Тенденции и противоречия развития культуры России в XX веке. Тенденции и противоречия развития культуры России ХIХ - начала X. Тенденции и противоречия развития культуры России в xx веке
Скачать 33.53 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)". Факультет истории и права РЕФЕРАТ на тему: «Тенденции и противоречия развития культуры России в XX веке» Выполнила: студентка 3-го курса, группы ИОZ- 231 Дробноход Анастасии Олеговны 44.03.05 Педагогическое образование (История и Обществознание) Специальность (направление подготовки). Преподаватель: к.и.н., доцент Прокофьева Е.В. Таганрог, 2021 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………………...3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА……………………………………….……............4 СИМПТОМЫ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ.......................................................................................11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………………17 Введение Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры. Цель данной работы изучить тенденции и противоречия развития культуры России ХIХ - начала XX века. Задачи: Рассмотреть основные направления развития русской культуры в XIX – начале ХХ в. Охарактеризовать симптомы культурного кризиса в России конца XIX – начала XX веков. Основные направления развития русской культуры в XIX – начале ХХ в. Как известно, XIX в. вошел в российскую историю наравне с другими знаменательными событиями как «золотой век» русской культуры, что дало возможность России не только достичь высоких результатов в этой области по сравнению с передовыми европейскими государствами, но в некоторых направлениях и значительно опередить их. Уникальность этого явления состоит, по нашему мнению, в том, что оно происходило на фоне политического и социально-экономического отставания российского общества в этот исторический период. В то же время необходимо подчеркнуть, что в условиях модернизации российское государство остро нуждалось в образованных специалистах, подготовка которых проходила в городах, которые также стали формироваться как основные культурные центры. В свою очередь, этот процесс позитивно сказался на развитии основных направлений русской культуры, в частности литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и т.д. Стремительный рост русского самосознания после победы в Отечественной войне 1812 года также сказался на становлении «золотого века» русской культуры, движении декабристов, мощном подъеме общественной и философской мысли, появлении уникальных художественных произведений, связанных с началом новой эпохи в русской культуре. Все это и многое другое изменило к концу XIX в. представление о том, что победивший в Отечественной войне 1812 года русский народ по-прежнему оставался в «рабстве и невежестве», что хорошо видно, например, из творчества великого русского поэта А.С. Пушкина. [4] Этот период способствовал активному развитию двух течений общественной и философской мысли о будущем России – западничеству и славянофильству, которые глубоко расходились во взглядах на важные аспекты культуры. Как известно, западники отстаивали европейские образование, науку, просвещение и т.д., определяющие общественную жизнь. Славянофилы, в свою очередь, признавали самобытный путь развития России, делали ставку на ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие. В передовой дворянско-русской культуре красной нитью проходила мысль против сословного неравенства, крепостничества, беспредельного произвола властных структур, засилья чиновничьей бюрократии. Одновременно в первой половине XIX в. в русской культуре наблюдается начавшийся рост ее демократизации. В содержании произведений культуры начинает все больше звучать тема «простого» народа, положения и судеб «бедных людей». Эта тема получает свое развитие уже в пореформенную эпоху, связанную с отменой крепостного права в феврале 1861 г. и последующими реформами Александра II: земской, городской, судебной, военной и др. По аналогии с XIX в. начало XX в. называют «серебряным веком» русской культуры – главным образом в сфере литературы и искусства. Великие социальные и военные потрясения, которые произошли в этот сравнительно краткий по времени период российской истории, оказали серьезное воздействие на культуру страны. В этот период Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. Усилилась интеграция русской культуры в общемировую. С одной стороны, в России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран – телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты, достижения точных наук; широкое распространение в литературе и искусстве получили различные направления – импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и т.д. С другой стороны, мировая культура значительно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. [3] В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который уступает место романтизму, а на смену ему приходит реализм. Смена их происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям. Кроме этого, гражданственность, чувство национального самосознания, патриотизм всегда были основой русской литературы с древнейших времен. Эти черты сохранились и развивались в первой половине XIX в., чему способствовала прежде всего Отечественная война 1812 года. Тема войны, патриотизма русского народа вошли в творчество известных русских поэтов: Державина, Карамзина, Жуковского, Крылова, Востокова, Пушкина, Пущина, Лермонтова и многих других. Особое значение для русской культуры имела поэзия декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Полежаева и др., которая была проникнута патриотизмом, любовью к своей Родине, поисками добра и справедливости. Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII–XIX вв. Видным представителем сентиментализма был Н.М. Карамзин. Широкую известность принесла ему повесть «Бедная Лиза» (1790 г.). В начале XIX в. Карамзин становится убежденным консерватором и монархистом. Новые воззрения писателя отразились в его главном труде – «История государства Российского». В эпоху Отечественной войны 1812 года, когда особое распространение получают идеи патриотизма, необходимости служения Родине и т.д., сформировался стиль «романтизм». Его характерная черта – противопоставление реальной действительности и идеальных образов, ситуаций, мировосприятия. В.А. Жуковский – поэт, положивший начало развитию романтизма в отечественной поэзии. Белинский отозвался о его творчестве как о «целом периоде нравственного развития нашего общества». С писателями романтического направления связано формирование русского исторического романа. Видным популяризатором национальной старины и самобытности в первой половине XIX в. стал герой войны 1812 года М.Н. Загоскин (1789–1852). Написанный им «Юрий Милославский» оказался «первым историческим русским романом». [1] С середины XIX в. начал формироваться новый стиль русской литературы – реализм, в котором видную роль сыграло творчество А.С. Пушкина. В его произведениях наиболее полно выразились национальные черты русского характера. Как известно, великий русский поэт явился ярким выразителем русской словесности, родоначальником русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения – «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и другие – связаны с романтизмом. Однако позднее в его творчестве преобладает реализм, хотя представлены основные виды и жанры литературы. В частности, в поэтическом творчестве он – певец свободы. Во второй половине столетия в литературе окончательно утверждается реализм и появляется критический реализм. Русские писатели в своем творчестве отражали реальные события из жизни общества, давали объяснения существующим несправедливостям. Об этом свидетельствуют названия произведений, например, Чернышевского и Герцена – «Что делать?» и «Кто виноват?» Описывая события, они не только ставили вопросы, волновавшие современное общество, но и предлагали их решение. На вторую половину XIX в. приходится творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова и других выдающихся русских писателей, которые в своих бессмертных произведениях обращаются к внутреннему миру человека, его духовности, проблемам, независимо от социального статуса. [5] Так называемый «серебряный век» русской литературы, сменивший на рубеже веков «золотой век» пушкинской эпохи, принес в отечественную литературу массу идейных шатаний. В русской литературе начала XX в. ведущую роль продолжали играть Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин Сибиряк, А.П. Чехов, придерживавшиеся традиций критического реализма. Эти традиции продолжили и писатели нового поколения – А.М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Но наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения – символистов, акмеистов, футуристов и др., стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений. Символизм как разновидность модернистского направления в литературе и искусстве сложился во Франции в 80–90-е гг. XIX в. Одним из первых организованных выступлений русских символистов был сборник «Русский символизм» (1893), в котором были представлены так называемые «старшие» символисты Д.С. Мережковский и В.Я. Брюсов. Позже на арену художественной словесности вышли «младосимволисты» – А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, 3.Н. Гиппиус, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др. В 1904–1905 гг. издавался журнал символистов «Весы». Характерная особенность поэтов-символистов – высокая «техника» стихосложения, «изобретательство» необычных слов и выражений. Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Среди первых его произведений самым лучшим стали «Стихи о Прекрасной Даме», написанные под прямым влиянием идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Позже в творчестве А. Блока на передний план выходит тема России, любви к ней – «Русь», «Скифы», «Родина» и др. К поэзии серебряного века относятся также М.И. Цветаева, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак и многие другие. В 1910 г. появляется в русской литературе и искусстве другое модернистское течение – футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего», отрицали традиционную культуру, ее моральные и художественные ценности. Эти принципы были изложены в своеобразном манифесте футуристов под характерным названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в 1912 г. Главное требование футуристов – абсолютная свобода творчества. [3] В русской архитектуре первой половины XIX в. длительное время сохранял свои позиции классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII в. Разновидностью классицизма, явился ампир, получивший распространение в начале ХIХ в. В стиле ампир возводились преимущественно здания общественного назначения: правительственные учреждения, театры, храмы. Наиболее видными представителями классицизма в русской архитектуре были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Д.И. Жилярди, О.