Главная страница

Курсовая. Федеральное агентство по образованию. Теории происхождения государства


Скачать 73.52 Kb.
НазваниеТеории происхождения государства
АнкорКурсовая
Дата03.09.2019
Размер73.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФедеральное агентство по образованию.docx
ТипКурсовая
#85826


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

на тему:

«Теории происхождения государства»

Выполнила:

студентка 1 курса очной формы

обучения гр.1117БО1

Краснопёрова Н.А.

Научный руководитель

(рецензент):

Жданов П.С.

Нижний Новгород

2017

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Многообразие взглядов на теории происхождения государства. 3

Глава 2. Основные положения социально-экономической теории происхождения государства. Три главные формы возникновения государства с точки зрения Ф. Энгельса. 5

2.1. Форма возникновения Афинского государства 8

2.2. Форма возникновения Римского государства. 8

2.3. Форма возникновения государства у древних германцев. 9

Глава 3. Общий анализ существующих теорий происхождения государства. 9

3.1. Теологическая (религиозная) теория 10

3.2. Патриархальная теория 11

3.3. Естественно – правовая (договорная) теория 12

3.4. Теория насилия 13

3.5. Органическая теория 14

3.6. Психологическая теории 15

3.7. Ирригационная (гидравлическая) теория. 16

3.8. Расовая теория 17

3.9. Теория инцеста (половая) 19

3.10. Экономическая теория 20

3.11. Спортивная теория 20

3.12. Патримониальная теория 21

3.13. Диффузная теория 22

3.14. Волюнтаристская теория 23

3.15. Происхождение государства (современные трактовки) 24

3.15.1. Теория специализации 24

3.15.2 Дуалистическая теория 25

3.15.3. Кризисная теория 25

Заключение 27

Список литературы: 28

Введение



Издавна многие люди хотели узнать когда и как возникло государство. По этому поводу выдвигалось множество разных теорий.

В своей работе я хотела бы рассмотреть основные теории происхождения государства и взгляды на них различных ученых, так как исследуемая тема актуальна в современном мире, потому что меняются политические системы, появляются новые государства, изменяется общественная жизнь существующих государств.

Задача в изучении теории происхождения государства состоит в том, чтобы понять каждую из теорий, узнать ее ценность, выяснить, как эти теории дополняют друг друга и создают всю картину процесса происхождения государства.

Цель работы состоит в том, что необходимо проработать каждую из теорий с различных точек зрения известных ученых.

В роли объекта исследования в данной теме выступает факт возникновения государство.

Первые теории происхождения государства возникли на Древнем Востоке и выдвигаются по сей день.

В процессе изучения данной темы будут применены различные методы исследования: исторический, логический, теоретический, системно – структурный.

В этой работе мною была использована литература таких авторов, как Алексеев В.Н «История первобытного общества», Кашанина Т.В. «Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы», Лазарев В.В. «Общая теория права и государства», Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Венгеров А.Б. «Теория государства и права», Рассказов Л.П. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Нерсесянц В.С. «Общая теория права и государства» и другие.

Глава 1. Многообразие взглядов на теории происхождения государства.


Многообразие взглядов на теории происхождения государства всегда являлось спорным вопросом между различными учеными, так как в разные эпохи меняются исторические и социальные события, изменяются философские и идеологические позиции.

«Такое многообразие мнений обусловлено следующем: во – первых, на процесс происхождения государства влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно-религиозные, духовно – культурные и т.д.); во-вторых, мыслители, объяснявшие этот процесс, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, ученые брали для исследования процесса возникновения государства регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы»1.

«На взгляды авторов теорий часто влияли и их философские и идеологические пристрастия.»2

«Порождение многочисленных теорий заключается в том, что сложность и многосторонность процесса происхождения государства обусловлено противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами его исследователей. Также, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего возникновения государственно – правовой системы в силу различных соображений.

Далее, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения процесса возникновения государства с другими сопредельными,

соотносящимися с ним процессами.» 3

Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов.

