«Исследование влияния клипового мышления на восприятие информации в графическом дизайне». Теория инф. Теория информации
Скачать 5.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Кафедра Автоматизированных систем управления ОТЧЁТ по лабораторной работе № 2 «Исследование влияния клипового мышления на восприятие информации в графическом дизайне» по дисциплине: «Теория информации» Выполнили: Проверил: д.э.н., доцент Москва 2022 ОглавлениеВведение 3 1.Понятие клипового мышления 3 2.Исследование влияния клипового мышления на графический дизайн 4 3.Выдвижение гипотезы о влиянии клипового мышления на восприятие информации в интернет-СМИ 7 4.Проведение анкетирования 7 4.1Объект и методы исследования 7 4.2Выбор формы опроса 7 4.3Респонденты 8 4.3.1 Общая информация 9 4.3.2 Личные предпочтения 9 Заключение 18 Приложение А 19 ВведениеЗадание: провести исследование влияния клипового мышления на восприятие информации, получаемой посредством визуального наблюдения, в графическом дизайне. Понятие клипового мышленияАнглийское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка). Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп-или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране. Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы. Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий. Ф.И. Гиренок противопоставляет клиповое сознание понятийному, которое в нынешних условиях уступает место первому. «Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым». По его мнению, учителя и школьники в современной системе образования принадлежат к разным реальностям: школьники ориентируются на более современное клиповое сознание, а учителя приучают их к традиционному понятийному. Это противоречие порождает конфликт между одними и другими. Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека. Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией. Выделяют пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»: ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы Исследование влияния клипового мышления на графический дизайнДостижения научно-технического прогресса современного мира вносят свои коррективы в жизнь человека, которого, на сегодняшний день, можно назвать «цифровым». Он с рождения окружен компьютерами и различными гаджетами. У него, как и у каждого современного члена общества, есть смартфон, который является подобием окна в мир реальности. Стоит признать, что человек XXI века познаёт мир и общается с окружающими смотря на картинку экрана. Важно сказать о том, что современный человек получает большую часть информации с помощью визуального материала. На смену вербальным средствам информации: книги, газеты и журналы, пришли визуальные: телевидение и Интернет. Как известно, существует особое разделение современное общество по типам восприятия информации. С рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием и вкусом. Среди этих пяти, выделяют три самых важных: слух, зрение и осязание. Аудиальный способ восприятия развит у людей, которые опираются в получении информации на слух, кинетический – у тех, кто доверяет осязанию. Те, кто с успехом воспринимает информацию с помощью зрения, являются визуалами. Безусловно, мир XXI века принадлежит визуалам. Именно они за считанные мгновения воспринимают смысл визуального ряда многочисленных рекламных роликов и постов в социальных сетях. Что необходимо для современного человека, который обладает особым видом восприятия – «клиповым мышлением». На сегодняшний день, человек должен получить за короткий промежуток времени максимум информации. Безусловно, успешность коммуникации в современном мире напрямую зависит от лаконичности информационного сообщения, если быть точнее, от лаконичности картинки. Именно поэтому происходит стремительное упрощение графики различных информационных носителей. Таким образом, одним из основных направлений графического дизайна стал минимализм. Минимализм — стиль в дизайне, характеризующийся крайне малым количеством элементов и простотой. Основные черты, которые отмечают дизайнеры, говоря о минимализме, включают: Простоту Ясность Выраженную визуальную иерархию Большое внимание к пропорциям и композиции Функциональность каждого элемента Много пустого пространства Меньше деталей и больше внимания к каждой Типографику как важный элемент дизайна Отказ от нефункциональных декоративных элементов
