Главная страница
Навигация по странице:

  • Теологическая

  • Патриархальная теория.

  • Марксистская

  • Договорная

  • Теория

  • Психологическая

  • Ирригационная

  • Тема Возникновение государства


    Скачать 18.56 Kb.
    НазваниеТема Возникновение государства
    Дата09.01.2022
    Размер18.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаl2.docx
    ТипДокументы
    #326305

    Тема 2. Возникновение государства


    1. Родовой строй и регуляторы догосударственного общества

    2. Основные теории происхождения государства


    1. Родовой строй и регуляторы догосударственного общества



    Для того, чтобы понять в силу каких причин возникло государство необходимо ответить на несколько вопросов: 1. Какой была публичная власть родового строя, предшествующая государству? 2. В силу каких причин произошла смена этой власти государством? 3. Каковы были регуляторы в догосударственном обществе?

    Признаки публичной власти родового строя:





    1. Верховная власть принадлежала общему собранию и лидерам (вождям, старейшинам, жрецам, военным лидерам) членов рода. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важное значение для всего рода, например, объявление войны; избрание вождя и др.;

    2. Внутри рода не было никакого аппарата управления на профессиональной основе современном понимании - чиновников). Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода;

    3. Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду.

    На определѐнном этапе развития общества догосударственные институты уже не могли эффективно осуществлять управление, и на их место вначале встают протогосударства (предгосударственные образования у различных народов), а затем и государственные образования в привычном понимании.

    Регуляторы догосударственного общества.


    Социальные нормы догосударственного общества обеспечивали регулирование широкого спектра отношений от семейно-брачных до межродовых в пределах рода. Мононормы догосударственного общества (данный термин может использоваться в литературе) именуется так потому, что не знали чѐткого разделения на правовые, моральные и иные, зачастую в них элементы были смешаны. Формамивыражениямононорм являлись: правовые обычаи, моральные правила, традиции, ритуалы, мифы и т.п. Мононормы закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержаниемононормсоставляли различного рода: табу запреты совершать определенные действия; тотемы – обязанность сохранять определенные виды животных; регламенты – определенные дозволения. К нарушителям мононорм применялись санкции, одной из самых суровых из которых было изгнание из рода.
    1. Основные теории происхождения государства



    Проблема происхождения государства в науке является дискуссионной, поэтому существует множество концепций происхождения государства:

    Теологическаятеория.Данная теория родилась в глубокой древности, в Средние века известным еѐ представителем был Фома Аквинский. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Фома Аквинский предложил различать три элемента государственной власти: сущность(государственная власть установлена Богом); происхождение (государственная власть может быть и незаконной (например, установленная путем насилия); использование (часто пользование государственной властью ведет к злоупотреблению ею). На этом основании Фома Аквинский считал, что церковь не может посягать на государственную власть, в силу ее божественной сущности, но церковь оставляет за собой право судить о законности ее происхождения, а также использовании ее тем или иным правителем. Фома Аквинский высказывал идею автономии властей, т.е. светская власть должна управлять внешними действиями подданных «… что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю»», а церковь душами людей «…в делах, которые касаются спасения души… следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской». Вместе с тем, эти власти должны взаимодействовать друг с другом, например, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью.

    Патриархальная теория. Основателями данной концепции многие предлагают считать Платона и Аристотеля. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.

    Человек по природе своей существо политическое, поэтому государство для него является высшей формой общения:

    «Государство сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни». В своей работе «Государство» Платон формулирует идею об идеальном государстве - полисе. Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Поэтому в идеальном государстве разумному началу соответствует совещательное (сословие правителей), яростному защитное (сословие воинов), а вожделеющему деловое (сословие производителей (ремесленники земледельцы). Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом. По мнению Платона, править должны философы, т.е. те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Платон утверждал, что только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется. Воины должны защищать полис и в свою очередь подчиняются философам. Философы и воины вместе управляют третьим сословием производителями, т.е. ремесленники и земледельцы не участвуют в делах управления. Одна из основных задач третьего сословия обеспечивать существование философов и воинов. Платон при этом выступает за жесткую иерархию сословий, а также за их наследственный характер. В таком идеальном государстве - полисе Платон не предусматривал действие писаных законов.

    Марксистскаятеория.Основоположниками данной концепции были К. Маркс и Ф. Энгельс. Они выделяли несколько причин возникновения государства: экономическиепричинынеолитическая революция (т.е. переход от присваивающей экономики к производящей); разделение труда (отделилось скотоводство от земледелия; отделилось ремесло и появились

    торговцы); с усложнением орудий и средств производства произошел рост производительности труда и появились излишки, которые, очевидно, стали принадлежать определенным индивидам. Появляется частная собственность. Необходимость охраны собственности от посягательств, а также защита собственников обусловили возникновение государства; социальныепричиныразложение рода и возникновение семьи повлекло за собой появление антагонизма (непреодолимых противоречий), как итог – раскол общества на классы и появление государства. Исходя из научных и исторических данных, данная теория является утопической и недостоверной, хотя, к сожалению, продолжает господствовать в теории государства.

