история культуры. Крещение Руси момент исторического выбора
Скачать 54.11 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева» (СибГАУ) Гуманитарный факультет Кафедра рекламы и культурологии РЕФЕРАТ по культурологии На тему: Крещение Руси - момент исторического выбора Выполнил: студент гр. БД 15-01 Надежин М.Н. Проверил: Титов Е.В. Красноярск 2015 Оглавлени Введение 5 С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. 5 Нельзя называть приобщение к христианству, “крещением Руси”, одних лишь киевлян, этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) - лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” - первое событие прошло в один день, а второе - целая эпоха, которая растянулось на столетия. 5 Считается важным изучение этой темы, чтобы раскрыть словосочетание «крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий. В своем реферате я раскрою все тайны крещения Руси, расскажу, с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения в поколение переходили традиции, и я считаю важным донести их до наших времен. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего. В реферате речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси. 5 Цель моей работы – рассмотреть как происходило крещение Руси. 6 К задачам моей работы относится: 6 1.Русь перед выбором: язычество или христианство 7 1.1 Дохристианская культура 7 Причины принятия христианства 10 1.2 Процесс Крещения Руси 12 1.3. Первые христиане 15 Выбор веры 15 1.4. Крещение Киева как начало массового распространения христианства 17 1.5. Введение христианства на остальной территории Руси 18 2. Историческое значение крещения Руси 20 2.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью 20 2.2 Изменения в культуре, связанные с принятием христианства 22 Заключение 24 Список литературы 25 Введение 3 1.Русь перед выбором: язычество или христианство 5 1.1 Дохристианская культура 5 Причины принятия христианства 8 1.2 Процесс Крещения Руси 10 1.3. Первые христиане 13 Выбор веры 13 1.4. Крещение Киева как начало массового распространения христианства 15 1.5. Введение христианства на остальной территории Руси 16 2. Историческое значение крещения Руси 18 2.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью 18 2.2 Изменения в культуре, связанные с принятием христианства 20 Заключение 22 Список литературы 23 Введение С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. Нельзя называть приобщение к христианству, “крещением Руси”, одних лишь киевлян, этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) - лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” - первое событие прошло в один день, а второе - целая эпоха, которая растянулось на столетия. Считается важным изучение этой темы, чтобы раскрыть словосочетание «крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий. В своем реферате я раскрою все тайны крещения Руси, расскажу, с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения в поколение переходили традиции, и я считаю важным донести их до наших времен. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам представит полную картину происходящего. В реферате речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси. Цель моей работы – рассмотреть как происходило крещение Руси. К задачам моей работы относится: -Русь перед выбором - язычество или христианство. -Историческое значение крещения Руси -Изменения в культуре, связанные с принятием христианства. 1.Русь перед выбором: язычество или христианство 1.1 Дохристианская культура Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V-Ш тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец Ш - начало П тысячелетия до н. а.); 3) праславяне (XV в. до н. э. - VII в. н. э.) Конец праславянского периода, т. е. V-VII вв., называется периодом великого переселения народов (начавшегося еще в IV в.). Оно проходило на огромных пространствах - от Балкан и до бассейна Волги, от Прибалтики и до Северного Кавказа. По мере расширения миграционных процессов у славян происходило разложение племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие чисто территориально-политический характер. Особенности ландшафта, где обитали племена, определяли их названия. Например, поляне - живущие в поле, древляне - живущие в лесах. В целом, русская народность образовалась на территории, заселенной в древности племенами вятичей, полян, кривичей, радимичей, словен, северян и др. Но в ее образовании также участвовали и неславянские племена (весь, голядь, меря, мурома), постепенно обрусевшие и воспринявшие русский язык. В основании религии славяно-русов, как и других арийских народов, лежала природа с ее явлениями, т. е. язычество было своего рода формой освоения человеком природы. У древних славян сформировался культ земли, Солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Впоследствии социальное усложнение общества способствовало и возникновению разных уровней богов. Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков - Род и Рожаницы, бог скота Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла - Берегини, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного бога, что связано с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону монотеизма. Но есть и другая группа исследователей, которая считает, что славяно-арийская цивилизация достаточно древняя и что ещё задолго до принятия христианства она обладала высокоразвитой культурой. Тому есть немало подтверждений. Хочу начать с открытого на юге Челябинской области в 1987г. Аркаима. По имеющимся научным данным, этот город был построен древними ариями около 4800 лет назад и является частью так называемой Страны Городов - останков одной из древнейших цивилизаций человечества, существовавшей на территории современной России. Важно выяснить назначение Аркаима. Он не был обычным поселением, так как его культурный слой очень беден, хотя в соседних раскопках он составляет 3 метра: найдены многочисленные предметы быта, украшения, кости людей. Кроме того стены не имеют следов штурма, нет оружия, значит он не был крепостью. Также в Аркаиме найдены славянские изваяния, подтверждающие, что он принадлежал не какой-то другой цивилизации. При раскопках было обнаружено множество ритуальных вещей, которые говорят, что Аркаим был городом-храмом. Аркаим - это проекция звёздного неба на землю. У этого города есть потрясающая обсерватория, самая точная во всём мире. По словам Константина Быструшкина (палеоастроном, автор книги «Феномен Аркаима»): «оказалось, что точность исполнения построек, особенно в части обсерваторий лунных, недостижима по современным меркам». То есть обсерватория действительно есть, но никаких следов того, что наши предки создавали её в результате текущих наблюдений, нет. Она сделана сразу, точно и совершенно. Есть полное впечатление, что они теоретически её просчитали, зная всю астрономию и Луны, и Солнца[1]. Мы ко времени относимся совершенно иначе, чем наши предки. Аркаим доказывает, что древние считали время ресурсом, который нужно уметь получать, хранить и использовать. И они умели это делать. А у нас оно просто есть и всё. Наши предки считали, что это «халявное» время не годится для культуры. Время было большой драгоценностью. _____________________________________________________________________ 1.Быструшкин К. К. «ФЕНОМЕН АРКАИМА» Научное издание- М.: Белые альвы, 2003. – 151-160 с. Есть и другие подтверждения древности славяно-арийской цивилизации и её развитости. В китайской, вавилонской, египетской мифологии, индийских священных книгах говорится, что к ним спускались сыны неба, которые их учили и это древнее знание завещали хранить. Ещё в 1903 году выдающийся индийский исследователь Балгангадхар Тилан написал свою книгу «Арктическая родина в Ведах» и, поскольку он был брахманом, он имел доступ к священным текстам. И когда он проанализировал Ригведу и Авесту, то он обнаружил, что там описываются такие явления, которые невозможны южнее 56 с.ш., т.е. это движение созвездий заполярья и приполярья. Это полярное сияние, это год, разделённый на 2 половины: полгода день, полгода ночь, это описание таяния весенних снегов. Там такое количество географических и астрономических реалий, которых в Индии нет. В Махабхарате говорится, что семь белых ришей пришли с севера и принесли им Веды. Согласно китайской легенде, китайская цивилизация началась с того, что к ним с севера прилетел на небесной колеснице Белый Бог по имени Хуан Ди, который и научил их всему: от возделывания рисовых полей и построения дамб на реках до иероглифического письма. Оказывается, иероглифы были переданы представителем высокоразвитой цивилизации, лежащей к северу от Древнего Китая. А теперь немного пояснений. Хуан - старое арийское имя, которое до сих пор довольно-таки широко распространено в испаноговорящих странах. Ди - племена белой расы, жившие к северу от Древнего Китая. Племена ди - динлинов - были хорошо известны жителям Древнего Китая. Сложность произношения для китайцев слова «динлины» привела к сокращённому его варианту - ди. Более того существует немалоизвестная Велесова книга, которая отражает прошлое славян более чем за двадцать тысяч лет. Однако уже не первый год определённые силы навязчиво распространяют идею о том, что Велесова книга является фальшивкой. Даже сделанная Миролюбовым в 1942 году фотография одной из дощечек древней книги (в то время, когда отсутствовали компьютеры с их невероятными возможностями, и создать фальшивку подобного уровня было просто невозможно) воспринимается ортодоксальной наукой отрицательно. Славяне вовсе не были невежественными, полудикими язычниками, как нам говорит официальная наука. Напротив - они были духовно невероятно богаты. Причины принятия христианства Сам культурно-исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной "предрасположенностью" древней восточнославянской культуры именно к такому выбору. Летопись не содержит убедительной мотивации именно этого решения. Очевидно, в глубине осуществленного Русью культурно-исторического выбора заключено несколько разных, хотя и тесно связанных мотивов принятия нужного на том этапе для Руси решения, и ни одного из них не следует отвергать, стремясь рассматривать их в совокупности, в единстве. На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор своего исторического развития. При этом Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте. Если судить по тексту "Повести временных лет", посланцы папы римского старательно доказывали минимальности своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы. Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению. Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским. 1.2 Процесс Крещения Руси Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г. Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста. Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви. В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева. Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию. После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.4 Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства. Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси. 1.3. Первые христиане Приступим теперь к христианству. Думаю логичнее всего начать с первых представителей христиан на Руси. Выбор верыВот так рассказывает летопись о событиях того времени, связанных с принятием христианства. К князю пришли сначала волжские болгары (968), агитируя его стать мусульманином, затем легаты от Папы Римского, затем хазарские иудеи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. С греком правитель Киевской Руси якобы беседовал особенно долго, а в следующем году Владимирсозвал своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа. Затем по разным странам разошлись «наблюдатели от Киева». Более всего их поразило великолепие греческого богослужения в Константинополе. На вопрос Владимира «где крещение примем», советники ответили, что в Крыму. Несправедливо было бы утверждать, что Русь познакомилась с христианством во времена Владимира. Существуют свидетельства, что христианство на Руси имело свои корни и до знаменитого крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт с окружающим миром, в том числе и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов. История принятия христианства славянами на территории Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного, помещенного в недатированной части «Повести временных лет». О достоверности этого факта в исторической науке ведутся споры. Но не вызывает сомнений пребывание апостола Андрея на берегах Северного Причерноморья. Предание об освящении апостолом киевских холмов в настоящее время встречает многих горячих сторонников, уверенность которых основана на большом объеме вполне достоверного исторического материала. Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали некоторые воины, учавствовавщие в набегах на Византию и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях, в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианскими. По свидетельству митрополита Макария, первыми из русских приняли крещение князья Аскольд и Дир. После принятия ими православия они управляли Киевом около пятнадцати лет. В этот период под их покровительством христианство могло распространиться и утвердиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева. По свидетельству Ибн-Хордадбеха, относящемуся к 840-м годам, русские купцы, приезжавшие на восток, считали себя христианами. В X в. в городах, по крайней мере в Киеве, уже существовали христианские церкви (церковь Ильи Пророка, о которой упоминается в договоре 944 г.), которые стали здесь соперниками языческих святилищ. Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой - другие личным побуждением. Таким образом, в X веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной[4]. _____________________________________________________________________________ 4.Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. М.: Политиздат, 1989. 600-702 с 1.4. Крещение Киева как начало массового распространения христианства Отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников - и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые императоры согласились выдать византийскую принцессу за «варвара», каковым в их глазах был Владимир. Император Василий II подавил мятеж полководца Варды Фоки, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (нынешний Севастополь), и отсюда уже диктовал свои условия императорам Василию и Константину. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей и бояр. По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте ». 1.5. Введение христианства на остальной территории Руси Часть историков считает, что введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии не вызвало серьёзное сопротивление со стороны населения - другие же говорят о том, что люди ещё долгое время не могли принять новую религию. Я думаю, многочисленные выступления населения против насильственной христианизации подтверждают вторую точку зрения. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (911). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Восстание было крайне жестоко подавлено, а новгородцев силой заставили креститься. Раскопки подтвердили, что при крещении было сожжено полгорода. Если уж город крестили таким бандитским способом, то нетрудно догадаться, как обращали в «веру Христову» жителей маленьких городов и сёл. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Их сопротивление также было подавлено силой оружия. В большинстве открыто восставших против насаждения христианства городов выступила поместная светская и прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой в монастырь. Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему характеру с восстаниями в Суздале, Киеве, Новгороде. В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, находили себе новые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную группу - своих идейных врагов церковники обвинили их в «колдовстве», в применении вредной «земли» и «потвора», настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия были уничтожены и скоморохи, досаждавшие церкви лишь юмором, играми и песнями. Восстание 1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским и тмутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе его также стояли волхвы. Не «смерды», а волхвы выбрали удачное время для восстания. Эта социальная группа была и материально заинтересованной стороной в сохранении прежней религии. Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа ранненациональной религии был поддержан всем народом. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает: «Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил». Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением, и летописец не считал нужным говорить о ней. Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми же причинами. Большинство народа шло за волхвами, а не за духовенством, которое защищало интересы знати[6]. Таким образом, христианизация Руси носила ярко выраженный насильственный характер, как говорится, крестили огнём и мечом. Кстати это и стало основной причиной сопротивления: люди не хотели принимать навязанную кем-то религию. По некоторым данным было уничтожено 6 млн. человек. Здесь важно отметить, что «дикие язычники» терпимо относились к представителям иной веры. На протяжении многих десятилетий в Новгороде, как и в других городах Руси, преспокойно стояли христианские церкви. Даже во время христианизации Новгорода по его улицам ходили христианские проповедники, и их никто не трогал. _____________________________________________________________________________ 6. Островский Н.Н. «Святые рабы», стр. 1-10 2. Историческое значение крещения Руси 2.1 Структура Русской Православной Церкви и её взаимоотношения со светской властью Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники т. е. белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство - монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу (отсюда одно из названий монаха - инок). Монахи брали на себя обет безбрачия, "поставляли" кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Сравнение церковной структуры на Руси с византийской показывает, что условия Руси не позволяли слепо копировать иноземные образцы, а заставляли исходить из местных нужд. Структура русского церковного управления сильно отличалась от других государств, в частности от Византии. Она соответствовала русской государственной структуре, появившейся еще в начале XI в. Но если раньше разделение одной митрополии на несколько епархий зависело лишь от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князя и митрополита. Формирование церковной структуры на Руси в конце X - XII вв. представляло собой процесс внутреннего развития государственного строя. Центром национальной церкви по-прежнему оставался Киев. Этому способствовало наличие в нем митрополичьей кафедры, т.к. обладание древней столицей позволяло князьям использовать в своих интересах не только епископа своей епархии, но и главу всей русской церкви. Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Кроме того, само христианство за покорность обещало блаженство в вечном мире на небесах, в отличие от язычества, которое гарантировало вечное существование в том социальном положении, которого умерший достиг на момент смерти. В этом смысле светской власти было крайне выгодно христианство, которое фактически делало из человека раба на земле. Я думаю, это и стало основной причиной именно данной религии[7]. _____________________________________________________________________________ 7. «Повесть временных лет» - Издательство «Художественная литература» , М., 1969, с. 73. 2.2 Изменения в культуре, связанные с принятием христианства Крещение Руси не следует представлять себе, как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Большинство учёных считают, что принятие христианства дало толчок развитию всех сторон жизни общества, в особенности, культуры. Они говорят, что «вместе с православным христианством на Киевскую Русь пришла византийская культура - архитектура, живопись, мозаика, литература, такие церковные жанры, как кондак, канон, тропать. Их использование было строго регламентировано по порядку и тональности исполнения. Церковные и светские хоры исполняли десятки христианских песнопений. Византийская архитектура храмов, сочетавшая крестовую и купольную конструкции, привела к созданию крестово-купольных культовых сооружений. На Русь пришёл не изначально простой тип христианского храма, а внешне и внутренне обогащённый облик роскошно украшенного здания». Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Новая религия связывала Русь с христианской Европой, способствовала расширению контактов как политических (в том числе и династические браки), так и торговых, что укрепляло международное положение Руси. Другие же учёные считают, что христианизация Руси стала началом не только её порабощения, но и моральной деградации. Человек стал «собственником» и «вещистом», подчинённым своим потребностям, не желающим развивать свой внутренний мир и пытающийся заменить его внешней псевдокультурой. Как я уже говорил, в христианстве процветает культ смирения и повиновения, поэтому распространение этой религии фактически является порабощением народа. Для закрепления христианства нужно было создать идеологическую среду, в которой уже сами начали бы формироваться сторонники новой религии. Но для этого нужно было уничтожить памятники прежней культуры. Совместными действиями светской власти и церкви это и было сделано. Теперь можно было создавать «новое» общественное сознание, чем и занялось духовенство при поддержке власти. Повсеместное открытие библиотек, перевод иностранных и создание собственных книг (а почти все они были религиозного содержания) собственно это и подтверждают. Посмотрите, как жили древние люди не воюя, а на природе, считая себя её частью. А так как и язык их сложился на природе, то мудрость в нашем языке. Что же сделали Кирилл и Мефодий? Во-первых никакую письменность они не создали: у славян задолго до них уже была руническая и полуруническая письменность, (об этом свидетельствуют многочисленные грамоты дохристианских времён) кроме того, известна «велесовица». Даже в самом «житии» этих двух юродивых «просветителей» написано, что в Корсуни (Крым) они изучили евангелия и псалтырь, написанные по-русски. Они всего лишь приспособили более древнюю азбуку под греческий стандарт. Но изменив язык, они всё же повлияли на сознание людей, связанное с языком. Всё больше становился разрыв между человеком и природой. А это, по-моему мнению, ведёт к неминуемой гибели. Таким образом, уничтожив высокоразвитую культуру славян, о которой в своё время говорил даже Ломоносов, «иноземные правители» (вспомните, откуда были присланы Рюриковичи) на столетия подчинили себе сознание людей. Теперь они могли оправдывать свои бесчеловечные действия постулатами христианства. Закончить хотелось бы цитатой из книги Мормона: «И было, что я увидел среди иноверцев основание одной великой церкви. И ангел сказал мне: Посмотри на основание церкви, которая является самой позорной из всех других церквей и предает смерти святых Божиих; да, и подвергает пыткам, и угнетает их, и налагает на них железное ярмо, и низводит их в неволю. И было, что я увидел эту великую и позорную церковь, и увидел, что дьявол был основанием её. И я также увидел золото и серебро, шелка и багряницы, изящно-тонкое полотно и всякие дорогие одежды, и увидел много блудниц. И ангел сказал мне: Вот, всё это золото и серебро, шелка и багряницы, изящно-тонкое полотно дорогие одежды и блудницы есть предметы вожделения этой великой и позорной церкви. И ради похвалы людской они истребляют святых Божиих, и низводят их в неволю». Заключение Очень легко запутать, переврать историю - намного труднее всё расставить на свои места. Достаточно сложно изучать период крещения Руси из-за малого количества дошедших до нас с тех времён источников, а также из-за абсолютной неуверенности в искренности древних авторов, которые зачастую писали историю под заказ князей. Достаточно обоснованные выводы позволяет делать сравнение произведений между собой и обращение к первоисточникам (библия, веды). Безусловно, крещение Руси и последующая христианизация населения сыграли огромную и во многом решающую роль в развитии русского народа. С точки зрения современного, «глобализированного», общества и его ценностей произошло обновление народа, который встал на единственно истинный путь развития. Стали проникать элементы западной культуры, которые способствовали распространению письменности, созданию школ, появлению грамотных и образованных людей. Появились законодательство и суды. Новая религия связывала Русь с христианской Европой, способствовала расширению контактов как политических (в том числе и династические браки), так и торговых. Укрепляла международное положение Руси. Новая религия способствовала объединению населения. Однако с точки зрения морали русский народ попал в бездну обмана и лжи, отвернувшись от более развитой в этом плане языческой религии, которая связывала нас с природой, а не отрывала от неё. Были уничтожены знания отцов и дедов, которые помогали развиваться нашему народу на пути постижения нравственности и высокой духовности. Список литературы 1 Быструшкин К. К. «ФЕНОМЕН АРКАИМА» Научное издание- М.: Белые альвы, 2003. - 272 с., илл. 2. Викторов В.В. Культурология: Учеб. Пособие. - М.:Вузовский учебник, 2007. - 400 с. 3.Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с. 4.Клибанов И. А.Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов.- М.: Политиздат, 1989.- 719 с 5. Ключевский В.О. Исторические портреты, Москва, “Правда”,1991г. 622стр 6.Островский Н.Н.«Святые рабы», стр. 10 7.«Повесть временных лет» - Издательство «Художественная литература» , М., 1969, с. 73. 8.Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с. 9.Экономцев И. Православие. Византия. Россия. - М., 1992. - 467 с. 10. История Древнего мира. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/ |