Главная страница

Математическая статистика. Теории, принципы воспитания


Скачать 263.41 Kb.
НазваниеТеории, принципы воспитания
АнкорМатематическая статистика
Дата21.10.2022
Размер263.41 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла11f361660d83a4e0e8e9e48e1aa55529.pdf
ТипДокументы
#746519

Теории, принципы воспитания
1. Теоретической основой реализации воспитательных задач в образовательном процессе могут быть различные психологические
(бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, теория потребностей человека А.Маслоу, генетическая теория Ж.Пиаже, эпигенетическая теория
Э.Эриксона и др.); социологические (теория девиантного поведения, теория социальной стратификации и др.); собствено педагогические концепции развития личности человека на разных возрастных этапах.
Одной из ведущих педагогических теорий воспитания, которая реализуется в настоящее время, является теория воспитательных систем
( Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.)
Рассмотрим ее основные особенности, а также варианты применения на практике.
Воспитательная
система
-
сложное
социально-психолого-
педагогическое образование, структурными элементами которого является
организация и управление педагогическим процессом (учебные занятия и
внеучебная работа), разнообразная по содержанию деятельность и
свободное общение взрослых и детей.
Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружениеми обществом в целом, в неё могут входить различные субъекты микросоциума, учреждения культуры, спорта, производства.Она может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
В.система способствует реализации целого ряда функций педагогического процесса. Помимо собственно воспитательной, ее
функциями являются:

организационная (направлена на упорядочение воспитательного процесса);

интегрирующая (обеспечивает систематизацию несогласованных воспитательных воздействий; это необходимо ввиду множества включённых в систему субъектов воспитания);

регулирующая (связана с коррекцией неблагоприятных факторов развития воспитанника, с преодолением противоречий, которые неизбежно
накапливаются в ходе функционирования и развития воспитательной системы);

развивающая (заключается в обеспечении динамики воспитательной системы как условия постоянного развития воспитанников);

защитная (состоит в обеспечении социальной защиты воспитанников).
В структуре воспитательной системывыделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К.
Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». В воспитательной системе оно осуществляется при сочетании педагогического управления с детским самоуправлением. Органы самоуправления формируются на демократической основе и отвечают реальным потребностям той деятельности, в которую включаются участники воспитательной системы. Используемые формы самоуправления призваны обеспечивать участие в управлении всех субъектов деятельности. Примеры таких форм: коммунарский сбор, общее собрание, совет дела.
С.А. Шмаков отмечает, что самоуправление в воспитательном коллективе подразумевает реализацию на практике следующих прав детей:
-право самим воспитанником планировать деятельность;
-право самим реализовывать свои планы;
-право регулярно обсуждать и самостоятельно оценивать результаты деятельности;
-право самим выбирать лидеров и давать поручения друг другу;
-право критики в любой адрес.
Самоуправление в воспитательной системе – это своеобразная школа приобретения социального опыта.
Участие воспитанников в самоуправлении...
-повышает социальную активность;
-развивает самостоятельность, инициативу, творчество, ответственность;
-формирует навыки коллективного взаимодействия: лидерства, поиска согласия в группе, выработки коллективных целей и путей их достижения, чёткого выполнения своей части общего дела, анализа и самоанализа;
-способствует формированию гуманных отношений, терпимости к чужому мнению, адекватной самооценки и оценки окружающих;
-способствует формированию бережного отношения к общественному достоянию;
-создаёт условия для приобретения опыта общественно полезной деятельности.
К основным функциям управления воспитательной системой (ВС) относятся:
-диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

-обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
-организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
-организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
-гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной работы в ВС включает два аспекта:
-совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
-различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития.
Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких- либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.
Общениекак обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов:информационного(обмен информацией),перцептивного(адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) иинтерактивного(взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).
Следует говорить о развитии ВС. Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.
Первый этап –становление системы. Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные
идеи, нарабатываются педагогические технологии.
Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных.
Второй этап –отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов самоуправления.Закрепляются традиции.Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности. Субъектами деятельности в воспитательной системе выступают педагоги, учащиеся, их родители, а также первичные коллективы.Благодаря системообразующей деятельности реализуются интересы и потребности воспитанников в их сотрудничестве с друг другом, с взрослыми. Примеры системообразующейдеятельности: труд, игра, коллективная творческая деятельность.Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой.
Важным условием успеха этого этапа является согласования темпов развития ученического и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно трансформируясь в единый коллектив).
Третий этап – окончательное оформление системы. Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности (Е.В.
Бондаревская).
Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С.
Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает смерть коллектива).
Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы,профилактика кризисов и выход из кризисных
состояний. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.