Считается, что процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс полно и всесторонне. Лишенные этих знаний, ученые вынуждены рассматривать процесс возникновения государства умозрительно, выдвигая различные гипотетические суждения. На взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме ученые давали объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти монарха. По мере развития социальных и правовых наук, философии, теоретические взгляды на историю становления государства становились более сложными и аргументированными. происхождения государства.4

Таким образом, каждая историческая эпоха выявляет свои теоретические взгляды на происхождение государства. Но каждая теория освещает всесторонность процесса возникновения государства и вносит своё видение в увеличение его познания.

Глава 2. Основные положения социально-экономической теории происхождения государства. Три главные формы возникновения государства с точки зрения Ф. Энгельса.


Авторами социально – экономической (классовой или материалистической) теории являются немецкий философ и социолог К. Маркс, немецкий философ Ф. Энгельс, русский революционер и политический деятель В.И. Ленин. Появилась теория во второй половине XIX века.

Суть классовой теории состоит в том, что государство появляется по экономическим причинам. Сначала в обществе происходит разделение труда (земледелие, скотоводство и т.д.), возникает прибавочный продукт и частная собственность. В зависимости от экономических интересов общество раскалывается на классы «бедных» и «богатых» или «слуг» и «господ». Происходит противоборство между этими классами. Для поддержания интересов «богатых» и сдерживание противоборства классов возникает специальный орган управления – государство. Государство, согласно этой теории, средство насилия, поддержки господства имущих классов над неимущими. Но пока есть классовые различия – есть государство, не будет этих различий – не будет государства. Таким образом, государство является защитником частной собственности.

Плюсы данной теории состоят в том, что:

  • Экономические интересы играют большую роль в обществе;

  • С развитием общества и переходе его от присвоения продукта к производству происходит расслоение общества, согласно экономическим интересам людей.

Минусы данной теории состоят в том, что:

  • Не рассматриваются возникновение государства социальные, национальные и другие факторы, а только экономические;

  • Государство защищает от внешних врагов интересы всех людей, проживающих на его территории, а не только господствующий класс;

  • Данная теория не объясняет возникновение государства в других регионах мира, и она характерна, в основном, для стран Европы.

Ф. Энгельс считал, что «родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством.»5

Ленин В.И. отмечал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, где классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.»6

Согласно точки зрения Ф. Энгельса имеются три главные формы возникновения государства , где государство образуется на останках родового строя. Афины представляют собой наиболее классическую форму: здесь государство появляется из классовых противоположностей, которые развиваются внутри родового общества.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности населением; победа народа ломает старый родовой строй и появляется государство, в котором нет разделения между народом и аристократией.

У германцев государство возникает за счет завоевания ими обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Но уровень экономического развития покоренных народов и завоевателей одинаков, экономическая основа общества остается прежней, тогда родовой строй может продолжать существовать еще долгое время в измененной форме.

По мнению авторов Алексеева В.П. и Перщица А.И. «с зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них — частной собственности, общественных классов и государства. Привилегии и богатства верхушечных слоев общества нуждались в охране от посягательств со стороны рабов, простолюдинов, бедняков». 7

2.1. Форма возникновения Афинского государства



Ф. Энгельс указывал на то, что в Древней Греции родовой строй постепенно начал разрушаться: дети наследовали отцовское имущество, и семья становилась богатой и сильной, она уже могла противостоять роду; имущественные различия привели к появлению наследственной знати и царской власти; появилось рабство, сначала военнопленных, а потом и своих соплеменников; война стала промыслом; богатство ставилось на первый план в жизни общества. Отсюда и появилось государство – учреждение, защищающее богатства имущего класса от неимущего, и считающее частную собственность священной. Возникновение Афинского государства произошло без насильственных действий, а демократическая республика постепенно возникла из родового общества. 8

2.2. Форма возникновения Римского государства.



Говоря о Римском государстве, Ф. Энгельс утверждал, что это совершенно другая форма возникновения государства, в отличие от афинской. Древний родовой строй, держащийся на кровных узах, был разрушен, появилось государство, в котором было территориальное и имущественное деление. Власть была в руках военнообязанных граждан. В Римской республике происходила борьба между плебеями и патрициями за должности, за государственные земли. Постепенно патриции превращаются в богатых землевладельцев и денежных магнатов, во владении которых находилась земля, обрабатываемая рабами. 9

2.3. Форма возникновения государства у древних германцев.


