Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Самосто. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Самостоятельная работа 3
Скачать 29.06 Kb.
|
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Самостоятельная работа 1.3.Томиловой Дарьи. Задание 1. Разработайте текст вступительного слова для знакомства детей с музыкальным произведением. При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, говорит, кто автор, предлагает детям определить ее характер, исполняет произведение целиком, дополняет ответы, исполняет его повторно. На втором занятии педагог может исполнить фрагмент этого произведения. Дети вспоминают его название и автора. Затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером, настроением музыки. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Ответы детей уточняются, дополняются. На третьем занятии (средний и старший возраст) предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определяется их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания уточняется, дополняется. Произведение исполняется во фрагментах и целиком. Задание 2. Составьте конспект занятия по одному из программных произведений для слушания. При составлении конспекта продумайте цели и задачи занятия, необходимое оборудование, вопросы педагога и возможные ответы детей, задания для детей,используемые методы и методические приемы Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел «Слушание музыки» Возраст: подготовительная группа Композитор и наименование музыкального произведения: Чайковский П.И. Цикл «Детский альбом», «Болезнь куклы» Музыкальное занятие №1(«слушание музыки») Программное содержание(задачи): 1.Рассказать детям о композиторе П.И.Чайковском. 2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку грустного, печального, трогательного характера, определять её эмоционально-образное содержание, сравнивать по настроению со стихотворениями. Ход занятия: Педагог: Ребята, сегодня я вам расскажу о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском. Жил он в середине прошлого века. Посмотрите на его портрет. Петр Ильич сочинял музыку и занимался пед.работой: учил будущих пианистов и композиторов. Он проявлял большой интерес к жизни детей и сочинял для них музыку. Сегодня, мы начнём знакомство с «Детского альбома».Он состоит из 24 небольших пьесок для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вам наверное стало интересно кто это такой и почему ему посвящён «Детский альбом»? Послушайте историю создания альбома. В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрость игре на фортепиано. Сидя на веранде Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор придумал цикл пьес для детей, который и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название. Давай те послушаем одно из произведений, которое называется «Болезнь куклы».Сейчас я вам сыграю, а вы внимательно послушайте и скажите мне какие чувства и настроения передает музыка. Сядем красиво как на концерте, выпрямим спинку, ручки на коленки. (исполняю пьесу). Дети, какой характер у музыки? Дети: Музыка грустная, печальная. Педагог: Правильно ребята. Музыка была грустная ,печальная, тоскливая, жалобная. Как вы думаете почему композитор назвал это произведение «Болезнь куклы»? Дети: ответы детей Педагог: В ней слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания(играю правую руку). Почему же кукла заболела? Может быть, ей много лет-больше, чем девочке, её хозяйке, которой она досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Скоро играть с ней уже не получится; а именно её, быть может, девочка любит больше всего остальных своих игрушек. Потому-то она и грустит и горюет о своей старой кукле. Послушаем еще раз. Музыкальное занятие №2 («Слушание музыки») Программное содержание (задачи): 1.Учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ. Ход зантия: Педагог: Ребята, послушайте фрагмент произведения, вспомните его название и автора.(Исполняю фрагмент) . Дети: Чайковский «Болезнь куклы». Педагог: Правильно. Вспомните какая эта музыка по характеру? Дети: печальная, грустная, тоскливая. Педагог: Верно. Можно ли сказать, что Чайковский изобразил слёзки куклы через верхние нотки как капельки? (играю правую руку) Дети: да Педагог: Действительно. Чайковский написал мелодию в высоком регистре. От этого нам и кажется, что это слёзы нашей куклы. Сейчас я кое что изменю в музыке, а вы скажите похожа музыка будет на нашу куклу?(исполняю фрагмент в другом штрихе) Ну что, похоже? Дети: нет, она стала веселая. Педагог: Молодцы, я поменяла темп и штрих, поэтому похоже на куклу не которая болеет, а на куклу, которая радуется, веселится. А какие ещё средства муз. выразительности помогают нам представить болезнь куклы? Дети: минорна музыка. Педагог: Правильно. Мелодия здесь тихая предпочтительно пиано, плавная, медленный темп. Тональность минорная, поэтому мы слышим тоску куклы.А сейчас я сыграю вам еще раз а вы представите, что в руках у вас кукла, которую вы плавно убаюкиваете. Музыкальное занятие №3(«слушание музыки») Программное содержание (задачи): 1.Учить определять выразительные тембры музыкального инструмента, передающие характер частей пьесы. 2.Закрепить у детей средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность музыки. Ход занятия: Педагог: Дети, давайте рассмотрим рисунки кукол. Какие они разные-и радостные, и грустные, новые, старые. Я сыграю вам пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы», а вы выберете рисунки, наиболее соответствующие этой пьесе(исполняю пьесу, дети выбирают рисунки) Педагог: Ребята сейчас я прочитаю вам стих, а вы скажите подходит ли этот стих к нашим рисункам Тихо-тихо-тишина Кукла бедная больна. Кукла ноги промочила, Шею шарфом не закрыла. Непослушная такая, А теперь лежит больная. Каким рисункам соответствует эти стихи? Дети: (показывают рисунки) Педагог: Ребята на прошло занятии мы разобрали как Петр Ильич передал слезки куклы через верхние нотки. А в какой части наша хозяйка куклы плакала?(исполняю фрагмент) Дети: в 1 и в конце Педагог: Правильно. Додумайте каким тембрами инструментов можно подчеркнуть слезки нашей девочки. Дети: треугольник Педагог: Правильно. Нужно играть тише, чтобы подчеркнуть тоску девочки, передать характер музыки.(Даю инструмент одному ребенку, исполняю произведение вместе с ним) Задание 3. На основе конспекта, составленного в задании 2, покажите усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкального произведения. Сложности, возникающие при разучивании композиции «Болезнь куклы». · Основной задачей для юного музыканта при работе над данной пьесой является создание задуманного композитором выразительного музыкального образа. Для этого весьма важно проработать особо певучее и мягкое звукоизвлечение, чтобы прерванные паузами звуки воспринимались как единая мелодия как в правой, так и в левой руке, особенно когда мелодия переходит в нижний регистр. · Ещё одна сложность в данном произведении заключается в том, что аккомпанемент вступает на сильную долю, а звуки мелодической линии возникают на вторую, то есть слабую долю, однако они должны звучать ярче сопровождения. Иначе говоря, необходимо выстроить нужное равновесие между аккомпанементом и мелодией, особенно когда она уходит в нижний голос. · Помимо того, в работе над композицией следует обратить особое внимание на ритмическую точность, темповое постоянство, а также осмысленную и точно выстроенную фразировку, которую обязательно должна подчёркиваться намеченной композитором динамической линией. · Также важно юному пианисту в пьесе научиться правильно работать с педалью, которая в данном произведении является запаздывающей.
«Болезнь куклы». Эта печальная кантиленная композиция, как и все пьесы, входящие в «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского является лучшим образцом детской фортепианной литературы. Она отличается большой художественной ценностью, а потому чрезвычайно полезна для воспитания юных музыкантов, так как позволяет активно развивать их творческую фантазию. |