Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Невербальные средства общения

  • Визуальные невербальные средства общения включают

  • Ольфакторные средства общения

  • 3. Жестикуляция

  • 4.1. Ритмические жесты

  • 4.2. Эмоциональные жесты

  • 4.3. Указательные жесты

  • 4.4. Изобразительные жесты

  • 4.5. Символические жесты

  • 5. Национальный характер жестов

  • Список литературы

  • Речевое общение и его слагаемые. 1. Невербальные средства общения


    Скачать 37.45 Kb.
    Название1. Невербальные средства общения
    Дата17.05.2019
    Размер37.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРечевое общение и его слагаемые.docx
    ТипРеферат
    #77508

    Содержание

    Введение

    1. Невербальные средства общения

    2. Мимика

    3. Жестикуляция

    4. Жесты

    4.1. Ритмические жесты

    4.2. Эмоциональные жесты

    4.3. Указательные жесты

    4.4. Изобразительные жесты

    4.5. Символические жесты

    5. Национальный характер жестов

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Без общения как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

    Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть виды общения и как эти виды применяются в жизни.

    Общение дает человеку возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, а взлетах и падениях. Общение для человека - его среда обитания. Без общения не возможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

    Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

    Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

    На первый взгляд кажется, что содержание понятия «Общение» всем понятно и не требуется особого разъяснений. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо замечает А. А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления.

    Проблемами общения занимаются представители разных наук – философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и т. д. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.

    Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого общения. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека. Особенность речевой деятельности заключается, а том, что она всегда включает в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент.

    1. Невербальные средства общения

    Невербальное общение — это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме.

    Таким образом, большая часть информации передается посредством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

    1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

    2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

    3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.

    Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Знание особенностей невербальной коммуникации позволяет адекватно «считывать» мимику, позу, жесты, дыхание, голос, положение глаз, что способствует межличностному взаимодействию и решению проблемных ситуаций. Невербальных знаков общения очень много, одни из них совершаются умышленно, другие — почти умышлено, а третьи — бессознательно.

    Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях.

    Типы невербальных средств общения

    Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

    Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:

    - создает образ партнера по общению;

    - выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

    - является индикатором актуальных психических состояний личности;

    - выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    - поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

    - выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

    Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью.

    Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

    1) визуальные;

    2) акустические;

    3) тактильные;

    4) ольфакторные.

    Визуальные невербальные средства общения включают:

    - Мимика — это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.

    - Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.

    - Движение глаз—направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.

    - Кожные реакции: покраснение, побледнение.

    - Проксемика — характеристика межличностной дистанции: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

    Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

    Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

    • Просодика — это общее название таких ритмико-интона- ционных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

    • Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

    Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

    К тактильным (или такесическим) средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, а также контакты с предметами. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

    Тактильные средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью этих средств может привести к конфликтам в общении.

    Ольфакторные средства общения объединяют запахи, которые оказывают воздействие на процесс и результат общения. Они подразделяются на:

    • приятные и неприятные запахи окружающей среды;

    • естественные и искусственные запахи человека.

    2. Мимика

    Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Мимика бывает сильно подвижная, малоподвижная, монотонная и сопряженная. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта. Причиной монотонной мимики могут быть двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при депрессивных состояниях, печали, эмоциональной бедности. Большинство мимических проявлений являются сопряженными. Они состоят из множества отдельных выражений, но связаны между собой. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о гармонии или дисгармонии эмоциональных процессов и их проявлений в конкретном случае.

    Вспомогательную функцию выражения глаз в большинстве случаев выполняет мускулатура лба. Из-за связанных с активностью глаз мускульных движений образуются морщины. Продольные морщины над переносицей являются признаком зафиксированного в уме желания. Вертикальные морщины являются выражением душевного или физического напряжения. Причинами их возникновения могут стать твердая решимость, упрямство, своенравие, недовольство и раздраженность.

