история россии. Тема Восточные славяне в древности Наше государство в древности создавалось славянскими племенами. И сегодня славянские народы это значимая часть современного мира
Скачать 235.7 Kb.
|
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКАТема 1. Восточные славяне в древности Наше государство в древности создавалось славянскими племенами. И сегодня славянские народы – это значимая часть современного мира. Ныне славянские народы делятся на западных (поляки, чехи, словаки), южных( болгары, сербы, хорваты) и восточных (русские, украинцы, белорусы). История славян уходит в глубочайшую древность. Предки славян жили в Центральной Европе, но к 6 веку нашей эры славяне стали расселяться на огромных пространствах Восточной Европы – от реки Дуная до реки Днепра, от Черного моря до озера Ильмень. Уже в 6 веке славяне делились на множество племен. Древний источник по истории нашей страны – «Повесть временных лет», написанная летописцем Нестором рассказывает нам о восточнославянских племенах, которые создали наше государство. Итак, возле Днепра селились племена, которые назывались поляне. Они основали город Киев. По соседству с ними жили древляне (селились в лесах), они основали город Искоростень, в болотистом месте жили дреговичи, на реке Полоте жили полочане, по реке Оке селились вятичи, по реке Сож жили радимичи, вокруг озера Ильмень селились ильменьские словене, которые построили город Новгород, в районе Смоленска жили кривичи, возле реки Буг жили бужане и волыняне. По берегам реки Десна жили северяне. Около Черного моря обитали тиверцы и уличи. Уровень развития славянских племен был неодинаков. Наиболее развитыми были поляне и ильменьские словене. Славяне были миролюбивым народом и воевали только тогда, когда на них нападали. Они были очень гостеприимны. В мирное время славяне занимались сельским хозяйством, скотоводством, рыболовством, бортничеством (добывали мед диких пчел), охотой, а также ремеслом. Главным занятием славян было земледелие. Славяне жили на землях, окруженных густыми лесами и потому плохо приспособленных к земледелию. Сначала они вырубали лес. Затем выкорчевывали и сжигали пни, а золу использовали для удобрения. Только потом засевали этот участок рожью, ячменем, просом или гречихой. Два года земля давала высокий урожай, но потом почва истощалась и славяне переходили на новое место. Такую систему земледелия ученые стали называть подсечно-огневой. В степной полосе практиковалась переложная система, где истощившийся участок отдыхал несколько лет. Славяне, будучи земледельцами, вели оседлый образ жизни. Жили они большими общинами (вервь), сообща владея землей. Славянские общины, жившие на одной территории, объединялись в племена, а племена в союзы племен. Все важнейшие вопросы решало народное собрание – вече. Древние славяне были язычниками, то есть верили не в одного, а во многих богов. Этим богам они ставили деревянные статуи, которые называются идолы. Поэтому язычников называют иногда идолопоклонниками. Восточные славяне почитали нескольких богов: Перун – бог грозы; Велес – бог земли и скота; Мокошь – богиня земли и плодородия; Сварог – бог огня; Даждьбог – солнечный свет; Хорс – солнечный диск. Славяне устанавливали для своих богов святилища, которые назывались капища. Славянская религия была жестокой, так как языческим богам в жертву приносились не только животные, но и люди. Тема 2. Рождение Древнерусского государства Предпосылки образования Древнерусского государства Государство у восточных славян зародилось в IX веке по следующим причинам: 1. Прогресс в сельском хозяйстве привел к постепенному распаду родовой общины и заменил ее на территориальную или соседскую. 2. Развитие торговли способствовало возникновению социального неравенства 3. Военные походы князя с дружинниками позволили им выделиться в привилегированную страту. 4. Возникновение городов 5. Внешнеполитическая опасность заставляла славянские племена объединяться 6. Немаловажными факторами, способствовавшими возникновению государства являются: общность территории, общность языка, единая культура. Славянские племена часто создавали суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных суперсоюзов: 1. Куяба (располагалась вокруг Киева) 2. Славия ( территория вокруг озера Ильмень) 3. Артания ( местоположение определяется неоднозначно: Рязань, Чернигов) Научные теории происхождения государства Автор «Повести временных лет» пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, повествует о приглашении на княжение братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора (862 г.). Это легендарное сообщение послужило основанием для формирования «норманской теории» происхождения государства на Руси. Норманская теория – направление в исторической науке, сторонники которого считают основателями Древнерусского государства пришельцев-варягов (скандинавских воинов). Сформулирована в XVIII веке немецкими историками, работавшими в России Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером. Сторонниками «норманской теории» стали М.