Ф. Энгельс отличает форму возникновения государства у древних германцев от других форм. У германских племен была очень развитая организация управления, сложившаяся при родовом строе. Когда общество вышло из рамок, эта организация управления нарушилась, произошло разрушение родового строя и появление государства. У германцев в феодальном государстве присутствовал кусок родового строя в виде общины – марки. Германцы завоевали римские территории, смогли организовать управление ими, римляне принимались в родовые объединения. Но необходимы были римские органы управления на завоеванных территориях, вместо римского государства, так появилось государство германцев.10

Глава 3. Общий анализ существующих теорий происхождения государства.


На каждом историческом этапе различные ученые пытаются понять как возникло государство и выдвигают свою точку зрения на теории происхождения государства. Существует большое количество теорий происхождения государства. Хотелось бы рассмотреть наиболее значимые из них: теологическую, патриархальную и естественно – правовую, а также и другие менее значимые.

3.1. Теологическая (религиозная) теория



Данная теория является исторически первой. Она возникла в Древнем мире: Египте. Вавилоне, Иудеи. Представителями теологической теории были такие религиозные деятели, как христианский философ и богослов Аврелий Августин и итальянский мыслитель Фома Аквинский.

Суть этой теории состоит в том, что государство возникает и развивается по воле Бога. Фома Аквинский считал, что процесс возникновения и развития государства подобен процессу сотворения Богом мира. Согласно учению Ф. Аквинского божественный разум лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка и каждого отдельного государства. Считалось, что Бог решил внести в мир организованность и порядок, и для этого он создал государство. С его помощью Бог управляет миром. Бог дает монархам право управлять людьми, но сами монархи являются слугами церкви, власть же этих монархов от Бога.

Плюсами данной теории являются:

  • Государство появляется с монорелигией;

  • Теория позволяет установить в обществе порядок;

  • Отражает объективные решения того времени, а именно первые государства были теократические.

В подтверждении положительных моментов этой теории заслуженный деятель науки Российской Федерации Л.П. Рассказов считал, что положение о божественной власти поднимало и поднимает её престиж, способствовало и способствует утверждению в обществе порядка.11

Минусами данной теории являются:

  • Не отвечает на вопросы, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство и т.д.;

  • Является ненаучной, так как с её помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства, она обращается только к вопросу веры в Бога.

Венгеров А.Б считал, что «теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государств (теократических)». 12

3.2. Патриархальная теория


Авторами данной теории являются философ Древнего Китая Конфуций, древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Р. Фильмер, русский юрист И.В. Михайловский. Она зародилась в Древнем Китае, у истоков ее стоял Конфуций, а развил её древнегреческий философ Аристотель.

Согласно этой теории государство – результат исторического развития семьи. Р. Фильмер считал, что Бог дал власть Адаму, от Адама эта власть перешла к старшему в семье, и в конце концов к королям.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной власти монарха.

Считалось, что развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличения числа семей приводят к образованию государства. Власть государя – это продолжение власти отца в семье.

Плюсы данной теории заключаются в том, что:

  • теория обращает внимание на связь государства и семье;

  • позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения отцу;

  • поддерживает веру людей в нерушимость мира;

  • на роль главы государства претендует человек, обладающий большим опытом жизни.

Минусы данной теории:

  • не даёт раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

  • не объясняет, что если государство - одна семья, то почему происходит война?;

  • не объясняет жестокость законов.

По мнению Нерсесянца В.С. «патриархально-патерналистские представления о государственной власти по своей сути и происхождению носят архаический характер. В условиях достаточно развитой цивилизации и политико-правовой жизни подобные представления, как правило, используются в консервативно-реакционных целях для обоснования и оправдания различных форм деспотической и тиранической власти». 13

3.3. Естественно – правовая (договорная) теория


Основателями данной теории являются английский философ Т. Гоббс, английский философ Дж. Локк, французский мыслитель Ж. Ж. Руссо, голландский юрист Г. Гроций, русский мыслитель А.Н. Радищев. В своём классическом виде договорная теория появилась в XVII-XVIII вв.

