Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпоха Возрождения – время интенсивного развития искусства, создания великолепных художественных произведений.

  • 1.Зарождение буржуазных отношений как основа формирования новоевропейской философии.

  • Антропоцентризм

  • Основные принципы антропоцентризма

  • Натурфилософия Возрождения

  • Николай Кузанский

  • Крестьянская война в Германии.

  • Жан Кальвин и его учение.

  • Религиозные войны. В XVI

  • Проблема метода в науке. 6 тема. Тема Проблема метода в науке Общая характеристика философии эпохи Возрождения


    Скачать 43.46 Kb.
    НазваниеТема Проблема метода в науке Общая характеристика философии эпохи Возрождения
    АнкорПроблема метода в науке
    Дата02.05.2023
    Размер43.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 тема.docx
    ТипДокументы
    #1101855

    Тема 6. Проблема метода в науке

    Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения длилась приблизительно с середины XIV в. до середины XVII в. Она получила такое название потому, что в то время возник огромный интерес к античной культуре, включая и философию. Некоторым людям даже казалось, что античность возникла снова, возродилась и что они живут в античном обществе. Но время необратимо, и прошедшее не возвращается. Происходило не возрождение античной культуры, а ее усвоение и использование людьми последующего времени в соответствии с их интересами.

    В эпоху Возрождения центром философских изы­сканий становится человек (антрос) - наступает вре­мя антропоцентриама. Возникла новая система цен­ностей, где на первом месте человек и природе, а затем религия и ее проблемы. Эстетическое, (что в переводе с греческого озна­чает относящееся к чувству), доминирует в филосо­фии эпохи Возрождения. Мыслителей больше инте­ресует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцен­тризма Возрождения лежит в изменении экономиче­ских отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производ­ства, знаменовало переход от феодализме к раннему капитализму.

    В философии эпохи Возрождения выделяются следующие на­правления:

    • гуманистическое (14-18 вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л. Валли);

    • неоплатоническое (15-16 вв.) - с позиций идеализ­ма пытались познать явления природы, космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанскнй, Марандола, Парацельс);

    • натурфилософское (16- нам. 17 вв.) — опираясь не научные и астрономические открытия, сделали по­пытку изменить представление об устройстве Все­ленной, Космосе и основ мироздания (Николай Ко­перник, Джордано Бруно, Г. Галилей);

    • реформационное (14-17 вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Марти Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);

    • политическое (15-тв вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);

    • утопическо-социалистическое (15-17 вв.) - поиски идеального обществе не основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кемпанелла).

    Эпоха Возрождения началась в Италии раньше, чем в других странах Западной Европы. Первым представителем эпохи Возрождения считается, итальянский поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). Он широко известен своими сонетами-стихами, посвященными его любимой женщине. Петрарка – основоположник западноевропейской лирической поэзии последующего времени, в которой выражены чувства, переживания, впечатления, настроения авторов стихотворений, их внутренний духовный мир. Интерес к человеку, его жизни и мировоззрению характерен и для философии эпохи Возрождения.

    В то время существовала тесная связь философии, художественной литературы, искусства и науки. Эпоха Возрождения – время интенсивного развития искусства, создания великолепных художественных произведений. Выдающиеся представители культуры эпохи Возрождения: английский поэт и драматург Уильям Шекспир, итальянский художник, ученый, изобретатель и философ Леонардо да Винчи, итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти, ученые Николай Коперник (Польша), Галилео Галилей (Италия), Иоганн Кеплер (Германия) и другие.

    Для характеристики философии того времени необходимо отметить ее основные понятия. Это следующие понятия: человек, природа и разум.Интерес прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения к этим понятиям был прямо или косвенно направлен против религиозного мировоззрения, которое господствовало в средние века. В центре мировоззрения людей средневековья находилось понятие Бога. Их мировоззрение носило теоцентрический характер (от древнегреческого слова «теос» – Бог). А в центре мировоззрения прогрессивных, образованных людей эпохи Возрождения находилось понятие человека. Их мировоззрение носило антропоцентрический характер (от древнегреческого слова «антропос» – человек).

    1.Зарождение буржуазных отношений как основа формирования новоевропейской философии.