М. Щербатов (XVIII в), Н. М. Карамзин, М.Н. Погодин, С.М. Соловьев (историки XIX в) Противники «норманской теории»: первым противником был М. В. Ломоносов, который доказывал, что государственность была у славян задолго до призвания варягов. Также антинорманистами были: В.Н. Татищев, Д.И. Иловайский. В советской исторической науке «норманская теория» признавалась антинаучной. Труды советских академиков Б.Д. Грекова и Б.А. Рыбакова доказали несостоятельность концепций сторонников «норманской теории»: Во-первых, археологические раскопки показали незначительное влияние варягов на культуру Древней Руси; Во-вторых, у варягов (скандинавов) в IX не было государственных образований, следовательно, создателями Древнерусского государства они быть не могли. В-третьих, уровень социально-экономического развития варяжских племен был значительно ниже, чем у славян. У восточных славян были города (важнейший признак цивилизации), что отмечают и скандинавские саги, называя Русь «Гардарикой» - страной городов. Тема 3. Киевская Русь в Х веке Согласно «Повести временных лет» Рюрик утвердился в Новгороде в 862 году. После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде захватил варяг Олег (879-912), ставший регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре. В этот период, по сути, сложились два центра русской государственности: Киев и Новгород. Оба центра лежали на торговом пути «из варяг в греки». У племени полян, расселившихся в районе Киева, раньше, чем у других племенных союзов обнаружились признаки государственности. Полянские вожди, а позднее киевские князья держали под контролем «путь из варяг в греки», поэтому для Олега было важным подчинение Киева и установление своего контроля на днепровской магистрали. В 882 году Олег обманом захватил Киев, убив княживших там варягов Аскольда и Дира. Взяв Киев, Олег объединил его с Новгородом. В результате возникло единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Князь Олег проявил себя как незаурядный государственный деятель. Обосновавшись в Киеве, Олег обложил данью подвластные племена, освободил ряд славянских племен от хазарской зависимости. Совершив успешные походы в 907, 911 году на Царьград (Константинополь) Олег заключил выгодные торговые соглашения с греками, придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Дело Олега продолжил князь Игорь (912-945 гг). В 941 году Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. В 944 году он повторил свой поход, который был более удачным. Греки запросили мира, который был подписан в 944 году, но уже на менее выгодных для Руси условиях. Осенью 945 года во время сбора дани (полюдье) в древлянских землях вспыхнуло восстание против Игоря. Малочисленная дружина князя была разгромлена, а сам Игорь был жестоко убит. Причина восстания в злоупотреблениях, которые допустил Игорь при сборе дани, размер которой не был фиксированным. Жена Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) жестоко отомстив древлянам за смерть мужа (разорив их земли), провела налоговую реформу, установив уроки (нормы дани) и погосты (место сбора дани). Установив порядок внутри государства, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Перед Русью стоял вопрос установления прочных политических и экономических отношений с соседями. В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, где приняла христианство. Крестным отцом княгини Ольги стал византийский император Константин Багрянородный. После смерти княгини Ольги (969 г.) она была причислена к лику святых. Сын князя Игоря Святослав (957-972гг) продолжил усилия своих предшественников по централизации власти. Святослав прославился как великий полководец. Могучий князь сохранил единство Руси, защитив ее от внешних врагов. В 964-965 гг. Святослав совершил поход против Хазарского Каганата, агрессивного, паразитического государства на юго-востоке, которое подчинило себе ряд славянских племен и занималось работорговлей. В 965 году Святослав разорил крупнейшие хазарские города Итиль, Саркел. В результате Хазария прекратила свое существование. В 