Суть естественно – правовой теории состоит в том, что в основе государства лежит объединение людей на основе соглашения между ними, они передают часть своей свободы и своей власти государству. Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но оно должно защищать права граждан, а граждане, в свою очередь, должны соблюдать законы.

Каждый ученый внёс свой вклад и элементы своеобразия в процесс становления и развития данной теории. Например, А.Н. Радищев считал, что государство возникает как результат договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных.

Плюсы данной теории:

  • авторы отметили чувства человека (страх, самосохранение и т.д.);

  • демократический характер данной теории;

  • не допускает существование религиозного начала в сущности государства;

  • опирается на общественную практику.

Минусы данной теории:

  • договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;

  • договор не обладает юридическо силой, так как появился раньше государства.

С точки зрения Нерсесянца В.С. «договорные концепции государства и права сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых правах и свободах человека и т.д».14


3.4. Теория насилия


Представителями данной теории являются немецкие мыслители Е. Дюринг и К.Каутский, а также польский социолог и правовед Л. Гумплович.

Суть данной теории состоит в том, что государство возникает в результате акта насилия. Одно племя завоевывает другое племя и держит в повиновении последнее с помощью государства. Разделяют два вида насилия: внутреннее и внешнее. Л.Гумплович считал, что при внутреннем насилии группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. Считается, что при внешнем насилии государство необходимо для управления покоренными народами и территориями.

При насилии сильное меньшинство присваивает себе материальные блага, средства производства, территории. Для поддержания порядка и охраны завоеванного требуется аппарат – чиновники, армия и т.д. Тем самым возникает государство.

«Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.»15

Плюсы теории:

  • основывается на исторических фактах;

  • результат завоевания более экономически сильным противником отражается на всех сторонах жизни вновь возникшего общества.

Минусы данной теории:

  • в истории есть примеры, когда не завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

  • не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира.

  • кроме насильственного пути возникновения государства есть мирный путь.

3.5. Органическая теория


Основателями данной теории являются английский философ Г. Спенсер, французский социолог Р. Вормс. Она возникла во второй половине XIX в., благодаря успехам в естествознании.

Суть органической теории заключается в том, что государство – человеческий организм, а законы государства – процессы человеческой психики. Государство возникает и развивается подобно биологическому организму: люди образуют государство, как клетки – живой организм; государственный институты – части организма (правители – головной мозг, финансы – кровеносную систему и т.д.); в ходе развития государства, как при естественном отборе оно совершенствуется и отбрасывается всё ненужное.

Плюсы данной теории:

  • государство воспринимается, как целый организм;

  • признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

  • оригинальность теории

Минусы данной теории:

  • невозможность соединения биологических законов и жизни общества;

  • влияние дарвинизма;

  • по данной теории государство связывают с биологическим организмом, но государство – организм социальный.

По мнению Нерсесянца В.С. «место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства, которая носит иерархически-ранговый характер». 16

3.6. Психологическая теории


Представителями данной теории являются польско – российский юрист Л.И. Петражицкий, австрийский психиатр З. Фрейд и французский ученый Г. Тард. Возникла в середине XIX века, а широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века.

Суть данной теории заключается в том, что появление государства связано со свойствами человеческой психики: желанию людей быть защищенными и подчиняться более сильным; стремлению сильных повелевать слабыми; желанию некоторых членов общества не подчиняться ему.

Плюсы данной теории:

  • частичная справедливость данной теории, так как люди стремятся к общению, подчинению, и могут оказывать влияние н апроцесс образования государства;

  • свойства человеческой психики оказывают влияния на все социальные институты.

Минусы данной теории:

  • эта теория не учитывает другие факторы возникновения государства (экономические, политические и т.д.).

Профессор Морозова Л.А. считала, что «государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства». 17

3.7. Ирригационная (гидравлическая) теория.


Представителем данной теории является немецкий ученый К.А. Виттфогель. Она возникла в начале XX века.

