выставляя русский патриотизм», настаивал на защите Москвы, а Кутузов, который взял на себя ответственность и приказал оставить Москву, чтобы спасти армию. Кутузову веришь, потому что он искренен и в своих словах: «До чего довели!» Он искренен и в своей убеждённости в том, что заставит французов есть лошадиное мясо.

Мы пришли к выводу, что подлинный патриотизм доказывается не словом, а делом. Во время Отечественной войны 1812 года подъём русского национального духа был чрезвычайно высок, на защиту Отечества встал весь народ от мала до велика. «Скрытая теплота патриотизма» стала движущей силой людей, ничего не жалевших для защиты Родины. Самоотверженному народу противопоставлены ложные патриоты, которые только говорили о своей любви к Родине, но никак не подтверждали свои пышные фразы поступками и делами.


написать администратору сайта