Главная страница

история россии. Тема Восточные славяне в древности Наше государство в древности создавалось славянскими племенами. И сегодня славянские народы это значимая часть современного мира


Скачать 235.7 Kb.
НазваниеТема Восточные славяне в древности Наше государство в древности создавалось славянскими племенами. И сегодня славянские народы это значимая часть современного мира
Анкористория россии
Дата06.06.2022
Размер235.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаISTORIYa_ROSSII_S_DREVNEJShIKh_VREMEN_DO_KONTsA.docx
ТипДокументы
#573592
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Тема 11. Русь и соседние государства в конце XIII-в нач. XIV вв.

Великое княжество Литовское

К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами возникло раннефеодальное государство – Великое княжество Литовское (ВКЛ). Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродно и др.), так называемая Черная Русь.

Великое княжество Литовское

«Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») – страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением прибалтийских земель. Под ударами немецких рыцарей пали русские крепости в Прибалтике. Рыцари захватили территории племенных союзов ливов, куршей, эстов и др. – предков современных латышей и эстонцев. Ожесточенное сопротивление рыцарям оказывали литовцы.

Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории. Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей меда диких пчел. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные удары по немецким замкам. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих условиях начинается проникновение литовцев в русские земли. Сначала литовские князья утверждаются на столах в некоторых русских городах. Явление это напоминает появление на Руси несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее после того, как литовскому князю Миндовгу удается уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Происходит это в 40‑50‑х годах XIII в., когда Русь истекала кровью после монгольского нашествия.

Территориальный рост продолжался и при преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316‑1341 гг.). Уровень политического развития литовских «завоевателей» был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение в православие, усваивают русский язык, культуру.

Дело, начатое первыми великими литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель. В состав Великого княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, Смоленская (уже при Витовте в начале XV в.), Киевская, Чернигово‑Северская, Волынская, самая южная – Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая, в конце концов, оказалась в руках Польши.

Унии Литвы с Польшей

Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце XIV в. В соседней Польше пресеклась правящая династия. После двенадцатилетнего правления венгерского короля Людовика на престоле оказалась его дочь Ядвига. Польские паны, короновав ее, одновременно поставили вопрос о ее браке с Ягайло Ольгердовичем – великим князем литовским. В 1385 г. брак был заключен. Одновременно была заключена и польско‑литовская уния (союз), которая должна была знаменовать объединение двух государств. Однако она так и осталась на бумаге

Между тем объединение русских земель и Литвы, как пусть и номинальный, но союз с соседним славянским государством – Польшей, дало в области внешней политики блестящие результаты.

В 1410 г. грянула знаменитая Грюнвальдская битва с крестоносцами. С той и с другой стороны в битве участвовало около 60 тыс. человек – цифра для эпохи средневековья огромная. Польскими войсками командовал Ягайло, а литовско‑русские возглавил Витовт, участвовали отряды из Чехии и татары. Все это воинство нанесло сокрушительное поражение Ливонскому Ордену.

В 1413 году между Польшей и Литвой была заключена Городельская уния, после которой начался процесс католизации (принятия католичества) Великого княжества Литовского.

В 1569 г. Великое княжество Литовское заключило с Польшей Люблинскую унию. По ее условиям Великое княжество Литовское объединялось с Польшей в одно государство – Речь Посполитую.

Тема 12. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

В конце XIII века Москва была небольшим, небогатым княжеством. С 1276 по 1303 гг. в Москве правил сын Александра Невского – Даниил Александрович. С его именем связано начало возвышения Москвы. Даниил Александрович стал продолжателем дела своего отца по сбережению Русской земли. «Имея разум богопросвещенный», Даниил Александрович мудро управлял своим княжеством, стойко обороняя родные земли. Как и все удельные правители, Даниил Александрович участвовал в междоусобных войнах, но, как правило, старался решать конфликты мирным путем. Недаром современники с любовью отзывались о московском князе, называя его – «Братолюбец».