    Поперечные морщины на лбу возникают при поднятых бровях и широко раскрытых глазах, что свидетельствует о желании воспринять как можно больше информации. Это мимика страха, ужаса, непонимания, удивления и неожиданного просветления (уяснения чего-то).

    Очень информативными в выражении эмоций являются брови. Наморщенные брови обычно связаны с напряжением, критикой, неудовольствием, выходящем за рамки нормального физической или духовной деятельностью, гневом, бешенством и потрясением. Брови в виде выпуклого полумесяца — наоборот — выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

    Если наморщить нос, то наискосок к спинке носа появится скопление морщин. Они свидетельствуют об отвращении, смущении, дискомфорте и неприязни. Процесс наморщивания носа являет собой составную часть реакции на горечь, когда немного приподнимается и верхняя губа. При частом активизировании задействованных мышц образуется так называемая морщина чувствительного человека. При этом верхний кончик носогубной складки глубже врезается в угол носа. Если носогубная складка отчетливо заметна не только в своей верхней части, но и на участке от уголков носа до линии рта, то тогда ее называют также «интенсивной складкой». Она сигнализирует об энергичности, жизненной силе и способности переносить большие нагрузки.

    Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот — самая подвижная часть лица. Он — центр любой улыбки и всякой боли. Губы, выпяченные вперед, следует расценивать как враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, этим выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано состоянием здоровья, то тогда можно говорить о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности и призывающим к осторожности. Опущенные уголки рта Дарвин называл «рудиментом плачущего человека». Такие уголки рта являются элементом реакции горечи. Треугольная мышца, называющаяся также «мышцей печали», оттягивает уголки рта вниз. Расслабленно опущенные вниз уголки рта свидетельствуют о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко они являют собой выражение негативной жизненной установки. Это выражение характеризуют также слова: ми «у него вытянулось лицо».

    Улыбка. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием. Вынужденная деланная улыбка «по заказу» превращается в движение намерения с довольно небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия. Приторная улыбка как чуть заметное растяжение губ производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле. Усмешка, при которой губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне. Ухмылка — улыбка-гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что возможно перед вами наглый или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта («кислая» реакция) придают лицу выражение «переполненного сарказмом» человека. При кривой усмешке (или фальшивом смехе) только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается. Проявляемое таким образом органическое рассогласование выражает состояние внутреннего разлада. Эта улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот и сотрудникам из вежливости приходится смеяться, хотя и сам анекдот был уже не новым, да и смешного в нем было мало). При уничижительной улыбке уголки рта немного опущены. Форма рта выражает одновременно утверждение и отрицание. Уничижительная улыбка является ослабленным вариантом язвительной. Так улыбается человек, настроившийся на юмор висельника или отказывающийся от всего, а также высокомерно-ироничный, всезнающий или злорадствующий по тому или иному поводу.

    3. Жестикуляция

    Мало кому известно, что всего лишь 10% информации передается словесно, в то время как жестами и интонацией можно донести гораздо больше смысла. Цифры в отношении общения не важны, но стоит запомнить, что особо важную роль в коммуникации между людьми играет жестикуляция руками. А, следовательно, нужно разобраться, каким образом можно контролировать свои жесты для правильного восприятия вас окружающими.

    Существует такое мнение, что жестикуляция во время разговора, в особенности первые 10 секунд, дает возможность полностью оценить собеседника. И вдруг жесты не соответствуют словам человека, ваша интуиция мигом это выдает, а жестикуляция при разговоре может повлиять на то, будет ли приятен вам человек.

    За счет жестикуляции мы общаемся красочно, эмоционально и понимаем даже иностранцев, не зная языка. Жестикуляция в деловом разговоре тоже играет важную роль, поскольку именно от нее порой зависит благоприятное общение бизнес - партнеров и собственно удачное заключение сделки.

    Жестикуляция руками при разговоре в разных странах не всегда имеет одно значение. Например, выполненное кольцо из большого и указательного пальца у американцев означает согласие или утверждение «ок», в то время как у французов означает − ноль, а у японцев – деньги. Во Франции и русскоязычных странах приставленный к виску указательный палец свидетельствует о глупости, а в Голландии, напротив, означает наличие интеллекта. А всеми любимый жест прощания, будьте осторожны, греки воспримут как нецензурный жест!

