Главная страница

почерк. Теоретические и экспериментальные исследования по данной проблеме могут быть подразделены на три периода


Скачать 17.25 Kb.
НазваниеТеоретические и экспериментальные исследования по данной проблеме могут быть подразделены на три периода
Анкорпочерк
Дата13.12.2022
Размер17.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапочерк.docx
ТипДокументы
#843240

Теоретические и экспериментальные исследования по данной проблеме могут быть подразделены на три периода.

К первому периоду относятся работы, основанные на материалах экспертной практики. Так, в одной из первых работ о причинах появления сходства в почерках отмечается: «… что в основном они заключаются  в более или менее одинаковых условиях, при которых воспринималась и получала дальнейшее развитие техника письма у разных людей, а также и в некоторых сходных  технических и физических свойствах  личностей» 
Проблеме возможности исследования сходных почерков посвятил ряд своих работ И.Д.Кучеров[3] и разработал методику дифференцирования при исследовании сходных почерков [4].

Сходные почерки предлагается рассматривать как аналогичные объекты, принадлежащие к определенному звену классификационной системы. Они содержат четыре больших класса, последние, в свою очередь, можно подразделить на более мелкие группы:

1.Простые невыработанные почерки. Сходство в таких почерках обусловлено отсутствием навыка письма скорописью.

2.Стилизованное письмо чертежными, печатными и прописными знаками. Сходство наблюдается в случаях, когда пишущие владеют навыком стилизованного письма. С.А.Ципенюк в ряде примеров показала, что у лиц, обученных письму определенным шрифтом, наблюдается большое сходство почерков[5].

3.Сходные почерки в скорописи.

4.Сходство, обусловленное подражанием стилизованному письму при отсутствии у пишущего навыка, а также в случае подражания почерку другого лица.

В сходных почерках совпадения признаков, как правило, многочисленные, а порою и оригинальные. Поэтому им не может принадлежать решающее значение в процессе идентификации исполнителя. Исследование (выявление и оценка) устойчивых различий – наиболее верный способ получения информации о существенных собственных признаках объектов.

Различие при дифференцировании сходных объектов является идентифицирующим признаком того объекта, к которому он принадлежит. Идентификационная значимость такого признака обусловлена тем, что он не повторяется в аналогичных объектах. Таким образом, исследование различий (дифференцирование) является методом выявления наиболее характерных признаков, индивидуализирующих один из аналогичных объектов, а предлагаемая методика вполне точно выражается понятием: идентификация путем дифференцирования.

Начальным этапом исследования, предшествующим дифференцированию, является исчерпывающая графическая характеристика рукописи. В ней должны содержаться следующие данные:

а) высота строчных и прописных букв, соотношение их высоты и ширины; размеры так называемых широких букв («ы», «ш», «щ», «ю», «ж», «д», «ф», «м») даются отдельно;

б) расстановка букв, абзацев, строк, степень наклона в градусах;

в) темп письма, тщательность выполнения знаков, признаки замедленности движений;

г) устойчивость указанных характеристик или ее отсутствие, пределы вариационности и степень координации движений при письме.

Второй этап сравнительного исследования заключается в выявлении дифференцирующих признаков исследуемых объектов. Для этого документ – вещественное доказательство и образцы почерка, выполненные таким же стилизованным письмом, поочередно сравниваются с соответствующим шрифтом. Все устойчивые отклонения от установленного образца будут дифференцирующими признаками, разграничивающими сходные объекты.

На необходимость сравнения стилизованного почерка с определенным стандартным шрифтом с целью выявления отклонений указывала и С.А.Ципенюк [6].

Третий этап сравнительного исследования предполагает сопоставление дифференцирующих совокупностей признаков объектов. С этой целью признаки каждой дифференцирующей совокупности сравниваются между собой. При совпадении дифференцирующей совокупности, обнаруженной в рукописях одного лица, с дифференцирующей совокупностью признаков оспариваемой рукописи, следует вывод о выполнении последней именно данным лицом. Если же дифференцирующие совокупности признаков письма конкретных исполнителей не совпадают с дифференцирующей совокупностью признаков оспариваемой рукописи, из этого может быть сделан вывод о том, что рукопись выполнена другим лицом.

Сравнительное исследование путем дифференцирования может быть проведено по одной из следующих схем:

1.Дифференцирование проводится в отношении каждого объекта, а затем выделенные дифференцирующие совокупности сравниваются между собой;

2.Дифференцирование проводится в отношении одного объекта, например, оспариваемой рукописи. После этого признаки дифференцирующей совокупности поочередно сравниваются с одноименными признаками рукописей, представленных в качестве образцов.

3.Один признак любого объекта, являющийся дифференцирующим в отношении соответствующего шрифта, поочередно сравнивают с образцами письма возможным исполнителей. Если этот признак повторяется в образцах, например, двух возможных исполнителей, он исключается из совокупности.

Первый вариант сравнительного исследования может быть применен в случаях, когда имеются образцы стилизованного письма одного исполнителя. Если же их больше, это прием неудобен, поскольку в дифференцирующие совокупности могут включаться признаки, которые вовсе не разграничивают стилизованное письмо нескольких возможных исполнителей. Наиболее предпочтительными и целесообразными представляются второй и третий варианты, поскольку позволяют включать в дифференцирующие совокупности  только такие признаки, которые не повторяются в почерках разных лиц.

Второй период характеризуется проведением глубоких экспериментальных исследований[9-11]. Если все предыдущие работы, в основном, касались оценки различающихся и совпадающих признаков, то следующие работы были посвящены уже решению другой задачи, которая является сложной в исследовании сходных почерков – это задача дифференциации вариационности и сходства почерков.
При исследовании  почерков с большой вариационностью необходимо установить саму вариационность признаков и ее пределы, проверить степень устойчивости каждого варианта признака, выделить основные и более редко встречающиеся варианты признаков в почерке данного лица.

А.Б.Бродская выделила два вида исследования рукописей, когда:

1) вариационность признаков обнаруживается в исследуемом почерке и в образцах предполагаемого исполнителя;

2) отдельные варианты признака, проявляющиеся в исследуемом почерке, отсутствуют в образцах.

В первом случае, если эксперт в результате исследования устанавливает совпадение признаков и их вариаций, присущих исследуемой  рукописи и образцам почерка предполагаемого исполнителя, и не выявит существенных различий отдельных вариантов признаков, то совпадения всех вариантов признаков в их совокупности служат основанием для положительного вывода о тождестве.

Второй случай более сложный. Исследованием спорной рукописи и образцов почерка предполагаемого исполнителя эксперт устанавливает ряд существенных совпадений вариантов признаков, но, вместе с тем, выявляет и различия: некоторые варианты признаков в исследуемом документе — отсутствуют в образцах. Поэтому необходимо выяснить, не являются ли обнаруженные различия признаков результатом искажения, не обусловлены ли различия признаков действием фактора времени либо непривычными условиями письма, являются ли выявленные различия следствием вариационности признаков, не проявившихся в образцах почерка предполагаемого исполнителя (или они свидетельствуют об отсутствии тождества).

https://sudexpert.tj/?p=3427&lang=ru


написать администратору сайта