Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественная жизнь в 1830-1850-х гг. Представители Идеи

  • Общий вывод Условия общественной жизни при Николае I Условия

  • Приметы времени

  • 1836 г. – «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева

  • Митрополит Филарет

  • «русского (общинного)социализма»

  • В 1840-е гг.

  • презентация по истории России 9 класс. 9 класс обществ жизн. история дист 4.02. Тема Общественная и духовная жизнь в 18301850х гг


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеТема Общественная и духовная жизнь в 18301850х гг
    Анкорпрезентация по истории России 9 класс
    Дата13.04.2022
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файла9 класс обществ жизн. история дист 4.02.ppt
    ТипДокументы
    #470845

    Тема: Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.


    План
    Условия общественной жизни при Николае I
    «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева
    Западники и славянофилы
    Русское общество и православная церковь
    Зарождение социалистической мысли


    Домашнее задание: § 11

    Заполнить


    Общественная жизнь в 1830-1850-х гг.


    Представители


    Идеи


    П.Я. Чаадаев


    Западники


    Славянофилы


    А.И. Герцен


    М.В. Буташевич-Петрашевский


    Общий вывод

    Условия общественной жизни при Николае I


    Условия: разочарование идеями Просвещения -Отечественная война, Заграничные походы, восстание декабристов
    Истоки: труды И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга – поиск самобытных путей развития
    Приметы времени: философские темы, салоны, литературные журналы, В.Г. Белинский (1811-1848), Московский университет, историк Т.Н. Грановский
    Итог: формирование независимого от государства общественного мнения и осознание необходимости перемен


    1836 г. – «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева
    в журнале «Телескоп»: выбор православия – отход от генеральной линии развития человечества, что предопределило отставание России


    Западники
    (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин):
    Россия и Запад развиваются по одному пути, разница лишь в темпах.
    Пётр I начал модернизацию, второй этап модернизации «сверху» - отмена крепостного права, конституционная форма правления и гражданские свободы.


    Славянофилы
    (А.С. Хомяков, бр. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, Аксаковы):
    у России самобытный путь, в основе которого православие и крестьянская община – образцовая форма хозяйствования и воспитания селян в духе христианских заповедей.
    Пётр I нарушил единение царя и народа. Выступали за ненасильственное развитие, отмену крепостного права, уничтожение политического деспотизма.

    Русское общество и православная церковь


    Серафим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин, 1754-1833) – старец Саровской пустыни в Тамбовской губернии, основатель и покровитель Дивеевской женской обители (Нижегородская обл.)

    Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1782-1867)


     — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 - митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Академии Российской (1818); почётный член (1827-1841) Императорской академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности, занимался переводом Библии на русский язык. Крупнейший русский православный богослов XIX века.
    В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.


    Александр Иванович Герцен


    В 1830-х гг. – молодёжные кружки – московский кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва – критиковали капиталистические порядки, за социалистическую революцию. Анализируя события 1848 г. в Европе, А.И. Герцен сделал вывод, что Европа «стареет и дряхлеет», разработал теорию «русского (общинного)социализма»:
    крестьянская община – ячейка социализма. Россия через крестьянскую общину минуя капитализм перейдёт к социализму. Для этого – освободить общину от власти помещиков и чиновников (может сделать существующая власть); слияние традиционных сельских порядков с соц. идеями (задача рев. организации)


    Истоки: работы французских соц.-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье


    Идея «русского (общинного)социализма» в 1860-1870-гг. стала знаменем народничества.

    В 1840-е гг. сторонниками идей Фурье стали М.В. Буташевич-Петрашевский и Н. А. Спешнев


    Деятельность:
    с 1846 г. собрания по пятницам на квартире М.В. Буташевича-Петрашевского, обсуждали идеи Фурье, новинки художественной литературы;
    для своих крестьян построили дом-фаланстер (коммуну), но крестьяне её сожгли, не желая туда переселяться;
    Н. А. Спешнев планировал взбунтовать уральских крестьян и двинуться с ними на Петербург.
    ИТОГ
    В 1849 г. полиция разгромила кружок, 21 его участник (в том числе Ф. Достоевский) приговорены к расстрелу, но в последний момент смертная казнь заменена ссылкой или сдачей в солдаты.

    Проверка


    Общественная жизнь в 1830-1850-х гг.


    Представители


    Идеи


    П.Я. Чаадаев


    Западники


    Славянофилы


    А.И. Герцен


    М.В. Буташевич-Петрашевский


    Общий вывод



    написать администратору сайта