Лои Фуллер. Лои Фуллер (18621928) американка, знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами
Скачать 17.36 Kb.
|
Лои Фуллер (1862–1928) – американка, знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами. Биография В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты. В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Было множество восторженных отзывов выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку. Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение». Написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни». Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже. В 2016 году был снят художественный фильм «Танцовщица», который не является достоверной биографией Лои Фуллер. Она была малоизвестной драматической актрисой, когда 16 октября 1891 году при постановке мелодрамы «Quack Medical Doctor» в возрасте почти тридцати лет, сделала для себя открытие. Выступая в крошечной роли женщины под воздействием гипноза, она скользила в полумраке по сцене, подсвеченной огнями рампы, в огромной шелковой белой юбке, чрезвычайно легкой и раздувавшейся от малейшего колебания воздуха. Зрелище поразило зрителей. Так случайно было обнаружено, каких неожиданных эффектов можно добиться, умело освещая движущуюся фигуру в развевающихся одеждах. Обыгрывая эту находку, Лой Фуллер создала новый тип танцевального представления. От отдельных номеров, входящих в эстрадную программу, она перешла к концерту, составленному из одних танцев. Сами танцы не были похожи на традиционные балетные или эстрадные. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Свобода и естественность пластики являлись одной из главных особенностей, противореча навыкам балетного академизма. Близость природе, о которой писали все почитатели искусства Фуллер, проявлялись и в тематике, и в потребности непосредственно передавать эмоции. Особый успех имел «Танец огня». Одежды танцовщицы вспыхивали языками пламени, меняя оттенок в свете мощных прожекторов, направленных снизу, сквозь стеклянный пол. Волны огня то вздымались, то опадали. Для воплощения своих идей на сцене Лой Фуллер создает команду электриков, руководить которыми будет её брат. Ее успех был оглушителен, что повлекло за собой огромное количество имитаторов. В Америке она не может найти импресарио, который бы реально хотел заняться её карьерой, поэтому в 1892 году, с сюитой из пяти танцев, Лой Фуллер едет в Европу. В Берлине она находит нечестного агента, оставившего её без гонорара, но уверенность в своем успехе все же не покидает её: Фуллер обращается к директору Парижской Оперы с просьбой о проведении там своего первого спектакля в октябре 1892 года. Но снова неудача. Поэтому она идет в Фоли-Бержер, не подозревая о «плохой» репутации этого места у почтенной публики, где уже, впрочем, долгое время выступает одна из последовательниц её стиля. Это не последний раз, когда Лой Фуллер действительно придется доказывать, что именно она — это Лой Фуллер. Но доказав это, она в тот же самый день заменяет конкурентку, и очень быстро становится не только кумиром Парижа, но и одной из самых высокооплачиваемых артисток в области театра. Сначала её танцы были просто пронумерованы: танец номер 1 с белым светом, танец номер 2 — для желтого, и так далее. И только потом она стала придумывать названия, как «Танец огня» или «Танец Лилии». Её программа состоит из номеров «Серпантин», «Violet», «Бабочка», и «Белый танец», и имеет оглушительный успех у критиков и публики. Программа длилась около 45 минут: управление этими длинными полотнами требовало определенного усилия, поэтому в конце спектакля, порой, её уносили в ложу на руках. Часто она вынуждена была отменять представления из-за усталости. После оглушительного триумфа Фуллер окрестили «Феей света», и даже шутили, что эффект от просмотра её шоу был сравним с употреблением гашиша. После 15 лет на сцене Фуллер, наконец, нашла свое призвание. После того, как Фоли-Бержер закрылись на лето, Фуллер уехала с успешным турне в Лондон и Нью-Йорк. Вернувшись в Париж на второй сезон, она поселилась в квартире, примыкающей к Фоли-Бержер. А к январю 1894 года она уже дала 380 представлений. Что касается движений, то Фуллер использовала простейшие варианты, поскольку танцевальной техникой не владела, да и фигура её, крупная, несколько тяжеловесная, не вполне соответствовала традиционным требованиям, предъявляемым к танцовщицам. Но главным были не сами движения, а эффекты, которые давала движущаяся фигура, окутанная полупрозрачными одеждами. У нее была своя собственная лаборатория, в которой работал целый штат осветителей, руководимых её братом. Там же они тестировали сложную аппаратуру — лампы, прожектора, стеклянный пол, из-под которого бил свет и всевозможные светофильтры. В своей лаборатории танцовщица сама производила опыты с красящими веществами и достигала изумительных результатов в нюансировке цветов этих светофильтров. Также она использовала полное отсутствие света — что было одним из самых драматических её изобретений. Для того, чтобы на сцене все сработало, часто требовалось присутствие нескольких рабочих на сцене. Чтобы сделать их «невидимыми», Лой одевала их в черные костюмы и ставила на черный фон: этот прием будет часто использоваться в театре 20 века. Более того, его усовершенствуют, добавив, к примеру, только лишь белые рукава, что будет создавать комический эффект от танца одних лишь рук. Когда Пьер и Мария Кюри получили Нобелевскую премию по физике за их работу о радие, пресса стала писать о флуоресцентных свойствах радиоактивных элементов, что сразу привлекло внимание танцовщицы. Она связывается с физиками в надежде использовать их открытие в своих спектаклях. Но ученые в своем ответном письме отговаривают её. Лой Фуллер, тронутая их участием, дарит им спектакль на дому, к великой радости детей ученых. Тем не менее, она продолжает верить в свою идею и проводит ряд экспериментов в своей собственной лаборатории с эффектом флюоресцентной соли — остатков уранита, что в итоге позволяет ей сделать свои костюмы нового шоу «Танец радия» фосфоресцирующими. Она также была первой исполнительницей танца модерн, которую всерьез восприняли интеллектуалы. Лой Фуллер поддерживала других исполнительниц нового танца, в том числе и Айседору Дункан: в 1902 году она пригласила молодую танцовщицу в свою труппу, а позже выступала спонсором её независимых концертов в Вене и Будапеште. Она даже открыла свою школу в 1908 году, где ученицам полагалось носить греческие туники, а занятия проходили на свежем воздухе. Своим ученицам она давала причудливые имена: Персик, Бабочка, Улыбка, Шоколадка. Но даже несмотря на эту школу, прямых последователей у Фуллер все-таки не осталось. Часто говорят, что работа Фуллер была более зрелищной, чем революционной. Правда в том, что она не была отличной танцовщицей, и что объектом её исследования было не движение, а эффект от него. Однако, если вклад Фуллер в движение минимален, то нельзя упускать из виду, что её танец был первым, затрагивающим тему пространства и движения. |