Миролюбие и справедливость Даниила Александровича снискали ему любовь и уважение. К Москве потянулись люди из других русских земель: бояре, ремесленники, земледельцы. Тихо и безопасно было в тот период в Москве. Строились новые села, разрасталась сама Москва, возрождались ремесла, крепла торговля, умножались крестьянские хозяйства.

При Данииле Александровиче началось становление Москвы как религиозного центра Русской земли. При нем был построен Свято-Данилов монастырь в честь святого Даниила Столпника, своего небесного покровителя. Даниилу Александровичу удалось расширить территорию Московского княжества, присоединив к нему Коломну, Переяславль-Залесский и Можайск.

После смерти Даниил Александрович был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Борьба Москвы и Твери

Главной задачей для русских людей было освобождение от власти Золотой Орды. Но сбросить ненавистную власть монголов можно было только объединившись. В начале XIV века начинается процесс объединения русских земель. В борьбу за лидерство в этом процессе вступили Московское и Тверское княжество. Поначалу инициатива была у тверских князей, которые пользовались большим покровительством в Орде, но гибкая политика московских князей позволила переломить ситуацию.

В 1325 году Московское княжество возглавил Иван Данилович по прозвищу Калита (правил до 1340 г). Это был талантливый, дальновидный политик, который не брезговал никакими средствами для достижения своей цели – укрепления позиции Московского княжества. В ход шло все: клевета, лесть, подкуп, клятвопреступления, насилие. Но все это Иван Данилович совершал ради великого дела объединения Русской земли. Он ездил в Золотую Орду, одаривая хана, его супругу и приближенных серебром и золотом, отобранным у своих подданных.

В 1327 году в Твери поднялось восстание против баскаков (монгольских сборщиков дани), которых возглавлял Чолхан. Узнав об этом, хан Узбек отправил в Тверь огромное войско, к которому присоединился Иван Калита. Тверь была разорена. Многие историки осуждают Ивана Калиту за его поступок, однако, детальный анализ исторической ситуации показывает, что иного выбора у московского князя не было. Во-первых, участвуя в походе против Твери, он спас от разорения другие русские земли. Во-вторых, приняв участие в разорении своего главного конкурента в борьбе за лидерство, Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, обеспечив лояльность хана Золотой Орды.

В 1328 году Иван Калита получил ярлык на великое княжение. При Иване Калите к Москве были присоединены: Ростов, Галич, Белоозеро, Мещера,Углич. Кроме того, Иван Калита добился права самостоятельно собирать дань для Орды. На Русь больше не присылали отряды баскаков, которые мучили народ непомерными поборами. При Иване Калите Москва стала религиозным центром Руси. В 1325 году митрополит Петр – глава Русской православной Церкви переехал из Владимира в Москву. Сотрудничество великого князя с Русской Православной Церковью стало одним из главнейших условий объединения русских земель. Таким образом, при Иване Калите Москва – стала религиозным и политическим центром Русской земли.

Причины возвышения Москвы

1. Мудрая, целеустремленная политика московских князей;

2. Выгодное географическое положение Москвы,

3. приток населения, развитие торговли;

4. Москва стала религиозным центром России


Тема 13. Великая победа на Куликовом поле.
При сыновьях Ивана Калиты — Семене (1340—1353), получившем прозвище Гордый за свое высокомерное отношение к другим князьям, и Иване Красном (1353—1359) — в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские, Стародубские земли и район Калуги.

Дмитрий Донской.

Князь Дмитрий Иванович (1359—1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.

Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества - была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) — единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.

Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период «великой замятии» (50—60-е годы XIV в.)— ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы «прощупывали» друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне (около Нижнего Новгорода) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Воже (Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Куликовская битва и ее историческое значение

В 1380г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай новел свои войска на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись навстречу татарам, пытаясь упредить врага. Перед тем как отправиться на Куликово поле князь Дмитрий получил благословление святого Сергия Радонежского, который предсказал победу русских войск. Также преподобный Сергий отправил на битву двух воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В то же время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения.

Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Утро в день битвы —8 сентября 1380г.— выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. Челубей был убит, но и Пересвет получил смертельное ранение.

В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских, и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

Разорение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году.