Развитие интернета повлияло на скорость и способ восприятия информации, появилось клиповое мышление. Эти перемены отметили и стали использовать в графическом дизайне. Можно сделать предположение о том, что при восприятия визуальной информации люди предпочитают простую композицию без лишних деталей и прочих отвлекающих факторов. Компании адаптировали корпоративную графику для потребностей человека с «клиповым мышлением», что поспособствует быстрому считыванию информации с фирменного знака компании и его запоминаемости. Реакцией графического дизайна на появление «клипового мышления» стало развитие стиля минимализм, который с успехом удовлетворяет потребности его обладателей. Минимализм, как стиль в дизайне, можно охарактеризовать лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Проведение анкетированияОбъект и методы исследованияВ качестве объекта исследования были выбраны некоторые элементы графического дизайна, а именно: логотипы брендов, схема метро, шрифты, цветовые сочетания. Для проверки гипотезы был составлен опрос, в котором учитывались личные предпочтения респондентов насчет графики, которая показалась им наиболее запоминающейся и визуально приятной на экране. Выбор формы опросаОпрос осуществлялся посредством анкетирования. Анкета была составлена с использованием сервиса Yandex Forms. Для того, чтобы охарактеризовать респондентов, им необходимо ответить на ряд общих вопросов: пол, возраст, а также присутствие или отсутствие у них клипового мышления. Затем им следует выбрать более понравившейся вариант логотипа, шрифта, схемы, цветового сочетания. (Приложение А) РеспондентыОпрос был проведен среди молодежи. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 18 до 24 лет, а также 1 человек в возрасте больше 25 лет. Соотношение между полами примерно одинаково. Большинство респондентов слышали о феномене клипового мышления и посчитали, что у них присутствует данный тип мышления. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день информационный поток, воспринимаемый человеком, настолько велик, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и отсеивания лишнего. 4.3.1 Общая информацияРисунок 1 – Возраст респондентов Рисунок 2 — Пол респондентов Рисунок 3 — Наличие представления о феномене «клипового мышления» 4.3.2 Личные предпочтенияВ разделе личных предпочтений респондентам предлагалось выбрать наиболее понравившийся и удобный в использовании вариант логотипа, шрифта, схемы, цветового сочетания. Было приведено сравнение иконок приложений, логотипов Ebay, Starbucks, Google, шрифтов, схем московского метро и цветовых сочетаний. Рисунок 4 — Иконка почтового приложения Левый рисунок отличаются высокой степенью реалистичности. Отрисован задний фони в виде облаков, наблюдаются блики и тени, присущие реальным объектам. Иконка содержит в себе множество цветов и их оттенков, выглядит более объемно. Правый рисунок представляют из себя схематичное изображение, использовано два основных цвета, нет лишних деталей, светотеней и бликов. Рисунок 5 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса большинство респондентов выбрали правый вариант (32 человека – 78%), за левый вариант проголосовало 9 человек, что составило 22% от общего числа опрашиваемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что людей больше привлекает не реалистичность объекта, а простота и отсутствие лишних деталей в композиции. Рисунок 6 — Иконка камеры телефона Левый рисунок выполнен в виде объектива фотокамеры, использованы блики, тени, градиенты, что делает его похожим на объект реального мира, также выбрано несколько цветов и множество оттенков этих цветов для передачи объемности рисунка. Правый рисунок использует более простое и узнаваемое очертание предмета, использованы два основных цвета, рисунок выглядит более плоским. Рисунок 7 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса можно наблюдать, что большинство голосов получил правый вариант иконки (34 человека – 82.9%), за левый вариант проголосовало 7 человек, что составляет 17.1% от всего количества опрошенных. Можно сделать вывод о том, что людей привлекает простота, изящность, легко узнаваемое очертание объекта, использование минимального количества цветов в отрисовке элементов графического интерфейса. Рисунок 8 — Логотип Ebay На рисунке слева буквы наложены друг на друга, что может мешать восприятию и запоминаемости логотипа. На рисунке справа использованные более яркие оттенки цветов, не мешает усложнённая композиция. Рисунок 9 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса большинство людей предпочли правый вариант логотипа (30 человек – 73.2%), за правый свой голос отдали 11 человек (26.8%). Из этого можно сделать вывод, что люди лучше воспринимают логотип с упрощенной композицией. Рисунок 10 — Логотип Starbucks На рисунке слева использовано три основных цвета, присутствуют мелкие детали в виде звёзд, обводка, название бренда. На рисунке справа основной рисунок загроможден обилием мелких деталей, выполнен в более большом размере, задействовано два цвета компании. Рисунок 11 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса большинство проголосовало за правый вариант (31 человек – 75.6%), за второй вариант свой голос