Главная страница
Навигация по странице:

  • Источники и историография истории Казахстана

  • Исторические источники - это

  • Историография

  • Тема Введение в дисциплину


    Скачать 25.58 Kb.
    НазваниеТема Введение в дисциплину
    Дата27.10.2020
    Размер25.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #146090

    Практическое задание 1

    Тема 1. Введение в дисциплину.
    Задание. Выберите 1 (одно) задание и выполните его.

    1.Определите и охарактеризуйте исторические источники и историографию современной истории Казахстана.
    Источники и историография истории Казахстана
    Исторические знания о самых ранних этапах становления и развития человечества строятся на основе изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, — это орудия труда, стоянки, наскальные изображения, погребения. Значительно позже появились письменные источники о древних насельниках протоказахской территории — персоязычные, греческие, латинские, арабоязычные, тюркоязычные, китайские. В них содержится информация об этногенетических процессах, взаимоотношениях с соседями, о политических событиях, хозяйственной деятельности, образе жизни населявших эту землю племен. Таким образом, основу исторического знания составляют источники.

    Исторические источники — это вещественные предметы, письменные документы, отражающие историю развития человеческого общества. Чтобы история была научной, объективной, она прежде всего должна опираться на достоверные источники. Поэтому одним из ведущих принципов исторической науки является принцип документальности. Историки говорят: “Без документов нет истории”. Историография — это история исторической науки. Она включает в себя, с одной стороны, динамику исторических знаний, сведений об исторических событиях, выявление и описание новых источников, а с другой — развитие методов, подходов, принципов исторического исследования.

    Исторические сведения о древних насельниках протоказахской территории содержатся в устном народном творчестве, в эпических сказаниях, письменных источниках автохтонного населения и их соседей. Ранним письменным источником является “библия” зороастризма “Авеста” (“Наставление”). Как известно, Зара-туштра жил в конце II — начале I тысячелетия до нашей эры. Также сведения o древних насельниках территории современного Казахстана обнаружены в персидских клинописных текстах, в частности в Бехистунской надписи Дария 1 (522-486 гг. до н.э.); в “Истории” “отца” исторической науки Геродота (завершена между 430-424 гг. до н.э.), в “Географиях” Страбона (64 г. до н.э. - 24 г. н.э.), Птолемея (90-160 гг.).

    Бесценные данные о древнем периоде истории Казахстана имеются в сведениях Чжань Цяня, посетившего Семиречье во II веке до нашей эры, в “Ши цзи” (“Исторических записках”) “отца” китайской истории Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), в “Цянь Ханьшу” (“Истории ранней Хань”) Бань Гу (I в. н.э.).

    Особое место в познании истории Казахстана занимает первый тюркский летописец, описавший начало Тюркского Зля, первых его каганов, автор знаменитых надписей в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина — Йоллыг-тегин (VIII в.). Сведения о средневековом Казахстане содержатся в трудах арабского историка Ибн аль-Факиха (начало X в.), путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука, Марко Поло, посетивших территорию Казахстана в XIII веке.

    Так, например, итальянец Плано Карпини, основатель монашеского ордена францисканцев, по заданию Папы Римского Иннокентия ГУ в апреле 1245 года отправился из Лиона в ставку Бату на Волгу в Сарай-Бату. Дело в том, что Бату, унаследовав улус своего отца Джучи, продолжил походы монголов на запад и покорил булгар, Крым, Кавказ, Польшу, Моравию, Силезию, в связи с чем встревоженная Европа стала искать с ним контакты. После пребывания в ставке Бату Плано Карпини посетил Центральную Монголию, проехав через Семиречье, Тарбагатай, и в ноябре 1246 года он отправился назад. Гильом Рубрук — монах ордена миноритов, после того, как в 1248 году в результате похода против мусульман крестоносцы потерпели поражение и стремились обрести союзников в лице монголов, по заданию французского короля Людовика IX в 1253 году в мае выехал из Константинополя в Крым, затем на Волгу в ставку Бату.

    Он также побывал в ставке верховного монгольского хана Мунке в Каракоруме. В 1255 году Рубрук составил подробное описание своего путешествия в Центральную Азию, в ходе которого он побывал на территории Казахстана. Марко Поло в 1271 году совершил путешествие в Китай. Там он прожил около 17 лет и в 1298 году написал свой труд, который стал для европейцев важным источником по истории народов Центральной Азии. В XIV веке подробные записи о Дешт-и-Кыпчаке после его посещения оставил арабский путешественник из Марокко Ибн-Батут.