После поражения Мамай бежал в Кафу (Феодосию), где был убит. Власть над Ордой захватил хан Тохтамыш. Борьба между Москвой и Ордой еще не закончилась. В 1382 г., воспользовавшись помощью рязанского князя Олега Ивановича, указавшего броды через реку Ока, Тохтамыш со своей ордой внезапно напал на Москву и разорил ее. Москва вновь была обязана платить дань хану.

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение Куликовской битвы очень велико для русского народа.

1. На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение.

2. Москва стала экономическим и политическим центром Руси

3. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани.

4. Разгром ордынцев в Куликовской битве значительно ослабил их мощь.

5. Битва на Куликовом поле объединила жителей разных княжеств в единый русский народ.

Тема 14. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы

После смерти князя Дмитрия Донского на престол взошел его сын Василий (1389-1425).

Василию удалось присоединить Нижегородское княжество (1392), купив на него ярлык в Орде, а также Муромское и Тарусское. На рубеже XIV‑XV вв. Русь вновь испытала нашествие ордынских правителей. В 1408 году на Русь совершил набег эмир Едигей.

С 1425 по 1453 гг. шла изнурительная феодальная война между претендентами на московский престол. В итоге победу одержал князь Василий II Темный (1425-1462).

Заключительными этапами «собирания» русских земель вокруг Москвы стали присоединения Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств и Новгородской земли, а также западнорусских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского. В этот период правил князь Иван III (1462-1505гг).

Падение независимости Ярославского княжества пришлось на 60‑е годы XV в., а Ростов был присоединен в 1474 г.

Наиболее сложной задачей было присоединение Новгорода, где традиции независимости оставались очень сильными. События осложнялись тем, что в Новгороде сложились две политические группировки, первая из которых ориентировалась на Литву, а вторая на Москву. В 1471 г. пролитовская «партия», возглавлявшаяся Марфой Борецкой, «посадницей» (вдова посадника), и ее сыновьями, заключила договор с великим князем Литовским и Польским королем Казимиром IV, который, присылая своего наместника, тем не менее обещал сохранить новгородские вольности и оборонять Новгород от Москвы.

В ответ на это Иван III двинулся в поход, в который выступили также подчиненные ему князья. На р. Шелони в июле 1471 г. новгородцы, бившийся неохотно (полк архиепископа вообще не принял участия в сражении), потерпели поражение. Но Новгород пока оставался независимым, хотя обязался не вступать больше в отношения с Литвой.

В последующие годы в Новгороде ожила пролитовская «партия», но укреплял свои позиции и Иван III. В конце 1477 г. он предпринимает новый поход. Город был окружен плотным кольцом московских войск. Великий князь предъявил вечевым властям жесткий ультиматум, означавший ликвидацию политической самостоятельности Новгорода: «вечю колоколу во отчине нашей в Новогороде не быти, а господарство свое нам держати».

В январе 1478 г. Новгород капитулировал, вече отменялось, вечевой колокол увезли в Москву, а вместо посадников и тысяцких стали править московские наместники. Земли наиболее враждебных Ивану III бояр (в том числе Марфы Борецкой) были конфискованы. А в 1484‑1499 гг. началось массовое выселение остальных новгородских бояр. Их земли отдали московским служилым людям.

К Москве отходили и северные новгородские земли. Таким образом, Тверское княжество оказалось окруженным почти со всех сторон. В сентябре 1485 г., когда московские войска подошли к Твери, Михаил бежал в Литву. Тверским князем стал сын Ивана III Иван Иванович. Фактически присоединение Твери означало в основном окончание процесса территориального объединения русских земель. Полностью это было осуществлено при Василии III Ивановиче (1505‑1533), при котором к Москве отошли Псков (1510) и Рязань (1521). «Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий», – писал русский историк С.Ф.Платонов.

Несколько ранее, в результате двух русско‑литовских войн (1487‑1494 и 1500‑1503) к Руси отошли Чернигово‑Северская земля и восточная часть Смоленской земли, а в 1514 г. и сам Смоленск.