И. Бове. Воронихин возвел в Петербурге Горный институт и Казанский собор, Росси – новые здания Сената и Синода, а также Главный штаб, Михайловский дворец, Александрийский театр и примыкавшую к нему улицу (названную в честь зодчего улицей Росси). Старов, Жилярди и Бове возвели монументальные здания в Москве (среди них Большой театр, Манеж, новое здание Московского университета на месте разрушенного при пожаре Москвы в 1812 г.). К середине XIX в. входят в моду псевдорусский стиль и псевдоготика. Создателем псевдорусского стиля был Карл Тон, по проектам которого были возведены в 40-е гг. Большой дворец и Оружейная палата в Кремле, Николаевский вокзал в Москве и Московский в Петербурге. Своеобразием отличалась архитектура и скульптура в России в конце XIX – начале XX в. Ведущим становится стиль «модерн», которому присущи свободное развитие объемов, асимметрия и вместе с тем монолитность сооружений, их монументальность. Модерн отличался и характером оформления зданий – применением мозаики, витражей, керамики, скульптуры. [5] Для России XIX в. стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Для русской музыкальной культуры первой половины XIX в. характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьезный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. В русской музыке первой половины XIX в. шел интенсивный процесс внедрения национальной мелодики и тематики. Интонации народных мелодий явственно звучат в романсах А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, которые явились создателями жанра городского романса. [1] В русской живописи первой половины XIX в. наметился постепенный переход от академизма, оплотом которого являлась Императорская академия художеств. Наиболее видным представителем академической школы был Карл Брюллов. Брюллов, сохраняя верность академическому искусству, уже тяготел к реализму. Наиболее известно его грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Поэт Е.А. Баратынский писал тогда: «И стал “Последний день Помпеи” для русской кисти первый день». Брюллов писал и портреты своих современников – И.А. Крылова, В.А. Жуковского, Н.В. Кукольника и др. О.А. Кипренский и В.А. Тропинин – выдающиеся художники-портретисты первой половины XIX в. Кипренский передавал в портрете сложный внутренний мир настроений, переживаний. Хорошо известен написанный им портрет А.С. Пушкина (1827). Для творчества Тропинина характерна непосредственность изображения. Он любил изображать людей за каким-нибудь занятием. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист». Мастером бытового жанра был А.Г. Венецианов. Он создал серию картин, изображавших крестьян и сельский быт (например, «Гумно», «На жатве», портреты многих крестьян). [4] В конце XIX – начале XX в. к новому поколению передвижников принадлежали братья А.М. и В.М. Васнецовы, Н.А. Касаткин, C.А. Коровин, И.И. Бродский, В.А. Серов, И.Ф. Юон. Передвижничество этого периода выражалось в работах на сюжеты из жизни крестьян, рабочих, жителей городов, сел и деревень. Серов создал серию ярких по реалистичности портретов современников, в том числе императоров Александра III и Николая II. Глубокой поэтичностью отличаются полотна братьев Васнецовых на исторические и сказочные сюжеты. В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства» (просуществовало до 1924 г.). В него вошли видные художники А.Н. Бенуа, Д.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев. К нему примыкали также К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.Э. Грабарь и Н.К. Рерих. Они пропагандировали высокую живописную культуру, новые формы средств выражения. Русское искусство получило широкое признание во многих европейских странах. Проводимые С.П. Дягилевым Русские сезоны в Париже в начале ХХ в. явились этапными событиями в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры». В следующем году в концертах они могли познакомится с русской музыкой от Глинки до Скрябина. Симптомы культурного кризиса в России конца XIX – начала XX веков Под кризисом культуры понимают переломный момент в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и тенденции новой зарождающейся культуры. [3] Русская культура конца XIX – начала XX веков эпоха русского культурного ренессанса, эпоха творческого подъема поэзии и философии, религиозного беспокойства и искания, и в то же время эпоха драматичного катастрофичного мироощущения, предчувствий надвигающихся катастроф. Поэты и религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Их пророчества о близящемся конце мира реально означали приближение конца старой, императорской России. В качестве одной из особенностей и кризисных симптомов культуры Серебряного века можно выделить кризис христианского сознания. Официальным канонам православия противопоставлялась «новое религиозное сознание», софиология, мистико-религиозные искания, часто граничащие с сектантством и эзотеризмом, теософия и антропософия, внеили межконфессиональный религиозный опыт, — например, толстовство, позже рерихианство и т.п. Серебряный век стремится к новой органичности – отсюда его неограниченное желание магического искусства, некой сакральности, очищающей и преображающей действительности. Те же тенденции можно наблюдать и в культуре рубежа конца XX – начала XXI, когда рядом с исповеданием традиционной православной религиозности может стоять интерес к различным оккультным практикам, причем, если ранее это явление было распространено более в среде интеллигенции, то в настоящее время это перешло в широкие народные массы. Как следствие умаления богопочитания русская культура конца XIX – начала XX веков центр внимания переносит на человека, проблемы его свободы и творчества. [6] Культура Серебряного века, равно как и рубежа XX - XXI веков «болела» культом творчества, которому придавалось особое, универсальное, даже религиозное значение. Всем видам и формам деятельности культурной элиты придавался неординарный, новаторский и даже