    Наиболее полные сведения о важнейшем периоде истории Казахстана — истории образования Казахского ханства — представлены в работе Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551) “Тарих-и Рашиди”, в “Записках бухарского гостя” Ибн Рузбихана (XVI в.), в “Сборнике летописей” Кадыргали Жалаири (начало XVII в). Важные для изучения истории факты содержат записки английского путешественника Дженкинсона, посетившего Казахстан в XVI веке. Дженкинсон в 1558-1560 годах в целях открытия торгового пути для английской компании побывал в Казахстане, и поскольку он был не только путешественником, но и предпринимателем, то его заметки касались также вопросов экономической и хозяйственной жизни.

    Большой вклад в изучение истории Казахстана внесли российские ученые. В 1768-1774 годы здесь побывала экспедиция Российской Академии наук во главе с П.С. Палласом. Участниками этой экспедиции были И.П. Фальк, И.Г. Георги. Капитальным является труд русского ученого-китаиста Н.Я. Бичурина (отца Иакинфа) (1777-1853) “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена” (в трех томах). Никита Яковлевич Бичурин в 1805 году был назначен начальником одной из духовных православных миссий в Китае, затем был архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. Он блестяще знал китайский язык. Его труд — это наиболее полное, системное, документальное исследование истории народов Центральной Азии, Средней Азии и Южной Сибири по китайским источникам.

    “Геродотом казахского народа” назвал Ч. Валиханов А.И. Левшина (1799-1879) — автора “Описания киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей” (ч. I-III, СПб., 1832). Многие узловые вопросы истории Казахстана получили освещение в трудах известных ученых-востоковедов академиков

    В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904), например в его работе “Исторические сведения о киргиз-кайсаках”, и В.В. Бартольда (1869-1930), посвятившего Казахстану серию трудов “Очерки истории Семиречья”, “История Туркестана” и др. исследования.

    Богатое научное наследие по истории Казахстана, в частности по источниковедению, по этногенезу казахов и других тюркских народов, важные сведения об особенностях социальной, политической жизни кочевников, роли ислама в их жизни, национально-освободительной борьбе, оставил Ч. Валиханов (1835-1865) в своих трудах “Аблай”, “Киргизское родословие”, “О состоянии Алтышара...”, “О мусульманстве в степи” и многих др. Неоценимое значение для истории Казахстана имеют сочинения Абая (1845-1904).

    Ряд исторических работ принадлежит представителям казахской интеллигенции начала XX века, лидером которой был А. Букейханов (1866-1937). Сам он является автором историко-этнографического очерка о казахах в сборнике “Формы национального движения в современных государствах” (СПб, 1910), статьи “Материалы к истории султана Кенесары Касымова” и других произведений. В 1911 году в Оренбурге была опубликована работа Шакарима Ку-дайберды-улы (1858-1931) “Шежире” (“Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий”). Ряд трудов по истории казахского народа принадлежит ее знатоку, одному из ярких представителей той когорты, М.Ты-нышпаеву (1879-1937). Они вошли в сборник “Материалы по истории киргиз-казакского народа” (1925).

    Первым казахом — профессором истории в советское время стал С. Асфен-диаров, автор “Истории Казахстана с древнейших времен”, опубликованной в 1935 году. Многое для развития казахстанской школы историков сделали известные историки А. Панкратова, М. Вяткин, Н. Дружинин, эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Казахстан и плодотворно сотрудничавшие с казахстанским историком Е. Бекмахановым. В 1943 году ими была подготовлена “История Казахской ССР” с древнейших времен. В 1952 году Е. Бекмаханов за монографию “Казахстан в 20-40-е годы XIX века”, посвященную восстанию Кенесары Касымова и написанную им в 1947 году, был арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы. А в 1977-1980 годы вышла в свет “История Казахской ССР” в пяти томах, где история Казахстана освещалась с марксистско-ленинских идеологических позиций на основе классового, партийного подхода.