    В истории стран Западной Европы XVII в. ознаменовался кризисом, охватившим большинство стран региона и оказавшим влияние практически на все стороны общественной жизни. Экономика переживала депрессию. Многие европейские страны в XVII в. были охвачены социально-политическими массовыми движениями, причиной которых был глубокий кризис общественно-политических систем. В этих условиях английская буржуазная революция XVII в. стала началом новой эпохи. Она провозгласила принципы нового, буржуазного общества, сделала необратимым процесс становления буржуазных общественно-политических порядков не только в Англии, но и в Европе в целом.

    Предпосылки революции. В XVI--XVII вв. Англия переживает промышленный подъем. Особенность его заключалась в том, что интенсивное развитие хозяйства происходило в аграрной области. Значительная часть земли была сконцентрирована в руках нового дворянства (джентри) и владельцев мануфактур и активно включалась в промышленное производство. Вместе с тем сохранявшийся в земельных отношениях порядок препятствовал этому. Такое положение вызывало недовольство со стороны джентри и городской буржуазии, образовавших тесный союз. Недовольство выражала и часть землевладельцев-аристократов, тяготившихся поборами, связанными с рыцарским держанием. В тяжелом положении находились крестьяне, которые, с одной стороны, испытывали гнет лендлордов, а с другой -- разорялись в связи с развитием капитализма. Недовольство всех слоев населения существующим порядком, а также упорное нежелание короля сообразовывать свою внутреннюю и внешнюю политику с интересами нации стали причинами революции.

    Это была одна из первых буржуазных революций в Европе, оказавшая значительное влияние на дальнейшую историю Старого Света. Важной особенностью этой революции была ее религиозная окраска, что обусловлено огромным значением в то время религии. Религиозная мысль являлась важным источником формирования общественного сознания. Поэтому все требования преобразования общества и государства проистекали из требования преобразования церкви. В Англии это усиливалось тем, что церковная организация составляла часть государственного аппарата и король был главой не только государства, но и церкви.

    Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX вв. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

    Гуманизм

    Особенности гуманистического мировоззрения Несмотря на наличие в гуманизме XV века множества направлений, основу учения поддерживали большинство учёных. Не все были согласны с идеями гражданского гуманизма, лишь часть поддерживала флорентийских неоплатоников, взгляды Валлы или Альберти также разделяли не все гуманисты. Тем не менее гуманизм имел крепкую платформу, основанную на единых для всех принципах гуманизма.

    Отличительной чертой гуманизма стала ориентации на человека. В античной философии центром внимания являлась природно-комическая жизнь, в эпоху Средневековья в центре становится религиозная жизнь, решающая проблему спасения. Возрождение в центр ставит светскую жизнь, включающую деятельность человека для достижения счастья в земном существовании. Философия берёт на себя функцию науки, которая обязана направить человека на поиск своего места в жизни.
    Философия гуманизма имеет антропоцентрический характер. В центре всего стоит не Бог, но Человек. Бог есть начало всего сущего на земле, человек – это центр всего мира. Соответственно, общество появляется не по воле Божьей, а в результате деятельности людей. Деятельность и мысли человека не имеют границ, он способен на всё. Мировоззрение человека эпохи возрождения носит ярко проявляющийся гуманистический характер. Человек признаётся свободным существом, который является творцом всего окружающего мира и, самое главное, самого себя. Философы Возрождения верили в Бога, они не могли быть атеистами. Но, отдавая Богу роль творца и мира, и человека, они считали, что Бог наделил человека свободной волей. Таким образом, человек самостоятельно определяет свою судьбу, отвоёвывает место под солнцем, несёт ответственность за результат своих действий.
    Основные черты гуманизма

    Гуманизм стал основой мировоззрения эпохи Возрождения. К основным чертам гуманизма обычно относят следующие признаки:

    1. Возвращается интерес к потребностям человека. Философы-гуманисты интересовались внешним обликом и духовным содержанием человека. Они стремились изучить достижения античных классиков.

    2. Формируется культ индивидуальности. Важным инструментом воспитания человека признаётся литература.

    3. Признаётся исключительная роль поэзии. Поэзия воплощала в себе синтез лучших качеств человека, являла собой пример наиболее полной и удачной формой выражения мыслей и чувств.

