Терминологический словарь по философии права. Терминологический_словарь_Темы_1_11_. Тема Предмет и задачи философии права. Философия права
Скачать 31.26 Kb.
|
Тема 1. Предмет и задачи философии права. Философия права – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений. Позитивизм – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. Естественное право – философское и политико-юридическое учение 17-18 вв., завершившее развитие политико-философской и юридической мысли Средних веков и Возрождения, подготовившее философскую теорию политики, общества и человека эпохи европейского Просвещения. Космоцентризм – философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный внушить ужас. Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Рационализм – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. Антропоцентризм – философская и мировоззренческая ориентация, при которой человек рассматривается как центр мироздания, как начало бытия и знания. Иррационализм – в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д. Философская антропология – в широком смысле слова – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе»; в этом значении охватывает самые разные философские направления в той мере, в какой в их рамках представлены те или иные способы осмысления человека, и пронизывает собой всю историю философии. Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. Парадигма – 1) понятие, используемое в античной и средневековой философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Тема 2. История возникновения и развития философско-правовых знаний. Антропосоциогинез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Конфуцианство – морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Его сущность можно передать при помощи афоризма Конфуция: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Микрокосмос и макрокосмос – видение космоса, в котором часть (микрокосмос) отражает целое (макрокосмос) и наоборот. Это особенность, присутствующая во многих эзотерических моделях философии, как древних, так и современных. И наоборот, макрокосмос — это социальное тело, состоящее из более мелких соединений. Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого – от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия – форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Общество – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип – род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности. Протофилософия – перворожденная философия, философия, только что возникшая из мифологии под влиянием развивающегося мышления и несущая на себе родимые пятна социоантропоморфического комплекса. Трансцендентное – то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. Цивилизация – социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой. Географический детерминизм – концепция, утверждающая, что процесс общественного развития — это не результат проявления объективных закономерностей развития общества, а следствие влияния природных сил. Категорический императив – центральное понятие в этическом философском учении Иммануила Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Тема 3. Понятие права. Правопонимание - определённое представление о существе права. Феноменология права - теоретико- методологическое направление философии права, изучающее условия конституиро- вания правовых смыслов и формы их явленности в правовой реальности. Детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Диалектика – метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Закон – законом в философии называется необходимая связь между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение. Императив – требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу; правило, выражающее долженствование. Либерализм – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и личных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Норма – установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Всеобщее – абстрактное единство предметов согласно определённому свойству или отношению, благодаря которому они мысленно объединяются в некоторое множество, класс, род или вид. Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность и способ поведения человека, группы, которые большей частью связаны с определёнными ценностными акцентами в отношениях к действительности. Онтология – учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. Гносеология – «философия познания и познания». В советской и постсоветской философии это слово часто используется как синоним эпистемологии. Этот термин в настоящее время также используется в отношении восточного христианства. Аксиология – теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Тема 4. Сущность права. Сущность права – право представляет собой систему норм и отношений, охраняемых силой государства. Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-экономической структурой. Можно сказать, что оно является социально детерминированным. Формальное равенство – равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Свобода – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. Справедливость – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений). Сознание – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Правосознание – отношение человека к праву, которое основывается на знании о праве. Это субъективная оценка правовых ситуаций. Возможность и действительность – категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность — это то, что уже возникло, существует. Возможность — это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Воля – феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Дух – понятие, обозначающее нематериальное начало; высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Тема 5. Основание и формы бытия права. Бытие – в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности Существование – категория философского дискурса, выражающая один из аспектов бытия. Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части. Обычай – исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим стиль действий и поступков (приличие), господствующий в племени, общине, сословии, требующий более или менее строгого соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими. Религия – определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Государство – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счёте упорядочивает общественные действия в той или иной области Правовое государство – государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Культура – это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Гражданское общество – совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций. Тема 6. Способы познания права. Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Мнение – суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь – оценку, взгляд и т.п. Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Истина – одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения. Правовой эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему. Логическое – раздел философии, изучающий предмет, функциональность и методологию логики как общеметодологической концепции науки. Логос – понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» и «понятие». Гераклит, впервые использовавший его в философском смысле и, по существу, отождествлявший его с огнём как основой всего, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость» Метод – в практической жизни и особенно в науке и философии обозначение более или менее планомерного способа достижения определённой цели, путь к цели, определённый способ и образ действия. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мудрость – способность человека мыслить и действовать в соответствии с высшими целями жизни, возвышаясь над ограниченностью частных и преходящих интересов, в том числе своих собственных; начальный импульс развития философии и конечный синтез всех ее направлений. Общественное сознание – в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Тема 7. Ценность права и юридические ценности. Ценность – указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Благо – конечный предмет стремления, а также всё способствующее его достижению. Права человека – правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности. Моральный закон – фундаментальное понятие практической философии И. Канта. По его мнению, моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Идеал – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества. Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Цель жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Альтруизм – понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. Гуманизм – система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Долг – внутренне принимаемое (добровольное) обязательство, «обязанность человека, освящённая его совестью». Это одно из основополагающих понятий этики, подразумевающее, что поступки человека совершаются на основе нравственно мотивированного давления или обоснования. Тема 8. Антропологические аспекты права. Антропология – философское учение о природе и сущности человека. Антропосоциогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Человек – высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. Индивид – понятие, обозначающее представителя группы, который обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию которых он не может быть отождествлен с другими. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Личность – общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. Рациональность – в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Иррациональность – философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Тема 9. Экзистенциальные аспекты права. Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения. Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Аномия – это философско-социологическое понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом. Маргинальность – понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Воля – феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения. Воля отвечает за создание целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение. Конформизм – понятие, обозначающее позицию индивида, которую характеризует некритическое восприятие сложившихся форм жизни, беспринципность, приспособленчество, пассивное следование укоренившимся образцам поведения. Девиантность – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций. Постмодерн – философское движение, возникшее во второй половине XX века как критический ответ на предположения, якобы представленные в модернистских философских идеях относительно культуры, идентичности, истории или языка, которые были разработаны в эпоху Просвещения 18 века. Тема 10. Право и политика: пределы взаимодействия. Политика – одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства в лице органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественные институты реализуют свои цели и интересы. Власть – возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Государственная политика – принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Норма – установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Обычай – исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим стиль действий и поступков (приличие), господствующий в племени, общине, сословии, требующий более или менее строгого соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими. Цивилизация – социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой. Общественное правосознание – отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества). Индивидуальное правосознание – личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Тема 11. Правовая деятельность. Реальность – философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Правовая реальность – категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. Правоприменительная практика – ставшее общепринятым юридически значимое поведение судей и других правоприменителей, основанное на сложившемся истолковании правовых норм, восполнении их пробелов и неясностей. Субъект права – это лицо, обладающее по правy способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Управление - деятельность органов государственной власти. |