Главная страница
Навигация по странице:

  • НАПРАВЛЕНИЕ __________________________________ МОДУЛЬ

  • Должность, звание

  • Признать, что работа

  • «__» _________________

  • 1. Причины принятия христианства на Руси и его историческое значение

  • 2. Крещение Руси и его последствия

  • Список использованных источников

  • Эссе по истории. Крещение Руси и его историческое значение


    Скачать 56.53 Kb.
    НазваниеКрещение Руси и его историческое значение
    Дата07.05.2023
    Размер56.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе по истории.docx
    ТипРеферат
    #1112733

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Санкт-Петербургский государственный технологический институт

    (технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

    КАФЕДРА истории Отечества, науки и культуры


    НАПРАВЛЕНИЕ __________________________________

    МОДУЛЬ История

    Эссе




    НА ТЕМУ: Крещение Руси и его историческое значение
    Выполнил студент 1 курса, группы 626вэ-4 Давлатёров Нозимжон Нурбек угли

    Фамилия, Имя, отчество

    Принял зав. кафедрой, доцент, к.и.н. Гуркин А.Б. .

    Должность, звание Фамилия, Имя, Отчество


    Признать, что работа










    выполнена и защищена с оценкой











    «__» _________________ 2023 г. _________________

    подпись


    Санкт-Петербург

    2023г.
    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….................3

    1.Причины принятия христианства на Руси и его историческое значение………….4

    2.Крещение Руси и его последствия.………………………………………...………....6

    Заключение…………………………………………………………..…………………..8

    Список использованных источников………………………….……………………….9

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    До середины 10 века на Руси преобладала язычество. Ментальность славян - язычников базировалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир ими стал восприниматься на основании парных понятий. Символом защиты от злых сил являлся круг. Отсюда и пошло возникновение различных украшений, как венки, цепи, кольца. Но укрепление государства требовало принятия единой веры, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.  Именно это и стало одной из самых основных причин крещения Руси. Наиболее детально выбор Владимиром веры отмечается в «Повести временных лет». В соответствии с летописями, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. Однако, еще до 988 года, года крещения Руси, многие жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

    Проблемам, связанным с изучением вопросов, касающихся причин и последствий принятия христианства на Руси посвящено множество работ российских ученых, например, таких, как Вагнер Г.К.  «Крещение Руси и новое художественное сознание», Грязнова О.А. «К вопросу о научном подходе к историческим исследованиям на примере современной отечественной историографии крещения Руси», Карамзин Н.М. «История государства российского», Беляев С.А.  «Откуда началось Крещение Руси» и др.

     

     

     

     

     

    1. Причины принятия христианства на Руси и его историческое значение

    В годы княжения Владимира Святославовича произошло самое крупное событие в жизни Руси - принятие христианства (988 год), которое стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим формирование единого Древнерусского государства. Также оно стало важным результатом русско-византийских отношений в X в.

    Как и иные раннефеодальные государства, Руси необходима была   общегосударственная религия, которая бы смогла закрепить только что образованное государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли не играла, выступая идеологией родового строя. Она лишь вошла в некоторое противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять имеющийся общественный порядок.

    Главными причинами принятия христианства выступили:

    Историческое значение принятия на Руси христианства состоит в следующем:

    - христианство способствовало объединению восточных славян в единое древнерусское общество, смогло создать духовную основу русской государственности. Каждый, кто становился христианином, переставал ощущать себя лишь частицей какого-либо местного коллектива;

    - христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, насилие со стороны его верхов. При этом она создавала терпимость к ближнему и уважение к власти, поскольку «несть власти не от Бога»;

    - христианство смогло повлечь за собой существенные сдвиги в культурном развитии, была распространена письменность, летописание, стали создаваться первые рукописные книги, имеющие церковное содержание;

    - православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства;

    Таким образом, историческое значение принятия на Руси христианства состоит в стремлении подкрепить мировой авторитет Руси, в изменении быта граждан, церковью было запрещено жертвоприношение, многоженство, кровная вражда; в освоении Византийского культурного наследия, преобладало развитие культуры, формирование памятников письменности; в изменении международного положения Древнерусского государства, оно вошло в ряды христианских стран Европы; в удержании всех славянских земель.

    2. Крещение Руси и его последствия

    При князе Владимире Святославиче основной религией Киевской Руси  стало христианство. В это время князь столкнулся с увеличившейся печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он начал строить на границе Руси линии крепостей. Именно в его период правления осуществлялось действие многих русских былин, которые повествовали о подвигах богатырей. В городах стали развиваться различные ремёсла и торговля. Формировались памятники письменности «Повесть временных лет», Остромирово евангелие. О высоком уровне грамотности населения Киевской Руси говорят многочисленные берестяные грамоты. Киевская Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией и пр. [3] После смерти князя в государстве стала происходить новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015г. убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году стали причисленными к лику святых на Руси. Сам Святополк был побеждён Ярославом и умер в изгнании.

    Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) и выступило порой наивысшего расцвета Киевской Руси. Общественные отношения стали регулироваться сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый осуществлял довольно активную внешнюю политику. Он смог породниться с многими правящими династиями Европы, что говорило о широком международном признании государства в европейском христианском мире. Стало разворачиваться интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав нанес поражение печенегам и их набеги на Русь прекратились.

    Многие исследователи считают, что принятие православия было не только достаточно хорошо продуманной акцией с государственной стороны, но и определенным душевным порывом, а также признаком раскаянья за братоубийство и разгул.

    Важно заметить, что благодаря мощной византийской поддержке,  которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Кроме всего этого, принятие на Руси христианства способствовало активному начатию  налаживания отношений с теми странами, которые исповедовали эту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, христиане стали развивать торговые отношения с европейскими государствами. В результате чего данные контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на международной арене.

    Важно заметить, что именно христианство смогло стать  центральной духовной силой, которая и сплотила народ на Руси. И даже во время государственной раздробленности Церковь была неизменной, помогая при всем этом христианам чувствовать себя единой нацией. Также последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

     

    Заключение

    Обобщив все вышесказанное, можно заметить, что массовое крещение на Киевской Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации государства был растянут на долгое время. Многие летописи сохранили скупые данные о насильственном крещении Руси. Необходимо заметить, что в народе языческие верования и обряды были сохранены многие века.

    Значение принятия христианства в Киевской Руси для развития государства переоценить в настоящее время довольно сложно.

    После 988 года Киевская  Русь стала претендовать на наиболее высокий статус в отношениях с иными европейскими государствами, что смогло упрочнить  международные связи. Одним из важных последствий крещения государства выступило постепенное сплочение общества, а также смягчение определенных нравов. Для развития культуры такое событие стало грандиозным.

    Таким образом, провозглашение в виде христианской религии стало одной из особо важных вех в истории нашего государства. В честь данного события стали отмечать День крещения Руси.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

    1.Вагнер, Г.К.  Крещение Руси и новое художественное сознание // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. – 2018.- №1.- С.120-126.

    2.Грязнова, О.А. К вопросу о научном подходе к историческим исследованиям на примере современной отечественной историографии крещения Руси // Вестник Московского государств. обл. университета. – 2016.-№5. – С.61-67.

    3.Карамзин, Н. М. История государства российского: учебник / Н. М. Карамзин. – М.: Юрайт, 2019. - 268 с. 

    4.Семенникова, Л.И. История России в 2 ч.: учебное пособие / Л. И. Семенникова. – М.: Юрайт, 2019. - 328 с. 

    5.Беляев, С.А.  Откуда началось Крещение Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4011724.html

     

     

     




    написать администратору сайта