    Договорнаятеория.Основоположниками этой концепции были Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др. Они считали, что государство возникло в результате общественного договора между людьми, которые находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора люди часть своих прав передали государству в обмен на его защиту и покровительство. Гоббс различал: догосударственное(естественное) состояние рода человеческого (естественноесостояние это состояние войны всех против всех, состояние при котором «человек человеку – волк») и государственное, т.е. гражданское состояние. В догосударственном состоянии все люди были равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них руководствовался естественным правом.

    Поскольку Гоббс понимал естественные законы, как моральные, то для того чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только высоконравственными людьми, необходима общая для всех власть, а для установления такой власти необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица». Гоббс также отрицал право

    индивидов на сопротивление государству, так как индивиды заключили договор друг с другом о подчинении государственной власти, а не отдельные договоры с правителем, поэтому чтобы правитель «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем- либо из последних быть обвинен в несправедливости».

    Теориянасилия.Приверженцами данной концепции были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Причину происхождения государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, порабощении одних племен другими. Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора: «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Истоки постоянной борьбы Гумплович объясняет неоднозначно, с одной стороны, он указывает расовые различия, с другой стороны причину социальных конфликтов он усматривает в стремлении людей к удовлетворению своих материальных потребностей: «Всегда и всюду экономические мотивы являются причиной всякого социального движения, обусловливают все государственное и социальное развитие». Полагая, что государство формируется в результате подчинения одной человеческой группы (слабейших, побежденных) другой группе (сильнейших, победителей), Гумплович выступает против того, чтобы характеризовать государство как орган умиротворения, примирения противоречивых интересов. Государство, по Гумпловичу, есть орган принуждения, насилия. Гумплович выделяет догосударственное состояние человечества, где не было никакого права и государственное состояние. Государство и только оно создает право, поэтому право целиком обязано своим

    рождением и последующим существованием государству: «Для государства право и правопорядок, если на них смотреть с высоты истории, суть лишь средства». Гумплович отрицает наличие

    «неотчуждаемых прав человека». С его точки зрения, данные права иллюзия, плод самообожествления индивида.

    Психологическаятеория.Основоположником данной концепции был Л.И. Петражицкий. Суть теории заключается в том, что основные причины возникновения государства и права он усматривает не в экономической, политической или социальной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и эмоциях, которые играют главную роль в образовании государства и права. Петражицкий исходил из изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению выдающимся личностям. Ключевым элементом теории Петражицкого является понятие

    «эмоция». Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающимиэмоциями(например, жажда, холод и т.п.), другие этическимиэмоциями(это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей). Именно благодаря этическим эмоциям человек проявляет себя как социальное существо. Фрейд, являясь последователем данной концепции, также выводил необходимость создания государства и права из психики человека. Он утверждал, что из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми биопсихическими инстинктами появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.

    Ирригационнаятеория.В юридической литературе ее еще называют водной или гидравлической. Основоположник этой теории К. Витфогель. Суть концепции состоит в том, что государство

    возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем использования их водных ресурсов. Один крестьянин, либо небольшая группа крестьян не могли самостоятельно осуществлять ирригационные работы (например, строительство дамб, плотин, рытье каналов и т.п.), необходима была мобилизация усилий большинства из них. Руководство строительством осуществлялось людьми, которые имели специальные познания и навыки в возведении ирригационных сооружений, а также способности к организационной деятельности, последствии именно они образовали управленческий аппарат государства. Поэтому на создание таких государств оказывает влияние именно ирригационный фактор. Однако, данная теория, в основном, м.б. применима (хотя и с сомнением) к странам Древнего Востока (Древний Египет, Древний Китай и др.), где действительно сложились такие условия возникновения государства как жаркий климат, бедные почвы, полноводные реки, являющиеся источником минеральных удобрений и т.п.

    Контрольные вопросы:





      1. Назовите формы выражения социальных норм догосударственного общества:



    Варианты ответов:





        1. традиции, ритуалы, мифы




        1. ритуалы, традиции, нормы права, правоотношения



      1. Верно ли утверждение: «Мононормы обеспечиваются принудительной силой государства».

    Варианты ответов:


        1. нет

        2. да



      1. Назовите теории происхождения государства.

    Варианты ответов:


        1. психологическая; теологическая; марксистская; патриархальная; теория насилия; ирригационная; договорная

        2. психологическая; функциональная; нормативистская; ирригационная; марксистская; договорная; естественно-правовая

        3. теологическая; естественно-правовая; договорная; теория насилия; социологическая; марксистская

        4. нормативистская; социологическая; теологическая; ирригационная; патриархальная; теория насилия; психологическая

      1. Назовите основоположника психологической теории.

    Варианты ответов:


        1. Петражицкий

        2. Платон

        3. Аристотель

        4. Фома Аквинский

        5. Каутский

        6. Гумплович

        7. Маркс



      1. Верно ли утверждение: «Аристотель определял государство как сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»?

    Варианты ответов:


        1. да

        2. нет


    написать администратору сайта