Суть данной теории заключается в том, что государство возникло из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений. В результате этого возникли первые государства – Древний Египет, Древний Китай, Месопотамия, Вавилон. «В работе К.А. Виттфогеля «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К.А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической» или «агро-менеджериальной» цивилизацией. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств. Очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.п.»18

Плюсы данной теории:

  • основана на известных исторических фактов;

  • в некоторых регионах ирригационный фактор окал влияние на процесс образования государства.

Минусы данной теории:

  • носит локальный характер( объясняет процесс возникновения государств только в отдельных местностях).

  • данная теория не охватывает другие стороны жизни общества (социальную, политическую и т.д.)


3.8. Расовая теория


Основателями данной теории являются французский социолог Ж. Гобино и немецкий философ Ф. Ницше. Теория возникла в середине XIX века.

Суть данной теории состоит в том, что причиной возникновения государства является разделение общества на «высшие» и «низшие» расы. Авторы теории считали, что человеческие расы могут отличаться в физическом, психологическом и умственном планах. Высшие расы имеют более высокую планку в этих факторах, поэтому они могут господствовать над другими людьми (низшими расами). Государство необходимо для обеспечения господства высших рас над низшими. Представители низшей расы не способны создать государство. Ницше считал, что всех людей можно разделить на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Он считал, что сильная раса – это аристократическая порода властвующих людей, а низшая – это угнетенные и слабые люди.

Расовая теория широко использовалась фашистами во время Второй мировой войны для обоснования права арийской расы на захват чужих территорий и уничтожении других народов.

«Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.»19

Плюсы данной теории:

  • указывает на биологическое и психологическое различие людей;

  • указывает на то, что различные страны развиваются неравномерно, в силу своих расовых различий.

Минусы данной теории:

3.9. Теория инцеста (половая)


Представителем данной теории является французский этнолог и социолог К. Леви – Стросс. Данная теория была выдвинута в XIX в. Суть инцестной теории состоит в том, что в результате запрета на инцест (кровосмешение) возникло государство. Поддержание запрета на инцест требовало организации особой группы людей, которые бы следили за соблюдением этого запрета. Позже эта группа людей стала выполнять и другие общественные функции, так возникло

государство.

Плюсы данной теории:

  • основана на реальных исторических фактах;

  • табу на инцест способствовало не только выживанию людей, но и созданию более физически и психически совершенного общества.

Минусы данной теории:

  • не дает полного представления о возникновении государства;

  • отказ от инцеста носил бессознательный характер, первобытные люди еще не осознавали все негативные последствия кровосмешения.

Морозова Л.А. считала, что «недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости». 20

3.10. Экономическая теория


Представителем данной теории является французский философ Сен – Симон. Основы теории заложил древнегреческий философ. Теория возникла в конце XVIII – начале XIX вв. Эта теория стала основой классовой теории.

Суть экономической теории в том, что благодаря экономическим преобразованиям человечество прогрессирует, а государство – это результат этого экономического прогресса. Автор теории считал, что сначала человек участвует в присвоении продуктов природы. Потом человек, изобретая и используя орудия труда, переходит к производству продуктов. Таким образом, идет не только прогресс человека, но и прогресс в средствах производства. Отличается, что за начальным этапом идет теологический (время античности и феодализма), потом метафизический этап (буржуазный порядок), а затем позитивный этап («золотой век»), когда люди будут иметь много возможностей и средств для удовлетворения своих потребностей.

Плюсы теории:

  • имеет логическую стройность;

  • подтверждена историческими фактами.

Минусы теории:

  • не принимаются в расчет другие факторы жизни общества, кроме экономического.

3.11. Спортивная теория


Автором этой теории является испанский ученый Х. Ортега – и Гассет. Данная теория возникновения государства появилась в середине XX в.

