Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Социологическое понятие личности.

  • Характер

  • Направленность

  • Индивидуальные особенности различных форм отражения

  • 2. Структура личности: разные взгляды на проблему

  • Задания: 1. Что такое личность в социологическом понимании

  • 2. Фрейдовская концепция личности

  • Социология. Тема 3. Здышова. Тема Социология личности Вопросы для всех Анализ понятий личность


    Скачать 33.44 Kb.
    НазваниеТема Социология личности Вопросы для всех Анализ понятий личность
    АнкорСоциология
    Дата06.04.2022
    Размер33.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 3. Здышова.docx
    ТипАнализ
    #446357

    Тема 3. Социология личности

    Вопросы для всех: 1. Анализ понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Социологическое понятие личности.

    2. Структура личности: разные взгляды на проблему

    3. Социальные статусы и социальные роли личности

    4. Ролевые конфликты

    Задания: 1. Что такое личность в социологическом понимании? __(для всех

    2. Фрейдовская концепция личности _________________________________________________

    3. Социальные статусы и социальные роли личности ____(для всех)

    Анализ понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность». Социологическое понятие личности.

    Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

    Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

    Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

    Основные характеристики человека:

    особое строение организма;

    способность к трудовой деятельности;

    наличие сознания.

    Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

    Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

    Общие характеристики индивида:

    целостность психофизической организации организма;

    устойчивость по отношению к окружающей действительности;

    активность.

    Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

    Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

    Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

    Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

    Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

    Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

    С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

    В отечественной психологии существуют различные взгляды на структуру личности. Так, А.Н. Леон­тьев считал, что личность – это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания челове­ка не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тин нервной системы, темперамент, динамические сила биологических потребностей, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и уме­ния, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека. Направленность и воля принадлежат лично­сти, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерар­хии мотивов, как и направленность есть непосредственное выра­жение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

    А.Н.Леонтьев разрабатывает представление о личности как системообразующем основании. Особенности ее структуры: широта жизненных отношений, осуществляемых в деятельности человека, степень иерархизированности мотивов деятельности, направленность личности как характеристика смыслообразующих мотивов.

    С.Л. Рубинштейн и его последователи, определяя личность как способность к выбору собственного поведения, представители данного направления описывают иерархическую структуру личности, отражающую выбор на трех уровнях – потребностном, сознания и поведения. Элементами структуры, выполняющими интегративную функцию, являются понятия интереса, идеала и характера. На пересечении этих главных структурных образований фокусируется ядро личности.( А.К. Дусавицкий).

    Интерес понимается как определенная иерархия отношений, отражающая всеобщее отношение индивидума к миру, в котором проявляется его целостность. Интерес есть переживание индивидом своей, определенным образом понятой, рефлектированной сущности. Интерес – это выбор между потребностями в пользу личностного «Я». В этом выборе решающая роль принадлежит личностному смыслу. Личностный смысл и есть отражение интереса.

    Вторым структурным элементом личности является идеал как отражение в сознании личности его человеческой сущности, выраженной в интересе. Идеал – основной жизненный принцип, в нем отражен образ мира – с точки зрения его соответствия интересам личности, т.е. образ должного мира. Третий элемент структуры личности – характер, как способность личности к реализации идеала. Характер – идеал, воплощенный в действии, в этом его основная функция.

    Характерпроявляется в поступках, т.е. в действиях, в которых ведущим является практическое отношение личности к другим людям.

    К.К. Платоновпонимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил в ней следующие подструктуры:

    Направленность (включает такие формы, как убеждения, ми­ровоззрение, влечения, желания, интересы, склонности, иде­алы). Эта подструктура формируется путем воспитания.

    Опыт (объединяет знания, умения, навыки и привычки, уже приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности).

    Индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли).

    Биопсихические свойства объединяют свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, патологические, так называемые органические изменения.

    На эти четыре подструктуры накладывались еще две общие подструктуры: характер в способности, которые представляли собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества лич­ности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

    2. Структура личности: разные взгляды на проблему

    Структура личности

    К числу важнейших компонентов в структуре личности относят­ся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компо­нентов.