    4. Происходит изменение философской системы. Гуманисты отрицают философскотеологическую базу средневековых мыслителей, которая опиралась на учение Аристотеля и его сторонников. Они изучают человека с его речью и действиями, с проявлением его характера и результатами деятельности.

    5. В центр гуманизма как системы ставится фигура интеллектуала-гуманиста. Он, заявляя о своей индивидуальности и защищая её, старается представить свою идеология, отделив свои взгляды от других философов.

    6. Принимается универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты нарушают сословные границы и представляют учение без классовых интересов. Они заявляют об универсальности выдвинутых ими человеческих ценностей, которые имеют значимый вес для всего образованного человечества.

    7. Складываются противоречивые отношения с властью. Многие гуманисты опирались на поддержку власть имущих: сеньоров, королей, папских легатов. Неи всегда им удаётся избежать преследований со стороны церкви, поэтому им приходится скрываться, покидать родину или переходить в противоположный лагерь.
    Гуманизм и церковь

    Гуманисты предложили совершенно иные условия гармоничного развития общества. Они признавали высокую значимость труда, верили в разум человека и его творческий потенциал, доказывали, что мирская жизнь есть источник наслаждения и счастья каждого человека. Богатство и накопительство оправдывалось полезностью для общества. Гуманисты считали, что лучшая трата капиталов – это траты на образование. Пантеистическая философия опровергала учение церкви и формировала целостное мировоззрение, ставшее фактором развития всего общества
    Антропоцентризм


    Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.

    Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.

    В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.

    Основные принципы антропоцентризма

    Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

    • Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;

    • Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;

    • Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;

    • Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;

    • Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.


    Пантеизм
    Пантеизм в философии направлен на отождествление Бога с тем, что находится за пределом творения человека: космосом, природой, Вселенной. Представители этого направления склонны считать, что Бога как личности не существует, а есть некий Разум. Пантеисты принимают все существующие вещи, как объекты с божественной сущностью.

    Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.

    Сущность и история пантеизма


    Название философского направления впервые озвучил Джозеф Рафсон в 1697 году. Он написал труд под названием «De Spatio Reali». Через 8 лет ирландский философ Джон Толанд уже на английском языке написал и описал этот термин. В этом труде он объяснил мнение людей, которые не верят в вечную личность, а святое естество приписывают только Вселенной.

    Еще в античные времена, философы задумывались над тем, где берутся и кем контролируются признаки статичности природы Бога: бесконечность, неизменность, вечность, но в то же время подвижность и изменчивость природы мира. Многие последователи этого направления не делят Бога и мир.

    Основные направления


    Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

    1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.

    2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.

    3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.

    4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

    Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

    Натурфилософия

    Возвращение к античным традициям в эпохе Возрождения выражалось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского осмысления сути бытия природы и ее законов посредством философии. Поскольку еще сохраняется традиционный взгляд на философию как "науку наук".

    Натурфилософия Возрождения в понимании и истолковании сущности бытия природы и мира опирается на естественно-научные и географические открытия того периода. Особую роль сыграли открытия и естественно-научные теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция устройства вселенной совершила подлинно революционный переворот во взгляде на мироустройство, которому присущи объективные, собственные и универсальные законы бытия и движения. Доказательство их существования строится на научных фактах, полученных в ходе наблюдения, экспериментов, опытной проверки как научных методов познания. Математика становится всеобщим методом доказательства законов бытия природы и Вселенной и методом анализа эмпирических данных, получаемых в ходе наблюдения за движениями небесных тел. Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства.

    Так, Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) исходя из принципа пантеизма (Бог во всем) выдвигает идею бесконечности не только Бога, но и природы, Вселенной, поскольку Бог в ней незримо присутствует. Поэтому Бог – бесконечный максимум, а природа хоть и ограниченный, но тоже максимум. А поскольку природа состоит из отдельных предметов, конечных величин, то между бесконечностью и конечностью нет пропасти, они стороны одной и той же сущности мира. Природе присуща диалектика бесконечного и конечного, бесконечное состоит из конечного, а конечное переходит в бесконечное. Это невольно приводит к выводу о вечности самой природы и бесконечности отдельных вещей. Вечен не только Бог, но и Природа как таковая. Придерживаясь точки зрения творения мира совершенным Богом, Кузанский утверждает, что и природа совершенна и прекрасна, поскольку творец не создает несовершенного.

    Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества — безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.
    4

    Для эпохи позднего Возрождения был характерен возросший интерес к социально-политическим проблемам, включая проблему государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов. В истории социально-политической мысли этого периода выделяют следующие направления:

    • • политическая философия;

    • • социальные утопии.

    Политическая философия. Одним из первых теоретиков новой социально-политической мысли был итальянец Никколо Макиавелли (1469— 1527), хорошо знавший внутренние механизмы функционирования власти. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни.

    Он считал, что природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

    Из всех работ Макиавелли наибольшую известность получил трактат «Государь», в котором процессы борьбы за власть и процессы функционирования государства рассматривались не с точки зрения долженствования, а с точки зрения внутренних механизмов.

    В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о праве и государстве христианской этике, Макиавелли отделял политику от морали. В политике, считал Макиавелли, действуют особые правила, не тождественные нормам нравственности. В ней можно все при условии достижения конечного результата. Он писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. В борьбе за власть допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

    При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами. Правитель должен формировать свой образ (политический имидж) и казаться щедрым, благородным и честным: «Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие»[1]. Но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату.

    Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

    Социальные утопии. В период позднего Возрождения расцвел такой жанр социальной мысли, как утопии. В буквальном переводе термин «утопия» обозначает местокоторого нет (от греч. и — нет и top os — место). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных проектов нереальных социальных преобразований. В истории социальной мысли в жанре утопий осуществлялась критика существующего строя, осмысливался социальный идеал, делались попытки предвосхитить будущее общества.

    Название «утопия» закрепилось за данным литературным жанром после появления в 1516 г. произведения английского гуманиста, писателя, святого Католической церкви Томаса Мора (1478—1535) под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Живя в эпоху больших географических открытий, когда на картах появлялись новые земли, Мор предложил читателям присоединиться к одной из экспедиций и познакомиться с жителями выдуманного им государства.

    В первой части книги великий гуманист предельно реалистически изображает жизнь Англии в начале XVI в. Источником несчастий и многочисленных проблем современной ему Англии Мор считал частную собственность.

    Реалистическое повествование первой части сменяется показом фантастической картины жизни на острове Утопия, где отменена частная собственность и все жители, за исключением преступников и атеистов, являются равноправными членами общества, занятыми производственным трудом. Отмена частной собственности означала и отмену частной жизни. На Утопии нет индивидуальной семьи, детей воспитывает государство, нет индивидуального хозяйства, все бытовые нужды переданы специальным службам, все, наконец, одинаково одеты.

    Не будем касаться других, более мелких подробностей жизни жителей острова Утопия. Здесь важно другое. Мор утверждал, что достаточно увидеть один из 54 городов Утопии, чтобы знать, каковы все остальные, поскольку и архитектура городов, и образ жизни жителей повсюду одинаковы.

    Специфическая обстановка, сложившаяся в результате гугенотских войн во Франции XVIвека выдвинула второго крупного мыслителя Возрождения – французского юриста, публициста и общественного деятеля Ж. Бодена(1530-1596). В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» он первый акцентировал внимание на то, что решающую роль в определении государства играет – суверенитет – одностороннее и безусловное господство единой властвующей воли. Такой суверенитет принадлежит не народу, а монарху. Суверенитет – это высшая власть над обществом, неограниченная законом. Существенными признаками суверенитета являются: право издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и т.п.

    Выступая против аристотелевской идеи происхождения государства путем постепенного объединения нескольких семей в селение, а селений в полис, Ж. Боден утверждал, что государство возникло в результате насилия, когда сильнейшие, победив слабейших, стали господами. Сходство между семьей и государством состоит лишь в обладании авторитетом: если в семье это власть отца, возникшая из почитания старших, то в государстве это авторитет, основанный на силе.

    Большой исторический интерес представляет мысль Бодена о связи между политикой и географической средой. Так, с его точки зрения, народы умеренной климатической полосы превосходят как южан, так и северян политическими талантами и чувствами справедливости. Зато они ниже первых по умозрительным способностям и ниже вторых по физической силе. Поэтому северными народами надо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.

