Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Теологическая теория возникновения государства

  • 1.2 Патриархальная теория возникновения государства

  • 1.3 Договорная теория возникновения государства

  • 1.4 Органическая теория возникновения государства

  • 1.5 Психологическая теория

  • 1.6 Теория насилия

  • 1.7. Ирригационная теории возникновения государства

  • 1.8 Экономическая (классовая) теория возникновения государства

  • Теории возникновения государства


    Скачать 19.56 Kb.
    НазваниеТеории возникновения государства
    Дата04.04.2022
    Размер19.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeorii_vozniknovenia_gosudarstva.docx
    ТипДокументы
    #441919


    Теории возникновения государства

    К основным теориям возникновения государства принято относить:

    1. ♦теологическую (религиозная, божественная);

    2. ♦патриархальную (отеческая);

    3. ♦ договорную (естественно-правовая);

    4. ♦ органическую;

    5. ♦ психологическую;

    6. ♦ ирригационную;

    7. ♦ насилия (внутреннего и внешнего);

    8. ♦ экономическую (классовую).

    1.1 Теологическая теория возникновения государства

    Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

    У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

    В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

    Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

    Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
    1.2 Патриархальная теория возникновения государства

    Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

    Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

    В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

    В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

    Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
    1.3 Договорная теория возникновения государства

    Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:

    Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

    Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.

    Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

    = первоначально люди находились в до государственном (первобытном) состоянии;

    = каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

    = в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

    = чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

    = в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

    Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

    сделан шаг к созданию гражданского общества;

    фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

    государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

    согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

    в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
    1.4 Органическая теория возникновения государства

    Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

    Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

    • люди образуют государство, как клетки - живой организм;

    • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

    • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
    1.5 Психологическая теория

    Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л.И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

    Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:

    - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

    - желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

    - желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и е6н
    1.6 Теория насилия

    Насилие как главный фактор возникновения государства выдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

    В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:

    *одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

    *одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).

    Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

    = сбор дани дружинниками;

    = расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

    = огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

    = иные формы насилия.

    Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

    Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

    Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
    1.7. Ирригационная теории возникновения государства

    Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

    Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

    В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
    1.8 Экономическая (классовая) теория возникновения государства

    Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

    Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

    - произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

    - возник прибавочный продукт;

    - в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

    - появились частная собственность и публичная власть;

    - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.


    написать администратору сайта