отдали 10 человек (24.4%). Можно сделать вывод о том, что картинка, имеющая меньшее количество деталей более приятна человеку, что повышает узнаваемость компании и лояльность клиента к ней. Рисунок 12 — Логотип Google На левом рисунке дизайн выглядит более объемно за счет использования теней и градиента. На правом рисунке использовано более яркие оттенки основных цветов, восприятию не мешают лишние детали в виде теней. Рисунок 13 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса выбор большинства пал на правый рисунок, за него свой голос отдали 34 человека (82.9%), правый рисунок выбрали 7 человек (17.1%). Можно сделать вывод о том, что люди предпочитают более лаконичный вид логотипа, не отвлекающий лишними элементами декора, в качестве которого на левом рисунке выступает тень. Рисунок 14 — схема московского метрополитена На левом рисунке фигуры более правильной формы, изломы на линиях выглядят более мягко, названия станций написаны контрастным черным цветом, задний фон выполнен полупрозрачным цветом. Аэропорты и вокзалы отмечены легкоузнаваемыми символами. На правом рисунке использованы ломаные линии, названия станций написаны в цвет ветки, на заднем фоне использован яркий цвет, сразу бросающийся в глаза, внимание на себя отвлекают автомобильные дороги и речка. Вокзалы отмечены символом, тяжело воспринимающимся человеком. Рисунок 15 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса более удобным для использования вариантом стала схема метрополитена, расположенная слева (32 человека – 80%), за правый вариант проголосовали 8 человек (20% от числа опрашиваемых). Можно сделать вывод о том, что выделение важной информации цветом (названия станций), используемые геометрические фигуры, цвет и контрастность заднего фона играет большую роль в восприятии информации человеком. Рисунок 16 — Выбор цветовой палитры Верхний вариант включает 6 цветов, такая палитра может использоваться для отрисовки градиента, аккуратного цветового перехода. Нижний вариант включает всего 3 цвета, минимализм предполагает использования минимального количества цветов. Рисунок 17 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса лидирует вариант 2, за него проголосовало 30 человек из 41 опрашиваемого (73.2%). Первый вариант выбрали 11 человек, что составило 26.8% от общего количества респондентов. Следующим по популярности ответом является изображение (22,7% - 5 человек), расположенное в начале материала. За ним следует основной текст и шапка сайта (9,1% - 2 человека). Также по 1 человеку обратило внимание на гиперссылки, рекламу и синий фон. Можно сделать вывод о том, что люди предпочитают меньшее количество используемых в графике цветов. Рисунок 18 — Выбор шрифта Первые четыре шрифта отличаются обильным декором, необычными формами букв, в двух из них использована жирная обводка. В последних двух шрифтах наблюдаются тонкие и чёткие линии, открытый рисунок, края скруглены. Они легко читаемы и разборчивы. Рисунок 19 — Результаты выбора личных предпочтений По результатам опроса лидируют шрифты под номером 2 и 4 с большим отрывом (35.1% и 33.0% соответственно), третье место по популярности разделили шрифты 5 и 6, за них проголосовало 9.6% (9 человек из 41 опрошенного). Таким образом, можно сделать вывод, что люди лучше воспринимают разборчивые минималистичные шрифты. ЗаключениеВ данной работе проведено исследование сетевых издания через призму клипового мышления. Изучение данного феномена стало производиться сравнительно недавно и связано с появлением массовой культуры. На сегодняшний день, человек должен получить за короткий промежуток времени максимум информации. Безусловно, успешность коммуникации в современном мире напрямую зависит от лаконичности информационного сообщения, если быть точнее, от лаконичности картинки. Именно поэтому происходит стремительное упрощение графики различных информационных носителей. В работе были рассмотрены сравнение иконок приложений, логотипов Ebay, Starbucks, Google, шрифтов, схем московского метро и цветовых сочетаний. По результатам анкетирования было отмечено, что современный медиапользователь предпочитает ….. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, о том, что при восприятия визуальной информации люди отдает предпочтение простой композиции без лишних деталей и прочих отвлекающих факторов. Приложение А Рисунок 20 — Общие вопросы, вопрос 1 Рисунок 21 — Общие вопросы, вопрос 2 Рисунок 22 — Общие вопросы, вопрос 2 Рисунок 23 — Личные предпочтения, вопрос 1 Рисунок 24 — Личные предпочтения, вопрос 2 Рисунок 25 — Личные предпочтения, вопрос 3 Рисунок 26 — Личные предпочтения, вопрос 4 Рисунок 27 — Личные предпочтения, вопрос 5 Рисунок 28 — Личные предпочтения, вопрос 6 Рисунок 29 — Личные предпочтения, вопрос 7 Рисунок 30 — Личные предпочтения, вопрос 8 |