Суть теории состоит в том, что государство возникло в процессе развития спорта и физических упражнений в обществе. В процессе развития человека, он стал постепенно осознавать, что для охоты и выживания ему необходима хорошая физическая сила, и для этого её нужно тренировать с помощью определенных упражнений. Также физические упражнения входили в состав культовых плясок. Военная организация племени также требовала физического воспитания. Многие первобытные племена имели определенный обряд – обряд инициации (посвящения). Он использовался для перехода юноши из одной возрастной категории в другую. При этом обряде юноши должны были выполнять физические упражнения (бег, прыжки, различные виды борьбы, метание копья и т.д.), поэтому молодые люди усиленно тренировались под руководством старших членов рода. Так Олимпийские игры – спортивные игры Древней Греции объединили греческие полисы и образовалось Греческое государство. Для проведения Олимпийских игр создавались специальные органы, позже эти органы переросли в государственные органы.

Плюсы теории:

  • основана на исторических фактах.

Минусы теории:

  • не объясняет происхождение государств в других регионах мира;

  • охватывает только одну сторону жизни общества и не рассматривает другие стороны.


3.12. Патримониальная теория


Основателем данной теории является Швейцарский теоретик К. Л. Галлер. Она возникла в XIX в.

Суть данной теории состоит в том, что государство возникло из поземельной собственности.

Племя в первобытном обществе владело землей коллективно. Постепенно власть становится в руках вождей, а с ней и земля. Затем власть переходит одному человеку (государю) и становится государственной властью. Собственником земли оказывается государь. Отсюда вытекает, что у кого право собственности на землю, тот господствует на данной территории и управляет её народом, т.е. возникает государство, во главе которого господин (государь, царь, король и т.д.). Государь может даровать землю своим подвластным за какие – либо заслуги. Органы управления создавались из государевых слуг. Военная служба основана на договоре и не является повинностью.

Плюсы теории:

  • является логичной и опирается на исторические факты.

Минусы теории:

  • оправдывается власть монарха и феодальный строй;

  • данная теории не является универсальной;

  • теория игнорирует образование государства посредством вооруженного захвата земель (игнорируются исторические события).

По мнению авторов Матузова Н.И. и Малько А.В. «"власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства».21

3.13. Диффузная теория


Основателем данной теории является немецкий географ и этнолог Ф. Гребнер. Эта теория возникла в начале XX в.

Суть теории состоит в том, что государство появилось в процессе распространения (диффузии) передачи опыта управления обществом в регионы, где людям не было известно о данном государственно – правовом опыте. Этот опыт управления обществом сближал людей и целые народы. Перенималось всё положительное и все достижения других народов. Это двигало общество вперед. Для усвоения опыта управления обществом необходимо было образование государства и государственных органов. Автор теории считал, что каждый народ преследует одну цель – это улучшение условий жизни, а государство – это форма достижения данной цели.

Плюсы теории:

  • движение к государственности – одна из стадий развития человеческого общества;

  • основана на исторических фактах, например колонизация народов Англией, Францией и передача этим народам государственно – правового опыта.

  • Народы не делятся на «высшие» (достигшие государственности) и «низшие» (еще не достигшие государственности).

Минусы теории:

  • Эта теория не дает ответа в том, как возникло первое государство;

  • Неудавшиеся попытки передачи государственно – правового опыта другим народам, например индейцам в Америке;

  • Не является универсальной, объясняющей все стороны жизни теорией.


3.14. Волюнтаристская теория


Основателем данной теории является политолог Дж. Ф. Мейтленд – Джонс. Появилась теория в конце XX в.

Суть волюнтаристской теории состоит в том, что государство возникло благодаря волевой деятельности какой – либо личности. Государство возникает с первобытных времен в племенах, где вождь управляет массой людей.

Плюсы теории:

  • Указывает на роль личности в исторических процессах

Минусы теории:

  • Государство возникает на определенном уровне развития общества, поэтому если нет должного уровня, сильная личность не может способствовать созданию государства;

  • Не объясняет все стороны жизни общества.

3.15. Происхождение государства (современные трактовки)



3.15.1. Теория специализации


Доктор юридических наук, профессор Кашанина Т.В. выдвинула свою теорию происхождения государства – специализации.

Суть данной теории состоит в том, что «государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).»22

Выделяют следующие виды социальной специализации:

Экономическая: включает три крупных разделения труда, что ведет к увеличению общественного производства, формированию прибавочного продукта, появляется частная собственность.

