ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по учебному курсу «Теория и методика музыкально-эстетического образования». Тема Музыка как вид искусства Основные тенденции современного музыкального образования
Скачать 65.79 Kb.
|
Практическое задание 1 Тема 1. Музыка как вид искусства Основные тенденции современного музыкального образования. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЯХ БОДИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА Прежде всего, назовем масштабную коммерциализацию, которая явилась не только следствием рыночных отношений, но и поразила образовательную сферу. Коммерциализация привела к расплодившимся платным вузам и частным школам, «дополнительным» платным учебным дисциплинам «по выбору» (в основном – выбору родителей), другим «образовательным услугам». Все это изменило идейную сущность образования, превратило его в сферу услуг, отнюдь не востребованных детьми, а выбираемых родителями – с учетом их абсолютно разной мотивации (ранняя профессионализация, стремление занять ребенка в свободное время, материальное положение семьи и др.). Наряду с этим проявилась определенная непредсказуемость образовательной стратегии и тактики, стремительно меняющихся в соответствии с общественными реалиями, а затем спешно закрепляющимися уже как обязательные. Возникает вопрос: стоит ли так спешить с законодательным закреплением явно не отработанных и не устоявшихся форм образования, вызванных актуальными условиями, но поспешно предначертанными на всю будущность? Нам представляется, что непредсказуемость условий общественной жизни, вызванных глобальными катаклизмами, должна располагать к большей осмотрительности и осторожности, нежели к жестким и стабильным в обозримой перспективе решениям. Их недальновидность усиливается в связи с объективной хаотизацией общественной жизни и общественных отношений – тенденцией, которая проявилась и «мутирует» уже более столетия. В настоящее время наблюдается хаотичная конфронтация (идеологий, крупных общественных проектов, авторитетных мнений и пр.), которая нарушает стабильность общественных устоев, расшатывая их и приводя к пагубной неопределенности, способной «качнуться» в любую сторону. Отсюда – неустойчивость образовательных ориентиров любого уровня, которая «подпитывается» накопившейся в обществе конфликтогенностью, нередко приводящей к бессмысленной борьбе мнений, установок, практически не реализуемых, но зато пламенно обсуждаемых и, таким образом, навязываемых обществу. В связи с этим рождается и такое явление, как социально-педагогический экстремизм. Яркой иллюстрацией последнего являются идеи, активно развиваемые и транслируемые банкиром, а теперь еще и представителем высшего эшелона коммерсантови общественным деятелем Г. Грефом. Он призывает к отказу от усвоения знаний и замене их навыками. Для педагогов: не умениями, а именно навыками, то есть автоматизированными умениями. И это при условии отказа от знаний! Можно сколько угодно критиковать традиционную установку на ЗУНы, но нельзя же допускать такую их примитивизацию, которая напоминает печально известный циркулярполуторавековой давности «О кухаркиных детях». В связи с этим нельзя не упомянуть концепцию «оглупления» основной массы людей, которую активно озвучивает один из соратников Г. Грефа - А. Курпатов - президент Высшей школы методологии (педагогам на заметку!), научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка (теперь, очевидно, Сбера). Думается, что в активном вмешательстве Г. Грефа в педагогику проявилась еще одна актуальная тенденция и особенность современного мироустройства – непрофессионализм. Эта черта свойственна не только тем, кто далек от педагогики, но, к сожалению, и некоторым близким к ней людям. Иначе мы не оказались бы на пороге законодательного введения всеобщего дистанционного образования, то есть обучения и воспитания (пускай и «комбинированного»). Кстати, идея всеобщего обучения и воспитания принадлежит отцам Церкви – выдающимся религиозным деятелям эпохи зарождающегося и раннего Средневековья. А они трактовали эту идею исключительно в применении к религиозному воспитанию. Однако даже авторитетные мнения Отцов могут почитаться как их личные мнения – вне канонических идей Церкви. Как же по прошествии более полутора тысяч лет мы не только принимаем на веру мнения отдельных современных идеологов педагогики, но еще и спешим их идеи канонизировать? Непрофессионализм предполагаемых новаций заключается еще и в полном игнорировании санитарных норм, предписанных, в частности, школьникам: любой их возрастной категории разрешены занятия за компьютером или с применением электронной доски максимум 30 минут (а точнее, от 15 до 30 минут). Стоит ли говорить об экологии образования, его здоровьесберегающем потенциале и природобезопасности в условиях постоянного грубого нарушения предписанных норм! Заметим также, что в п.4 статьи 16 Закона «Об образовании», где речь идет о дистанционном