    Как юрист, Боден развивал свои политические идеи в связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. В своем нашумевшем произведении «Разговор семерых», где он изобразил диспут представителей семи вероисповеданий, он сделал вывод о вторичности всех позитивных религий по сравнению с единой «естественной религией», от природы присущей человеку. Поэтому человеческий закон, считал он, основывается на универсальных принципах. Таким образом, задачи государства, по Бодену, состоят в том, чтобы противостоять теократии, феодальной и сословной раздробленности. Оно должно обеспечивать «порядок» в стране и защищать «жителей» от военных бедствий, насилий и грабежей.

    5

    Причины Реформации.

    С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование). Это широкое обществен­ное движение, характеризующееся отходом от католической церк­ви значительной части населения Европы. Учение католической Церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях про­исходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феода­лизма. Она учила, что мир и все, что в нем находится, созданы богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека; церковь же через спои таинства (Крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что особенно проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями т-.

    пап на верховную власть. Короли, купцы, предприниматели, дво­ряне мечтали получить богатства и земли церкви.

    Выступление Мартина Лютера.

    Начало Реформации было свя­зано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Вопреки учению католической церкви Лютер про­возгласил, что церковь и духовенство не являются посредни­ками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии католической церкви на то, что она может отпускать грехи с по­мощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное по­ложение в проповеди Лютера гласило, что человек достигает спа­сения души не через церковные обряды, а с помощью сноси веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, явля­ется Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сво­диться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном народу языке, а не на латыни. Лютер перевел Библию на немецкий язык.

    Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покон­чить с его умением. Лютеранство приняли многие горожане, кре­стьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

    В ходе Реформации от католической церкви отделились раз­личные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм. Протестантами впервые стали называть герман­ских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (со­брании князей Священной Римской империи) «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограниче­нии распространения лютеранства в Германии.

    Крестьянская война в Германии.

    Вскоре и лагере Реформации произошел раскол. Идеологом народной реформации стал свя­щенник Томас Мюнцер. Он был сторонником Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные полтин.

    Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Германия не должна быть княжеской и дворянской, а дворян­ские замки и монастыри нужно уничтожить. Врагами являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

    В 1524— 1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнуло восстанут крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия про­тив отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события называются Крестьянской войной.

    Программа крестьянства называлась «12 с гатей». В ней говори­лось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Все люди должны объединиться для переустройства жизни на основе об­щей пользы. Все, кто отказывается заботиться об общей пользе, объявляются вне общества.

    Господское добро и землю крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой. В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между феодальной конницей, вооруженной артилле­рией и фактически безоружными крестьянскими отрядами. Кресть­янская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнен.

    Жан Кальвин и его учение.

    Центром Реформации а ада также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Каль­вина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судь­ба его ждет и тем более не может ее изменить. Но каждый верую­щий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Бо­гатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Каль­винизм предполагал целеустремленность и действенность. Каль­вин призывал к бережливости и скромности в быту.

    Кальвинистская церковь строилась на республиканских осно­вах. Церковная община избирала и контролировала своих руково­дителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). В кальвинистской церкви не было возведенных в сан священни­ков. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

    Контрреформация.

    Чтобы начать движение против Реформа­ции, католической церкви необходимо было провести свои ре­формы, что и произошло с 40-х гг. XVI в. После этого она развер­нула наступление против Реформации. Эта политика стала назы­ваться контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ор­дена иауитов.

    Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был ис­панский дворянин Игнатий Лопала. Члены ордена жили в миру. Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспита­ние молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы».

    Одновременно папство укрепляло богословские факультеты Университетов и церковные шкоды. В Риме было создано главное Учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Составили также специальный «индекс запрещенных книг», ко­торые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

    Религиозные войны.

    В XVI в. в Германии и Франции вспыхнули гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований их условно называют княжествами) перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило их независимость от императора.

    Императоры из династии Габсбургов, опираясь на католиче­ские княжества, начали борьбу с протестантами. Долгая война за­кончилась поражением императора Карла V, который в 1556 г.

    отрекся от престола.

    Еще в 1555 г. был заключен Аугсбургскаи религиозный мир, кото­рый установил полную независимость князей в религиозных во­просах и утвердил их право определять религию своих подданных. Императорская власть еще более ослабла. Во второй половине XVI в. Европа разделились на католические и протестантские государ­ства. Протестантскими были в основном северные страны — Анг­лия. Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия.

    Саксония и др.).


    написать администратору сайта