Политическая: выделяет группы людей, профессионально занимающихся вопросами управления, установления норм, применения принуждения. Разновидности политической специализации: законодательная, исполнительная, правоохранительная, военная и судебная деятельности.

Духовная: включает оптимизацию интеллектуальной деятельности, отделение духовного производства от материального, переход к рациональному способу мышления, т.е. возникает монорелигия. Разновидности духовной специализации: наука, а также религиозная, нравственная, правовая идеология.

С появлением процессов специализации появляется и развивается государство, которое приобретает все необходимые признаки: публичную власть, налоги, территорию и суверенитет.

3.15.2 Дуалистическая теория


Авторами данной теории являются профессоры В. С. Афанасьев и А. Я. Малыгин.

Они считали, что главным фактором возникновения государства является разделение общества на классы, и в основе этого разделения лежит частная собственность.

Согласно этой теории есть два пути возникновения государства:

Западный путь: государство возникло согласно материалистической теории, это уникальный путь характерный для государств Европы.

Восточный путь – является универсальным, характерен для государств Азии, Африки и Америки. Особенность данного пути состоит в том, что государство возникает на основе появившегося в первобытном обществе аппарата управления. Постепенно должностные лица, занимающиеся общественным управлением, превращались в привилегированную социальную прослойку чиновников, ставшую основой государственного аппарата.

3.15.3. Кризисная теория


Автором данной теории является профессор А. Б. Венгеров.

Суть данной теории: государство является итогом неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход вызван экологическим кризисом (отсюда название теории). Экологический кризис (всеобщее похолодание, гибель мегафауны) угрожал существованию человечества. Общество пришло к производящей экономике и перестроило социальный и хозяйственный аппарат. Произошло расслоение общества, появление классов и возникновение государства, с помощью которого стала функционировать производящая экономика.

Изучив данные теории происхождения государства и мнения различных ученых по этим теориям я убедилась в том, что они не являются универсальными. По моему мнению, теория специализации могла бы признаваться универсальной, так как охватывает все сферы жизни общества и все регионы земного шара.

Заключение


Возникновение государства – это долгий исторический процесс. В различных регионах земного шара он происходил и происходит по - разному. Каждая из изученных теорий происхождения государства может дополнять другую, и каждая из этих теорий может применяться к появлению того или иного государства в различных частях мира. В любой теории есть свои плюсы и минусы, большая часть этих теорий не универсальны, но изучая их мы постепенно движемся к основной цели познания – к тому, как , действительно, возникло государство.


Список литературы:




  1. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 304 с.

  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М. : юрист, 1999. - 332 с.

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.

  4. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. – 704 с.

  5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 21.

  6. Государство и революция // Ленин В. И. Полное собрание сочинений.

  7. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества, учебник. По спец. «История». 5-е издание, М.: «Высшая школа», 2001. - 318 с.

  8. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 7-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 475 с.

  9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с

  10. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма : ИНФРА-М,2012. — 560 с.

  11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. – 520 с.

  12. Морозова Л.А. Теория государства и права Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010. - 384 с.

  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник.: Юристъ, 2004. – 512 с.

1 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. с.24

2 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М. 1999. С.51



3 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – с.105

4 Книга В. М. Сырых «Теория государства и права: Учебник для вузов» — 2006 г. гл.1.2

5 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 21. С.76

6 Государство и революция // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. С.7

7Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества, учебник. По спец. «История». 5-е издание, М.: «Высшая школа», 2001, 318 с.

8 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 21. С.48

9 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. 21. С. 52

10 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. С. 57.

11 Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 7-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – с.23

12 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – с. 33.

13 Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма : ИНФРА-М,2012. —с. 211.

14 Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма : ИНФРА-М,2012. —с. 224

15 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. —с.32

16 Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма : ИНФРА-М,2012. — 560 с.213

17 Морозова Л.А. Теория государства и права Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- с. 43

18 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – с.27

19 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М. 1999. С.51

20 Морозова Л.А. Теория государства и права Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010.- с.44

21 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник.:Юристъ, 2004. – с.22

22 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М. 1999. С.55



написать администратору сайта