    Начавшееся со второй половины 1980-х годов движение за независимость в Казахстане привело к тому, что в 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана были реабилитированы и возвращены находившиеся ранее под запретом имена представителей национальной интеллигенции, репрессированных советской властью как “буржуазные националисты”, среди которых были А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов и многие др. В 1991 году ведущими историками был опубликован сборник “История Казахстана: белые пятна”, название которого говорит само за себя.

    Процесс возрождения исторической памяти в Казахстане положил начало переименованию городов, сел, улиц, которым стали возвращать прежние исторические названия (например, Джамбул был переименован в Тараз, Луговое — в Кулан) и которые стали приводиться в соответствие с казахской транскрипцией (Чимкент — Шымкент, Джезказган — Жезказган, Кокчетав — Кокшетау); названия, отражавшие ценности советского времени (Советский, Коммунистический, Комсомольский и т. п.), стали заменяться именами национальных героев казахского народа (Абылай-хана, Богенбай-батыра, Кабанбай-батыра, Толе-би, Айтеке-би, Казыбек-би, А. Букейханова, А. Байтурсынова и т. д.).

    В 1992 году во всех учебных заведениях была введена “История Казахстана” как обязательная, самостоятельная учебная дисциплина, ранее вообще как таковая не изучавшаяся. Возникла необходимость создания фундаментальных трудов, учебных пособий, отражающих деидеологизированную, деполитизи-рованную историю Казахстана, которая рассматривалась бы правдиво и объективно как органическая часть всемирной истории. Изданное в 1992 году “Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней” объемом 172 страницы, написанное ведущими историками Казахстана явилось первым учебным пособием, рекомендованным Министерством народного образования Республики Казахстан и Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан в качестве официального.

    В том же году увидела свет книга С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова “Казахстан: летопись трех тысячелетий”, был переиздан сборник документов “Алаш-Орда” под редакцией Н. Мартыненко. В 1993 году был опубликован первый обобщающий труд историков независимого Казахстана “История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)” объемом 416 страниц. Началось издание капитального труда “История Казахстана” в пяти томах, I том которого был опубликован в 1996 году, II том — в 1997-м, III том — в 2000-м.

    С 1997 года Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова стала разрабатываться программа фундаментального исследования “Возрождение Казахстана: История и современность”, цель которой — восстановление подлинной истории Казахстана.

    В 1998 году стал выходить в свет журнал “Отан тарихы. Отечественная история. History of the Homeland”, учрежденный Институтом истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Академии наук Республики Казахстан. Редакция журнала объединила ведущих историков Казахстана. Показательно, что иностранными членами редакционной коллегии этого издания являются известные ученые США, Японии, Китая, Турции, Венгрии, России, Узбекистана, Кыргызстана. Специальные номера журнала были посвящены важным историческим событиям в жизни государства и в развитии исторической науки. Так, темой выпуска N3 за 2001 год стали материалы Международной конференции “10 лет суверенного Казахстана: история и перспективы”; N3 за 2002 год — Международной конференции “К 200-летию Кенесары Касымова”; N1 за 2003 год — Международной конференции “Методологические и теоретико-концептуальные инновации в исторической науке и проблемы их освоения”.

    История Казахстана всегда была объектом пристального внимания зарубежных исследователей. Английскими, американскими, французскими, немецкими исследователями накоплен большой материал по истории и этнографии народов Центральной Азии и Казахстана. Ими исследовался феномен номадизма, специфика организации хозяйственной, культурной, общественной жизни народов этого региона. Центры изучения номадизма, которые регулярно публикуют результаты исследований по этой проблеме, имеются во Франции, Германии, США и других странах.

    Интерес у зарубежных исследователей вызывает также история Казахстана XVIII — начала XX века. Здесь можно в качестве примера назвать труды таких ученых, как Э. Бэкон “Центральная Азия под управлением России” (Нью-Йорк, 1966), Э. Олуорд “Центральная Азия: столетие русского правления” (Нью-Йорк, 1967), С. Беккер “Русский протекторат в Центральной Азии” (Лондон, 1968), В. Коларс “Россия и ее колонии” (Лондон, 1953), А. Курат “Царская Россия в Центральной Азии” (Кембридж, 1979) и др. Проблемам советского периода посвящены работы таких ученых, как Д. Уилер “Народы советской Центральной Азии” (Лондон, 1966) и Д. Лингрен “Расовые и этнические конфликты в советской Центральной Азии” (Нью-Йорк, 1979). Ряд ученых, среди которых Э. Вульф, А. Хазанов, А. Франк, К. Чанг, X. Костер и др., посвятили свои исследования истории Центральной Азии в современных условиях после распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств.