Падение ордынского ига

В XV в. происходит распад некогда могущественной Золотой Орды. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой вынуждены были подчиняться и платить дань русские князья.

Эта «традиция» была нарушена Иваном III в 1476 г. Воспользовавшись неблагоприятными условиями для московского князя, хан Большой Орды Ахмат, собрав почти 100‑тысячное войско и заключив договор с литовским князем Казимиром, выступил в поход.

Иван III, находясь в сложной ситуации, не решался на крупные военные действия, хотя его войска стояли в ожидании на Оке. В начале октября обе рати оказались друг против друга на берегах притока Оки ‑ Угры. Дважды пытался Ахмат форсировать небольшую, но бурную речку – но оба раза был отброшен. Не дали результата и переговоры. Не пришел на помощь и Казимир IV. Выпавший в начале ноября 1480 г. Снег как бы похоронил последние надежды ордынцев. 11 ноября Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре погиб. Так закончилось «стояние на Угре», приведшее к неизмеримо большим результатам, чем сражения: иго пало.

Тема 15. Образование единого Российского государства.

Московский князь Иван III был великим государственным деятелем. Именно он заложил основы российского самодержавия. Самодержавие – это монархическая форма правления в России, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которой носителю верховной власти (Великому князю, Царю, Императору) принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде

Ивану III удалось не только расширить территорию своего государства, но и создать эффективный политический строй, а также укрепить международный авторитет Москвы. Отражением нового статуса Московии стало установление пышного придворного церемониала и принятие новых государственных символов (двуглавый орел). Чтобы укрепить свой авторитет на международной арене, Иван III женился на византийской принцессе Софье (Зое) Палеолог в 1472 году.
Политическое развитие

В правление Ивана III происходит централизация власти. Бояре приносили присягу на верность Великому князю. Московский государь имел право налагать на провинившихся бояр опалы, конфисковывать их вотчины.

При Иване III усложняются функции государственного аппарата, появляется учреждение -Казна (сер. 15 века). С конца 15 века оформляется высший государственный орган управления – Боярская дума (совет бояр при Великом князе). В состав Боярской думы входили как московские бояре, так и бывшие удельные князья. Дума решала важнейшие государственные вопросы и была совещательным органом при князе. Отношения внутри Боярской думы регулировались институтом местничества.

Местничество – это порядок занятия высших должностей в государстве по знатности рода.

Местное управление: княжество делилось на уезды, а уезды на волости и станы. Городами управляли наместники, поставленные князем на кормление.

Кормление – это система содержания должностных лиц, осуществлявших судебно-административные функции, за счет пошлин, взимаемых с подведомственного им местного населения.

Волостями управляли волостели из числа служилых людей.
Законодательство в Московском государстве. Судебник 1497 года

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности, в 1497 году был принят новый свод законов – Судебник Ивана III.

Судебник установил единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения судопроизводства в стране. Судебник защищал собственность государства и землевладельцев. Одна из статей Судебника ограничивала переход крестьян от одного владельца к другому определенным сроком – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после него. При этом крестьянин обязан был уплатить феодалу пожилое – плату за прожитые годы в сумме около 1 рубля. Таким образом, с принятием Судебника 1497 года в России начинает постепенно складываться система крепостного права.

Тема 16. Россия в период правления Ивана IV: внутренняя и внешняя политика

Да онемеют уста лживые, которые

против праведника говорят злое. (Псалтирь 30:19)

Годы боярского правления

После смерти в 1533г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена (1533-1538 гг), дочь князя Глинского — выходца из Литвы. Елена Глинская провела денежную реформу (появились серебряные копейки). И в годы правления Елены, и после ее смерти в 1538г. (есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Личность Ивана IV

В исторической науке не сложилось единого мнения о личности первого русского царя. Но, все же, представляется возможным выделить ряд общих характеристик личностных качеств Ивана IV, где мнения историков едины. Описывая внешность Ивана IV, историки отмечают его высокий рост, правильные черты лица, а также живой проницательный взгляд. Личность царя формировалась в неспокойный период боярских смут и интриг, от которых у Ивана Грозного остались самые мрачные воспоминания: «И вниде страх в душу моя и трепет в кости моя». В этот неспокойный период только искренняя вера в Бога поддерживала и духовно укрепляла молодого Ивана IV. Юный царь был образованнейшим человеком своего времени, который поражал своей эрудицией современников: он великолепно знал Библию, историю Иудеи и Византии, жития святых, святоотеческую литературу, а также был сильным шахматистом.