эпатирующий характер. Творчество и его критерии не случайно выводились не только из области художественного или научного творчества, но из религии и философии, из сферы бессознательного; эти категории прилагались к нравственности и политике, к бытовому поведению и житейским обстоятельствам, применительно к самой социальной практике также применялись принципы и подходы творческой деятельности. Носители русской культуры Серебряного века были исполнены настроениями апатии, уныния, упадничества, ожидания катастроф. Интеллигенция была в России как на необитаемом острове. Народ был малограмотен, а в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура. Она страдала непониманием народа (несмотря на абстрактное «народолюбие») и в то же время тщеславной жаждой его спасения, поиском путей развития страны. Русская интеллигенция была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. Ее отличал нравственный и правовой нигилизм, идеология разрушения, ненависти, внутренней войны. Вся культура рубежа XIX – XX веков была соткана из противоречий самого разного характера. Все складывалось из крайностей; рядом с символистами были футуристы, рядом с «богоискателями» — «богостроители», недалеко от Булгакова и Флоренского философствовал В.Розанов; почти каждый поэт или мыслитель был человеком двойственым и состоял в незавершимом споре с самим собой. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа XIX – XX и XX - XXI веков. Устоявшимся школам в искусстве противопоставлялся разнообразный художественный модернизм, включающий самодовлеющее формально-художественное новаторство (граничащее с экспериментаторством), антинормативизм, демонстративный субъективизм. Противоречивость состояния культуры заключалась также в поиске новых путей развития русской культуры, связанных с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются русским содержанием. [3] Эта всепроникающая двойственность была довольно опасным состоянием, понимание и переживание которого порождало стремление собрать, соединить все. Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство, философию, религию – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности. Глобализация истории и глобализация культуры – это главные характеристики культуры не только начала XXI века, но и XX века. Отсюда синкретизм культуры Серебряного века как некий доминантный принцип, на котором основали свою деятельность все деятели культуры Серебряного века: философы, художники, поэты, писатели, музыканты, архитекторы, деятели театра. Огромную роль в становлении культурного синтеза Серебряного века сыграла философия всеединства великого русского философа конца XIX в. В.С. Соловьева, ставшая смысловым «стержнем» и обоснованием интегративного стиля культуры. Практически все творческие люди начала ХХ в. страдали в той или иной степени декадентством — нравственным или эстетическим, философским или социально-политическим, культивируя в своем творчестве и в самих себе болезненную тягу к упадку, жестокости, смерти, разложению. С. Франк, анализировавший такое парадоксальное, болезненное явление, как «этика нигилизма», отмечал, что замена творчества разрушением, вытеснение любви ненавистью, гармонии дисгармонией, развитие центробежных сил в ущерб силам центростремительным ведет к цивилизационной катастрофе. Российское общество двигалось к всеобщему расколу, брожению, смуте. Серебряный век в России, вопреки субъективным намерениям и мечтам участников культурно-исторического процесса, завершился социокультурным расколом, революцией и длительным противостоянием «двух культур» в рамках одной национальной культуры, ростом насилия и кровопролитной, невиданной по своим масштабам гражданской войной, установлением жестокого тоталитарного режима, положившего конец культурному и социально-политическому плюрализму и вскоре создавшего, с одной стороны, монолитную, монистическую советскую тоталитарную культуру, непримиримую к любому, даже очень незначительному, инакомыслию. [4] Беда этого кризисного времени заключалась в том, что его культура была как бы «запрограммирована» на саморазрушение: чем более последовательно она созидала свое противоречивое целое, тем неизбежнее был ее результирующий взрыв. Относительно современной нам российской культуры можно сказать, что, не смотря на совпадение многих болезненных симптомов и общее состояние упадничества, все же нас не постигнут столь трагические последствия как для культуры рубежа XIX – XX веков. Хочется надеяться, что кризисные симптомы культуры рубежа XIX – XX веков послужат уроком и предостережением для современников культуры рубежа XX – XXI веков. Заключение Таким образом, конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в. История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же, как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран. Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам. Список литературы Голубков М. М. Словесность и русский культурный код в начале XXI века // Литературная учеба - 2010 - №5, с.58-74. Горелов А. А. История отечественной культуры. Учебник; Юрайт - М., 2015. - 388 c. Дорохов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие; СПб. [и др.]: Питер - Москва, 2015. - 168 c. Культурология. Этапы и основные тенденции развития российской культуры (Часть II): учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / Сост.: Г.А. Табейкина, С.И. Никонова. Казань: Изд-во Казанск. гос. Архитект.строит, ун-та, 2013- 39 с. Левяш И. Я. Культурология. Учебное пособие для студентов ВУЗов; Огни - Москва, 2018. - 496 c. Пивоев В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры; КноРус - М., 2017. - 528 c. |