Разнообразие воспитательных систем.Воспитательные системы, создаваемые в практике образования, чрезвычайно разнообразны по своей структуре, направлениям деятельности, особенностям функционирования и взаимодействия с внешней средой. Их классификация затруднена множественностью свойств воспитательных систем. Например, их можно разделить по количественному признаку (количество участников и уровней управления) на воспитательные системы первичных коллективов, объединений и организаций.
Воспитательные системы первичных коллективов складываются в малых группах, имеют одноуровневую структуру самоуправления (лидеры управляют коллективом напрямую, ввиду малочисленности группы не требуется промежуточное уровни). К ним относятся воспитательные системы класса, детского творческого коллектива, отряда в детском оздоровительном лагере. Системообразующие виды деятельности в таких воспитательных системах обычно локализованы в одном-двух направлениях работы
(например: для класса это учебно-познавательная деятельность; для коллектива детей, посещающих кружок рисования - изобразительное искусство; для отряда в детском оздоровительном лагере - досуговая деятельность).
Воспитательные системы детских и юношеских объединений отличаются более сложной структурой самоуправления, бо́льшим количеством участников и бо́льшим разнообразием направлений работы.
Внутри общей структуры таких воспитательных систем могут существовать малые группы, имеющие своих лидеров. Однако в структуре самоуправления не всегда можно чётко выделить иерархические уровни (например, малая группа сформировалась в составе объединения как временный творческий коллектив, после выполнения своих задач формально она прекратила существование, однако у её представителей сложились особые дружеские отношения, отличающие их всего коллектива). Вместе с тем, структура объединения часто интегрирована в структуру организации (пример: детское творческое объединение функционирует на базе общеобразовательной школы, а его состав его участников сформировался преимущественно их учеников и педагогов этой же школы). В зарубежной педагогике примером таких воспитательных систем могут служить "справедливые сообщества" (Л.
Колберг), в отечественной - воспитательная система общей заботы (И.П.
Иванов).
Воспитательные системы организаций не только включают в себя большое количество участников и имеют многоуровневую иерархическую структуру. Структура этих воспитательных систем, в отличие от объединения, формализована в соответствии с действующими правовыми актами (устав организации, различные положения и т.д.). Среди них наиболее широко представлены воспитательные системы образовательных учреждений (школ). В структуре внутришкольного управления традиционно существуют уровни стратегического, тактического и оперативного
управления, а также уровень ученического самоуправления. В отечественном опыте общего образования выделяются...
 воспитательная система общеобразовательной школы
(обоснована и описана в работах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.
Селивановой);
 воспитательная система школы как центра воспитательной работы в микросоциуме: в селе, в микрорайоне города;
 воспитательная система школы-комплекса, которая формируется при взаимодействии общеобразовательной школы с учреждениями культуры, спорта, образования, производства;
 воспитательные системы различных авторских школ.
В качестве особого подвида школьных воспитательных систем можно рассматривать воспитательную систему сельской малокомплектной школы
В зарубежном педагогическом опыте известна своей уникальностью воспитательная система вальдорфских школ (Р. Штейнер).
История образования знает ряд оригинальных авторских систем воспитания, оказавших влияние на массовую практику воспитания, открывших новые возможности организации воспитательного процесса. К ним можно отнести воспитательные системы А.С. Макаренко, Я. Корчака, С.
Френе, В.А. Сухомлинского и др.
2.Рассмотрим
принципы воспитания на примере принципов
воспитания представленных в "Примерной основной образовательной
программе начального общего образования" (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015]
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в национальных культурных и религиозных традициях народов России и служат для новых поколений основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к
определенной ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип амплификации - признание уникальности и качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Обучающийся на уровне начального общего образования является одновременно и ребенком, и младшим подростком, причем часто приходящим в школу с нерешенными на предшествующих этапах возрастными задачами социализации.
Обучающийся имеет право на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и особым набором видов деятельности, в первую очередь игровых.
Организация воспитания и социализации в соответствии с принципом амплификации проявляется в том, что младшему школьнику со стороны образовательной организации и семьи, как основных социальных институтов, должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно- нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно- эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той
ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребенка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Организация диалогического общения должна учитывать объективно существующую степень развития субъектности ребенка, младшего подростка: очевидно, что педагог является более развитой личностью, чем его воспитанник, но это не должно приводить к отношению к ребенку как к "низшему" субъекту. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования. Согласование цели, задач и ценностей программы осуществляется педагогическими работниками, выполняющими обязанности классных руководителей.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей педагогически определяется как вопрос, разрешение которого превращается в воспитательную задачу. Что есть
Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через выяснение общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач
обучающиеся вместе с педагогами и родителями
(законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
 общеобразовательных дисциплин;
 произведений искусства;
 периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
 духовной культуры и фольклора народов России;
 истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
 жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
 общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
 других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке содержания образования в нем должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательной деятельности и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно- нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке - совесть, его нравственное самосознание.
Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы идентичностей обучающегося: идентичности ученика, гражданина, человека. Основа уклада образовательной организации - традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе. Именно уклад школьной жизни конституирует определенную образовательную организацию как самостоятельный психолого-социально- педагогический феномен, дает возможность ему выступить координатором воспитательных влияний на обучающихся.
Представление об эффективном регулировании работы по духовно- нравственному развитию, воспитанию и социализации младших школьников строится на идее цикличности: организация работы по духовно- нравственному развитию, воспитанию и социализации на уровне начального общего образования представляет собой завершенный четырехлетний цикл, состоящий из четырех годовых циклов. Календарное время в качестве фактора определяющего годовой порядок жизни коллектива младших школьников влияет через разделение времени на учебное и каникулярное, через размещение праздников и памятных дат.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе - внешний, реальный.
Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.


написать администратору сайта