    Сознание — это способность идеального воспроизведения дейст­вительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историче­скому существу.

    Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваи­вать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в соци­альную жизнь общества. Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собствен­ного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а так­же самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

    Сознание формируется в процессе социализации индивида. По сути это результат социальных отношений и деятельности. Созна­ние позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, созда­вать идеальные образы будущего, находить наиболее эффективные пути удовлетворения своих потребностей, передавать накопленную информацию другим людям.

    Культура (в социологии) — это совокупность способов и прие­мов человеческой деятельности, объективированных в материаль­ных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т. д.). Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т. е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.

    Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уровнем развития ее ин­дивидуальных способностей. Деятельность — это способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отраже­нии и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами, как осознанность (целеполагание), продуктивность (производство чего-либо), общест­венный характер.

    Животные для поддержания своей жизнедеятельности потребля­ют лишь то, что находят в природе. Человек же, в отличие от жи­вотных, способен сам создавать новые, не встречающиеся в природе виды продуктов. Поэтому деятельность присуща только человеку, который в процессе своей эволюции создает и совершенствует ору­дия труда и способы производства.

    3.Социальные статусы и социальные роли личности

    Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функ­ции и роли надлежащим образом.

    Каждая личность имеет множество социальных связей, испол­няет различные социальные функции и роли и имеет множество со­циальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

    Статусы бывают предписанными — приобретенными по рожде­нию (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

    Статусы, которыми обладает личность, находятся в определен­ной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности бо­лее значимыми являются статусы, связанные с работой (професси­ей), для других — с семейным положением, для третьих — с обще­ственной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общно­сти. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губерна­тор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для миро­вого сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

    Генеральный статус оказывает значительное влияние на соци­альное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «со­ратник академика» и тем самым придаем дополнительную значи­мость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недоб­росовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

    Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач по­может больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть при­менены различные санкции. Например, руководитель может ли­шиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

    Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи­не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работ­ницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складываю­щихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщи­ны являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

    Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1) функциональной целесообразности; 2) соответствовать социо­культурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюся равнозначными. Например, роль ко­роля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точ­ки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

    Функциональная целесообразность определяется не только с праг­матических позиций (эффективно — неэффективно), но и с пози­ции социальной значимости той или иной роли. Социальная значи­мость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработ­ную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

    Социокультурные ожидания людей во многом зависят от тради­ционной культуры, от уровня развития общества и от существую­щих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчи­ны. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных при­оритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

    4. Ролевые конфликты

    При выполнении ролей нередко возникает их нестыковка, напряжение и даже внутриличностный ролевой конфликт. Под ролевым конфликтом понимается внутриличностное раздвоение, когда индивид вынужден выполнять социальные роли, предъявляющие к нему противоположные требования. Иначе говоря, ролевой конфликт - это противоречивая ситуация, при которой индивиды сталкиваются с различными требованиями, обусловленными одновременным исполнением двух или более ролей. Он стоит перед сложным выбором, порой не знает, как быть, что делать? Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов.

    Первый - конфликт между ролями, одновременно выпол- няемыми индивидом. Часто случается так, что две или больше ролей заключают в себе конфликтующие и даже несовместимые обязанности и нормативные предписания. Например, студентка вышедшая замуж и родившая ребенка, обнаруживает, что требования к ней как к студентке (посещать занятия, активно готовиться к занятиям, проходить практику) могут прийти в конфликт с выполнением ею обязанностей жены и матери.

    Второй - конфликт, происходящий в пределах одной роли. Например, преподаватель вуза как требовательный к студентам человек может столкнуться с ситуацией, когда его нерадивый сын- студент плохо учится и ему необходимо ставить неудовлетворительную оценку. В конфликт вступают требования преподавателя и чувства отца. Или в советское время в состоянии внутриролевого конфликта находились ученые-обществоведы, которые обязаны были объективно исследовать общественные процессы, но не могли критиковать власть, которая того заслуживала.

    Подобные внутриролевые конфликты довольно часты, они приводят к стрессам, нравственному перерождению личности, даже психическим заболеваниям.

    Конфликт в пределах одной роли имеет множество разновидностей.

