Тема 12. Русская философия. Тема Русская философия. План темы. Особенности русской цивилизации и философии. Философия Фёдора Михайловича Достоевского
Скачать 19.12 Kb.
|
Тема 7.Русская философия. План темы. 1.Особенности русской цивилизации и философии. 2.Философия Фёдора Михайловича Достоевского. 3.Философия Льва Николаевича Толстого. 4.Философия Владимира Сергеевича Соловьёва. 5.Философия Николая Александровича Бердяева. 1. Особенности русской цивилизации и философии. История и культура русского народа неразрывно связаны с православием. В целом можно говорить, что русская философия и культура носят религиозный характер. Основные идеи православия: 1)идея соборности—церковь (Собор) является посредником между Богом и людьми и к церкви, в силу её открытости, могут принадлежать все люди; 2)идея свободы—человек может спастись лишь по собственной воле приобщаясь к церкви; 3)идея любви—спасение человека определяется не внешней, формальной обрядностью, а реальной любовью к ближнему, осуществляемой в жизненной практике. Православие оказало определяющее влияние на русское сознание, культуру и философию. Особенности русской философии и культуры: 1)безграничная вера, подвижничество и самопожертвование ради утверждения и осуществления идеала; 2)интерес к живому конкретному человеку, интересам, ценностям, мыслям и переживаниям своего ближнего; 3)сосредоточенность на нравственной проблематике жизни, усиленное внимание к вопросам добра и зла; 4)социальная направленность мышления и переживаний, особое внимание к судьбам обездоленных и несчастных, сострадание к угнетённым и обиженным; 5)пристальный интерес к историческому процессу, связанный с убеждением, что подлинная правда, справедливость и добро утвердятся за пределами истории, после её завершения, в Царстве Божием (эсхатологизм); 6)убеждение в особом призвании русского народа и русской культуры спасти всё человечество, явить пример и образец социальной жизни, основанной на братской любви, согласии и мире между всеми людьми; 7)эстетический характер культуры и стиля жизни, связанный с постоянным ощущением прекрасного в мире и великим культом красоты во всех сферах жизни; 8)особая открытость русской культуры и мысли любым зарубежным философским влияниям и идеям, которые становятся или объектом восторженного поклонения или объектом лютой ненависти. 2.Философия Фёдора Михайловича Достоевского. Фёдор Михайлович Достоевский написал великие художественные романы «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Подросток» и «Братья Карамазовы», в которых выразил свои философские идеи. Для философии Достоевского главной идеей является христоцентризм, согласно которой Иисус Христос—это пример человека, свободно стремящегося к любви, это образец вечной и совершенной любви. Главным критерием любви является степень самопожертвования. Только в любви человек способен достичь полного и абсолютного счастья, только в любви человеку открывается подлинная красота людей и мира, только в любви человек способен преобразить и спасти себя и весь мир. Достоевский говорил устами героя романа «Идиот» князя Мышкина: «Красота спасёт мир». Перед каждым из людей на их пути к счастью и истине стоят три великих искушения, которые могут увести человека от верной цели жизни: 1)материальное благополучие; 2)чудо—вера в сверхъестественное; 3)сила и власть. Каждый из этих соблазнов отдаляет человека от его предназначения, поэтому делает его глубоко несчастным. При этом человеку не на кого жаловаться, т.к. приходить к любви или отдаляться от неё—исключительное дело свободной совести человека и его собственной воли. Эти соблазны стоят как перед отдельным человеком, так и перед целым народом. Избавиться от страданий и возродиться возможно только путём искреннего раскаяния. 3.Философия Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич Толстой написал великие художественные романы «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», а также религиозно-философские произведения «В чём моя вера», «Исповедь» и «Евангелие», в которых поставил вопрос о нравственном смысле жизни человека и всего общества. Для Толстого высшим смыслом и назначением человеческого и социального существования является следование заповедям Иисуса Христа. Человеческая жизнь и общество только тогда имеют своё оправдание, если они осуществляют в реальности учение Христа. Толстой в качестве главного метода совершенствования человека и мира обосновывал идею ненасилия. Толстой говорил: «Ничто не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия». Толстой создал философскую теорию «О непротивлении злу силою», которую он проповедовал и которая призывала людей не отступать от законов любви и не применять насилия против зла, направленного против человека или его ближних. Так как современное Толстому российское общество и государство не соответствовали его моральным убеждениям, поэтому русский писатель и философ стал мистическим анархистом. Общественные ценности, отрицаемые Толстым; 1)государство и его институты (суды, чиновничество, армия, полиция); 2)церковь (в ответ Толстой был отлучён от православной церкви); 3)искусство. Толстой призывал отказаться от искусственной и насильнической цивилизации, а идеалом христианской жизни считал русскую крестьянскую общину. Качества русской общины, выделяемые и приветствуемые Толстым: 1)самоуправление; 2)общая собственность на землю; 3)физический труд; 4)естественная связь с природой и гармоничное существование в ней. 4.