Историк В. А. Кобрин полагал, что «сочетание больших природных способностей, интеллектуальной и литературной одаренности с властолюбием способствовали развитию в царе Иване некоего «комплекса полноценности», превосходства над жалкими «людишками», не знающими того, что ведомо царю, не умеющими так выражать свои мысли, как умеет царь».

Первый этап правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.

В 1547 году, достигнув совершеннолетия, Иван IV венчался на царство. Таким образом, Иван IV стал первым русским царем. Как писал историк В.О. Ключевский: «Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия».

Около 1549г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». В состав Избранной рады входили: А. Курбский, митрополит Макарий, духовник царя Сильвестр, А. Адашев, дьяк Висковатый. Возглавлял работу Избранной рады Алексей Адашев. В сотрудничестве с Избранной радой царь провел важные реформы:

- В 1549 году возник новый представительный орган власти – Земский собор, где занимались решением важнейших государственных дел;

- Для эффективного управления страной были созданы приказы (аналоги министерств);

- В 1550 году был составлен новый Судебник (свод законов);

- была проведена реформа управления на местах. Были отменены кормления, управление передано в руки губных старост.

- налоговая реформа, в ходе которой установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха(посошное налогооблажение);

- военная реформа. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны.

Таким образом, реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Тема 16. 2. Внешняя политика Ивана IV

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись:

- на западеборьба за выход к Балтийскому морю;

- на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири;

- на юге — защита страны от набегов крымского хана.

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли, о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья — марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их. После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань и взяло ее штурмом.

Спустя четыре года после взятия Казани, в 1556 г., была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда — государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. (оно называлось по имени хана Ногая и охватывало степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владение землями по Реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом — ясак.

Ливонская война (1558-1583)

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель. Поводом к войне послужила задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Дерпт (Юрьев).

Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). В 1560 г. Орден был разбит, а его земли перешли под власть Польши, Дании и
Швеции. В итоге в войну против России втянулись заинтересованные европейские державы. Война приобрела затяжной характер. России пришлось вести борьбы с мощной коалицией европейских государств. В стране зрела измена, воеводы вели сепаратные переговоры с врагом за спиной царя. В 1564 году на сторону Польши перешел воевода близкий друг царя Андрей Курбский. В этих экстремальных условиях царь решился ввести в стране чрезвычайное положение – была введена опричнина. Ливонская война стала складываться неудачно, боевые действия шли уже на территории России. В 1581 году польский король Стефан Баторий осадил Псков, но взять его не смог. Начались переговоры о мире. В 1583 году война окончилась поражением России. По условиям мирных соглашений Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

Тема 16.3. «Грозная опричнина»Ивана IV

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, справедливо видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, необходимой для решения важнейших государственных задач. Основным препятствием к установлению полного единовластия, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Острота исторического момента требовала от царя решительных действий, что в итоге привело к установлению опричнины (1565-1572 гг .). По мнению выдающегося историка И. Я. Фроянова «Исторические корни опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской Церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его защиты». В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Народ, шокированный решением царя, умолял его вернуться на престол. Иван IV продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско, которое было создано для защиты самодержавия. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности.

С помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде (1570) и Пскове, ставившие своей целью выход из состава России и подчинение Литве. Опричникам удалось нанести ощутимый удар по внутренним врагам русского государства, многие из которых были казнены. Государство и русский народ были спасены. Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн IV не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: «Тело изнемогло, болезнует дух, раны телесные и душевные умножились, и нет врача, который исцелил бы меня.Ждал, кто бы поскорбел со мной, но не явилось никого, утешающих я не нашел. Злом заплатили мне за добро, ненавистью - за любовь».