    Например, в 2000 году в Алматы было опубликовано 3-е издание книги заслуженного профессора антропологии Университета Висконсин в Медисоне, члена Британской Академии, лауреата премии Гуггенхайма А. Хазано-ва “Кочевники и внешний мир” [59]. В ней рассмотрены следующие фундаментальные проблемы: феномен номадизма: мифы и реальность; номадизм как особый вид производящей экономики; происхождение кочевого скотоводства; социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром; способы адаптации номадов к внешнему миру. Особый интерес вызывает раздел книги “Номады и государственность”, где представлены условия возникновения, основные типы, особенности и тенденции эволюции кочевой государственности.

    Причем возникновение и развитие кочевой государственности на территории Казахстана — в евразийских степях раскрыто в контексте кочевых цивилизаций Среднего, Ближнего Востока и Восточной Африки. А в “Предисловии к третьему, казахстанскому изданию” освещаются узловые вопросы развития современного Казахстана. Истории Казахстана посвящена книга М.Б. Олкотт “Казахи” (Стэнфорд, 1987).

    Она издана Институтом Гувера в серии “Исследования о народах СССР” и содержит следующие разделы: происхождение казахов; образование Казахского ханства; завоевание Казахской степи Россией; казахи в составе Российской империи, создание колониального аппарата; аграрные проблемы; рост недовольства среди казахов; революция и гражданская война в Казахской степи; новая экономическая политика в Казахстане; коллективизация и сталинская экономическая система; создание советского аппарата власти в Казахстане; развитие социалистического Казахстана. О достаточно своеобразном подходе М.Б. Олкотт к трактовке некоторых ключевых моментов истории Казахстана может свидетельствовать, например, ее статья “Средняя Азия: катапультирование в независимость” [49, с. 49-59].

    После обретения Казахстаном суверенитета у зарубежных исследователей-историков — магистрантов, аспирантов, соискателей — появилась возможность приезжать в республику и разрабатывать темы своих изысканий. Например, гражданами Китая защищены кандидатские диссертации “Создание Кара-Ки-данского ханства и его господство в Средней Азии” (1997), “Национально-освободительное движение казахов Синьцзяна в 1940-1949 годы” (1998), докторская диссертация “История казахского общества в Китае (1860-1920 гг.)” (2001); гражданином Турции защищена диссертация “Возникновение и развитие простейших форм кооперации в Казахстане (конец XIX — 20-е годы XX века)” (1998); гражданами Республики Кореи — “Трансформация политической системы обществ переходного типа: мировой опыт и Казахстан” (1998), “Сравнительный анализ опыта демократизации в Республике Казахстан и в Республике Корее” (2001) и др. Об интересе зарубежных историков может свидетельствовать также исследование С. Сабола, профессора Университета в Северной Каролине (США), “Казахское сопротивление русской колонизации: интерпретация восстания Кенесары Касымова” [84, с.24-39]. Изучением истории Казахстана непосредственно в республике занимаются исследователи США, Японии, Германии, Франции, Турции, Китая, Южной Кореи и других стран.

    Исторические источники - это всё, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. всё, создано ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов.

    Все исторические источники условно делятся на 6 групп — письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы.

    В рамках программы «Мәдени мұра» «Культурное наследие» в результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах. На их базе опубликованы серии книг (26 томов) в том числе: «История Казахстана в арабских персидских, тюркских, китайских, монгольских, армянских, русских, западных источниках» и др.

    Историография — 1) процесс написания исторических произведений; 2) совокупность исследований по истории, объединенных общими чертами: тематикой, проблематикой, происхождением и т.д.; 3) научная дисциплина, изучающая развитие исторической науки и исторической мысли.

    Задачи возрождения национальной истории в суверенном Казахстане поставили перед необходимостью восстановления ее страниц, насильственно вырванных в годы тоталитарного режима. Особая деликатность потребовалась при освещении таких драматических событий, как коллективизация, массовые политические репрессии, деятельность партии «Алаш» и т.п. 

    Большой вклад внесли такие ученые как Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Койгельдиев М.К. и др.


    написать администратору сайта