Философия Владимира Сергеевича Соловьёва. Владимир Сергеевич Соловьёв написал книги «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлечённых начал», где утверждал и обосновывал идею всеединства, согласно которой все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них является совокупностью определённых сторон, связей, качеств. Это относится к любому предмету, стороны которого всегда образуют в своём взаимном проникновении и взаимодействии конкретное единство, определённую целостность. Выражением всеединства во всём мире, т.е. проникновения всего мира в каждую часть, но и каждой части во всю Вселенную, является София (Божественная мудрость, промысел Бога о мире). София—это гарантия существования мира в его дисгармоничном, трагическом состоянии, это перспектива преодоления разрыва между противоположными явлениями жизни, преображения разрозненного, распадающегося на части и гибнущего мира в вечный и нетленный космос красоты и гармонии. Всеединство мира постигается лишь цельным знанием. По своей структуре цельное знание представляет собой единство теологии, философии, науки и искусства. В основе этой цельности лежит интуитивное, символически-образное постижение, требующее от человека нравственного и интеллектуального усилия. Абсолютизация одной из сторон познания (логической или эмпирической, интуитивной или рациональной и т.п.) при игнорировании других сторон приводит к односторонности, отвлечённости, ограниченности знания. Прообразом всеединства в исторической реальности у Соловьёва выступает идея богочеловечества. Мир находится в разорванном, распавшемся состоянии по причине зла, греха, творимого человеком. Осуществить преображение мира, нравственно усовершенствовать его может только человек или человечество, поэтому смысл исторической жизни людей заключается в нравственном собирании себя и мира, в свободном и сознательном стремлении индивидов к спасению в Боге (всеобщей любви). Этот путь, который открыт перед каждым человеком, называется богочеловеческим. Два ложных пути совершенствования мира: 1)титанизм—убеждённость в том, что преображение мира является делом человечества без Бога; 2)пиетизм—уверенность в том, что мир будет возвращён в идеальное состояние Богом без участия в этом людей. 5.Философия Николая Александровича Бердяева. Николай Александрович Бердяев написал книги «Философия свободы», «Смысл творчества», «О назначении человека», в которых обосновывал идеи христианского экзистенциализма и персонализма. В основу своей философии Бердяев положил свободу, которая являлась первичной субстанцией, порождающей и материю, и дух, всё бытие. Так как свободой обладает только человек и её нет во всём бытии, следовательно, свобода существует до бытия и вне бытия, т.е. свобода и Бог тождественны. Свобода находится вне всяких причинно-следственных связях, а значит мир и его законы возникли случайно. Необходимость, т.е. все законы природы, является следствием ложно направленной свободы, греховной воли человека. Свобода зла, свобода без любви порождает необходимость и рабство у неё, разъединение и ненависть, смерть и забвение. Возникает объективация—процесс подчинения человека миру конечных вещей, ограниченному пространством и временем, лишённому свободы и обречённому смерти. Бог творит мир во имя любви к человеку, но человек свободно, по собственной воле отпадает от любви, от Бога, свободы и творчества, подчиняя себя объективированному миру. Согласно Бердяеву, у человека есть два пути обретения исконной свободы и возвращения к своей изначальной природе, преодоления объективированного рабства: 1)творчество; 2)святость. Бердяев говорил: «Творчество—это действие Духа Божьего, есть прорыв человека сквозь пространство и время в вечность». Вследствие объективации в истории происходит разрыв вечности на прошлое, настоящее и будущее, где каждое мгновение жизни является лишь подчинённым средством для будущего момента жизни, рассматриваемого как цель. Тем самым вся жизнь человека оказывается обесцененной и обессмысленной и человек оказывается жертвой погони за миражом. Смысл истории и человеческой жизни заключается в преодолении этого временного разрыва, в утверждении бесконечной ценности каждого мгновения жизни, каждого человека и всех поколений людей, переориентация восприятия и переживания времени с горизонтального (перспективного, относительного) измерения на вертикальное (вечное, абсолютное) измерение. |