В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда. Итоги правления Ивана Грозного наиболее убедительно сформулировал доктор церковной истории митрополит Иоанн (Снычев) всвоей книге «Самодержавие духа»: «Царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири. Дело жизни царя было сделано — Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы опасной ереси, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества — осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание — митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь».

ТЕМА 17. Русская культура XIV-XVI вв.

После монгольского разорения, начинается медленный подъем Русской земли. Возрождалась и развивалась русская культура. Новым культурным центром становится Москва, объединявшая под своей властью русские земли.

Особенности культуры XIV-XVI вв

1. новым центром развития русской культуры стала Москва

2. отражение христианских ценностей в памятниках культуры

3. отражение в памятниках культуры идеи борьбы с монголо-татарским игом

4. осознание необходимости единства Русской земли.

Памятники архитектуры

Фортификационные сооружения – строительство каменных крепостей.

В 1367 году был возведен белокаменный Кремль.

Сооружение Кремля в Смоленске ( конец 16 века) – архитектор Федор Конь

При строительстве храмов доминирует шатровый стиль.

Образцом шатрового стиля стала церковь Вознесения в Коломенском (1532)

В период правления Ивана III в Россию приглашают работать итальянских мастеров. На Руси их называли Фрязинами ( то есть итальянцами)

Успенский Собор в Москве ( 1475-1479 гг) построил Аристотель Фиораванти

Грановитую палату построили итальянцы Марк Фрязин и Антонио Солари (1481-1491)

В 1505-1509 гг. был построен Архангельский Собор в Москве ( архитектор Алевиз Фрязин)

Колокольню Ивана Великого в 1505 году построил Бон Фрязин.

По заказу Ивана Грозного был построен храм Василия Блаженного (Покровский собор на Рву) (1555-1560) – образец шатрового стиля в архитектуре. Архитекторы Барма и Постник.

Живопись

Представлена именами Феофана Грека, Андрея Рублева (Троица), Даниила Черного и Дионисия.

Иконописец Феофан Грек (конец 14 века). Прибыл из Византии, работал в Москве и Новгороде. Работал вместе с Андреем Рублевым.

Андрей Рублев ( 1360-1430) – самый выдающийся иконописец. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, затем Андронникова монастырей. Расписывал фресками Троице-Сергиев, Андронников монастыри, Успенский Собор во Владимире, Благовещанский Собор. Андрей Рублев написал икону Троица для Троице-Сергиева монастыря. Даниил Черный трудился вместе с Андреем Рублевым.

Дионисий (ок. 1440- 1519) расписывал фресками Успенский Собор Московского Кремля, Ферапонтов монастырь.

Русскими иконописцами 16 века была написана замечательная икона «Церковь воинствующая» в честь взятия Казани.

Литература

Литература 14-16 веков отражала как религиозные ценности русского народа, так и реальные исторические события.

Повесть о разорении Рязани Батыем, рассказывает о героической обороне Рязани и подвиге воеводы Евпатия Коловрата.

Задонщина – повесть конца 14 века о Куликовской битве. Автор Софроний Рязанец.

В этот период были написаны Епифанием Премудрым жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского (просветителя пермяков)

Во второй половине ХV века написана «Повесть о Петре и Февронии».

Литература и книгопечатание в 16 веке

Первопечатниками на Руси были Иван Федоров и Петр Мстиславцев. В 1564 году их типография выпустила книгу Апостол, а в 1565 году Часосоловец. Большим почитателем книг был Иван Грозный, который собрал большую библиотеку (либерея).

Для литературы 16 века характерно многообразие жанров:

Публицистика: Послание игумена Филофея князю Василию III (Москва – третий Рим); публицистика Максима Грека и Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова «Сказание о Магмете Салтане», переписка Ивана Грозного с Курбским.

Духовник Ивана Грозного Сильвестр написал книгу Домострой - энциклопедию ведения домашнего хозяйства и моральных норм.