966 году он подчинил волжских булгар. В 968 году ведется война с Болгарией, которую Святослав подчиняет достаточно быстро. Рост влияния русского государства вызвал обеспокоенность Византии, что привело державы к военному столкновению, где Святослав потерпел поражение. В 971 году Святослав заключил мир с Византией. Возвращаясь из похода в Киев весной 972 года, князь Святослав попал в засаду, организованную печенегами. В разгоревшемся сражении князь Святослав погиб. Тема 4. Правление князя Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси 1.1. Киевская Русь во времена Владимира I (980-1015 гг.) После гибели Святослава в Киеве власть взял его сын Ярополк (972-980), которого поддерживали отцовские воеводы. Брат Ярополка Олег правил в древлянской земле, а самый младший Владимир в Новгороде. В правление Ярополка единство Руси было поставлено под угрозу: разгорелось восстание в древлянских землях, сепаратистские тенденции были сильны и в Новгороде. В 977 году в результате похода Ярополка в древлянские земли трагически погиб юный князь Олег. В 980 году молодой князь Владимир, правивший в Новгороде, с помощью варягов захватил Киев. Князь Ярополк был убит. Владимир стал единоличным правителем Руси. 1.2. Принятие христианства на Руси Правление Владимира Святославича связано с важнейшим событием в истории России – принятие христианства. Христианство известно славянам с первых веков нашей эры. Согласно Священному Писанию в славянских землях проповедовал ученик Иисуса Христа святой апостол Андрей Первозванный (I век н.э), который побывав на месте, где впоследствии возникнет Киев, пророчески произнес: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог множество церквей». Во времена князя Игоря в Киеве уже было немало христиан, и стояла церковь имени святого Ильи. Приход к власти в Киеве князя Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Стремясь объединить русские земли, князь Владимир в 980 году осуществил религиозную реформу, поставив во главе славянских богов кровожадного Перуна. Реформа провалилась. Русская правящая верхушка понимала необходимость принятия христианства. Крещение Руси состоялось в 988 году. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Тема 5. Правление князя Ярослава Мудрого Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести. При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036 году Ярослав Мудрый нанес окончательное поражение воинственным печенегам. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, с 1037 г. -1041 гг. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. В период княжения Ярослава Мудрого был составлен первый свод законов, который назывался «Русская Правда». Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Исторические заслуги Ярослава Мудрого 1. Защитил Русь от набегов печенегов 2. Расширил территорию Киевской Руси 3. При Ярославе Мудром был издан свод законов «Русская правда» 4. Ярослав Мудрый способствовал развитию культуры 5. При Ярославе Мудром укрепился международный авторитет Киевской Руси Право в Древней Руси Русская Правда – свод законов Древней Руси. Русская правда состоит из: Правды Ярослава (вр. Ярослава Мудрого), Правды Ярославичей (сыновей Яр. Мудрого), Покона вирного, Урока мостников, Устава Владимира Всеволодовича (Мономаха). Категории населения по Русской Правде 1. Правящий слой Бояре – советники, старшие дружинники князя Княжьи мужи – доверенные лица князя Огнищане – управляющие княжеским имением Тиуны – управляющие отдельными отраслями княжеского хозяйства Жизнь знатных людей охранялась законом. За их убийство полагался огромный штраф (вира) – 80 гривен. 2. Простое свободное население Смерды –общинники – основная масса население Киевской Руси, проживали в деревнях. Население городов (посадов) делилось на группы: боярство, духовенство, купечество, низы (ремесленники, наемные рабочие). 3. зависимое население Закуп – зависимый человек, работающий в хозяйстве феодала за купу (заем). Рядович – зависимый человек, работавший у господина по ряде (договору) Холоп – раб, собственность господина Наказания по Русской Правде Вира – денежный штраф за убийство. Размер виры определялся социальным положением человека. Дикая вира – это денежный штраф за убийство, который налагался на всю общину. Полувирье – штраф за нанесение увечий Поток и разграбление – это самое страшное наказание за убийство, разбой, конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника с его семьей «головой», то есть в рабство. Продажа – денежная компенсация за преступления против личности и имущества |