обучении, значится, что «местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся». Возникает вопрос об общепринятой форме надомной учебно-воспитательной деятельности педагогов (в Законе употреблено их «неуютное» определение «педагогические работники»), которые, сидя по домам, сражаются с несовершенством компьютерной связи, ограниченными возможностями сетей, планшетов и андроидов, которыми пользуются обучаемые. Это – объективное свидетельство бытующей хаотизации форм образования, которая стала одной из характерных примет последнего времени. А теперь обратимся к музыке – предмету «по выбору», который вместе с другими предметами искусства постепенно исчезает из учебных планов школ, уступая место более «актуальным» и востребованным предметам, канонический набор которых всем известен. Заметим, что участвуя во Всероссийском съезде учителей предметной области «Искусство», организованном и с успехом проведенном НИИ художественного образования и культурологи РАО в конце 2020 года, автор стала свидетелем профессионального энтузиазма, глубокой содержательной направленности и ценных новаторских инициатив, содержащихся в докладах и практической деятельности учителей - специалистов в области художественного образования. Однако должного общественного резонанса и практической поддержки столь масштабная профессиональная акция пока не получила. Для подтверждения продуктивности усилий по разработке содержания музыкального образования сошлемся на концепцию «четырех пластов музыкальной культуры», составляющих основу ее изучения и принадлежащую авторитетным авторам одной из наиболее популярных у работающих учителей программ по музыке Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. Они определили эти важнейшие пласты музыкальной культуры как фольклор – вокальное и инструментальное народное музыкальное творчество; музыка религиозной традиции; шедевры русской и зарубежной классики; современная академическая и популярная музыка. Такая последовательная и точная дифференциация заслуживает поддержки и воплощения в обновленной версии программы по музыке для общеобразовательной школы. Но почему не ставится вопрос об обязательности освоения минимума музыкальной информации (включая музыкальную грамоту) в школе? Почему приходится напоминать слова классика о трех формирующих человека началах, а это буква, цифра и нота? В связи с этим напомним красноречивый факт того, что утверждение расширенного проекта ФГОС НОО и ФГОС ООО 2018 г. с учетом модулей по музыкальной грамоте было приостановлено. Музыкальное образование - в связи с утратой статуса обязательного предмета учебного плана школы – теряет свои социокультурные и содержательные позиции, обесценивается как дисциплина, в первую очередь, воспитательная и нравственно-формирующая. Следует учесть и то, что активно внедряемое ныне как обязательное дистанционное образование имеет явно недостаточный воспитательный потенциал, поскольку с научной точки зрения ему не хватает эмоциональности и личностного взаимодействия участников образовательного процесса. Получается, что воспитательная функция образования теряет свою значимость и постепенно девальвируется. Надежда на компенсирующее это обстоятельство семейное воспитание эфемерна, так как в условиях общественной напряженности, потери работы и ухудшения материального состояния большинства семей в период пандемии, родители гораздо больше заняты обеспечением своих семей, нежели воспитанием детей. Музыкальное искусство на расстоянии - это Венский филармонический оркестр, оперный театр «Ля Скала» или С. Хаузер с виолончелью посреди озера, но педагог-музыкант, существующий рядом, но только с другой стороны экрана – это досадный нонсенс, с которым можно смириться вынужденно, но принять как норму?.. Знают ли законодатели, что организовать дистанционно пение ансамбля, хора или игру детского оркестра – это колоссальный труд, требующий большого дополнительного времени, а главное - компьютерного профессионализма. Значит, и коллективное музицирование как один из целевых ориентиров и продуктивных итогов музыкального образования находится, по меньшей мере, под вопросом. И это в условиях, когда дистанционное обучение, по мнению специалистов, негативно влияет на психическое здоровье детей. Наконец, обратим внимание еще на одно важное обстоятельство: учителя всегда были хранителями традиций, причем, самого благородного толка. Именно они вводили в культуру, прививали трудолюбие, были носителями, как считал Д. Б. Кабалевский, «естественного ощущения правды и красоты в жизни и искусстве». Так вот: «живой» учитель перед учеником – совсем не то же самое, что учитель на экране. Виртуальный образ, как «ненастоящий» и отдаленный, в духовном плане обесценивается. Для того, чтобы учитель стал еще и воспитателем, необходимо живое общение, эмоциональный контакт, непосредственное визуальное взаимодействие с его мельчайшими деталями и нюансами. Именно поэтому дистанционное обучение в воспитательном – человеческом - смысле всегда будет уступать непосредственному диалогу и взаимодействию Учителя и Ученика. Безусловно, дистанционное образование не заменит очного образования, дети не смогут в полной мере прикоснуться к музыке, научиться играть на музыкальных инструментах. Практическое задание 2 Тема 2. Теория музыкальности Таблица 1 - Содержание диагностики основных музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Практическое задание 3 Тема 3. Музыкальная культура личности. Концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры», Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Ещё древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н.э. говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». И вправду, люди, разговаривающие на разных языках, не понимают друг - друга, но музыка, обладая собственным языком, объединяет людей, проникая в их души. И важно, чтобы эта музыка была высокохудожественной, вызывала бы в душе возвышенные мысли и чувства: доброту, сочувствие другому человеку, чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Но в реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку. Поэтому авторская программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» особенно актуальна на сегодняшний день. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Определены задачи, которые едины для всех возрастных групп. Основные задачи программы: — накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений); — вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; — развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.); — развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности); — побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове рисунках, пластике, инсценировках); — расширять знания детей о музыке; — вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; — побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения. Принципы построения программы: Тематический Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем). Принцип - контрастное сопоставление репертуара. Принцип адаптивности. Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности. Основной принцип программы – тематический. Программа охватывает 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале. Первая тема «Настроения, чувства в музыке» (сентябрь-октябрь) Вторая тема «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь) Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» (февраль) Четвѐртая тема «Природа и музыка» (март) Пятая тема «Сказка в музыке» (апрель) Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» (май) Методы и приѐмы музыкального воспитания: - Наглядный, словесный, практический - традиционные методы. Особые методы, разработанные О.П. Радыновой: Метод контрастных сопоставлений произведений. Методы уподобления характеру звучания музыки – виды: - Моторно-двигательное уподобление - Тактильное уподобление характеру звучания музыки - Словесное уподобление характеру звучания музыки - Вокальное уподобление характеру звучания музыки - Мимическое уподобление характеру звучания музыки - Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки - Интонационное уподобление характеру звучания музыки - Цветовое уподобление характеру звучания музыки - Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?» характеристика эмоционально – образного содержания. (первый квартал) «О чем рассказывает музыка?» выделение черт программности и изобразительности при их наличии. (второй квартал) «Как рассказывает музыка?» характеристика средств музыкальной выразительности. (третий квартал) Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются) и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Понятие «музыкальная культура дошкольников», включает в себя следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость, мышление и воображение. Проводится диагностика по этим 3-м компонентам. В младшем возрасте этими критериями являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения. В средней и старшей группах: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность; выразительность исполнения; оригинальность творческих проявлений; глубина высказываний о музыке; выразительность оценочных суждений о красоте музыки; наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке. Задание Осуществить анализ учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» в начальной школе и программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», составить картотеку авторских образовательных программ музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендации по выполнению практического задания: Заполните Таблицу 2, включите в содержание таблицы анализ не менее 2-3 программ музыкального воспитания детей дошкольного и/или младшего школьного возраста (по выбору). Таблица - Характеристика авторских образовательных программ по музыкальному воспитанию и образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста
Практическое задание 4. Тема 4. Методы музыкального обучения. Развернутый план-конспект беседа о музыкальном произведении используя учебное пособие О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей». Тема: «Сказка в музыке» Цель: развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий и различные формы музыкально-ритмической деятельности. Интеграции образовательных областей: Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое. Задачи: образовательные: -совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности; - поощрять проявление активности детей в музыкально-речевой деятельности; - закреплять знание трех основных жанров музыки (марш, танец, песня). развивающие: - развивать чувство ритма, слуховое внимание; - способствовать развитию памяти, воображения; - развивать умения передавать особенности жанра, характера музыки в исполнительской деятельности. воспитательные: - воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью; - развивать эмоциональную отзывчивость детей на выраженные в музыке чувства и настроения. здоровьесберегающие: - создание положительной психологической атмосферы на занятии, снижение эмоционального напряжения; - повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности; - формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности. Оборудование: Колокольчики и колпаки по числу детей, волшебная палочка, дидактическая игра «Что делают в домике?»(ИКТ), экран, проектор, портрет П. И. Чайковского, дудочка. Ход мероприятия: I часть. Организационный момент. На экране изображён волшебный лес. Дети входят в зал 1. Дети под песню-игру «Собираемся в поход», заводят хоровод и выполняют движения по тексту песенки. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте, мы со всеми поздороваемся! 2. «Я здороваюсь везде» Я здороваюсь везде – Дома и на улице, Даже “здравствуй” говорю Я соседской курице (показывает “крылышки”). Здравствуй, небо голубое! (показывает “небо”) Здравствуй, солнце золотое! (показывает “солнце”) Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”) Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”) Здравствуй, Утро! (жест вправо) Здравствуй, День! (жест влево) Мне здороваться (кладёт руки на грудь) Не лень. (разводит руки в стороны)" II часть. Основная часть. Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие. Мы с вами уже отправились в поход и даже успели немного повеселиться. Что мы делали в походе? (ответы детей, исходя из текста песни) Правильно! Посмотрите! А знаете, где мы с вами оказались? В волшебном сказочном лесу. Присаживайтесь на пенёчки, прислушайтесь… Слышите? Сюда идёт Фея! Давайте закроем глаза и представим каждый свою фею, а потом вы расскажете, кто какаю фею увидел, представил… 3. Слушают музыку П. И. Чайковского «Фея Драже» Музыкальный руководитель: Можно открыть глаза. Расскажите, какую фею каждый из вас увидел (ответы детей). Какой была музыка, какие инструменты звучали? (ответы детей). А написал эту музыку П.И.Чайковский (показ портрета) – великий русский композитор. А какую музыку Чайковского мы с вами уже слушали? (ответы детей) Ребята, посмотрите, фея что-то оставила для нас. Это волшебная палочка и волшебные колпачки гномиков. Фея, наверное, хочет, чтобы мы сами поколдовали. Очень интересно, правда, ребята? Кто хочет превратиться в волшебника? Тогда снова закройте глаза! (Звучит музыка, воспитатель помогает детям надеть колпачки) Теперь вы настоящие гномики! Скажите, а вы знаете, что у гномиком на колпачках еще бывает и звенит? (Бубенчики, колокольчики) Правильно, а на наших колпачках нет бубенцов, что же делать? А давайте, мы изобразим звон бубенцов с помощью песенки, своими звонкими голосами. Музыкальный руководитель: Молодцы. Ребята, настоящие гномы, они очень трудолюбивые, ни минуты не сидят без работы, а мы свами знаем песню, о том, как гномик иголочкой зашивает свой колпачок. Давайте споем эту песню про гномика. 5. Исполняют песню «Пестрый колпачок», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой Цель: развитие певческих навыков. (с игрой на колокольчиках на припеве) Музыкальный руководитель: Ой, ребята, тише, тише, Звуки тихие я слышу Кто-то к нам сюда спешит И лесной хвоей шуршит. Кажется, лесные гномы услышали нашу песню и идут сюда! Слышите? 6. Слушают фрагмент «Шествия гномов» Э. Х. Грига (на экране изображение гномов) Музыкальный руководитель: Ребята, как вам кажется, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, какая по характеру звучала музыка? (Про злых, страшная) А почему вы так решили? (Музыка таинственная, иногда страшная, злая, настороженная.) Музыкальный руководитель: Музыка необычная, сказочная.(4 СЛАЙД – показать добрых гномов):Вот они! Они совсем не злые, только пытаются нас напугать, потому что очень сами боятся чужих. Сейчас я вам про них расскажу, а вы мне помогайте 7. Выполняют игровой массаж «Веселые гномы» (произносить строчку считалки, сопровождая речь самомассажем. При этом прижимаются пальцами другой руки): «Этот гномик рисовал, Этот гномик танцевал, Этот гномик сказку слушал, Этот гномик вкусно кушал, Ну а этот крошка - гномик Во дворе построил домик». А давайте покажем гномикам, что мы пришли с добром. И станцуем для них! 8. Исполняют танец «Гномы-лили путики» Музыкальный руководитель: У гномов еще есть один любимый музыкальный инструмент – дудочка. На дудочке гномика хотите поиграть? 9. Игра «Дудочка-дуда», муз. Ю.Слонова, сл. Е.Соковниной Цель: Развивать умение передавать игровой образ, использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске. На экране появляется домик Музыкальный руководитель: Гномы попрятались в домик. Интересно, что они там делают? Давайте попробует догадаться? 10. Музыкально - дидактическая игра «Что делают в домике?» с применением ИКТ. Цель игры: определение жанра музыки. III. Заключительная часть. Музыкальный руководитель: Слышите? Как вы думаете, что делают гномы? Правильно, они легли спать. Значит, нам пора уходить. Давайте тихонечко попрощаемся со сказкой (Пение «До свиданья, сказка!») А теперь… Вокруг себя вы обернитесь И снова в деток превратитесь! (машет волшебной палочкой, воспитатель снимает детям колпачки) - А что в нашей встрече показалось вам наиболее интересным? - А какое задание было трудным? И правда, наше сегодняшнее путешествие было интересным. Я желаю вам всего самого хорошего, друзья мои! До свиданья! Под спокойную музыку дети выходят из зала. Практическое задание 5 Тема 5. Урок музыки как основная форма организации музыкального обучения Вопросы к анализу урока музыки Д.Б. Кабалевского: Каковы цели и задачи урока? Приучить, научить ребят слышать, воспринимать музыку и размышлять о музыке. Воспитание духовного мира детей. Петь музыку, понимать музыку. Выделите методы музыкального обучения и воспитания. Диалогический метод – учитель задает вопрос, подталкивает детей к ответу. Дает возможность найти правильный ответ. Отвечают почти все дети. Какова воспитательная ценность урока? Дети учатся отвечать на уроке. Вопрос ( задаёт в игровой форме) Опрос мнений присутствующих (путем наводящих вопросов и ведет к объяснению главной темы и разьяснительный образ основного материала учёной программы) В чем авторская идея урока? Идея в том что бы приучить детей к прекрасному. Научиться слушать и петь музыку. Педагогический подход и построение темы урока. Как на уроке развиваются музыкально-эстетические чувства детей? Чувство прекрасного. Умение слышать музыку. Какие приемы влияют на воспитание музыкального вкуса младших школьников? Объяснение в процессе развития действия урока . Повторение. Домашнее задание. Чем вам запомнился урок музыки из 70-х г.г. 20 века, что вы перенесете в свою в педагогическую практику работы с детьми? Учитель заинтересовывает детей музыкой. Дает детям высказаться. Хвалит. Вопросы к анализу современного урока музыки (видео урока Е.Е. Абдрашитовой, конкурсанта Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009 ): 1. Соответствие музыкального материала критериям художественности, доступности, увлекательности для детей, педагогической целесообразности. Все очень красочно, присутствует музыкальная аппаратура. Интерактивная доска, материал понятен. Дети вовлечены в процесс урока. 2. Реализация основных принципов музыкального воспитания. Дети учатся анализировать музыку. Сравнивают отечественную музыку с восточной. Учатся слышать инструменты, на которых звучит музыка. 3. Степень проблемности изложения учебного материала. Материал тзлогается учителем легко и доступно для детей. 4. Соотношение объема звучащей в классе музыки и бесед о ней. Музыки не слишком много, после прослушивание идет обсуждение произведения с детьми. Дети активно отвечают. 5. Рациональность и эффективность использования времени урока. Время используется эффективно, урок продуман поминутно. 6. Степень целесообразности и эффективности использования методов и организационных форм работы. Урок организован на высшем уровне. Используются вспомогательные материалы (пояс для восточных танцев). Урок проходит в форме эксперимента, перепеваютс русские народные песни на восточный лад. 7. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО. Используется интерактивная доска, синтезатор и колонки. Все используется целесообразно, на доске представлены слайды с красочным описанием каждого действия. 8. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока. Высокий уровень взаимодействия с учениками, почти все ученики привлекаются к ответам. Дети поют и играют на музыкальных инструментах. 9. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений. 10. Степень эмоционального воздействия урока на учащихся. Играют патриотические песни, про Родину. Учитель очень живо ведет урок. Интересно рассказывает материал. Дети с интересом отвечают на вопросы. Дети увлечены уроком. Цель уроков музыки в школе, я думаю состои в том, чтобы развивать у детей чувство прекрасного. Слышать музыку, раскрывать способности у детей. |