    • • Между функциональной целесообразностью и общественными особенностями ролевых ожиданий (тот самый ученый- обществовед в условиях тоталитарного режима).

    • • Конфликт может быть вызван различиями в трактовке социальной роли отдельным человеком, который ее исполняет, и обществом или коллективом. Скажем, принципиальный преподаватель обязан ставить всей слабой академической группе студентов двойки, но подобное не одобряется кафедрой, вузом. Или неуспевающих школьников одиннадцатого класса надо оставлять на второй год обучения или исключать из школы, но подобное тоже не одобряется.

    • • Ролевой конфликт возникает и по причине того, что разные индивиды предъявляют различные, порой противоречащие друг другу требования к выполнению одной и той же роли, по-

    разному оценивают ее значение. Например, все тот же случай со студенткой, вышедшей замуж и родившей ребенка. Преподаватели считают, что для нее, все равно, самое главное - учеба, а муж - семья, домашние дела. Или принято считать, что заведующий кафедрой в вузе - это лучший преподаватель, лучший ученый, но так не всегда бывает.

    Как бы там ни было, ролевой конфликт - это очень сложная и неприятная вещь. Человеку часто приходится идти на компромисс, жертвовать собственными убеждениями, ценностями. По этой причине нередко доводится бросать работу, уезжать с места жительства, даже разводиться с женой.

    Социологи и психологи много работали над проблемой поиска выхода из ролевого конфликта. Чаще всего предлагаются следующие варианты его решения.

    • 1. Разделение ролей. То есть каждая выполняемая личностью роль должна быть как бы сама по себе. Например, если ты строгий вузовский преподаватель, то никоим образом не следует переносить это на домашнюю роль отца по отношению к слабоуспевающему сыну.

    • 2. Регулирование ролей. Это ситуация, при которой индивид все больше освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Ответственность берет на себя организация или учреждение. Например, малоквалифицированный врач сделал неудачную операцию. Пациент умер. Но врач не отвечает за последствия. Руководители больницы всячески оправдываются, что, дескать, у нас нет медикаментов, плохие условия, низкая зарплата, да и больной уж был никудышным. Продавец, обманывающий покупателя, тоже спокоен, дескать, так сейчас делают все в торговле. Мужчина, которого бросила третья жена, убеждает себя, что все женщины одинаково плохи, и что он даже рад случившемуся.

    • 3. Рационализация ролей, т.е. такой способ преодоления конфликта, при котором человека убеждают с помощью понятий, идей, ценностей, которые для него и персонально, и социально желательны. Или он сам себя убеждает. Например, христианское «не убий» было номинальным, поскольку в борьбе за веру были уничтожены миллионы людей. Но церковь убеждала, что убивают «не- христиан» или плохих христиан.

    Путем рационализации ситуация определяется так, что ролевое напряжение и конфликт исчезают.

    Статусно-ролевая организация общества предполагает, что каждый человек будет взаимодействовать с другими людьми нормально, адекватно существующим нормам, правилам, требованиям ценностям. Вместе с тем, нормативный порядок в обществе не является абсолютно универсальным. Он дифференцирован, обусловлен местом, временем, особенностями социальной организации.

    Задания: 1. Что такое личность в социологическом понимании?

    Социологическое понятие личности

    Личность — это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

    Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

    Человек — это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

    Индивид — это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

    Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

    Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

    Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

    Социальный тип личности — это обобщенное отражение, сово­купность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (напри­мер, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

    Типологизация личностей может проводиться по разным осно­ваниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по террито­риальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

    2. Фрейдовская концепция личности

    Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

    При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

    В бессознательном слое располагается одна из структур личности -- «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.

    "Оно", в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. "Оно" имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.

    Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества.

    «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

    Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта -- инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

    С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

    Вторая структура личности -- «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я». Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, " исполнительным органом" личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

    Третья структура личности -- «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении
    индивидуума. Будучи морально-этической силой личности, «Сверх-Я» является следствием продолжительной зависимости от родителей.

    Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать «Сверх-Я» как индивидуальное отражение "коллективной совести" социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

    Рационализация связана со стремлением "Сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.


    написать администратору сайта