Правоведение. Дз по праву. Теории происхождения государства Патриархальная теория происхождения государства
Скачать 24.42 Kb.
|
Теории происхождения государства 1. Патриархальная теория происхождения государства. Суть теории Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям: человек не может без общения; он создает вокруг себя ячейку (группу); в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети); глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением; власть отца не оспаривается, как и его место. Сильные стороны: справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи» помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле» поддерживает людские верования в нерушимость мира раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом Слабые стороны: Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить. Основоположником данной теории считается великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг.). Проявление в современном мире: Современные ученные также отмечают, что идеи патриархальной теории давно опровергнуты наукой: патриархальная семья и государство становились совместно в процессе распада первобытнообщинного строя. 2. Теологическая теория происхождения государства. Суть теории: государство – это результат божественной воли. Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Сильные стороны: Государство появляется с монорелигией; Теория позволяет установить в обществе порядок; Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические; Слабой стороной является то, что эта теория является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства. Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274) В современном мире светской власти теологическая теория рассматривается, скорее, в историческом, нежели чем в практическом ключе. Наука сейчас не выделяет теологическую теорию как основную и обоснованную теорию генезиса государства. 3. Договорная теория происхождения государства (теория общественного договора) Суть: государство - это результат взаимовыгодного договора между людьми с целью обеспечения безопасности, это рациональное объединение людей на основе соглашения. Сильные стороны: Договорная теория является стройной и логической конструкцией Учет авторами психологической составляющей, то есть эмоций человека, например, страха и инстинкта самосохранения. Подчинение основ государственного устройства моральным идеалам. Отсутствие ссылок на религиозные установки и авторитеты, как это было в предшествующие эпохи. Признание так называемых естественных прав человека и демократический характер теории, которая опровергала устои феодального государства и говорила о недопустимости неравенства людей перед законом. Опора на общественную практику. Слабые стороны: В рамках этой концепции первобытное общество идеализируется или представляется в схематичном виде, когда на каком-то этапе своего развития задумывается о создании неких властных институтов. Теория не отвечает на вопросы, где и когда заключается подобное соглашение, как определяются его участники, кто может его засвидетельствовать. Теория никак не объясняет того, как десятки и сотни тысяч людей могли бы договариваться между собой по таким принципиальным вопросам. Тем более, что раз нет государства, то нет и властных структур, и столь сложный процесс практически нереально было бы организовать. Ведь в таких больших группах всегда есть экономическое неравенство, для разных их слоев характерны разнонаправленные интересы. Для возникновения государства необходимо несколько объективных предпосылок, экономических и материальных, а объяснить столь сложный процесс наличием одного только договора нельзя. Для осознанного образования государства нужно, чтобы у субъектов, заключающих такое соглашение или хартию, были представление о такой абстрактной вещи как государственность. Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы. Основатели: Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Проявление в современном мире: Говоря о влиянии договорной теории на формирование современных демократических правовых институтов, нельзя не упомянуть о «праве народа на революцию». С течением времени произошла гуманизация общества. Если ранее, во времена основателей данной теории некоторые проблемы можно было решить только путем революции, то сейчас появилась более гуманная форма осуществления «права народа на восстание» — митинг (собрание). Данный правовой институт играет очень важную роль в становлении современного демократического государства. 4. Расовая теория происхождения государства В своей основе содержит мысль о том, что государство возникает после разделения общества на высшие и низшие расы. Иными словами, биологические факторы имеют явное преобладание над факторами социальными, считалось, что представители разных рас имеют значительные различия в психологическом, физическом, умственном отношениях. Люди делились на высшую и низшую расы. Сильные стороны: Согласно расовой теории, правящая раса обеспечивает процветание своих подчиненных. Это ее предназначение и моральный долг. Плюс расовой теории – то, что она предъявляет высокие требования к правителям. Слабые стороны: Отсутствие научного обоснования Использование для расовой дискриминации Нарушение прав человека Развитие фашистской идеологии Политика геноцида Основатели: Впервые теория была обоснована в середине XIX века в работе графа Жозефа Артура де Гобино «О неравенстве человеческих рас». Проявление в современном мире: Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она больше не используется в качестве официальная идеология. Почти все исследователи государственно–правовых явлений критикуют данную теорию, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Также она отвергает естественные права любого человека, что считается неприемлемым в современном обществе. 5. Марксистская теория возникновения государства Содержание: данная теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Достоинства: Материальные условия общества играют в нем очень большую роль Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку Раскрываются признаки государства Недостатки: Преувеличение роли классовых антагонизмов Недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе) Отсутствие общечеловеческих критериев Игнорирование культурных факторов Ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества Основатели: Теория зарождается во второй половине XIX, в трудах Фридриха Энгельса. Наиболее полно она представлена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф.Энгельс пишет, что государство – следствие возникновения классового неравенства, которое требуется охранять и регулировать. Проявление в современном мире: По мнению сторонников данной теории, в середине-конце 19 века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой производству. Результатом этого является неизбежное исчезновение классов, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства. |