    Стоит вспомнить об одном моменте, когда человек находится в чрезмерно эмоциональном состоянии, ему очень трудно выдавать эмоции без всевозможных жестов-паразитов, а эта активная жестикуляция порой может многое сказать о значении подсознательного состояния человека.

    Жестикуляцию человека уже очень давно изучают психологи, поскольку манера держаться способна охарактеризовать людей, а для того чтоб научиться «читать» окружающих, предостаточно книг и других всевозможных источников.

    Правила языка жестов

    Многие интересуются понятием правила жестикуляции, но необходимо разобраться существуют ли они как таковые. На самом деле существуют следующие правила:

    1. Ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах не сутулится.

    2. Управляйте своими руками и ногами.

    3. Снова обратите внимание на руки. Тренируйтесь держать руки всегда в примерно одном положении и доводите до автоматизма.

    4. Избегайте грозных поз.

    5. Смотрите в глаза собеседнику. Внимающий зрительный контакт способен сгладить все шероховатости разговора.

    6. Умеренное рукопожатие. Оно должно быть ни мягким, ни жестким, а энергичным и кратким.





    4. Жесты

    Жесты – невербальное средство общения. Они сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы влево-вправо – несогласие, махание кистью руки – прощание.

    4.1. Ритмические жесты

    Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи-то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону.

    4.2. Эмоциональные жесты

    Речь наша бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные чувства, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях:  ударить (хлопнуть) себя по лбу (досада), развести руками (недоумение), указать на дверь (обида).

    4.3. Указательные жесты

    Указательные жесты чаще всего уточняют указательные местоимения тот, та, то, этот, там, тут, туда, здесь, сюда. Например: «принеси (указательный жест) тот стул», «открой (указательный жест) это окно», «возьми (указательный жест) ту книгу и положи на эту (указательный жест) полку». Без указательного жеста такие просьбы выполнить невозможно. Если жест отсутствует, то тот, к кому обращаются с просьбой, обязательно спросит: «Какой стул принести?», «Какое окно открыть?», «Какую книгу на какую полку положить?». Некоторые злоупотребляют указательными жестами, часто в разговоре показывают пальцем на то, о чем говорят: «Какой (указательный жест) красивый дом построили»; «Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе». Такое использование жеста свидетельствует о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем. Например: «Ты (указательный жест), мальчик, пересядь в первый ряд»; «Вы (указательный жест) не знаете, где ближайшая аптека находится?»

    4.4. Изобразительные жесты

    Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чем идет речь; изображает, как следует выполнять то или иное действие. Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Значит, речь идет о зубной пасте. Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтообразно». Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его.

    Изобразительные жесты появляются в случаях: если не хватает слов, чтобы передать описание предмета, состояние человека; если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

    4.5. Символические жесты

    Символические жесты – условны. Это их отличительный признак. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, россияне при встрече пожимают друг другу руки, а если разделены расстоянием, то соединяют свои ладони и покачивают ими; мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руку (руки) к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям.

    5. Национальный характер жестов

    Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это – приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию.

    Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо.

    О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернута к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше». Жители Европы воспринимают этот жест независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2».

    При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальною окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево — вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящему. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

    Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

    Каждый из жестов в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческого усилия.

    Заключение

    Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен.

    В ходе данной работы мы изучили виды общения и то, как они применяются в жизни каждого человека.

    Без общения как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

    Общение дает человеку возможность раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, а взлетах и падениях. Общение для человека - его среда обитания. Без общения не возможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

    Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

    Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

    Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.

    Список литературы

    1. Л.А. Веденская, Л.Г. Павлова «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1999 год.

    2. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.

    3. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.

    4. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 1997.

    5. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

    6. Малая энциклопедия этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000


    написать администратору сайта