Тема 18. Смута в Русском государстве

18 марта 1584 года за игрой в шахматы умер царь Иван Васильевич Грозный. После его смерти на престол взошел его сын Федор Иванович (1584-1598).Все современники отмечали, что царь Федор Иванович был добрым, милостивым и очень богобоязненным человеком. Но молодой царь не отличался хорошим здоровьем, у него не было детей, а значит и наследников. В связи с плохим состоянием здоровья царя реальную власть сконцентрировал в своих руках боярин Борис Федорович Годунов, который стал фактически единоличным правителем государства.

В царствование царя Федора произошло важнейшее событие в духовной жизни страны: в 1589 году в России было учреждено патриаршество, а первым Патриархом Московским и Всея Руси стал Иов.

Учреждение в России патриаршества было событием огромного масштаба, заметно поднявшим международный авторитет Российского государства. Москва стала одним из мировых центров Православия.

В годы правления царя Федора были заметные успехи и во внешней политике. Так, в 1590-1593 гг. Россия воевала со Швецией и сумела вернуть себе территории потерянные в ходе Ливонской войны.

Благодатное правление Федора Ивановича было омрачено загадочной гибелью младшего сына Ивана Грозного царевича Димитрия в Угличе в 1591 году. Народная молва обвинила в смерти царевича Бориса Годунова, который якобы подослал убийц к царевичу, чтобы устранить наследника престола. Однако, современные историки доказали, что Борис Годунов не причастен к гибели царевича Димитрия. Позднее распространились слухи о чудесном спасении Димитрия. Так, загадочная смерть царевича уже в скором будущем - в начале XVII века - стала истоком тяжелейших испытаний постигших Россию.

В 1598 году умер царь Федор Иванович. С его смертью на русском престоле прекратилась династия Рюриковичей, правившая Русью более семисот лет.

Земский собор в феврале 1598 года избрал нового государя - Бориса Годунова (1598-1605). Он был человеком уникальных дарований, мечтавший превратить Россию в сильное, процветающее государство. Но именно в его царствование в России началось Смутное время.

Смутное время – это социально-экономический, политический и духовный кризис Русского государства в конце XVI-нач. XVII вв.
Причины Смутного времени

1. Пресечение династии Рюриковичей

2. Экономический кризис начала XVII вв. (голод в России 1601-1603 гг)

3. Закрепощение крестьян ( в 1592 году был отменен Юрьев день)

4. Интриги Речи Посполитой ( поляки были недовольны результатами Ливонской войны)

5. «Революция цен» в Европе.

В начале XVII века страну поразил неурожай и как следствие голод. Народ обвинил во всех бедах Бориса Годунова. Авторитет царя резко упал.

В 1601 году в Польше объявился человек по имени Григорий Отрепьев, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Димитрия. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия I. Польские магнаты оказали самозванцу большую помощь в походе на Россию. В 1604 году войско Лжедмитрия было разбито. Но в апреле 1605 года неожиданно умер Борис Годунов и самозванец, которому поверил русский народ, триумфально вступил в Москву и занял царский трон.
18.2. Разгар Смуты

В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Однако проводимая им политика не удовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы. Чашу терпения переполнила его свадьба с католичкой Мариной Мнишек. 17 мая 1606 г. он был убит. Царем стал Василий Шуйский (1606-1610), правивший, прежде всего, исходя из интересов бояр и одновременно усиливший закрепостительные меры.

Восстание И.И. Болотникова

Продолжением предыдущих выступлений явилось крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606‑1607). Поход также начался из западных русских земель (Комарицкая волость). Войско было разнородным по социальному составу: казаки, крестьяне, холопы, посадские люди, служилые люди всех рангов. Восстание имело царистскую направленность: сам Болотников выступал как воевода царя Дмитрия Ивановича. Проведя ряд успешных сражений с правительственными войсками, болотниковцы подошли к Москве. После двухмесячной осады из‑за предательства дворян они были вынуждены отступить к Калуге, а затем и Туле, где и капитулировали перед царским войском. Причинами поражения являлись стихийность, плохая вооруженность, пестрота социального состава восставших, нечеткость программы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта